Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемЯков Олешев
1 НАУЧНЫЕ ГРАНТЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ Филиппов А.П. член Президиума ЦС Профсоюза работников РАН д. ф.-м. н., зав. лаб. (ИВС РАН, Санкт-Петербург)
2 НАУЧНЫЕ ГРАНТЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ История вопроса. Зарубежный опыт. Последствия кризиса 90-х. Перемены двухтысячных, подходы к преодолению демографического кризиса в российской науке. Подводные камни и что дальше?
3 ИСТОРИЯ ВОПРОСА ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ Молодые исследователи всегда получали и получают низкую заработную плату (во всех странах мира она заметно ниже средней заработной платы по стране). Один из способов смягчения ситуации – выделение молодым исследователям дополнительных средств в виде грантов, призов или стипендий (данная форма используется в ряде стран).
4 ИСТОРИЯ ВОПРОСА ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ СССР: повышенные стипендии студенты разных уровней (Ленинская стипендия) за успехи в учебе, но с учетом достижений в исследовательской работе; конкурсы и олимпиады научно-исследовательских работ; призы – грамоты, дипломы и медали + денежные премии (размер – до полугодовой зарплаты молодого ученого); уровни – от ВУЗа или НИИ до общесоюзного министерства, от города или региона до союзной республики и страны в целом.
5 ПОСЛЕДСТВИЯ КРИЗИСА 90-Х Глобальный – политический, экономический, социальный – кризис и распад СССР кардинальное изменение ситуации в научной сфере: финансирование научных исследований упало в разы; резко снижение реальной заработной платы научных сотрудников; задержки выплаты заработной платы; нехватка денег на проведение исследований; нехватка денег на поддержание нормального уровня функционирования институтов (административные отпуска, работа по форме неполной занятости).
6 Массовый отток сотрудников из НИИ. «Исход» был неравномерным по возрастным группам: основная масса ушедших и сменивших область деятельности – молодые сотрудники. На «молодых» давило полное отсутствие долгосрочных перспектив – возможностей социального обеспечения, возможностей проведения исследований на высоком уровне, осложнение карьерного роста (нарушилась система «омоложения» научных кадров). Усугубление кадровой ситуации из-за резкого сокращения притока молодых специалистов, выпускников ВУЗов и техникумов. ПОСЛЕДСТВИЯ КРИЗИСА 90-Х
7 Сокращение доли молодых исследователей: в СССР доля молодых исследователей (до 28 лет ) – 30%. в РФ в середине девяностых доля молодых исследователей (до 35 лет) – 10%. Резкое сокращение доли научных работников в возрасте от 35 до 55 лет – 15% ; основная масса сотрудников – пенсионеры (в некоторых институтах РАН – до 75% ). ПОСЛЕДСТВИЯ КРИЗИСА 90-Х
8 Трагичность ситуации видели все, но первыми реальные действия по ее исправлению предпринимали руководители среднего и низкого уровня (министерства и руководство РАН продолжали «советскую» практику точечной и разовой поддержки молодых исследователей). Руководители лабораторий поддерживали молодежь из средств договоров и грантов (часто в ущерб более опытным и возрастным сотрудникам, нарушая принципы одинаковой оплаты за равный труд). Администрации НИИ – надбавки за «молодость» (всем) и «стипендии» (лучшим). Эти меры лишь приостановили исход молодежи (дополнительные доходы ниже 50% нищенского оклада мнс). ПОСЛЕДСТВИЯ КРИЗИСА 90-Х
9 Важное обстоятельство (продолжает действовать и в настоящее время): в девяностые наибольшими финансовыми возможностями располагали лидеры: широко известные за рубежом (инвалютные гранты, зарубежные стажировки для молодых ученых); имеющие выход на административный ресурс (дополнительное финансирование под «конкретные» задачи). Положение «молодого» было приемлемым, если он имел счастье работать у такого лидера. Проблемы : Всегда ли в этих группах получали более качественные научные результаты, по сравнению с тем, чего добивались в других командах? Насколько важны эти исследования для России? ПОСЛЕДСТВИЯ КРИЗИСА 90-Х
10 Выход из кризиса 1998 года, устойчивый рост российской экономики, стабилизировался финансовый рынок. Этому способствовали реформы начала двухтысячных и высокие цены на нефть (50 – 60 долларов за баррель в гг. и около 100 долларов за баррель в гг.). У правительства РФ появились возможности для улучшения положения в научной сфере. ПЕРЕМЕНЫ ДВУХТЫСЯЧНЫХ, ПОДХОДЫ К ПРЕОДОЛЕНИЮ КРИЗИСА
11 ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ Руководство страны видело трагическое положение с кадрами в науке (к началу «пилотного» проекта в РАН средний возраст научных сотрудников приближался к 60 годам) одной из задач повышения окладов сотрудников РАН в ходе «пилотного» проекта – исправление демографической ситуации, удержание и привлечение «молодежи». В первые годы после введения новой системы оплаты труда в РАН старение академических институтов остановилось. ПЕРЕМЕНЫ ДВУХТЫСЯЧНЫХ, ПОДХОДЫ К ПРЕОДОЛЕНИЮ КРИЗИСА
12 Изменение в политике распределения научных грантов, упор на поддержку молодых специалистов. Два пути. «Взрослые» гранты Включение в состав исследовательской группы молодых специалистов (в заявках РФФИ и РГНФ – специальный пункт, учитывающий количество молодых исследователей). Однако, включать молодежь в состав команды не означает, что нужно платить ей. Приняты соответствующие меры (одно из требований РНФ – выплата молодым специалистам строго определенной доли фонда оплаты труда). ПЕРЕМЕНЫ ДВУХТЫСЯЧНЫХ, ПОДХОДЫ К ПРЕОДОЛЕНИЮ КРИЗИСА
13 Резкое увеличение количества стипендий, грантов и программ для молодых исследователей ПЕРЕМЕНЫ ДВУХТЫСЯЧНЫХ, ПОДХОДЫ К ПРЕОДОЛЕНИЮ КРИЗИСА
14 Санкт-Петербург Академические институты – стипендии, надбавки, премии и т.п. (до 1/2 оклада мнс, 6000 руб. в мес.). Правительство Санкт-Петербурга – конкурс научных работ студентов (грант в размере руб. в год), аспирантов (50000 руб.) и молодых специалистов ( и руб.). ВУЗы – при определении повышенных «именных» стипендий обязательно учитывается наличие у претендента научных работ. ПЕРЕМЕНЫ ДВУХТЫСЯЧНЫХ, ПОДХОДЫ К ПРЕОДОЛЕНИЮ КРИЗИСА
15 Санкт-Петербург Фонд поддержки малых форм предпринимательства в научной сфере проводит – персональные гранты по программе У.М.Н.И.К ( руб. на два года) и конкурс проектов по программе «СТАРТ» с обязательным участием молодого специалиста (на три года с финансированием первого года руб.). ПЕРЕМЕНЫ ДВУХТЫСЯЧНЫХ, ПОДХОДЫ К ПРЕОДОЛЕНИЮ КРИЗИСА
16 Санкт-Петербург РФФИ – работа молодого специалиста в ведущих лабораториях РФ (70000 руб. в мес.), «Мой первый грант» ( руб. в год), гранты для поддержки ведущих молодежных коллективов (до руб. в год, размер «взрослого» гранта – руб. в год) Президентский молодежный грант ( руб. в год). Президентские стипендии для молодых кандидатов (и докторов) наук. И.т.д., и т.п. ПЕРЕМЕНЫ ДВУХТЫСЯЧНЫХ, ПОДХОДЫ К ПРЕОДОЛЕНИЮ КРИЗИСА
17 На мой взгляд, количество грантов и стипендий для научной молодежи достаточное, даже большое. У специалиста в возрасте 36 лет возможности гораздо меньше. Современные молодежные гранты направлены не только на повышении заработной платы, но обеспечивают и проведение исследований. ПЕРЕМЕНЫ ДВУХТЫСЯЧНЫХ, ПОДХОДЫ К ПРЕОДОЛЕНИЮ КРИЗИСА
18 К чему приводит такая направленность грантовой политики в российской науки? Что ждет нынешнюю научную молодежь? Положительные факторы – повышение заработной платы и некоторая финансовая независимость от руководства лабораторий и институтов, возможность проведения самостоятельных исследований накапливание опыта как написания заявок, так и руководства научными исследованиями и научными группами. ПОДВОДНЫЕ КАМНИ И ЧТО ДАЛЬШЕ?
19 Отрицательные стороны (наиболее существенные на мой взгляд) Всегда ли это конкурсы молодых ученых? Не являются ли они конкурсами научных руководителей? 1. непосредственная помощь при подготовки заявки (ничего плохого в этой помощи не вижу); 2. решение экспертных советов. Учет индексов цитирования журналов и индивидуальных индексов. Это – оценки руководителям, т.к. они выбирают журналы, «формируют» индекс Хирша молодого специалиста (блестящий аспирант средненького руководителя будет иметь более низкий индекс Хирша, чем средненький аспирант блестящего руководителя). ПОДВОДНЫЕ КАМНИ И ЧТО ДАЛЬШЕ?
20 Точечность поддержки. «Серийность» получения грантов - один и тот же исследователь получает все возможные гранты (и часто некоторые из них неоднократно). Вроде бы хорошо, поддерживаются лучшие. Но… при определении победителя конкурса почти всегда учитываются прошлые заслуги. А это могут быть заслуги руководителя. Попавшему в обойму (скажем, будучи еще студентом) много легче побеждать. ПОДВОДНЫЕ КАМНИ И ЧТО ДАЛЬШЕ?
21 Нарушение социальной справедливости (за одинаковую работу работники получают разную зарплату). Один человек работает по шести-восьми грантам. Когда успевает? Такой исследователь перерабатывает непропорционально получаемому вознаграждению, ущемляя права соседних молодых специалистов. Иногда нарушается и закон – за одну и ту же работу работник получает две и более зарплат. Что делать по достижении 36 лет. У «взрослых» грантов другие правила игры. Кризис перехода из «юниоров»? Куда бывшему молодому ученому податься? ПОДВОДНЫЕ КАМНИ И ЧТО ДАЛЬШЕ?
22 Самое главное. Поддержка молодежи за счет грантов – это хорошо. В значительной степени, это – наш особый путь. В развитых странах ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ грантовая поддержка любых возрастных групп ученых ОГРАНИЧЕНА. Они получают невысокую, но достойную зарплату. «Там» зарплата выпускника ВУЗа близка к средней по стране, а в Санкт- Петербурге оклад молодого ученого составляет 1/3 от средне городской. ПРИТОК МОЛОДЕЖИ ОПЯТЬ СНИЖАЕТСЯ ПОДВОДНЫЕ КАМНИ И ЧТО ДАЛЬШЕ?
23 Самое главное ПОДВОДНЫЕ КАМНИ И ЧТО ДАЛЬШЕ? ЗАРПЛАТУ НАДО ПОВЫШАТЬ гранты прикладывать (средства на проведение исследований).
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.