Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемliana Usupova
1 Психологический анализ урока
2 С позиций целостности образовательного процесса основной организационной формой обучения является урок- это такая организационная форма обучения, при которой учитель в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета в ходе занятия, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников (А.А. Бударный)
3 это разбор урока по его составным частям для оценки его в целом. Посещение урока и последующий его анализ одна из наиболее продуктивных конкретных форм руководства учебно-воспитательным процессом в школе. обычно производится работниками отделов народного образования, администрацией школы, осуществляющей непосредственное руководство педагогическим процессом. один из ведущих способов изучения и обобщения опыта, один из приемов научного исследования в области дидактики, методики, психологии учения. широко используется и как форма обмена опытом самих учителей и как способ обучения студентов, будущих учителей. Кроме того, каждый вдумчивый педагог обязательно анализирует и свой урок. Это одно из условий постоянного совершенствования педагогического мастерства. Анализ урока:
4 Цели анализа урока: Контроль за качеством преподавания, качеством знаний, умений и навыков учащихся. Контроль за состоянием учебно-воспитательного процесса. Инструктирование педагога. Помощь в овладении более высоким педагогическим мастерством. Выяснение причин успехов и неудач учителя, преодоление недостатков в его работе. Выявление системы работы учителя и др. Но главная цель - повысить эффективность и результативность учебного занятия.
5 Виды анализа урока Полный анализ урока Структурный анализ урока Аспектный анализ урока Краткий анализ урока Дидактический анализ урока Комплексный анализ уроков Психологический анализ урока
6 Психологический анализ урока - это изучение выполнения психологических требований к уроку.
7 Психологи ческий анализ урока направлен Отношени я между учителем и учащимися Особенност и общения педагога со школьника ми Учет возрастных и индивидуальных особенностей школьников Вопрос о педагогическом такте Изучение психологического климата Степень личного влияния учителя на учащегося
8 С психологической точки зрения современный урок - это организованное педагогом духовное общение группы, содержанием которого является научное знание, а ключевым результатом (продуктом духовного усилия) становится духовное обогащение каждого субъекта урочного общения. На уроке происходит не только присвоение учащимся знаний, умений и навыков, но «проживание» ценности знания и осмысление ребенком своего «Я» в контексте индивидуально-групповой деятельности. Урок должен давать ребенку опыт групповой интеллектуальной деятельности, становиться источником культурных, поведенческих привычек и навыков общения, взаимодействия. На уроке формируются дискуссионные умения: выслушивать - воспроизводить услышанное - соотносить со своим представлением - выражать несогласие - ставить вопросы - оценивать главное - дополнять - принимать логику другого.
9 Первый план – это анализ, относящийся к воспитанию, развитию личности учащегося, формированию его мировоззрения, нравственности в процессе обучения. Этот план входит частью в общепедагогический разбор урока, где рассматривается его соответствие общеобразовательным и воспитательным целям современного образования. Анализ урока обычно проводится с общепсихологических позиций принципа развивающего и воспитывающего обучения. Разграничивают три плана психологического анализа урока.
10 Второй план тесно соотносится с методическим разбором урока: обоснованием его целей, содержания, организации и т. д. В ходе анализа рассматривается, насколько урок соответствует уровню подготовки учащихся и их интеллектуальному развитию. Анализируются психологическая природа усвоения учебного материала, развития интеллектуальной активности обучаемых в учебном процессе, соответствие приемов и способов работы возрастным и индивидуально-психологическим особенностям учащихся.
11 Третий план анализа урока имеет 2 адресатов: первый – это ученик как субъект учебной деятельности, как субъект педагогического общения с другими учениками, с преподавателем. Вторым адресатом является преподаватель. В этом случае психологического анализа урока задействован механизм рефлексии, т.е. осознания, осмысления, вербализации собственного внутреннего мира человека (мотивов, состояний, направленности личности, уровня притязаний, протекания собственной деятельности, ее успеха и т. д.).
12 Уровни психологического анализа урока Предваряющий ТекущийРетроспективный
13 Схема психологического анализа урока. 1. Психологическая оценка урока: - уровень организации урока (доля спонтанности учительского воздействия в настрое детей на урок); - соотношение мнемические-репродуктивной и самостоятельной, творческой деятельности учащихся, развитие мышления учащихся; - соотношение монологического и диалогического общения между учителем и детьми на уроке; - темп и уровень сложности урока, их адекватность возрасту и контингенту класса; - соответствие форм и методов учебной работы возрастным психофизиологическим особенностям учащихся; - оснащенность урока средствами, оптимизирующими учебную деятельность детей разных психологических типов (аудиальный, визуальный, кинестетический).
14 2. Психологический анализ деятельности учителя на уроке: - наличие физической или психической дистанции между учителем и детьми ("над", "рядом", ' вместе'); - преобладающее отношение к классу; - коммуникабельность, умение устанавливать контакт с классом и с каждым учеником; - способы активизации работы учащихся (их разнообразие и педагогическая целесообразность); - соотношение индивидуального и группового общения на уроке; - способность к делегированию полномочий учащимся; - умение слушать; - способность к индивидуализации и дифференциации учебной работы с учащимися; - стимулирование запоминания или понимания, самостоятельности мышления; работа по формированию умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификация, систематизация и др.); - соотношение принуждения и приглашения в способах организации учебной работы; - эмоциональная устойчивость, владение собой, преобладание эмоции; - увлеченность преподаваемым предметом; - адекватность индивидуальной манеры поведения учителя свойствам его темперамента; - внешний облик учителя (поза, мимика, пантомима, одежда, прическа, чувство вкуса, стиля).
15 3. Психологический анализ учебной деятельности учащихся: - позиция учащихся: активная (субъекты учебной деятельности, действующие по внутреннему побуждению) или пассивная (исполнители целей и задач учителя); - владение основными компонентами учебной деятельности (постановка цели, ее принятие, выбор средств решения учебных задач, самоанализ, самооценка процесса и результатов учебной деятельности); - преобладание мотивации учения, проявившейся на данном уроке; - нацеленность урока: на процесс или на результат учебной работы; - наличие инициативы у учащихся в процессе учебной работы; - наличие творческой или исполнительской позиции у детей, тяготение к действиям по алгоритму или эвристическому решению учебных задач, вариативности в решениях; - наличие вопросов, добавлений, комментариев со стороны детей; - отношение к ошибкам - своим и товарищей (есть ли страх, напряженность в ситуации ошибки или она вызывает живой интерес и потребность ее анализа); I - роль учащихся (коммуникативная открытость, индивидуальность, нестандартность речи); - склонность к кооперации или конкурентности (групповая, парная работа, дискуссии, коллективное решение учебных задач, взаимопомощь, сочувствие в ситуациях неудач, радость в связи с успехом товарищей); - раскрепощенность или скованность (закрыты, прячутся за ролевые маски); - отношение учащихся к учителю (уважительное, равнодушное, подчиненное, недоброжелательное); - преобладающее на уроке самочувствие и настроение класса (напряженность, страх, воодушевленность, энтузиазм, бодрость, жизнерадостность, мажорность, подавление, равнодушие, раздражительность, агрессия).
16 Таким образом, психологический анализ урока – это многостороннее явление, позволяющее преподавателю мысленно охватить весь процесс обучения и в то же время представить каждый его момент. Психологический анализ урока – это средство, с помощью которого формируется и развивается педагогическое самосознание преподавателя, совершенствуется его педагогическое мастерство.
17 Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.