Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемРегина Колпашникова
1 Деятельностный подход при формировании лингвокультуроведческой компетенции на уроках русского языка: от слова к тексту. Мазепа Е.В. учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 46.
2 Формирование лингвокультуроведческой компетенции. Современные образовательные стандарты второго поколения нацеливают учителя на организацию работы по формированию культуроведческой компетенции обучающихся. Для учителей словесности правомернее было бы говорить о лингвокультуроведческой компетенции, так как язык (как часть культуры) сам по себе имеет культурное значение.
3 В этом случае становится особенно важным этап отбора дидактического материала, где обязательно содержится информация культуроведческого содержания, подобранная с учетом возрастных особенностей обучающихся.
4 Ещё одним основополагающим принципом современного обучения становится деятельностный подход в организации работы на уроке: становится особенно актуален принцип подбора методических приёмов и технологий, реализующих деятельностный подход.
5 При этом многих учителей волнует такой вопрос: как на протяжении семи лет обучения русскому языку в среднем и в старшем звене не допустить ослабления интереса к предмету. Как поддерживать этот интерес, не забывая о подготовке к экзаменам, о развитии творческих и интеллектуальных способностей учащихся, о крепких фундаментальных знаниях по предмету?
6 Одной из интересных форм работы в шестом классе при изучении раздела «Лексика» может стать игра «Кругосветка». Игра проводится на уроке обобщения материала. Время проведения ограничено, обычно это минут. Каждому ребёнку на парту раздаются слова-названия одного из пластов лексики, например, «устаревшие слова», «диалектные» или даже «историзмы», «архаизмы». Кроме родового наименования даётся на парту по нескольку слов видового значения, например, кафтан, пенсне, пламя, ланиты и т.д. Ребёнок на партах одноклассников должен найти и собрать слова для своей тематической группы.
7 Большинство слов, конечно же, будет из учебника русского языка, с которыми они уже успели познакомиться на предыдущих уроках, но обязательно нужно дать детям «новые» слова, с которыми они ещё не встречались или встречались на уроках литературы. Значения этих слов, если они не понятны детям, можно написать на доске и прикрыть, приготовить раздаточный материал со значением слов или воспользоваться мультимедийными средствами. Затем ребята защищают свою работу, объясняя, почему они выбрали именно эти слова.
8 Головным уборам русских женщин уделялось особое внимание. Головной убор был важнейшим элементом народного костюма, служил своеобразной визитной карточкой. По нему можно было узнать, из какой местности его владелица, ее возраст и семейное положение. … Женские головные уборы северных губерний назывались «кокошники», южных – «сороки». Женщины носили «глухие» головные уборы, под которыми прятали волосы, так как считалось, что женские волосы обладают колдовской силой, а кроме того, показаться «простоволосой» было верхом неприличия. … В отличие от женских, названия девичьих головных уборов, как и их форма, разнообразны: венец, повязка, поселок, перевязка, лента, корона и др. ( Ф. Пармон)
9 - Встречали ли вы где-нибудь сведения о головных уборах русских женщин? - Какая информация в этом тексте для вас была новой? - Значение каких слов вам непонятно? - Найдите значения этих слов в словаре. - В этимологическом словаре найдите происхождение слов кокошник, сороки, поселок, корона.
10 - Объясните расстановку знаков препинания в тексте. - Сделайте морфемный разбор слов : простоволосой, натемник, поселок, перевязка.
11 Вначале даётся слово-символ, которое и будет заголовком текста. Лучше всего подходят слова нравственного, культуроведческого содержания: искусство, патриотизм, героизм, милосердие. К этому слову-символу прошу подобрать ассоциации. После этого кто-то оглашает свой список, выявляется частотность слов, каждый ученик добавляет слова в свой перечень. Обязательно нужно сформулировать тезис сочинения. На первых порах лучше это делать коллективно, затем дети будут справляться самостоятельно. Например, если вы взяли слово-символ «искусство», то тезисом может стать следующее выражение: искусство помогает выжить. Если вы работаете с 11-м классом, можно разделить ребят на две группы. Первая группа должна написать сочинение с аргументами на жизненном материале, вторая – на литературном. Вывод проговаривается вслух (Например, как бедна была бы человеческая жизнь без произведений искусства).
12 так организовать деятельность ребёнка на уроке, чтобы он: получил или закрепил знания; был заинтересован и в том, что он делает, и тем материалом, который ему предоставляет учитель.
13 Деятельностный подход на культуроведческом материале даёт тот сплав, который пытается получить каждый неравнодушный учитель в процессе обучения.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.