Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемАлевтина Бегильдеева
1 Воспитательные возможности урока физики / из опыта работы Бакус Л.Р./ «Моральные качества личности имеют большее значение, чем интеллектуальные достижения» А. Эйнштейн. учитель физики высшей квалификационной категории Бакус Людмила Робертовна МБОУ СОШ 8 г. Конаково, Тверская область Всероссийский фестиваль педагогического творчества
2 Место физики среди школьных дисциплин Физика занимает особое место среди школьных дисциплин. Физика - основа научно-технического прогресса создаёт у учащихся представление о научной картине мира. показывает гуманистическую сущность научных знаний подчёркивает нравственную ценность знаний, формирует творческие способности учащихся, формирует мировоззрение учащихся, способствует воспитанию высоконравственной личности, что является основной целью обучения.
3 Воспитательные возможности урока физики Изучение физики по программе для общеобразовательных учреждений на базовом уровне направлено на достижение целей по освоению знаний, овладению умениями, развитию навыков по предмету, а также по воспитанию убеждённости в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; использованию приобретённых знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды. С целью решения актуальных для современной школы задач и оптимизации учебно-воспитательного процесса использую технологии: технология личностно – ориентированного обучения И.С.Якиманской (ситуация успеха, возможность выбора, атмосфера сотрудничества, рефлексия) межпредметных связей. здоровьесберегающая технология (формирование экологической компетентности учащихся и воспитания у них экологической грамотности ). Ведущие формы проведения занятий: беседы, практические работы, обмен информацией, наблюдения и опыты, игры и другие формы с активным использованием наглядности, созданием проблемных ситуаций, опорой на жизненный опыт учащихся.
4 Использование межпредметных связей на уроках физики Целый ряд физических сведений получают учащиеся на уроках биологии, экологии, географии, природоведения за счёт наблюдений за растительным, животным миром, природными явлениями. Это даёт возможность : разнообразить уроки, сделать их увлекательными, запоминающимися, воспитывающими. Межпредметные связи содействуют формированию у учащихся цельного представления о явлениях природы, помогают им использовать свои знания при решении практических и экспериментальных задач. Цель применения: способствовать развитию интереса к естественным наукам, формированию мировоззрения учащихся, воспитанию личности школьника. Задачи применения: расширение знаний учащихся по физике; приобретение практических, информационных, коммуникативных умений; развитие интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения задач, выполнения опытов, подготовки творческих работ;
5 Воспитывающие возможности задач Решение задач – неотъемлемая составная часть процесса обучения физике, поскольку она позволяет формировать и обогащать физические понятия, развивать физическое мышление учащегося и их навыки применения знаний на практике, содействовать развитию у учеников положительных черт характера. Нужно стремиться сообщать ученику не только новые знания, но и помогать ему глубже и лучше познать то, что он уже знает, то есть сделать "живыми" уже имеющиеся у него основные научные сведения, научить сознательно ими распоряжаться, пробудить желание применить их. Использую : задачи мини – рассказы; задачи, затрагивающие личностные качества человека; занимательные задачи; задачи с нетипичными ситуациями; задачи с бытовым содержанием; задачи с доп. познавательной информацией; задачи – исследования; сюжетные задачи; задачи с худ. содержанием;
6 Функции сюжетных задач и задач с художественным содержанием Сюжетные задачи – задачи, в которых описан некоторый жизненный сюжет (явление, событие, процесс), с целью нахождения определённых количественных характеристик или значений. учат видеть и правильно объяснять с точки зрения физики повседневные явления. содержат в себе информацию, активизирующую познавательную деятельность и эмоциональную сферу ученика на различных этапах урока. могут выполнять в процессе обучения физике побуждающую, познавательную, воспитывающую, развивающую, контролирующую функции. Задачи с художественным содержанием - задачи, в содержании которых использован текст или мотивы художественных произведений привлекают фрагменты с элементами литературы, истории формируют у учащихся любовь к природе, родному краю, обогащать образное мышление, развивать фантазию, что является необходимым фактором успешного усвоения учебного предмета.
7 Использование на уроках физики сюжетных задач и задач с художественным содержанием я представляю свой опыт по применению таких выразительных средств, как использование отрывков из стихотворений русского писателя И.А.Бунина (учащиеся получают задания составить к ним вопросы и ответить на них); использование фрагментов текстов из статей любителя природы и человека необычайно талантливого, создавшего оригинальный жанр коротких рассказов - размышлений о природе Василия Пескова (информация, полученная из этих фрагментов,помогает учащимся в ответе на вопросы или составлении к ним вопросов); использование фрагментов музыкальных произведений русских композиторов П. Чайковского и Н. Римского-Корсакова (динамические паузы); использование ярких выразительных фотографий из сети Интернет; использование физкультминуток, органично вписывающихся в канву мероприятия. Для более эффективного решения поставленных задач я конструирую качественные вопросы и расчётные задачи в виде небольших сюжетов. Использую на различных типах уроков; на различных этапах урока в соответствии с целями уроков. Мощное средство воспитания личности школьников на уроке физики связь обучения с жизнью, практикой, бытом
8 Роль домашнего физического эксперимента Современные процессы социального обновления, протекающие в обществе, востребовали человека, способного творчески, аналитически решать личные и общественные проблемы, сознательно строить свой внутренний и духовный мир. Производству требуются специалисты, обладающие не только необходимыми знаниями, умениями и навыками, но и такими качествами, как самостоятельность, организованность, способность решать творческие задачи, проектировать собственную деятельность, проявляющие готовность к самообразованию и саморазвитию, к ускоренной адаптации, к изменениям в производстве, в социальном пространстве. Прерогативой преподавания физики всегда являлся физический эксперимент. Домашние экспериментальные работы – вид деятельности учащихся, в котором они могут проявить свои творческие способности. Владение современными технологиями существенно повысит качество работы и представления её результатов. Эффективным способом обучения учащихся созданию микро презентаций в ходе выполнения домашних практических работ, позволяют подготовить учащихся к дальнейшей проектной деятельности.
9 Необходимость проведения занимательных и одновременно познавательных домашних физических опытов, начиная с седьмого класса. Важны опыты: наиболее соответствующие интересам детей, учитывающие их предварительную подготовку по технологии производства, а также математические способности, непременным условием всех опытов должна являться их безопасность. Обращение к истории науки при подготовке серии домашних экспериментальных заданий покажет ученику, как труден и длителен путь учёного к истине, которая формулируется сегодня в виде короткого уравнения или закона. Опыт показывает, что подобное обращение к истории науки и техники имеет большое воспитательное значение: домашний физический эксперимент является составной частью общественно – полезного производительного труда, в процессе этого труда школьники не только знакомятся с различными профессиями, практически проверяют себя, «примеряют» себя к тем или иным сферам производства, профессиям, но и учитель получает благоприятные условия для изучения личности школьника. У учителя физики есть уникальная возможность не только рассказывать о физ. явлениях и законах, но и найти способы настолько приблизить эти явления к ученикам, чтобы они стали вместе с ним исследователями этих явлений. Уверенность учащихся в возможности экспериментального подтверждения научных фактов заставляет с особым уважением относиться к предмету, где каждое положение доказуемо. Домашние физические опыты
10 Цели и задачи: 1)Учить формировать знания о физических величинах, явлениях, законах. иллюстрировать физические явления и законы физики примерами из биологии, географии, экологии. детей самостоятельно искать необходимую информацию с использованием различных источников, работать в группе. 2)Развивать познавательную активность учащихся, диалектическое и системное мышление, гибкость ума, смекалку, речь, умение переносить и обобщать знания из разных предметов, умение работать над замыслом 3)Воспитывать любовь к природе, родному краю, экологическую грамотность с использованием здоровьесберегающего элемента, бережно относиться к своему здоровью, использовать полученные знания в повседневно, чувство ответственности за порученное дело, уважению к труду, эмоциональную сферу учащихся посредством включения в канву урока музыкальных произведений, выразительных худ. средств ( поэзия, фотографии и видеофрагменты природных пейзажей)
11 Урок «Диффузия» 7 класс /фрагмент/ Учитель: Дорогие путешественники! Наш путь лежит по родным просторам: через леса, через поля. Мы будем любоваться нашей природой, дышали чистым воздухом, укреплять своё здоровье вдали от шумного и пыльного города. В пути вы должны помогать друг другу, чтобы избежать ушибов и травм.
12 ПРИВАЛ «НА ЛЕСНОЙ ОПУШКЕ» При 8-часовой работе двигателя расходуется 380 кг кислорода Такое же кол-во кислорода выделяет 1 га леса в течение почти 2-х суток Человек потребляет в сутки в среднем 1 кг пищи, 2 кг воды и около 2,5 кг воздуха Кожа дышит «чистым» воздухом. 30% кислорода поступает в организм через кожу. I. Задания группам: «Экологические» Группа 1 1. Как происходит процесс очистки воздуха лесом? Группа 2 2. Чем объясняется, что пыль не спадает с поверхности, обращенной вниз? Группа 3 3. Пояснить смысл мордовской народной пословицы: «Много леса – не руби, мало леса – береги, нет леса – посади».
13 II. Задания командам: «Поэтические» Прочтите отрывки из стихотворений певца русской природы Ивана Бунина. Составьте к ним вопрос. Ответьте на него. Обратите внимание на выделенные слова. Они помогут вам узнать физическое явление. Группа 1 Группа 2 «..И в молодом березняке «Чем жарче день, тем сладостней в бору Грибами пахнет и листвою» Дышать смолистым свежим ароматом»
14 Группа 3 «Полями пахнет, - свежих трав, От сенокосов и дубрав Лугов, прохладное дыханье! Я в нем люблю благоуханье»
15 Динамическая пауза - музыкальная П.И.Чайковский «Вальс цветов» / фрагмент/
16 ПРИВАЛ «ОКНО В ПРИРОДУ» Учитель: Дорогие путешественники! Много интересного человек может узнать, читая книги и научно –популярную литературу, а также периодические издания. В течение ряда лет в газете «Комсомольская правда» в рубрике « Окно в природу» помещал свои очерки о природе писатель Василий Песков. III.Задания группам : « Биологические» Прочтите фрагменты статей В.Пескова «Пчёлочка златая: жужу – жижу – жу…» и «Похожий на солнце». Информация из этих статей поможет вам в ответах на вопрос ы. Группа 1 «Что же представляет собою живое солнышко?» Правильно ли утверждение, что подсолнух поворачивается вслед за солнцем? Можно ли подсолнечник назвать цветком? Группа 2 Какова задача цветков из венчика? Каково назначение хоботка пчелы? Группа 3 «Почему мед называют «душою цветов»? Как пчела – путешественница находит дорогу к цветку?
17 Группа 1 Группа 2 Группа 3
18 Фрагменты статей: Группа 1: 1.«..Прежде всего - это не один цветок, а соцветие. Сотни цветков, прочно сидящих в корзине – шляпке» 2. «Это утверждение всего лишь легенда. Подсолнухи любят солнце, но не поворачиваются вслед за ним» Группа 2: 1.«..Самые крайние цветки образуют желтый нарядный венчик. Но эти цветки бесплодны, семян они не дают. Их задача: яркой, броской окраской привлекать опылителей – насекомых к остальному сообществу» 2. «..Хоботком из цветов она вытягивает нектар, а на ворсинках тела невольно переносит пыльцу (мужское семя растений) на пестики (женские половые органы цветов). Таким образом, происходит опыление (оплодотворение) растений. Восемьдесят процентов цветковых растений опыляются насекомыми, и главный опылитель из них – пчёла» Группа 3: 1.«..Мед иногда называют «душою цветов». В июне, во время буйного разнотравья, опустите травинку в глубину цветка, дотроньтесь до неё потом языком, и вы поймете мудрость этих слов – «душа цветов» 2. «..Не удивляйтесь, если пчела прилетела к цветку, на котором вы её наблюдаете километра два-три. Пчелы-разведчицы особым танцем в улье указали ей путь и расстояние до цветов. Ориентируясь по солнцу (и в облачный день пчела знает его положение в небе), и метит путь специфическим запахом – маячки запаха помогают ей без ошибки находить дорогу домой»
19 ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Упражнение « Где пахнет?»( повороты головы) И.П.: встаньте прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Поверните голову вправо - сделайте шумный короткий вдох носом с правой стороны. Затем поверните голову влево – «шмыгните» носом с левой стороны. Вдох справа – вдох слева. Посередине голову не останавливать, шею не напрягать, вдох не тянуть!
20 Урок «Расчёт пути и времени движения» 7 кл. /фрагмент/ Задания группам : Прочтите фрагмент текста статьи В.Пескова « О мёде и воске»: «..Путешествуя летом на автомобиле, вы замечали, наверное, на ветровом стекле золотистые кляксы. Это, столкнувшись с машиной, потерпела катастрофу пчела. В некоторых местах пчелиные трассы перекрещиваются с автомобильными трассами. Перелетая дорогу, одни пчелы растекаются желтыми пятнами на ветровых стеклах, другие с потоками воздуха засасываются в радиатор. Столкновение с машинами смертельно для пчел» Решите задачи, составленные на основе этого текста: Группа 1 Автомобиль и пчела движутся прямолинейно в одном направлении, так что через некоторое время расстояние между ними не меняется. Укажите, относительно каких тел каждый из них находится в покое и относительно каких тел они в течение этого промежутка времени движутся? Группа 2 Скорость тяжелогруженой пчелы при благоприятной погоде в среднем 18 км/ч. Выразить скорость пчелы в м/с. Сравнить скорость пчелы со скоростью автомобиля, движущегося со скоростью 15 м/ с. Группа 3 За сколько минут тяжелогружёная пчела пролетит 2 км пути, имея скорость 18 км/час? За сколько минут это путь пройдёт автомобиль со скоростью 15 м/с?
21 Урок «Расчёт массы и объёма тела» 7 класс /фрагмент/ Прочтите фрагмент текста статьи В.Пескова « О мёде и воске»: «..Все, что пчела соберет с цветов в транспортную « цистерну» - зобик, предназначено для семьи. Транспортировка нектара – наиболее трудная часть пчелиной работы. Низко, почти над самой травой, подобно пуле, летит тяжелогруженая пчелка домой…Капелька сладкого душистого вещества (двадцатая часть грамма) сдается на обработку в улей» Решите задачу, составленную на основе этого текста: Группа 1 Сколько миллиграмм нектара в день сдаст на обработку в улей пчела, если сборщицы нектара при благоприятных условиях в среднем делают 10 вылетов в день? Переведите мг в граммы. Группа 2 Какова масса мёда, содержащегося в трёхлитровой банке? Плотность мёда найдите в таблице. Группа 3 Какой вместимости нужна банка для хранения 1 кг мёда? Плотность мёда найдите в таблице.
22 Урок «Атмосферное давление» 7 класс /фрагмент/ Группа 1 Прочтите фрагмент текста статьи В.Пескова « О мёде и воске»: «..Хоботком из цветов она вытягивает нектар» Решите качественную задачу, составленную на основе этого текста: Что общего между процессами питья человеком сока через трубочку и сбором нектара пчелой с помощью хоботка?
23 Экспериментальная задача «Простая пластмассовая крышка» Прохорова М. и Минакова Н. демонстрируют и поясняют опыт Группа 1 Посмотрите, как устроена крышка. Её толщина посредине меньше, чем по краям. Материал крышек очень эластичен. Чтобы закрыть банку, надо надвинуть крышку на отверстие банки и ладонью нажать на середину крышки. Слышится характерный хлопок. Крышка герметично закрывает банку. Объяснить принцип действия крышки.
24 Экспериментальная задача «Как работают легкие» В статье В.Пескова « О меде и воске» приводится такой пример: «Температура тела во время полета тяжелогруженой пчелы на десять градусов выше, чем у сидящих без движения пчёл, а кислорода она потребляет в 50 раз больше, чем в минуты покоя» Учитель: Процесс дыхания, как вы знаете из курса биологии является важной жизненной функцией живых организмов. Группа 3 Как работают лёгкие человека? Салдин Д. демонстрирует и поясняет опыт с самодельным прибором ( резиновая плёнка имитирует диафрагму, а шарик – лёгкие) Диафрагма опускается – Вдох. Диафрагма поднимается – Выдох. Оттягиваем плёнку – шарик надувается. Надавливаем на плёнку – шарик сдувается. Лёгкие наполняются атм.воздухом. Так же работают и лёгкие человека.
25 Берегите пчёл! Учитель: Дорогие путешественники! Сегодня был ветреный день, и вы, наверное, заметили, как низко над нашей опушкой летали пчелы. Пчелы обычно летают низко, чтобы не подвергаться воздействию ветра. Они не могут преодолеть сильный ветер. Вспомните скоростные автотрассы! Пчелам нужен чистый воздух, как и человеку! Мёд не только вкусный, но и полезный. В меде есть витамины. Пчелиным прополисом поласкают горло, если оно заболит. Пчела может ужалить, она так защищается. Пчелиный яд является лекарством. Из мёда делают мази, крема и натирают больные места.
26 ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА – МУЗЫКАЛЬНАЯ Римский-Корсаков «Полёт шмеля» /фрагмент/
27 Урок «Гидравлический пресс» 7 класс /фрагмент/ Задания группам «Практические» Группа 1 Раздавите на бумаге подсолнечное зерно. Что вы увидите? Объясните явление. В чем главная ценность «Цветка – солнца»? Как, поначалу, экзотическое для России растение вернулось на свою родину в Америку ценнейшей масличной культурой? Найти в тексте статьи В. Пескова «Похожий на солнце» информацию по данному вопросу. Группа 2 Найти в тексте статьи В. Пескова «Похожий на солнце» информацию о том, кем, где и когда был изобретен первый примитивный пресс для отжима масла из подсолнечных семян. Рассказать об устройстве этого пресса. Группа 3 Найти в тексте статьи В. Пескова «Похожий на солнце» информацию о совершенствовании винтовых прессов. Привести примеры о бурном развитии маслобойного дела в степной России. Почему вблизи старых деревянных построек кустарного заводика все еще чувствуется запах масла?
28 Группа 1 Раздавите на бумаге подсолнечное зерно. Что вы увидите? Объясните явление. В чем главная ценность «Цветка – солнца»? Как, поначалу, экзотическое для России растение вернулось на свою родину в Америку ценнейшей масличной культурой? Найти в тексте статьи В. Пескова «Похожий на солнце» информацию по данному вопросу.
29 Группа 2 Найти в тексте статьи В. Пескова «Похожий на солнце» информацию о том, кем, где и когда был изобретен первый примитивный пресс для отжима масла из подсолнечных семян. Рассказать об устройстве этого пресса.
30 Группа 3 Найти в тексте статьи В. Пескова «Похожий на солнце» информацию о совершенствовании винтовых прессов. Привести примеры о бурном развитии маслобойного дела в степной России. Почему вблизи старых деревянных построек кустарного заводика все еще чувствуется запах масла?
31 Подсолнечное масло имеет приятный запах и вкус. Подсолнечное масло имеет приятный запах и вкус. В косметике масло входит в состав различных мазей Учитель: Итак, благодаря солнцу, воде и земле, на которой вырос подсолнух, а также трудолюбию человека, взрастившего его, мы имеем ценный и полезный продукт – подсолнечное масло. Задания группам «Питательные» Почему рекомендуют заправлять салаты маслом? Почему это делают непосредственно перед едой? Благодаря какому физическому явлению происходит всасывание питательных веществ в стенках кишечника?
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.