Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемВиталий Васютинский
1 И НСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ д.э.н., PhD. Осипов В.С., зав. сектором институтов государственного управления ИЭ РАН Федеральное государственное бюджетное учреждение науки ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ РАН Москва
2 Анализ ситуации
3 В. М АУ : «… Десять лет назад я говорил, что лучшая промышленная политика – ее отсутствие» (Эксперт (900). С. 53.)
4 Д ОБЫЧА ЖЕЛЕЗНОЙ РУДЫ, ПРОИЗВОДСТВО ЧУГУНА И СТАЛИ В Р ОССИЙСКОЙ Ф ЕДЕРАЦИИ В ГГ.
5 П РОИЗВОДСТВО ПРОКАТА ЧЕРНЫХ МЕТАЛЛОВ, ЛИСТОВОГО ПРОКАТА И ТРУБ СТАЛЬНЫХ В Р ОССИЙСКОЙ Ф ЕДЕРАЦИИ В ГГ.
6 П РОИЗВОДСТВО ЦЕМЕНТА, КОНСТРУКЦИЙ И ИЗДЕЛИЙ СБОРНЫЕ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫЕ В Р ОССИЙСКОЙ Ф ЕДЕРАЦИИ В ГГ.
7 Л ЕСОЗАГОТОВКИ, ПРОИЗВОДСТВО ПИЛОМАТЕРИАЛОВ, СТУЛЬЕВ И КРЕСЕЛ В Р ОССИЙСКОЙ Ф ЕДЕРАЦИИ В ГГ.
8 Л ЕСОЗАГОТОВКИ, ПРОИЗВОДСТВО ЦЕЛЛЮЛОЗЫ И БУМАГИ В Р ОССИЙСКОЙ Ф ЕДЕРАЦИИ В ГГ.
9 П РОИЗВОДСТВО ТКАНЕЙ, ПЛАТЬЕ И СОРОЧЕК ВЕРХНИХ В Р ОССИЙСКОЙ Ф ЕДЕРАЦИИ В ГГ.
10 П РОИЗВОДСТВО МОЛОКА, ЦЕЛЬНОМОЛОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ, МАСЛА ЖИВОТНОГО И СЫРОВ ЖИРНЫХ В Р ОССИЙСКОЙ Ф ЕДЕРАЦИИ В ГГ.
11 Теория вопроса
12 В ВОДНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ : А ЗАЧЕМ, СОБСТВЕННО ? Промышленное производство до сих пор остается главным локомотивом экономики, в том числе для сферы услуг Развитие промышленности оказывает многократный эффект на экономику: стимулирует технологические инновации, улучшает торговое сальдо и создает рабочие места, в том числе в сфере услуг По мере спада производственной активности будут утрачиваться компетенции, которые очень трудно восстановить
13 М ЕЖДУНАРОДНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА : М АСКИН ПРОТИВ РИКАРДО Рикардо: обмен однородными товарами Самуэльсон: выравнивание по доходам в связи с открытием рынков Маскин: интернационализация производства будет способствовать увеличению разрыва в оплате труда между двумя категориями специалистов в бедных странах и соответственно повышению уровня неравенства
14 Н ИЗКОЕ КАЧЕСТВО УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ «… главная причина бедности в очень многих странах мира – неэффективность государственного управления. Основной причиной низких темпов роста является некомпетентный и коррумпированный государственный аппарат, не создающий условий, в которых частный бизнес был бы заинтересован в повышении собственной эффективности» * _____________________________________________ *Андерсон Р. Просто не стой на пути. Как государство может помочь бизнесу в бедных странах. М.: ИРИСЭН, С
15 Ф. ФОН Х АЙЕК : «…как бы странно ни выглядело это на первый взгляд, высокий темп роста свидетельствует порой не столько о хорошей политике в настоящем, сколько о дурной политике в прошлом. Следовательно, в странах, уже достигнувших высокого уровня развития, нет оснований ожидать столь же значительных темпов роста, каких на известное время достигают страны, где прежде эффективное использование ресурсов долго сдерживалось законодательными и институциональными барьерами»*. ________________________ * Ф. фон Хайек. Конкуренция как процедура открытия // МЭиМО С.13.
16 Н ОВАЯ КОНКУРЕНЦИЯ Развитие технологий привело к тому, что компании легко меняют место дислокации производства, поэтому в новых условиях между странами возникает конкуренция за качество институциональной среды ведения бизнеса: администрирование, налоги, уровень коррупции, качество судебной системы, качество образования, медицины, культуры и т.д.
17 17
18 Э.Р АЙНЕРТ «политика промышленно развитых стран - специализация на отраслях с возрастающей отдачей, а политика стран третьего мира – специализация на отраслях с убывающей отдачей»* ______________________________ * Райнерт Э. Как богатые страны стали богатыми, и почему бедные страны остаются бедными. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2014.
19 П ОТЕНЦИАЛ ПРОМЫШЛЕННОГО РАЗВИТИЯ : РИСКИ И ВОЗМОЖНОСТИ Отрасли с убывающей отдачей Отрасли с возрастающей отдачей
20 В ОЗРАСТАЮЩАЯ И УБЫВАЮЩАЯ ДОХОДНОСТЬ
21 Ж ИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ПРОДУКТА
22 Ж ИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ГРУППЫ ПРОДУКТОВ
23 М АТРИЦА СТРУКТУРИЗАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИМЕЮЩИХСЯ ОБЪЕМОВ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА
24 М АТРИЦА СТРУКТУРИЗАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ СССР В ПЕРИОД СТАЛИНСКОЙ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ
25 М АТРИЦА СТРУКТУРИЗАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ СОВРЕМЕННОЙ Р ОССИИ
26 И НСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ ПОЛЕ это институционализированная территориально локализованная площадка взаимодействия, на которой хозяйствующие субъекты с различными организационными возможностями согласованно выстраивают свое поведение по отношению друг к другу и к потребителю с наибольшим экономическим эффектом
27 Практика реализации
28 А КТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОМЫШЛЕННОГО СЕКТОРА Р ОССИИ *: * разработка к.э.н., доцента Скрыль Т.В. (РЭУ им. Г.В, Плеханова)
29 ТОР – это часть территории субъекта Федерации, на которой, в соответствии с решением Правительства, установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности. Цель – формирование благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечение ускоренного социально-экономического развития и создание комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения.
30 ТОР: КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА Согласно п. 1 новой статьи НК РФ резидентом территории (далее – резидент) признается российская организация, которая получила данный статус в установленном законом порядке и которая одновременно отвечает следующим требованиям: государственная регистрация юридического лица осуществлена на территории опережающего социально-экономического развития; организация не имеет в своем составе обособленных подразделений, расположенных за пределами территории опережающего социально-экономического развития; организация не применяет специальных налоговых режимов; организация не является участником консолидированной группы налогоплательщиков; организация не является некоммерческой организацией, банком, страховой организацией (страховщиком), негосударственным пенсионным фондом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, клиринговой организацией; организация не является резидентом особой экономической зоны любого типа; организация не является участником региональных инвестиционных проектов.
31 К РИТЕРИИ ОТНЕСЕНИЯ ТЕРРИТОРИИ К ТОР локализация на Дальнем Востоке наихудшие социально-экономические показатели развития по сравнению с иными федеральными округами малая численность населения по сравнению с иными регионами наличие инфраструктуры (газоснабжение, электроснабжение, транспортные магистрали, включая железнодорожное сообщение) экономический потенциал развития (в условиях Дальнего Востока, это земельные ресурсы, природные ресурсы, морские ресурсы, логистический потенциал в связи с близостью к странам АТР) введение режима ТОР в этих районах необременительно для бюджета с точки зрения сбора налогов перспективы регионального экономического роста создают высоко вероятностные условия для увеличения налогооблагаемых баз Вывод: ТОР могут быть созданы в экономически отсталых районах, обладающих потенциалом развития, при условии компенсационного механизма в налоговых правоотношениях.
32 С ОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТНЫХ УСЛОВИЙ В РАМКАХ ТОР ПРЕДПОЛАГАЕТ СЛЕДУЮЩИЕ НАПРАВЛЕНИЯ : применение на территориях опережающего социально- экономического развития таможенной процедуры свободной таможенной зоны, установленной таможенным законодательством Таможенного союза. (ст.25) осуществления градостроительной деятельности (упрощенный порядок подготовки и утверждения документации по планировки территории ТОР) (ст.26); проведения государственной экологической экспертизы в максимально короткий срок 45 дней; (ст.27) изъятия и предоставления земельных участков и (или) иного имущества, сокращенные сроки и порядок обжалования и порядок выкупа; (ст.28) установления сервитутов в отношении земельных участков сокращенные процессуальные сроки установления;(ст.30) использования лесов для размещения объектов (допускается осуществление рубок лесных насаждений без ограничений, предусмотренных лесным законодательством) (ст.31). иностранные граждане получают разрешение на работу без учета квот.
33 И НСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ МАТРИЦА ФОРМИРОВАНИЯ ТОР* * разработка к.э.н., доцента Скрыль Т.В. (РЭУ им. Г.В, Плеханова)
34 Источник: Министерство по развитию Дальнего Востока
35 ПИЛОТНЫЕ ПРОЕКТЫ ТОР ТОР "Надеждинская" расположена в Надеждинском районе Приморского края на земельных участках площадью 806 га. Имеет три якорных резидента (транспортно-логистический комплекс, кондитерский завод, предприятие пищевой промышленности по производству полуфабрикатов) с объемом частных инвестиций 6,7 млрд рублей, требуемых бюджетных 3,9 млрд и планируемым созданием более 1600 рабочих мест. ТОР "Комсомольск" расположен в чертах городов Комсомольская-на-Амуре и Амурск (Хабаровский край) на земельных участках площадью 210 га. Имеет 4 якорных резидента (производство деталей для авиастроения и деревообработка) с объемом частных инвестиций 7,9 млрд рублей, требуемых бюджетных 1,2 млрд и планируемым созданием 770 рабочих мест. ТОР "Хабаровск" расположен в черте г. Хабаровска на земельных участках площадью 587 Га. Имеет 9 якорных резидентов (металлургический завод, агропромышленный тепличный комплекс, складской транспортно- логистический комплекс) с объемом частных инвестиций 15,4 млрд рублей, требуемых бюджетных 2,4 млрд и планируемым созданием более 2500 рабочих мест.
36 Источник: Министерство по развитию Дальнего Востока
37 ТОР «Н АДЕЖДИНСКИЙ » (П РИМОРСКИЙ КРАЙ )
38 ТОР «Н АДЕЖДИНСКИЙ » ( СЕГОДНЯ )
39 ТОР «К ОМСОМОЛЬСК - НА -А МУРЕ » В ТОР "Комсомольск" входят три площадки: "Парус", "Амурлитмаш" и "Амурск". Среди якорных резидентов - "Эпсилон-2", Комсомольский мясокомбинат, ГК "Дальэнергомаш" (подъемные краны), РФП-групп (производство пиломатериалов), "МТЕ Финанс" (финансирование проектов с сфере машиностроения). "Социальное ядро" ТОР - это семь объектов общей стоимостью 6,1 млрд рублей. В их числе детский больничный комплекс (2,8 млрд рублей), дворец спорта (1,5 млрд рублей), реконструкция и оснащение инженерной школы (550 млн рублей). Также планируется сформировать площадку под комплексную застройку жилья в микрорайоне "Парус" (60 тысяч кв метров), реконструировать школу 38 и детский сад 134 и завершить строительство объекта "Комплекс обезжелезивания и деманганации вод Амурского водозабора в пласте г. Комсомольска-на-Амуре".
40 П ЛОЩАДКА «П АРУС » ТОР «К ОМСОМОЛЬСК - НА -А МУРЕ »
41 ТОР «Х АБАРОВСК »
42 ТОР, ГОТОВЫЕ К РЕАЛИЗАЦИИ В 2015 Г. Наименование ТОР, Местоположение Специализац ия Инвестиции млрд рублей Количество создаваемых рабочих мест Площадь, га частные(первы х резидентов) бюджетные (всего) 1 «Предмостовая», Благовещенский район, Амурская область промышленно- логистическая 128, ,3 2 «Белогорск», г. Белогорск, Амурская область сельское хозяйство 1,450, ,3 3 «Камчатка». г. Петропавловск-Камчатский. Камчатский край промышленно- логистическая. туристическая 28, «Михайловская», Михайловский, Спасский, Черниговский районы, Приморский край сельское хозяйство 39,034: «Беринговский», Беринговский район, Чукотский А.О. горно добывающая промышленнос ть 8, "Индустриальный парк «Кангалассы», г. Якутск, Республика Саха (Якутия) промышленная 1,10,235016,9 Итого (с учетам взноса в уставной капитал управляющей кампании): 206,5913,
43 ТОР В МОНОГОРОДАХ ( РОБКИЕ ПОПЫТКИ ) г.Зеленодольск (Республика Татарстан) г.Набережные Челны (Республика Татарстан) г. Тольятти (Самарская область)
44 А НАЛИЗ СРОКОВ ОКУПАЕМОСТИ ОТ ИНВЕСТИЦИЙ В РАЗВИТИЕ ТОР ( ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ РАСЧЁТ ) пп Исходные данные для расчётов: Сумма 1 Число новых рабочих мест, мест Фондовооруженность рабочего места, руб Затраты на транспортировку ОПФ, % от ОПФ 5 4 Затраты на транспортировку стройматериалов, % от ОПФ 2 5 Стоимость 1 кв.м. жилой площади, руб Норматив жилой площадь на 1-го человека, м.кв ВРП на 1-го работающего в год, руб Средняя З/ПЛ работающего в месяц, руб Стоимость 1 кв.м. промышленной инфраструктуры, руб Норматив производственной площади на 1-го работающего, м.кв Текущие эксплуатационные расходы в год на обслуживание ОПФ,% от стоимости ОПФ 2 12 Текущие эксплуатационные расходы в год на обслуживание промышленной инфраструктуры, (% от стоимости промышленной инфраструктуры) 1 13 Доходная часть от ВРП, % (вариации от 25% до 35 %) Срок окупаемости ( расчётный показатель), лет 38 * разработка д.э.н., профессора Евсеева В.О. (РЭУ им. Г.В, Плеханова)
45 К РАТКИЙ ВЫВОД : Из нормативных документов следует, что экономическая жизнь ТОР составляет 70 лет, а срок окупаемости инвестиций, как показали расчёты, составляет около 30 лет. Таким образом, перспектива окупаемости ТОР в течение лет (в зависимости от параметров), является серьёзным обоснованием для положительного решения со стороны ожидаемых инвесторов.
46 П РАВИТЕЛЬСТВО РФ ВОЗЛАГАЕТ БОЛЬШИЕ НАДЕЖДЫ НА ТОР
47 Благодарю Вас за внимание
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.