Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемЯков Руднев
1 Требования к развивающей предметно-пространственной среде. (ФГОС ДО Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N ) ИМЦ Красногвардейский район 2015
2 Среда – фактор воздействия на воспитание человека. Среда оказывает воздействие на развитие ребенка в разных направлениях: Тормозит развитие Среда стимулирует развитие ребенка, именно она называется развивающей средой. Среда нейтральна по отношению к ребенку, не мешает развитию, но и не способствует. (Вроде все есть, но не учитывается возраст ребенка, его интересы…) Развивающая среда – это естественная, комфортная и рационально организованная обстановка, насыщенная игровыми материалами и разнообразными сенсорными раздражителями. В такой среде возможно одновременное включение всех детей в активно-познавательную творческую деятельность.
3 Схема развития любого вида деятельности в соответствии с концепцией Л.С. Выготского такова: сначала она осуществляется в совместной деятельности со взрослыми, затем – в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становится самостоятельной деятельностью ребенка. ОШИБКИ! Предметное оснащение связано с содержанием занятий, включенных в программу, а не со свободной самостоятельной деятельностью детей. Перенасыщение, калейдоскопичность («много – значит, хорошо») или, наоборот, скудость среды. Много избыточного материала, и в то же время многого недостает. Чрезмерное увлечение материалами нового поколения по принципу «новое - значит, хорошее». Дисбаланс предметной среды в сторону преобладания «девчоночьих» материалов и пособий.
4 Нормативные требования по организации развивающей предметно- пространственной среды Конституция Российской Федерации от 25 декабря 1993 года, с изменениями от 30 декабря 2008 года; Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» 1155 от 17 октября 2013 года; Приказ Министерства образования РФ от «Об экспертизе настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей». Письмо Минобразования России от ин/1403 «О направлении Примерных требований к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье».
5 Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утвержденная Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17 июня 2003 года. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва от «Об утверждении Сан ПиН «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»» Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 19 декабря 2013 г. N 68 г. Москва «Об утверждении Сан ПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда»» Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», указ Президента РФ Пр-271 от 04 февраля 2010 года. Письмо Минобразования России от 17 мая 1995 года 61/1912 «О психолого- педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» (вместе с «Порядком проведения психолого- педагогической экспертизы детских игр и игрушек», «Методическими указаниями к психолого- педагогической экспертизе игр и игрушек», «Методическими указаниями для работников дошкольных образовательных учреждений "О психолого- педагогической ценности игр и игрушек"»).
6 Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы, а также территории, прилегающей к Организации.
7 ФГОС дошкольного образования – это Стандарт условий, а не Стандарт результатов. ФГОС ДО подразумевает создание: благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, условий для развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром при реализации ООП ДО нацеливает на личностно-ориентированный подход к каждому ребенку для сохранения самоценности дошкольного детства. Делает акцент на отсутствие жесткой регламентации детской деятельности и выдвигает требования ориентации на индивидуальные особенности детей при реализации ООП.
8 При создании РППС дошкольной образовательной организации необходимо обеспечить реализацию: образовательного потенциала пространства групповой комнаты и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учета индивидуальных особенностей детей и коррекции их развития; двигательной активности детей, возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых, а также возможности для уединения; различных образовательных программ, с учетом применения инклюзивного образования, а также национально-культурных, климатических и других условий.
9 Организация развивающей предметно- пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста
10 «Развивающая предметно-пространственная среда – это специфические для каждой Организации (группы) образовательное оборудование, материалы, мебель и т.п., в сочетании с определенными принципами разделения пространства Организации (группы)»
11 РППС должна гарантировать: охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия детей, максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, построение вариативного развивающего образования, ориентированного на возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности… создать условия для ежедневной трудовой деятельности и мотивации непрерывного самосовершенствования профессиональное развитие педагогических работников, открытость дошкольного образования и вовлечение родителей непосредственно в образовательную деятельность, построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированной на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития, создание равных условий, максимально способствующих реализации различных образовательных программ.
12 Развивающая предметно- пространственная среда Содержательно-насыщенная Трансформируемая Полифункциональная Вариативная Доступная Безопасная
13 Основные принципы организации РППС ДОО Содержательно-насыщенная - включать средства обучения (в том числе, технические), материалы, инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе, развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей;
14 Трансформируемой - обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе, от меняющихся интересов и возможностей детей; Полифункциональной - обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих РППС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе, природных материалов) в разных видах детской активности; Доступной - обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе, детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; Безопасной - все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению надежности и безопасность их использования, такими как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, и правила пожарной безопасности.
15 Элементы РППС не должны: провоцировать ребенка на агрессивные действия; вызывать у него проявление жестокости по отношению к персонажам игры, в роли которых могут выступать играющие партнеры (сверстники, взрослые); провоцировать игровые сюжеты, связанные безнравственностью и насилием; вызывать у ребенка нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за рамки его возрастной компетенции; провоцировать ребенка на пренебрежительное или негативное отношение к расовым особенностям и физическим недостаткам других людей.
16 Для достижения максимальной реакции ребенка на предметное содержание РППС, необходима обязательная смена игрушек, оборудования и прочих материалов. Если игры, игровые материалы находятся в группе длительное время, интерес ребенка к ним постепенно угасает. При ограниченных возможностях замены элементов РППС можно менять местоположение. Если постоянно и целенаправленно осуществлять смену материалов, со временем дети более внимательно начинают относиться к пространству и осуществлять поиск нового, боле интересного
17 В то же время, следует помнить о том, что пособия, игры и игрушки, предлагаемые детям, не должны быть архаичными, их назначение должно нести информацию о современном мире и стимулировать поисково-исследовательскую детскую деятельность.
18 Среда должна содержать сочетание привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды. Присутствие в интерьере «классических» произведений живописи (Айвазовского, Шишкина, Сурикова…), этюды, эстампы, скульптуры… Представление в интерьере различных стилей и различных жанров. Например, сказка представлена в реалистическом изображении, абстрактном и комическом.
19 Определение содержания компонентов РППС для дошкольной организации базируется на деятельностном подходе. РППС должна отражать полный процесс образовательной деятельности ДО с учетом индивидуальных особенностей детей. Среда создается для решения 3-х задач: Удовлетворять потребность ребенка в движении, общении и познании.
20 РППС предполагает гибкое зонирование: - для сюжетно-ролевых и режиссерских игр (театрализованная деятельность, ряжение, освоение социальных ролей и профессий и пр.); - для познавательной активности (экспериментирование с различными материалами, развитие речи, наблюдение за природными явлениями, развитие математических представлений и пр.); - для самостоятельной деятельности детей (конструирование из различных материалов, художественно-продуктиная деятельность, ознакомление с литературой, выставка детского творчества, центр патриотического воспитания и пр.); - для двигательной активности (спортивные игры, соревнования и пр.); - для настольно-печатных и развивающих игр (рассматривание иллюстрированного материала, дидактические игры и пр.); - для экспериментирования и наблюдения за природными явлениями (экспериментальные лаборатории, календарь природы, центры для организации различных проектов и пр.); - для отдыха (уединение, общение и пр.).
21 Помимо соответствия критериям, установленным ФГОС ДО, все элементы РППС должны иметь все необходимые сертификационные документы: Сертификат соответствия и Гигиенический сертификат. Именно эти документы свидетельствуют об их физической безопасности для детей.
22 Организация пространства Акустическое оформление, освещение, цветовая отделка помещения. В соответствии с действующими нормами: «В помещениях, ориентированных на южные румбы горизонта, применяют отделочные материалы и краски неярких холодных тонов, с коэффициентом отражения 0,7 - 0,8 (бледно-голубой, бледно-зеленый), на северные румбы - теплые тона (бледно-желтый, бледно-розовый, бежевый) с коэффициентом отражения 0,7 - 0,6. Отдельные элементы допускается окрашивать в более яркие цвета, но не более 25% всей площади помещения»
23 В соответствии с требованиями ФГОС ДО организация пространства РППС (в здании и на участке) должна обладать многофункциональными качествами гибкого зонирования и оперативного изменения в зависимости от образовательной ситуации, а также обеспечивать возможность для различных видов активности детей, их самовыражения и эмоционального благополучия.
24 Информационно-образовательные ресурсы развивающего, развлекательного и коррекционного характера при организации РППС ДОО В рамках внедрения широкие возможности ИОТ должны быть проанализированы с точки зрения психологии и дидактики и использованы тогда, когда это необходимо с педагогической точки зрения. Любаяразвивающаяпрограммадолжна соответствоватьпсихолого-педагогическим требованиям.
25 Аппаратное обеспечение ИОТ Интерактивная доска Интерактивные планшеты Компьютер взрослого Коротфокусный LCD проектор Мультифункциональные устройства Оптико-акустический контроллер уровня шума камеры Видеоконференц-связь (ВКС). Интерактивныйпол. Интерактивныйстол Микрофоны Анимация Zu3d. Робототехника
27 Технические средства должны органично функционировать без разрушения уже созданной РППС без необходимости организации специализированных компьютерных кабинетов. Совместное использование современных и традиционных технических средств в дошкольном образовании позволит сделать образовательный процесс более интересным, формы работы с детьми более вариативными, повысить результативность дошкольного образования.
28 Общие принципы отбора игровой продукции для детей-дошкольников: I. Принцип безопасности (отсутствия рисков) игровой продукции для ребенка: Физические риски Психологические риски Нравственные риски II. Принцип развития, с учетом зоны ближайшего развития (ЗБР) ребенка. III. Принцип соответствия Возрастным (половозрастным) особенностям ребенка Индивидуальным особенностям Специальным особенностям ребенка Принципы оценки безопасности игровой продукции: 1. Физическая и экологическая безопасность (отсутствие запаха, острых краев; прочности деталей и окраски, наличие сертификата качества). 2. Психо- физиологическая безопасность - соответствие возрасту : соразмерность игрушки параметрам ребенка (руки, росту и пр.), возможность манипуляции, парной работы рук, координации движений. 3. Психологическая безопасность: отсутствие негативных воздействий на психическое развитие ребенка, его интеллектуальное, психо-эмоциональное, социальное и эстетическое развитие. 4. Нравственно-духовная безопасность: отсутствие провоцирующих факторов для формирования негативных установок детского поведения.
29 Критерии оценивания физических (технологических) параметров игровой продукции Шкала оценивания степени рисков игровой продукции (процедура проводится экспертами - специалистами). Психологическая безопасность игровой продукции предполагает наличие следующих критериев: 1. Педагогический (дидактический)- чему научит игрушка. Какие разовьет умения, творческие, способности? 2. Психо - эмоциональный - что несет в себе, игрушка, каково ее назначение? Какие чувства пробудит, 3. Эстетический - соответствует ли игрушка представлениям о красоте, развивает ли чувства прекрасного, гармоничного, 4. Социальный - даст ли она возможность совместной деятельности, сотрудничества, договориться в спорной ситуации, сопереживать и пр.
30 Психологические риски игровой продукции требуют внимания к игрушкам, имеющим следующие конструктивные особенности: 1. Игрушки, провоцирующие причинение ущерба здоровью и жизни ребенка: a)оправдывающие или провоцирующие причинение себе каких-либо телесных повреждений или совершение самоубийства; б) содержащие в себе скрытые побуждения, пропаганду или рекламу употребления наркотических и веществ, а также алкогольных напитков, пива, и табачных изделий; (Детская сумочка для девочки с игрушечными сигаретами и косметикой)…
31 Духовно-нравственная безопасность игровой продукции – необходимый принцип оценки игровой продукции, позволяющий определить риски игр и игрушек на личностно-смысловом, тонко психологическом уровне, что, при этом, значительно усложняет экспертизу игровой продукции.
32 Для организации РППС в семейных условиях родителям также рекомендуется ознакомится с образовательной программой ДОО, которое посещает ребенок, для соблюдения единства семейного и общественного воспитания. В том числе, этот аспект поможет соблюдению в семье индивидуальной образовательной траектории ребенка.
33 Воспитательная функция среды: Воспитательная функция среды: основа для сотрудничества, формирования положительных взаимоотношений, организованного поведения, бережного отношения к предметному миру, созданному руками человека… Развивающая функция: Развивающая функция: содержание среды каждой деятельности должно соответствовать "зоне актуального развития" самого слабого и находиться в "зоне ближайшего развития" самого сильного в группе ребенка. Задача: Задача: подбирать материал, исходя из его развивающей ценности. «Уровень актуального развития» (УАР) характеризуется тем, какие задания ребенок может выполнить самостоятельно
34 Зона ближайшего и актуального развития Зона ближайшего развития (ЗБР) – уровень развития, достигаемый ребенком в процессе его взаимодействия со взрослым, в ходе совместной с ним деятельности, но не проявляющийся в рамках индивидуальной деятельности. Понятие «зона ближайшего развития» было впервые открыто Л. С. Выготским в начале 1930-х годов и рассматривается как одно из важнейших в психологии развития и педагогической психологии. Чтобы определить зону ближайшего развития необходимо знать зону актуального развития. В зоне ближайшего развития решаются задачи, которые ребенок самостоятельно выполняет еще не уверенно и ему требуется помощь. Те задачи, которые дети делают сегодня с помощью взрослого – завтра будут делать сами, и это уже станет актуальным развитием. Иными словами, когда умение переходит в зону актуального развития, оно открывает для малыша новые возможности, поскольку освоенные действия являются опорой для дальнейшего развития. И наоборот, каждое действие, для которого ребенку приходится напрягаться умственно или физически, подстегивает его развитие. И это очень важно понимать! Именно здесь происходит таинство развития.
35 Методическая и техническая поддержка педагогов дошкольной образовательной организации и консультирование родителей по использованию компонентов РППС ДОО Специализированное обучение педагогов дошкольной образовательной организации эффективному системному использованию компонентов РППС ДОО Поставка, пуско-наладка компонентов РППС ДОО Анализ потребностей; разработка и согласование перечня элементов РППС ДОО Аудит текущей (существующей) РППС ДОО
36 Предметное содержание функциональных модулей в соответствии с ФГОС ДО коррелирует с основными направлениями социально- коммуникативное развитие познавательное развитие речевое развитие художественно- эстетическое развитие физическое развитие Для максимально возможного использования имеющегося пространства, предлагается использовать базовые функциональные модули с учетом взаимодополнения образовательных областей. Таким образом, образовательные задачи развития и воспитания ребенка дошкольного возраста, могут быть решены с учетом возможностей имеющего пространства. «Игровая»«Физкультура»«Музыка»«Творчество» «Логопед»«Психолог» «Уличное пространство» «Бассейн»
37 Каждый функциональный модуль охватывает все образовательные области (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие) с учетом индивидуальных и возрастных особенностей дошкольников; Организация пространства ДОО соответствует количественному наполнению Перечней функциональных модулей в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников и требованиям к устройству и организации помещений ДОО; Перечни функциональных модулей рекомендуются для использования независимо от вида ДОО. Позиции Перечней (материалов, игрушек, оборудования и пр.) функциональных модулей могут быть использованы для организации развивающей предметно-пространственной среды родителями дошкольников в домашних условиях. При организации разновозрастных групп воспитанников содержательное и количественное наполнение функциональных модулей реализуется в зависимости от количества детей по усмотрению дошкольной образовательной организации.
38 Формирование предметного содержания РППС ДОО функциональные группы, нацеленные на решение различных воспитательно-образовательных задач. Функциональный модуль – это группа компонентов материалов, оборудования и инвентаря (далее - Перечень) по видам детской деятельности для организации пространства (группы, уличного участка и т.п.) для решения воспитательно-образовательных задач общеобразовательной программы ДОО. Предметное содержание функциональных модулей в соответствии с ФГОС ДО коррелирует с основными направлениями (образовательными областями).
39 Удачи в освоении!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.