Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемСофия Шубина
1 НОРМАТИВНЫЕ ОСНОВЫ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАТЕЛЯ Новосёлова Антонина Николаевна, к.ф.н., доцент кафедры управления дошкольным образованием, ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования»,
2 Федеральный закон от N 27З-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Педагогический работник (воспитатель) - это физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности. На основании ст. 48 ФЗ педагогические работники обязаны осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой.
3 Федеральный закон от N 27З-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Федеральным законом устанавливается значение рабочей программы в системе образования, которая входит в понятие «образовательная программа» как составная часть комплекса основных характеристик образования, а также в понятие «примерная основная образовательная программа» как структурная единица учебно-методической документации. Ст. 2. п.9) ФЗ-273 Образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты, организационно- педагогических условий,… календарного учебного графика, рабочих программ…, а также оценочных и методических материалов.
4 Рабочая программа педагога не включена на данный момент в качестве обязательного документа в реестр локальной нормативной базы дошкольной образовательной организации, тем не менее является обязательным компонентом в структуре образовательной программы, определяющей «комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных Федеральным законом форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов» А.А. Майер.
5 Предпосылки для написания рабочей программы: креативный подход педагогов к планированию и проектированию воспитательно-образовательной работы; возможность учитывать специфику детского сообщества и особенности отношений всех участников образовательного процесса; Способность анализировать профессиональную деятельность.
6 Ожидаемые изменения в профессиональной деятельности способность рационально организовывать образовательный процесс, оптимально соотносить разные виды и содержание детской деятельности в соответствии с интересами воспитанников; возможность определять направление развития каждого ребенка; реализацию субъектной позиции по отношению к воспитанникам и их родителям; творческий подход к осуществлению профессиональной деятельности;
7 Ожидаемые изменения в профессиональной деятельности необходимую и достаточную степень свободы выбора воспитанниками способов общения и поведения; возможность управлять образовательным процессом, использовать самостоятельно выбранные технологии и методы, способы, направленные на развитие детей, и осуществлять рефлексию профессиональной деятельности; способность видеть проблему и решать ее по собственному замыслу (основание для аттестации педагога, определение компетентности его профессионального развития).
8 Воспитатель должен: знать структуру рабочей программы, уметь проектировать этапы ее реализации, анализировать собственную деятельность в контексте современного этапа развития дошкольного образования; определять направленность рабочей программы, ее назначение и функции; грамотно выбирать форму предъявления содержания рабочей программы, учитывать педагогические технологии, рекомендуемые к реализации в образовательных программах; представлять прогнозируемые результаты реализации рабочей программы.
9 Рабочая программа - нормативный документ, внутренний стандарт группы ДОО, определяющий ценностно-целевые ориентиры, содержание и объем образования для каждой возрастной ступени, разработанный по образовательным областям развития детей и представляющий собой комплекс условий и средств воспитания, обучения, оздоровления, коррекции развития детей, реализуемых на основе имеющихся ресурсов (педагогических, материально-технических, организационных, технологических и др.) в соответствии с современным социальным заказом.
10 Воспитателю необходимо учитывать: содержание образовательной программы ДОО; систему используемых образовательных технологий и методик; методический (специально оборудованные кабинеты, предметно-развивающая среда группы, наглядный материал, комплект разработанных «примерных» конспектов образовательных ситуаций и т. д.); дидактический комплексы (пособия, раздаточный материал как обязательное условие для реализации педагогических технологий, в т. ч. ИКТ); содержание воспитательно-образовательной работы с детьми (недельная образовательная нагрузка), предусматривающей различные организационные формы.
11 На сегодняшний день требования к рабочей программе на федеральном уровне не определены. Каждый педагог ДОО самостоятельно выбирает структуру и форму документа. Рабочая программа может быть составлена по аналогии с основной образовательной программой дошкольного образования в соответствии с требованиями, предъявляемыми ФГОС ДО (пр. от г. N 1155). Воспитатель может корректировать все структурные элементы рабочей программы с учетом специфики деятельности дошкольной образовательной организации, а также возрастных, психологических и индивидуальных особенностей детей конкретной группы.
12 Модель рабочей программы должна представлять оптимальные психолого-педагогические условия, обеспечивающие становление общечеловеческих ценностей, базиса личностной культуры, социальную успешность ребенка дошкольного возраста. Слагаемыми психолого-педагогических условий являются: содержательные особенности, отражающие ценностные ориентиры рабочей программы; организационные (формы организации различных видов деятельности); технологические (принципы, методы, приемы); материально-технические (предметно-развивающая среда); социокультурные (взаимодействие с родителями, социальными партнерами различных социокультурных институтов); контрольно-диагностические.
13 Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации 3. К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: 6) разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации. Рабочая программа показывает, как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития воспитанников педагог создает индивидуальную педагогическую модель образования на основе ФГОС дошкольного образования.
14 Примерные разделы рабочей программы по ФГОС дошкольного образования 1. Титульный лист 2. Содержание: страницы указать 3. Целевой раздел: 4. Содержательный раздел: 5. Организационный раздел.
15 1. Титульный лист Считается первым и не подлежит нумерации, как и листы приложений. На титульном листе указываются: полное название дошкольной образовательной организации; сведения о согласовании и утверждении документа руководителем ДОО (грифы «Согласовано» (дата, N протокола) и «Утверждаю»); название рабочей программы; адресность (возрастная группа, возраст детей); сведения об авторах (должность, Ф. И. О.); место нахождения, год составления рабочей программы.
16 3. Целевой раздел: Пояснительная записка (актуальность реализации содержания рабочей программы, ее цели, задачи, основные принципы, особенности организации образовательного процесса) Цель и задачи ООП ДО Принципы и подходы в организации образовательного процесса Содержание психолого-педагогической работы. Значимые для разработки и реализации рабочей программы характеристики. Особенности организации образовательного процесса в группе (климатические, социальные, демографические, национально - культурные ). Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей. Планируемые результаты освоения ООП ДО.
17 Цель ФГОС ДО повышение социального статуса дошкольного образования; обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования; обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения; сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.
18 Задачи ОП ДО (ст.64) Задачи рабочей программы определяются, исходя из задач примерной основной образовательной программы дошкольного образования и парциальных программ, определенных для составления основной образовательной программы ДОО, а также задач, на решение которых направлен ФГОС дошкольного образования: *охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; *обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительстве, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья); *обеспечение преемственности цепей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней;
19 Задачи ООП ДО *создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; *объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; *Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, создание предпосылок учебной деятельности;
20 Задачи ОП ДО * обеспечение вариативности и разнообразия содержания программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей; *формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическими физиологическим особенностям детей; *обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
21 4. Содержательный раздел: Учебный план реализации ООП ДО в группе (в виде таблицы). Формы, способы, методы и средства реализации программы в группе (в виде таблицы). Взаимодействие с семьей, социумом. Перспективное планирование работы с детьми в группе. Модель организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками ДОО. Особенности организации образовательного процесса в группе.
22 5. Организационный раздел: Оформление развивающей предметно-пространственной среды. Режим дня, структура НОД (расписание занятий, двигательный режим, схема закаливания детей). Перечень методических пособий (для конкретной группы, часть, формируемая участниками образовательных отношений) - условия реализации программы. Список литературы. Приложения к программе: - Примерное годовое планирование - Календарно-тематическое планирование (НОД и совместная деятельность.
23 В пояснительной записке раскрывает актуальность реализации содержания рабочей программы, ее цели, задачи, основные принципы, особенности организации образовательного процесса. Актуальность поясняется с позиции существующей образовательной системы, социального заказа, потребностей ребенка, его родителей, самого педагога: механизмы достижения качества образования, приоритетные задачи рабочей программы.
24 Отдельно указываются используемые методики, технологии, средства воспитания, обучения и развития детей группы, а также подходы к формированию развивающей предметно-развивающей среды. Цели и задачи должны быть прописаны те, которые конкретно реализуются воспитателем в группе.
25 УСПЕХОВ И ТВОРЧЕСТВА!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.