Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемПётр Неклюдов
1 Мурманский Арктический Государственный университет. Мурманск, 2015 г. Подготовила: Панова Ульяна Витальевна, студентка 2 курса психолого- педагогического института. Преподаватель: Панченко Татьяна Владимировна
2 Выдающийся русский государственный и общественный деятель, президент Императорской Академии художеств И.И. Бецкой родился 3 (14) февраля 1704 года в Стокгольме. Он был побочным сыном князя Ивана Юрьевича Трубецкого (впоследствии фельдмаршала) и родился, когда его отец находился в плену.
3 Был профессиональным педагогом, получившим образование за границей, где под влиянием идей французских просветителей он сформировался как мыслитель и деятель образования. Его педагогические взгляды формировались под влиянием Я.А. Коменского, Д. Локка, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро и других прогрессивных педагогов Западной Европы.
4 Вернувшись в Россию при Петре III, Бецкой, после переворота 1762 г., занял прочное и видное место при Екатерине II. Тесное общение с императрицей объяснялось не столько их давним знакомством, сколько близостью взглядов. При частных встречах Екатерины и Бецкого (совместных занятиях, беседах, чтении вслух) проблемы воспитания занимали особое место. Педагогическая система, созданная в ходе этого общения, есть результат их совместной работы. Неудивительно, что именно Бецкому Екатерина II поручила создать в России систему воспитательно-образовательных учреждений, прежде всего, для дворянских детей.
5 Училище при Академии художеств для мальчиков (1764 г.) и при Академии наук (1765 г.) Воспитательное общество благородных девиц при Смольном монастыре в Петербурге (1764 г.) Коммерческое училище (1772 г.)
6 В документе «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества» (1764) и труде «Краткое наставление, выбранное из лучших авторов, с некоторыми физическими примечаниями о воспитании детей от рождения до юношества» (1766), И.И. Бецкой изложил свои взгляды на всестороннее воспитание «идеальных» дворян. Именно в воспитании он видел «корень всему злу и добру»;
7 Задачи воспитания: Создать «новую породу людей»: образованных дворян, способных гуманно относится к крестьянам, разночинцев, способных заниматься торговлей, промышленностью, ремеслом. Задача истинного воспитания – внушить человеку уважение к себе: «Человек, почитая себя человеком…не должен допускать поступать с собою, как с животными» «Одобрение честных людей будет моя награда; а успехи юношества будут венцом наших трудов» Цель воспитания: эти люди передадут своим детям привитые им взгляды, привычки, постепенно измениться нравственность, произойдет изменение общества.
8 В учебных заведениях рассматривался с четырех сторон: физическойй («в здоровом теле здоровых дух»); физической-моральной («Праздность - мать всех пороков, а трудолюбие - отец всех добродетелей»); моральной (удаление ученика от того, что может иметь тень порока); учения (развитие умственных сил как средства для добывания куска хлеба).
9 «Утверждать сердце юношей в похвальных склонностях, возбуждать в них охоту к трудолюбию, и чтобы страшились праздности; научить их пристойному поведению, учтивости, соболезнованию о бедных, несчастливых; обучать их домостроительству, особливо же вкоренять в них склонность к опрятности и чистоте». И.И. Бецкой
10 Что касается методов воспитания, то Бецкой ратовал за обучение «легкое и естественное». Он писал, что «приводить детей к учению надобно, как в приятное, украшенное цветами поле, а тернии, в оном находящиеся, только раздражают природу, особливо сначала, а сие происходит единственно от неразумения воспитателя». Бецкой был уверен, что преподаватели должны учитывать возрастную психологию учеников и не заставлять их слишком много учить наизусть, перегружая память.
11 По его мнению, преподаватели должны стараться заинтересовать детей, «используя их естественную детскую любознательность». Здесь Бецкой возлагал большие надежды на наглядную методику: детям как можно больше нужно показывать различные предметы, чтобы они изучали «вещи, а не слова». Поэтому он рекомендовал держать в классах глобусы, чучела, макеты и коллекции камней, а также чаще устраивать с детьми познавательные прогулки. Тем, кто постарше, надо наблюдать за трудом ремесленников. Выбрав ремесло себе по душе, они сначала будут играть в него, но именно в процессе игры усвоят основы труда. Конечно, Бецкой был против телесных наказаний, считая, что они развивают мстительность и притворство. Вместо них он ставил «осуждение», которое для нравственного человека сильнее розги.
12 Г.Р.Деравин Луч милости был, Бецкой, ты! Кто в бранях крови лил потоки; Кто грады с прах преображал – Ты милосердья полн, любови, Спасал, хранил, учил, писал; Кто блеск метал – ты устранялся; Кто богател – ты ущедрялся; Кто расточал – ты жизнь берег; Кто для себя – ты жил для всех г.
13 Иван Иванович Бецкой является заметной личностью в России XVIII в. Один из образованнейших людей своего времени, он впитал в себя лучшие идеи современного ему века. Это был человек гуманный и сердечный, одаренный деятельной натурой; он пытался проводить в жизнь мечтания лучших умов своего времени так оценивали И.И. Бецкого его современники.
14 - положил начало женскому образованию, - открыл новые учебные, воспитательные учреждения, - изменил постановку учебно-воспитательной работы в кадетских корпусах, - выступал за сословные учреждения.
15 Бецкой И. И. Генеральный план Императорского Воспитательного дома и госпиталя // Собрание учреждений и предписаний касательно воспитания в России обоего пола благородного и мещанского юношества. Т. 1. СПб., С Каптерев П.Ф. «История русской педагогики» – Петроград, 1915 г. Майков П. М. И. И. Бецкой. Опыт биографии. СПб., 1904 Рождественский С. В., Очерки по истории систем нар. просвещения в России в XVIII - XIX вв., СПБ, 1912; Сухарева О.В. Кто был кто в России от Петра I до Павла I, Москва, 2005
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.