Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемПолина Макарова
1 Учитель начальных классов МАОУ СОШ 1 г. Курганинска Лихобабина Л. А.
2 Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или совсем не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в устной и письменной речи, всегда будет страдать от этого недостатка при изучении другого предмета ». К. Д. Ушинский
3 Развивать речь - значит систематически работать над ее содержанием, последовательно учить детей построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, постоянно работать над грамотным оформлением мыслей.
4 Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой. Цель не в том, чтобы ученик знал как можно больше, а в том, чтобы он умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях. Приоритетные средства для этого – культура речи и культура общения
5 Одним из направлений современной методики преподавания русского языка является текстоцентрический подход, то есть обучение на основе текста.
6 Использование текста в качестве главного методического средства на уроке помогает в единстве сформировать познавательные, регулятивные, личностные и коммуникативные УУД.
7 Анализ текста, соединяющий наблюдения над его разными особенностями, необходим для формирования грамотной устной и письменной речи, для формирования навыков свободного владения родным языком.
8 Изучая текст, дети должны обогащать свой культурный багаж, формировать собственные представления о разных сторонах жизни, совершенствовать нравственное чувство.
9 Речевая среда, создаваемая при обучении русскому языку в процессе работы с текстом, способна реализовать свой развивающий потенциал, если текст обладает определенными качествами.
10 Говоря о качествах текста, следует иметь в виду не только его содержание ( то есть то, о чем говорит автор и интересно ли это современному школьнику ), но и то, как оно выражено : способен ли текст оказать эстетическое воздействие на читающего, вызвать у него эмоциональный отклик, воспитать хороший вкус ?
11 В тексте, который отвечает этим условиям, важным и значимым становится все : и отбор слов, и порядок расположения этих слов, и интонация, и то, как осуществляется движение мысли, как автор выражает свои чувства, как обычные слова вдруг приобретают новые значения, начинают даже звучать по - новому …
12 Перечитывая текст, анализируя его, ученик начинает приближаться к разгадке авторского замысла, непосредственное читательское восприятие постепенно углубляется : работа с текстом становится событием, пробуждающим интерес к слову, развивающим чувство языка. Некоторых учеников знакомство на уроке с текстом заставляет иначе воспринимать самих себя, окружающую жизнь, природу, слово, книгу, культуру
13 В процессе работы с текстом ученик должен ощутить гармонию смысла, содержания и графического облика текста. Именно в этом случае усиливается эстетическое воздействие текста как явления культуры.
14 Этапы работы с текстом. 1. Подготовьтесь к выразительному чтению текста ( отрывка ): определите, где нужны логические ударения, паузы – короткие и более продолжительные ; выберите нужный тон, темп чтения, принимая во внимание содержание текста, его языковые особенносети. 2. Определите тему, основную мысль текста. Выпишите ключевые слова ( словосочетания ), которые отражают тему текста
15 3. Озаглавьте текст. Объясните смысл названия : на что указывает заглавие – на тему или на основную мысль текста ? Предложите свои варианты названия ( если анализируется текст, имеющий заголовок ). 4. Определите сетиль текста. 5. Докажите, что это текст. Какова роль первого ( последнего ) предложения в тексте ?
16 6. К какому типу речи ( повествованию, описанию, рассуждению ) относится данный текст ? Докажите правильность своего мнения. 7. Объясните, пользуясь словарями, значения выделенных слов.
17 8. Подберите синонимы ( антонимы ) к выделенным словам. 9. Найдите в тексте два - три многозначных слова. В каких значениях они употреблены ? Докажите, что эти слова многозначные
18 Образец текста. Это был всего лишь р … родничок. Из - под камня в пространстве не больше детской ладони стр... билась ключевая вода. Порой она вскипала сердитыми струйками, грозясь уйти, и тогда видно было, как вихрились п... счинки в ее размеренном, без ост... новочном биенье. Целого века не хватило бы наглядные (- ться, - тся ) на него. Отсюда нач... наелся ручей и сперва его можно было хоть рукой отв... сети, но уже через полсотни шагов р... ждалось его самостоятельное журчанье по намытой щ... банке. То была колыбель Склани, первого притока Енги, а та, в свою очередь, приходбилась старшей дочкой великой русской р... ке, Ра... хлестнувшей северную низменность на две половины, так что полстраны было окроплено ж... вой водой из этого оврага. ( Л. Леонов )
19 Задания 1. Озаглавьте текст. 2. Как второй абзац присоединяется к первому ? 3. Найдите предложение, заключающее главную мысль текста. 4. Спишите текст, вставив пропущенные буквы и выделив орфограммы. 5. Подберите синонимы к слову наглядныеться. 6. Выпишите одно слово, в котором звуков больше, чем букв. Докажите правильность своего выбора. 7. В третьем предложении укажите часети речи, к которым относятся составляющие его слова. 8. Разберите по составу следующие слова : вскипала, песчинки, детской. 9. Напишите небольшое сочинение об источнике или водоеме, знакомом вам : родничке, ручье, реке, озере.
20 Работа с данным текстом помогает учащимся осознать, что великое рождается из малого ( река, рожденная из маленького родника ). Подвожу школьников к осознанию того, что в жизни человека тоже бывает так : наши маленькие дела становятся началом ( родником ) дел великих.
21 По желанию учащиеся также могут поработать с текстом сетихотворения И. Бунина « Родник ». По желанию учащиеся также могут поработать с текстом сетихотворения И. Бунина « Родник ». В лесу, в горе, родник, живой и звонкий, Над родником старинный голубец С лубочной почерневшею иконкой, А в роднике березовый корец. Я не люблю, о Русь, твоей несмелой Тысячелетней, рабской нищеты. Но этот крест, но этот ковшик белый … Смиренные, родимые черты !
22 Эти два текста тематически связаны. Их объединяет один и тот же образ – источник. В прозаическом тексте – это рородничок, активный, деятельный, пробивающий себе дорогу. У Бунина это родник, « живой и звонкий », близкий и родной, как Родина.
23 Учащимся предлагается ответить на вопросы и выполнить следующие задания : 1. Укажите непонятные слова. 2. Попытайтесь определить значения слов : голубец, корец, лубочная икона. 3. Подберите антонимы к следующим словам : живой, звонкий, старинный, нищета, любить, несмелый. 4. Какие часети речи преобладают в тексте и почему ? 5. Подберите синонимы к словам : родник, живой, звонкий, старинный, любить, несмелый. 6. Почему в тексте много прилагательных ? 7. Почему автор использует многоточие ? 8. Определите ключевые слова текста. 10. Какие образы создает поэт в сетихотворении ? 11. Что общего между словами родник и родина ? 12. Подготовьте выразительное чтение сетихотворения.
24 Подбор текста должен осуществляться с учётом возраста школьников, в соответствии с темой урока и с теми понятиями, которые должны быть усвоены. Темы, связанные с изучением синтаксиса, требуют особых текстов, в которых сочетались бы и синтаксическая разноплановость и художественность. Подбор текста должен осуществляться с учётом возраста школьников, в соответствии с темой урока и с теми понятиями, которые должны быть усвоены. Темы, связанные с изучением синтаксиса, требуют особых текстов, в которых сочетались бы и синтаксическая разноплановость и художественность.
25 Такая работа учит анализировать содержание и проблематику прочитанного текста ; комментировать проблемы исходного текста, позицию автора ; выражать и аргументировать собственное мнение ; последовательно и логично излагать мысли ; использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство языка ; оформлять высказывание в соответствии с орфографическими, пунктуационными, грамматическими и лексическими нормами языка.
26 Работа с текстом на уроках русского языка будет эффективной, если она проводится в определённой системе, а не однократно. Опыт практической деятельносети в школе позволяет сделать вывод о том, что ребята уже в 4 классе достаточно быстро привыкают к использованию текста на уроке, более того им это очень нравится. Значение же такой работы велико, так как воспитывается любовь к родному слову, расширяется кругозор учащихся, отрабатываются навыки грамотного письма, различных видов разбора ; формируется умение самостоятельной работы с текстом, умение создавать свой текст
27 Слова умеют плакать и смеяться Приказывать, молить и заклинать И, словно сердце, кровью обливаться И равнодушно холодом дышать Призывом стать, и холодом, и зовом Способно слово, изменяя лад. И прославляют, и клянутся словом, И славят, и напутствуют, любя.
28 Список литературы. Воробьёва В. И.. Тивикова С. К./ Сочинения по картинам в начальных классах / Москва, АСТ, 2006 г. Ж - л « Начальная школа » - Бобровская Г. В. Активизация словаря младшего школьника. - // 4, 2003 Каландарова Н. Н. / Уроки речевого творчества / Москва, Вако, 2009 г Ладыженская Т. А. Речь. Речь. Речь. – М., Педагогика, 1983 г. Ладыженская Т. А. Речевые уроки. – М., Просвещение, 1994 Ладыженская Т. А. Живое слово. - М., Просвещение, 1986 г Ладыженская Т. А. Методика развития речи на уроках русского языкаю - М., Просвещение, 1991 г. Львов М. Р. Речь младших школьников и пути её развития. - Львов М. Р. Тенденции развития речи учащихся в начальной школе. - М., Мельникова И. И. Развитие речи детей 7-10 лет.- Ярославль, М., Просвещение, 1985 г.. « Современные подходы к развитию речи младших школьников » / Начальная школа Интернет - ресурсы : 2, 2003 г./
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.