Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемЮлия Денисова
1 «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ВЫЯВЛЕНИЯ И СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ, ПРОЯВИВШИХ ВЫДАЮЩИЕСЯ СПОСОБНОСТИ» ПРАКТИЧЕСКИЕ СЕМИНАРЫ ВЕДУЩИЕ: ОСЕЧКИНА ЛАРИСА ИВАНОВНА, к.п.н., доцент, директор центра технологий деятельностной педагогики ИМО МГО ТАБОЛОВА ЕЛЕНА МЭЛСОВНА, к.психол.н., доцент, директор центра модернизации системы педагогического образования БИДБАЙРОВА АННА ГРИГОРЬЕВНА, директор центра профессиональной подготовки и переподготовки специалистов сферы организации детского оздоровительного отдыха
2 ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В СИСТЕМЕ ВЫЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ, ПРОЯВИВШИХ ВЫДАЮЩИЕСЯ СПОСОБНОСТИ КОМПЛЕКС РЕАЛИЗУЕМЫХ МЕР: Разработка, апробация и внедрение эффективных методик, инновационных технологий, учебных программ и форм работы с одаренными детьми, в том числе раннего возраста. Разработка и реализация региональных и муниципальных целевых программ по реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов России. Проведение конкурсов профессионального мастерства с целью поддержки педагогических работников и других специалистов, работающих с одаренными детьми и молодежью. Оказание содействия общественным организациям, образовательным учреждениям и организациям, осуществляющим спортивную подготовку, наиболее успешно работающим с одаренными детьми и молодежью. Оказание содействия сообществам (в том числе интернет-сообществам) детей и молодежи по интересам в области науки, техники и спорта. Проведение интеллектуальных и творческих конкурсных мероприятий для детей и молодежи. Выделение грантов Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых. Развитие инфраструктуры по работе с одарёнными детьми и молодёжью.
3 ПРОБЛЕМЫ От сутствие ясного представления об особенностях детей, проявивших выдающиеся способности, и их потребностях (сложности выявления и диагностики); Низкая готовность к работе с такими детьми, равнодушие к их проблемам (непонимание и неприятие); Субъективизм в оценках одаренности (таланта) детей со стороны педагогов и психологов; отсутствие единого концептуального подхода; Враждебный настрой по отношению к одаренным детям как к детям, создающим определенную угрозу учительскому авторитету; Низкая психологическая и педагогическая компетентность учителей в выявлении и низкая мотивация в поддержке одаренных (талантливых) детей школьного возраста; Дефицит квалифицированных педагогических кадров, способных эффективно работать с одаренными детьми, в т.ч. в системе дополнительного образования детей; Слабое развитие системы дистанционного обучения в рамках сопровождения одаренных школьников; Ориентация на тактику количественного увеличения знаний, а не качественное изменение субъектного опыта; Размытые представления об организации многоуровневой системы работы с такими детьми, включающей в себя: поиск, выявление, обучение, развитие и поддержку; Незаинтересованность родителей в развитии и поддержке своих детей с интеллектуальными и творческими проявлениями одаренности, нежелание родителей заниматься образованием своих детей и низкий образовательный уровень самих родителей; Нехватка просветительской работы по организации взаимодействия с родителями в вопросах поддержки и сопровождения одаренности; Недостаточная разработанность механизмов осуществления преемственности по работе с детьми, проявившими выдающиеся способности на всех уровнях общего образования (начальное, среднее, основное общее образование).
4 ПРОГРАММА ПРАКТИЧЕСКИХ СЕМИНАРОВ 1 ДЕНЬ Научно-методические аспекты проблемы выявления и сопровождения детей, проявивших выдающиеся способности. Выявление проблем сопровождения детей, проявивших выдающиеся способности и способы их решения: вчера, сегодня, завтра. Анализ региональных моделей выявления и сопровождения детей, проявивших выдающиеся способности. Системно-деятельностное моделирование в решении проблем выявления и сопровождения детей, проявивших выдающиеся способности. Определение необходимых ресурсов для построения системы комплексного сопровождения детей, проявивших выдающиеся способности. Организационно-управленческие методы в вопросах выявления и сопровождения детей, проявивших выдающиеся способности. Рефлексия дня. 2 ДЕНЬ ДЕЛОВАЯ ИГРА «Разработка модели выявления и сопровождения детей, проявивших выдающиеся способности в ОО». Работа проблемных групп Тьюторское сопровождение в работе с детьми, проявившими выдающиеся способности. Построение мотивационных схем в образовательной организации по решению проблемы выявления и сопровождения детей, проявивших выдающиеся способности. Командообразование как кадровая технология в работе тьютора. Технологии организации социального партнерства в работе тьюторов с детьми, проявившими выдающиеся способности. Проектирование модели выявления и сопровождения детей, проявивших выдающиеся способности в ОО. Защита проектов. Обмен опытом профессионального сообщества Принцип каскадной модели повышения квалификации
5 Каскадная модель повышения квалификации предусматривает: на первом этапе специальную подготовку тьюторов на курсах повышения квалификации из регионов (практических семинарах), оснащение их образовательными ресурсами для работы с детьми, проявившими выдающиеся способности; на втором этапе проведение тьюторами курсов непосредственно на базе образовательных учреждений при постоянной дистанционной консультационной поддержке специалистов и организаторов курсов.
6 На третьей ступени каскадного обучения: подготовленная команда проводит обучение в педагогическом коллективе образовательного учреждения. Вторая ступень каскада: тьюторы прошедшие обучение готовят программы подготовки команд тьюторов для образовательных учреждений своего региона. Первая ступень каскада: начинается с подготовки тьюторов, которые для следующих ступеней каскада будут выполнять функцию тьюторов. Механизмы каскадного обучения
7 Принципы каскадной модели повышения квалификации: модульности построения образовательных программ; вариативности построения образовательных программ; открытости и доступности разработанных модулей программы; практико ориентированного характера обучения, предусматривающего проектные, исследовательские, творческие виды деятельности; создание обучающих (стажерских) площадок, обучение на которых ведется силами профессиональной команды тьюторов, прошедших специальную подготовку на курсах.
8 ОДАРЕННОСТЬ - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют и собственная активность ребенка, и психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования, а также реализации индивидуального дарования. ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
9 СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ рассматривается как взаимосвязанная деятельность всех субъектов сферы образования и других социально ответственных структур, направленная на создание благоприятной образовательной среды, обеспечивающей интеллектуальное обогащение учащихся за пределами школы и способствующей развитию их потенциальных возможностей. ТЬЮТОР - специалист, обеспечивающий разработку индивидуальных образовательных программ учащихся, сопровождающий процесс индивидуального образования в школе, в системах дополнительного и непрерывного образования. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
10 а) имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; б) имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность; в) испытывают радость от умственного труда. Для одаренных детей характерна высокая скорость развития именно интеллектуальной и творческой сфер, глубина и нетрадиционность мышления, однако по целому ряду причин на определенном этапе могут быть проявлены далеко не все признаки одаренности. К группе одаренных детей могут быть отнесены обучающиеся, которые:
11 - в практической деятельности - одаренность в ремеслах, спортивная и организационная одаренность. Спортивная или моторно-двигательная одаренность может быть общефизической и специальной (в отдельном виде спорта). - в познавательной деятельности - интеллектуальная одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и т.д.), так называемую предметно-академическую одаренность. Также выделяют научно-исследовательскую, научно- техническую, инновационную одаренность. - в художественно-эстетической деятельности - хореографическая, сценическая, литературно-поэтическая, изобразительная и музыкальная одаренность; - в коммуникативной деятельности - лидерская и аттрактивная одаренность; - в духовно-ценностной деятельности - одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям. Виды одаренности: 1) По критерию «вид деятельности» и обеспечивающие ее сферы психики:
12 - актуальная одаренность - достигнутые показатели психического развития ребенка, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с общепринятыми возрастными и социальными нормами; - потенциальная одаренность - наличие у ребенка определенных психических возможностей (потенциала) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, которые он не может реализовать в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности. 2) По критерию «степень сформированности одаренности»:
13 3) По критерию «форма проявления»: - явная одаренность - одаренность, проявленная в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо, в том числе и при неблагоприятных условиях; - скрытая одаренность - одаренность, проявленная в атипичной, замаскированной форме. 4) По критерию «широта проявлений в различных видах деятельности»: - общая одаренность - одаренность, проявленная по отношению к различным видам деятельности и выступающая как основа ее продуктивности; - специальная одаренность - одаренность, проявленная в конкретных видах деятельности (поэзия, математика, спорт, общение и т.д.). 5) По критерию особенности возрастного развития: - ранняя одаренность; - поздняя одаренность. Решающими показателями выступают темп психического развития ребенка, а также те возрастные этапы, на которых одаренность проявляется в явном виде.
14 Нормативно-правовое обеспечение процесса выявления и сопровождения детей, проявивших выдающиеся способности Кадровое обеспечение работы с одаренными детьми. Организация процесса выявления и сопровождения детей, проявивших выдающиеся способности. Психолого-педагогическая подготовка родителей, воспитывающих одаренного ребенка. Организация взаимодействия с социокультурной средой в вопросах развития одаренных детей. ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ Вчера Сегодня Завтра Как решаются проблемы выявления и сопровождения детей, проявивших выдающиеся способности?
15 Выявление и сопровождение детей, проявивших выдающиеся способности Нормативно-правовая база: Федеральный закон от ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» «В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления оказывается содействие лицам, которые проявили выдающиеся способности и к которым в соответствии с настоящим Федеральным законом относятся обучающиеся, показавшие высокий уровень интеллектуального развития и творческих способностей в определенной сфере учебной и научно-исследовательской деятельности, в научно- техническом и художественном творчестве, в физической культуре и спорте».
16 Выявление и сопровождение детей, проявивших выдающиеся способности НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА: В Указе Президента Российской Федерации «О национальной стратегии действий в интересах детей на годы» (от 1 июня 2012 года 761) говорится об обеспечении условий для выявления и развития талантливых детей и детей со скрытой одаренностью независимо от сферы одаренности, места жительства и социально- имущественного положения их семей. В качестве мер, направленных на поиск и поддержку талантливых детей и молодежи, приведены следующие: «Обеспечение нормативно-правового закрепления особых образовательных запросов одаренных детей, поддержка и развитие образовательных учреждений, специализирующихся на работе с одаренными детьми, создание национального ресурсного центра для работы с одаренными детьми в целях обеспечения разработки методологии и методов диагностики, развития, обучения и психолого-педагогической поддержки одаренных детей для использования в массовой школе и в специализированных школах для одаренных детей, создание системы специальной подготовки и переподготовки психолого-педагогических кадров для работы с одаренными детьми, а также для работы с их родителями (законными представителями), обеспечение информационной поддержки государственной политики по оказанию помощи талантливым детям и молодежи».
17 ПРОБЛЕМЫПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ ПУТИ ВЫХОДА Нормативно-правовое обеспечение процесса выявления и сопровождения детей, проявивших выдающиеся способности Совершенствование (обновление) государственной, региональной, муниципальной нормативно правовой базы Поиск новых возможностей финансового обеспечения работы с одаренными детьми в рамках муниципальной системы образования. Принятие профессионального стандарта тьютора (ментора, координатора), работающего с одаренными детьми. Создание эффективной системы управления процессами выявления и сопровождения одаренных детей на уровне образовательной организации, муниципалитета, региона, субъекта РФ.
18 ПРОБЛЕМЫПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ ПУТИ ВЫХОДА Выявление и сопровождение детей, проявивших выдающиеся способности. Создание в рамках школы модели эффективного управления развитием детей, проявивших выдающиеся способности, обеспечивающей выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей в соответствии с их интересами и потребностями: создание приемлемой для школы системы выявления одаренного ребенка; построение модели образовательного процесса, направленного на повышение мотивации и способствующего реализации индивидуальной траектории развития ребенка; организация системы дополнительного образования, предназначенной для удовлетворения постоянно изменяющихся социокультурных и образовательных потребностей одаренных детей; организация межведомственного взаимодействия с учреждениями социокультурной среды.
19 Пути решения проблем ПРОБЛЕМЫПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ ПУТИ ВЫХОДА Кадровое обеспечение: необходимость индивидуализации подготовки кадров; переподготовка и повышение квалификации кадров; поиск ярких личностей, для работы тьютерами, модераторами, координаторами; Организация системы подготовки и переподготовки специалистов, работающих с одаренными детьми. Организация научно-методической поддержки, супервизия специалистов. Определение лучших практик и создание стажировочных площадок по трансляции и распространению уникального опыта. Создание информационно-образовательного портала для организации сетевого взаимодействия всех участников системы образования одаренных детей. Проведение ежегодных (ежемесячных) круглых столов, конференций, семинаров-практикумов, вебинаров по проблемам выявления и сопровождения одаренных детей. Непрерывное самообразование и самосовершенствование педагогов.
20 Пути решения проблем ПРОБЛЕМЫПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ ПУТИ ВЫХОДА Психолого-педагогическая подготовка родителей, воспитывающих одаренного ребенка Организация модульной системы подготовки родителей по вопросам воспитания и обучения одаренного ребенка. Организация работы родительского клуба, постоянно действующего семинара. Индивидуальное консультирование родителей. Создание детско-родительских проектов.
21 ПРОБЛЕМЫПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ ПУТИ ВЫХОДА Организация взаимодействия с социокультурной средой организация межведомственной и внутриотраслевой интеграции в работе с одаренными детьми; обеспечение взаимодействия субъектов системы, предполагающего координацию их деятельности и ведущего к интеграции их усилий и достижению целостности системы работы с одаренными детьми и оптимизации процесса управления ею;
22 Кто помогает сегодня одаренным детям и кто реально может им помочь? Чем региональная система образования может быть полезна одаренному ребенку? Какие условия могут быть созданы в ней для его развития? Какие инновационные преимущества может приобрести региональная система образования для формирования интеллектуального и творческого потенциала региона? Недостаточно изучены возможности развития одаренных детей в рамках внешней окружающей среды, формирование государственной системы целенаправленной работы с ними, в том числе на региональном уровне.
23 1. Образовательные организации 2. Регионы 3. ФИО, должности участников обучающей программы 4. Роли тьюторов в работе с детьми, проявившими выдающиеся способности 5. Ваши ожидания от практических семинаров Визитная карточка группы
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.