Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемПавел Глазатов
1 Личностно ориентированный урок литературы в 11 классе по теме: «Послеоктябрьская лирика В.В. Маяковского: поиски новой художественной программы (на примере дилогии - «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви» и «Письмо Татьяне Яковлевой»)» (УМК под ред. Г.А. Обернихиной) Автор: учитель высшей категории гимназии 28 города Костромы Лодус Л.М.
2 Цель Создать условия для осмысления эволюции любовной лирики Маяковского (от футуризма к реализму); в процессе диалога обратить учащихся к пониманию себя, к высказыванию своего мнения по обсуждаемым проблемам, способствовать развитию готовности учащихся к самоопределению, принятию решения и выбору личностной позиции. 2
3 Задачи Образовательные: раскрыть идейно-художественное своеобразие поэтической дилогии Маяковского; проследить, как происходит развитие реализма в лирике поэта. Развивающие: активизировать субъектные представления учащихся как основу читательского сопереживания при восприятии лирики; способствовать развитию умения характеризовать основные проблемы, жанровые и родовые особенности, композицию изучаемых произведений; способствовать развитию умения выразительно читать, сохранять ритм и интонационный подтекст стихотворения; способствовать развитию умения высказывать и обосновывать (мотивировать) свое суждение о прочитанном. 3
4 Задачи Воспитательные: помочь учащимся почувствовать гуманистический пафос любовной лирики Маяковского; воспитывать интерес к поэзии. 4
5 Планируемые образовательные результаты (предметные) Умение осознанно воспринимать художественное произведение: - в контексте всего творчества поэта; - как послание автора читателю. Умение устанавливать поле читательских ассоциаций, умение дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию. Умение давать краткий историко-культурный или биографический комментарий к стихотворению, разграничивать понятия автор и лирический герой. Понимать идейное звучание и новаторство любовной лирики В. Маяковского. Понимание особенностей послеоктябрьской любовной лирики В. Маяковского. Умение создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в формате ЕГЭ. Понимать значение поэзии В. Маяковского. Проводить литературные параллели. 5
6 Планируемые образовательные результаты (метапредметные) Коммуникативные УУД: Умение слушать и понимать других. Умение высказывать и обосновывать свою точку зрения. Регулятивные УУД: Умение прогнозировать предстоящую работу. Умение определять и формулировать тему урока. Умение принимать и сохранять учебную задачу. Умение осуществлять анализ и синтез. Умение устанавливать причинно-следственные связи. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. 6
7 Планируемые образовательные результаты (метапредметные) Познавательные УУД: Умение выявлять сущность, особенности объектов. Умение на основе анализа объектов делать выводы, находить добывать новые знания, находить ответы на вопросы. Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного. 7
8 Планируемые образовательные результаты (личностные) Ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение, мотивация к целенаправленной познавательной деятельности. Умение делать свой выбор. Потребность в самовыражении через слово. Формирование способности к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности. 8
9 Этапы урока Этап 1. Организационный. Вхождение в тему урока, создание условий для осознанного восприятия нового материала. Этап 2. Актуализация субъектного опыта учащихся. Определение темы, проблемы, цели урока. Этап 3 (основной). Освоение нового материала. Накопление первичных читательских и аналитических представлений. 9
10 Этап 4. Актуализация и осмысление приобретённого читательского опыта, обобщение личностных впечатлений. Этап 5. Обобщение и осознание сделанных ранее индивидуальных и коллективных наблюдений над текстами. Этап 6. Информирование о домашнем задании. 10 Этапы урока
11 Для актуализации субъектного опыта учащимся предлагается выполнить 2 задания на выбор (письменно): 1. Выразить лексические ассоциации, которые вызывает слово любовь в контексте художественного мира Маяковского. 2. Ответить на вопрос: В чем своеобразие художественных средств и способов решения темы любви Маяковским? (Образец ответа на этот вопрос представлен на слайде, что позволит осуществить самоконтроль.) 11
12 Проблемная ситуация урока создается через сравнение представлений учащихся о ранней лирике В. Маяковского и первичных читательских впечатлений от прочитанной самостоятельно послеоктябрьской дилогии – «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви» и «Письмо Татьяне Яковлевой» (учитель обращает внимание учащихся на своеобразие жанра, смысл названия стихотворений). 12
13 Этап 3 (основной). Освоение нового материала. Накопление первичных читательских и аналитических представлений Первичное чтение текста учащимися (про себя), чтобы выявить первичное восприятие произведений (происходит комментирование, обсуждение образов, поэтических приемов, которые привлекли внимание учащихся, поразили их); «Вдумчивое» чтение, диалог с поэтом через текст - предлагает учащимся самим выбрать стихотворение для самостоятельного анализа (по вопросам), которые должны раскрыть идейно-художественное своеобразие данных произведений и установить взаимосвязь учебного материала с субъектным опытом учащихся. 13
14 Темы сочинений (развернутый ответ на проблемный вопрос не менее 200 слов на одну из предложенных 3-х тем) 1. Один из московских учителей литературы поставил ученику отличную оценку за сочинение на тему: «Маяковский-лирик», мотивируя ее тем, что школьник составил оригинальный план к сочинению и в соответствии с ним раскрыл тему. В этом плане трижды повторялось название темы «Маяковский-лирик», но каждый раз в конце ставились разные знаки препинания: - Маяковский-лирик? - Маяковский-лирик. - Маяковский-лирик! Какой из пунктов плана вы бы использовали, рассказывая о любовной лирике Маяковского? 2. Нужно ли «сбросить» Маяковского «с парохода Современности» и даже исключить из школьной программы? 3. Пастернак увидел в Маяковском натуру, родственную Раскольникову. Согласны ли вы с подобным суждением? 14
15 Результативность проведенного урока учебное взаимодействие строилось на основе учёта личностных особенностей учащихся; использовались различные педагогические приёмы для актуализации и обогащения субъектного опыта учащихся; учащиеся активно строили учебное взаимодействие на основе диалога и полилога; для учащихся создавались ситуации успеха; 15
16 Результативность проведенного урока в учебных взаимодействиях проявлялись доверие и толерантность; осуществлялось стимулирование учеников к осуществлению индивидуального выбора учебных заданий; осознанно соблюдался принцип выбора как условие развития субъектности и индивидуальности учащихся; 100% учащихся справились с заданием на развитие творческих способностей. 16
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.