Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемОксана Арапова
1 Средства саморегуляции в деятельности педагога, востребованные в условиях целенаправленного контроля за эффективностью труда учителя Осницкий Алексей Константинович – доктор психологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Психологического института Психологический институт, -- Москва, ЦППР и К «Ясенево»
2 личность субъект индивид Б.Г.Ананьев предложил рассматривать и исследовать человека на трех уровнях, усвоить и запомнить сущность которых легче через решаемые на каждом уровне задачи: на первом – выжить и продолжить род; на втором – выполнить как можно быстрее и лучше взятое на себя дело; на третьем – определиться в своих позициях и отношениях. Психологический институт, -- Москва, ЦППР и К «Ясенево» ч человек как родовое понятие и человек как индивидуальность
3 Трудности в самоопределении Мы существа социальные, осваивающие и накапливающие в процессе развития общественный опыт преобразований и отношений (культуру). Освоив этот опыт, мы можем проектировать свою активность, делая своё поведение целенаправленным и осознанным. Сначала замысел – потом его воплощение, сначала проект – потом его реализация. (С.Л. Рубинштейн) Но, как природные существа, мы еще все реактивный и импульсивны. Эти варианты поведения, которые нельзя отнять у человека и без которых ему не прожить. в задачу учителя входит помощь ребенку овладеть целенаправленной активностью, подчиняя ей по мере возможности реактивность и импульсивность ребенка Психологический институт, -- Москва, ЦППР и К «Ясенево» варианты личностной активности
4 Трудности в самоопределении Этот вид активности, к которой приобщают детей и есть деятельность в точном значении этого понятия. Именно деятельность отличает нас от других животных (поведение которых инстинктивно). Проектируемость как главное свойство деятельности обеспечивается сознанием, развивающимся вместе с осваиваемыми видами деятельности, и наращиваемой (с возрастом и опытом) субъектностью, которая развивается с накоплением опыта саморегуляции, самоуправления. Дети с помощью учителя овладевают переходом от конкретных действий с предметами к оперированию словами заменяющими их, к действиям в уме, где образная представленность предметов заменяется словами. Учитель учит не столько знаниям, умениям и навыкам, сколько умению работать с предметным материалом, причем значительная часть материала дается в понятиях, т. е. обобщенных и отделенных от реальных предметов наименованиях. А знания, умения и навыки, естественно, в результате приобретаются, но они ни в коем случае не должны стать самоцелью обучения. Опытные учителя прекрасно это понимают. Психологический институт, -- Москва, ЦППР и К «Ясенево» Личность в деятельной активности
5 Трудности в самоопределении Но многих учителей прямой вопрос: что передают учителя детям в обучении и что передают в процессе воспитания (которые идут бок-о- бок), застает врасплох. Начинают говорить о ЗУНах, о нравственных правилах, этике и т.п. И нужно некоторое время, чтобы прийти к единодушному ответу: в обучении передается умение работать, в дальнейшем сводимое к перечню правил, а в воспитании – отношение учителя к предметному материалу, с которым приходится работать. Умение работать приходит к детям даже в условиях принуждения, а вот отношение – нет. Оно передается только с помощью заражения заинтересованностью учителя Однако, даже научившись работать, приступив к какому-то делу, мы далеко не всегда полно и последовательно реализуем и завершаем его. Немалый «вклад» в это привносят импульсивные и реактивныйе составляющие нашего поведения: что-то отвлекает, что-то вмешивается. К этому примешиваются и наши не всегда аккуратные и даже ошибочные действия. Психологический институт, -- Москва, ЦППР и К «Ясенево» Личность в деятельной активности
6 Трудности в самоопределении Однако, приступив к какому-то делу, мы далеко не всегда полно и последовательно реализуем и завершаем его. Немалый «вклад» в это привносят импульсивные и реактивныйе составляющие нашего поведения: что-то отвлекает, что-то вмешивается. К этому примешиваются и наши не всегда аккуратные и даже ошибочные действия. Единственное, что может помочь нам добиться поставленной цели, это система осознанной саморегуляции деятельности. Эта система ориентирована на решение проблем организации деятельности и преодоление затруднений. Она существенно отличается от саморегуляции, которая реализуется на неосознанном уровне, и обеспечивает тот или иной приспособительный эффект. Несмотря на то, что многое используется из неосознаваемой саморегуляции (обратная связь, информация о результате, …), в осознанной саморегуляции человек ориентируется на перечень усвоенных в обучении правил. Пример. Психологический институт, -- Москва, ЦППР и К «Ясенево» Личность в деятельной активности
7 Трудности в самоопределении Чтобы человек стал субъектом активности, ему нужно освоить и накапливать опыт осознанной (произвольной) регуляции своей активности. Согласно исследованиям (Осницкий 1996, 2001), этот опыт включает 5 компонентов: ценностный опыт; рефлексивный опыт; опыт привычной активизации; операциональный опыт; опыт сотрудничества. О каждом из них можно и нужно рассказывать достаточно подробно, на что у нас с вами нет времени. Но они достаточно понятны и на уровне житейского знания. За исключением привычной активизации, опыт которой приходит только в процессе неоднократного выполнения тех или иных заданий. Пример. Психологический институт, -- Москва, ЦППР и К «Ясенево» Осознанная регуляция активности
8 На материале, предоставляемом регуляторным опытом, формируется система осознанной саморегуляции, всегда ориентированная на реализацию того или иного замысла. Она связана с процессами постоянно совершенствующимися и уточняющимися: целеполаганием и моделированием условий, программированием действий, а также оценкой промежуточных и конечных результатов и коррекциями, привносимыми в систему саморегуляции действий. Накапливаемый регуляторный опыт человека обеспечивает субъекту возможность формирования этой системы регуляции своих действий и усилий. Изучать осознанную саморегуляцию начал О.А. Конопкин, а его последователями стали П.В. Лебедчук, В.И. Моросанова, А.К. Осницкий, Г.С. Прыгин, В.И. Степанский и др. Психологический институт, -- Москва, ЦППР и К «Ясенево» Личность в деятельной активности
9 Психологический институт, -- Москва, ЦППР и К «Ясенево» Звенья саморегуляции Целеполагание Моделирование условий Программирование действий Оценка результатов Коррекции В диаграмме показано взаимодействие звеньев по О.А. Конопкину. Позднее он, в соавторстве с В.И. Моросановой, добавил звено субъективных критериев оценки, чтобы подчеркнуть роль субъекта, не заметив, что ранее уже включил критерии в звено оценки промежуточных и конечных результатов.
10 Учитель, каким бы сотрудничество с учеником не было, остается ведущей фигурой в процессе обучения (Д.Б.Эльконин). Но учителю как и ученику необходима доля самостоятельности в процессе учения, сочетающаяся с собственными умениями регулировать свою активность и свои усилия, т.е. умениями саморегуляции. И взрослые и дети слишком часто ошибаются в оценке своих ресурсов и поэтому тестирование как своих разнопредметных умений, так и умений саморегуляции всегда оказывается полезным. Психологический институт, -- Москва, ЦППР и К «Ясенево»
11 Система саморегуляции формируется постепенно. Вначале школьник решает задачи с одним условием, затем с двумя; сначала осваивает простые действия, затем посложнее… Нарабатываются действия по анализу условий, по выбору наиболее эффективного способа действий, осваиваются средства оценки своих действий, способы исправления своих ошибочных действий и т. д. Но организующим началом в освоении, является функция целеполагания. Именно она связана с замыслами человека, реализуемыми им проектами. Откуда же ее истоки? И почему в школьном обучении она «запаздывает», почему школьник оказывается несамостоятельными? Причина в том, что в основном функцию целеполагания, формулирования заданий учитель чаще всего оставляет за собой. С чего начинается саморегуляция школьника? С формулирования вопросов. Именно вопрос побуждает может побудить школьника искать ответ на него, доискиваться до правильного ответа. Но как не трудно заинтересовать ребенка магией вопросов и поиска ответов, также нетрудно и навсегда (или надолго) отбить у него охоту задавать вопросы и искать ответы. Опытный учитель отыскивает путь к сердцу ученика, передавая ему эстафету формулирования вопросов и поиска ответов. Психологический институт, -- Москва, ЦППР и К «Ясенево»
12 Образцом саморегулирования выступает саморегуляция успешного ученика или мастера в своей профессиональной сфере. Но при этом следует учитывать, что система саморегуляции - постоянно совершенствуется, преобразуется в соответствии с новыми осваиваемыми обстоятельствами. Но она не застрахована и от сбоев и ошибок, связанных с появлением неожиданных обстоятельств, правдоподобных но ошибочных предположений и т.д. Кроме того у каждого человека есть свои слабые стороны, о которых он часто и сам знает. Поэтому повторимся: тестирование как своих разнопредметных умений, так и умений саморегуляции всегда оказывается полезным. И давайте попробуем одну из используемых нами методик проверить на себе……. Company Logo
13 Методики анализа регуляторного опыта В комплексе методик, используемых в определении субъектности, мы используем методики: «Базовые ориентации активности личности»; «Саморегуляция»; «Субъектная адаптация дифференциально- диагностического опросника Е.А. Климова»; «Ориентация субъектного контроля»; «Корректурная проба» и «Теппинг-тест»; «Соотношение реактивного-импульсивного- деятельного в поведении»; «Методика измерения сотрудничества». Психологический институт, -- Москва, ЦППР и К «Ясенево»
14 Возможности исследования регуляторного опыта С помощью данных методик мы получаем информацию: о предпочтительной направленности активности личности учащихся; о сформированности их регуляторного опыта, обеспечивающего самостоятельность; об особенностях сформированной осознанной саморегуляции; об особенностях их работоспособности. Психологический институт, -- Москва, ЦППР и К «Ясенево» На основе выявленной информации школьник или студент могут составить отчётливое представление о своих возможностях и устремлениях, способности быть субъектом своей активности.
15 Трудности в самоопределении Я понимаю, что опытному педагогу и психологу многое об учащемся известно и без меня. И хочу лишь: -помочь упорядочить эти знания, -помочь донести в этой форме до самого учащегося, -помочь пробудить его рефлексию (обращённость к самому себе), -помочь направить его активность в нужное русло. Психологический институт, -- Москва, ЦППР и К «Ясенево» Заключение
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.