Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемЭдуард Шредер
1 3-4 КЛАСС
2 Когда-то в бухте Ахтиарской, Две сотни лет тому назад, Заветный порт России царской, Ты встал под грохот канонад. Четыре домика матросы Сложили здесь, на берегу, И ты в июнь глядел с откоса На моря синюю пургу. И с детских лет, впитав отвагу, Берег родные берега, И знать давал любому флагу, Что твой причал не для врага. Но не от имени, с рожденья, Твой дух величественным стал. А от сражения к сраженью, Где ты, мужая, побеждал. Сергей Субботин
3 Севастополь родился более двух веков назад. Много это или мало? « Не так уж много»,- заметят одни, зная, что есть города, история которых насчитывает тысячелетия. «Очень много», - скажут другие, припомнив сколько ярких событий, блестящих подвигов, подвижничес- кого труда вместили эти двести лет. «Городом славы», «городом, достойным поклонения» - так переводится Севастополь с греческого - был наречён наследник античного Херсонеса и средне- векового Херсона. Возможно, как это бывает у людей, имя определило дальнейшую судьбу города, сделав его поистине легендой из камня.
4 1783 год – год основания будущей главной базы флота и отечественного Черноморского флота. Еще в конце 1782 года императрица Екатерина II приняла решение о создании Черноморского военного флота и своим указом от 11 января следующего года предписала Адмиралтейств-коллегий: «Для командования заводимым флотом нашим на Черном и Азовском морях повелеваем тотчас отправить нашего вице-адмирала Клокачева, которому для принятия потребных наставлений явиться у нашего Ново- российского и Азовского генерал-губернатора князя Потемкина. Одновременно с созданием Черноморского флота решался и другой важный вопрос. Учитывая, что за прошедшие годы Турция многократно нарушала обязательства, принятые ею по Кючук-Кайнарджийскому договору, князь Г. А. Потемкин провел переговоры с ханом Шагин-Гиреем и склонил войти «под державу Всероссийскую».
5 Обосновывая значение закончившихся пере- говоров в укреплении позиции России на юге страны, Потёмкин закончил свой доклад Екатерине II по данному вопросу такими словами: «Всемилостивейшая Государыня! Приобретение Крыма ни усилить, ни обогатить Вас не может, а только покой доставит... с Крымом достанется и господство в Черном море». 22 (11) января 1783 года командующим флотом, заводимым на Черном и Азовском морях с подчинением наместнику императрицы в южных губерниях страны вице- президенту Военной коллегии, генерал-аншефу светлейшему князю Г.А.Потемкину, был назначен Ф.А.Клокачёв. 8 апреля 1783 года императорским мани- фестом было объявлено об удовлетворении просьбы хана Шагин-Гиреяи принятии Кубанской стороны под российскую корону. Это позволило начать освоение Ахтиарской (ныне Севастопольской) гавани, принятой ранее для базирования флота. Крымского ханства, а также Тамани и всей
6 Началась подготовка фрегатов и других судов для перехода и постоянного базирования в Ахтиарской гавани.К этому времени вице-адмирал Федот Алексеевич Клокачев имел заслуженный авторитет опытного моряка, боевого адмирала и считался одним из самых образованных и порядочных людей своего времени. 15 (4) февраля 1783 г. Ф.Клокачев срочно выехал из Петербурга в Таганрог для принятия дел и вступления в должность. 21 (10) апреля этого же года на фрегате он прибыл в Керчь, где базировались лучшие суда Азовской флотилии, и стал их готовить для перехода в Ахтиарскую (Севасто- польскую) бухту. 13 (2) мая 1783 г. 11 кораблей Азовской флотилии под его командованием благополучно прибыл в бухту, недалеко от которой располагалась татарская деревня Ахтиар, чем и положил начало Севастопольского порта.
7 Черноморский флот впервые сосредоточил ся в своей новой главной базе. Корабли разместились в Южной бухте, которую признали наиболее безопасной. 13 мая 1783 г. считается днем рождения Черноморского флота Российской империи. 6 мая командующий флотом вице-адмирал Ф.А. Клокачев, лично осмотрев Ахтиарскую бухту, пришел в полный восторг. «При сем не премину я Вашему сиятельству донести, что при самом входе в Ахтиарскую гавань дивился я хорошему ее с моря положению; вошедши и осмотревшись, могу сказать, что во всей Европе нет подобной сей гавани положением, величиной, глубиной. Можно в ней иметь флот до 100 линейных судов, ко всему же тому природа устроила лиманы, что сами по себе разделены на разные гавани, то есть военную и купеческую. Без собственного обозрения нельзя поверить, чтоб так сия гавань была хороша.
8 Ныне я принялся аккуратно сию гавань и положение ее места описывать и, коль скоро кончу, немедленно пришлю карту»… писал Ф.А.Клокачев вице- президенту Адмиралтейств-коллегии графу Ивану Григорьевичу Чернышеву. 3 июля 1783 г. карту отослали в Адмиралтейств-коллегию, там на ее основе принялись разрабатывать планы будущего города. А пока в Петербурге готовили планы города, 3 июня 1783 г. на западном берегу Южной бухты моряки заложили первые четыре каменные здания: часовня во имя Николая Чудотворца, дом командующего - адмирала Ф.Ф.Мекензи, который вскоре стал самым красивым зданием города, пристань и кузница в адмиралтействе. С площади у пристани начиналась первая улица города, долго называвшаяся просто - Балаклавская дорога. А с адмиралтейской кузницы - старейшее его предприятие - Морской завод.
9 3 июня (14 июня по новому стилю) стал днем основания города. В честь данного события в 1783 г. была отлита медаль «Польза России». Первоначально город назывался Ахтиар, по имени прибрежного татарского селения Ак- Яр. 10 февраля 1784 г. указ Екатерины II узаконил рождение нового города и повелел впредь именовать его Севастополем, что в переводе с греческого значит "Город славы". Специальным указом от 10 февраля 1784 года Екатерина II предписала князю Г. А. Потемкину усилить работы «по строительству большой крепости Севастополь, где должно быть Адмиралтейство и верфь для первого ранга кораблей, порт и военное поселение». Под постоянным надзором светлейшего князя Таврического строительные работы в порту и городе осуществлялись довольно быстрыми темпами.
10 вольнонаемные люди - жители Балаклавы, многие со своими лошадьми и повозками, на которых подвозили строительные материалы. Затем "работные люди" стали прибывать из других мест Крыма и даже из центральных губерний России. К весне 1784 г. появились первые улицы, набережная отделывалась камнем, вырастали дома, прокладывались тротуары, обсаженные фруктовыми деревьями. В южной части гавани, на Николаевском мысу, начали строить деревянный шлюпочный причал и лестницу будущую Екатерининскую, затем Графскую, пристань. На западном берегу Южной бухты корабельные команды и солдаты гарнизона строили из местных материалов казармы, служебные помещения и небольшие домики для офицеров, сажали деревья, обозначали будущую Екатерининскую улицу. Кроме моряков город строили также местные во-
11 21 февраля 1784 г. русское правительство объявило о свободной и беспре- пятственной торговле заграничных и местных купцов в Севастополе, д оставляющих товары как морским, так и сухо- путным путем. В это время в бухте уже находилось 26 кораблей с 4 тыс. матросов и офицеров. Весной этого же года в городе появились первые торговые суда керченских и таганрогских купцов. 13 августа 1785 года высочайшим рескриптом были утверждены первые официальные штаты Черноморского флота и адмиралтейства. По ним состав крупных судов молодого флота устанавливался в количестве двух 80- пушечных и десяти 66-пушечных линейных кораблей и двадцати фрегатов 50, 32 и 22- пушечных рангов. Больших фрегатов утверждалось восемь единиц, а остальных по шесть. Меньших по размерам судов штатами регламентировалось 23 единицы. Молодой военный флот и новый южный город мужали и развивались.
12 html
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.