Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемГеннадий Крупский
1 Международная общественная организация «Международная академия детско-юношеского туризма и краеведения имени А.А. Остапца-Свешникова» Воспитательные аспекты социокультурной среды дополнительного туристско-краеведческого образования Смирнова Д.В. д-р пед. наук, доцент, президент МАДЮТК, вед. науч. сотрудник ФГНУ «Институт содержания и методов обучения» Российской академии образования (г. Москва) г. Краснодар, 26 февраля 2013 г.
2 факультет сервиса и туризма Кубанского социально-экономического института 7-я Международная научно-практическая конференция «Твёрдовские чтения», посвященная памяти выдающегося путешественника, учёного, краеведа, общественного деятеля А.В. Твёрдого г. Краснодар февраля 2015 года
3 А.А. Остапец-Свешников ( гг.) д-р пед. наук, профессор, Мастер спорта СССР по спортивным походам, неординарная личность, публицист, педагог, ученый. Основоположник научно- педагогической школы «Детско- юношеский туризм и краеведение». Руководитель коллектива ученых разработчиков концепции «Школа жизни – окружающий мир». Инициатор создания и первый президент Региональной общественной организации «Академия детско- юношеского туризма и краеведения».
4 Основные идеи концепции «Школа жизни – окружающий мир». Детско-юношеский туризм и краеведение одна из форм массового общественного движения, целенаправленно организуемая социально- педагогическая реальность. Целевой установкой детско-юношеского туризма и краеведения является формирование Личности под непосредственным влиянием окружающей среды и природы, в психологически комфортном, эмоционально насыщенном и педагогически целесообразно организованном процессе.
5 Предпосылки детско- юношеского туризма раскрываются в педагогике кочевья С давних времен многочисленные племена (антропотоки) в поисках наиболее благоприятных условий среды для своего обитания кочевали по просторам, осваивая и преобразовывая все новые и новые территории.
6 Предпосылки детско-юношеского туризма раскрываются в педагогике кочевья Воспитательную функцию в племенах выполняли старейшины, как имеющие наибольший практический опыт выживания в не благоприятных условиях агрессивной природной среды. Старейшины создавали и сохраняли как традиции специфическую социокультурную среду образовательного процесса (обучения, воспитания и развития подрастающего поколения).
7 - это совокупность взаимосвязанных экономических, социальных и культурных отношений, наличие и содержание которых позволяет субъекту продуктивно действовать, самоорганизовываться, саморазвиваться, обновляться, изменяться и, в свою очередь, влиять на социальные процессы. Чем выше культура субъекта, тем сильнее его влияние на среду. (Н.Б. Крылова)
8 - это сложная структура общественных, материальных и духовных условий, в которых реализуется деятельность человека. Среда оказывается существенным условием развития личности; в то же время под влиянием деятельности человека среда изменяется сама. (Ю. Кулюткин и С. Тарасов)
9 в рамках различных научных дисциплин и направлений: - философия, - психология, - социальная экология, - педагогика, - социология и др.
10 это система ключевых факторов, определяющих обучение, воспитание и развитие человека: - люди, которые влияют на образовательные процессы; - общественно-политический строй страны; - природная и социокультурная среда (включая культуру педагогической среды); - средства массовой информации; - случайные события.
11 глобальный - общемировые тенденции развития культуры, экономики, политики, образования, глобально-информационные сети и др. региональный (страны, крупные регионы) - образовательная политика, культура, система образования, жизнедеятельность в соответствии с социальными и национальными нормами, обычаями и традициями, средства массовой коммуникации и др. локальный - образовательное учреждение (его микрокультура, микроклимат), ближайшее окружение, семья. индивидуальный (персонифицированный) - непосредственное окружение индивида, коллектив объединения ДОД или туристской группы. Именно это окружение и коммуникация с ним субъекта оказывает наиболее сильное влияние на становление и развитие человека.
12 1.Пространственно-семантический, 2.Содержательно-методический, 3.Коммуникационно-организационный, 4.Содержательный, 5.Методический, 6.Коммуникативный.
13 * архитектурно-эстетическая организация жизненного пространства (архитектура здания и дизайн интерьеров, пространственная структура учебных и рекреационных помещений, возможность пространственной трансформации помещений при возникающей необходимости и др.); * символическое пространство (различные символы - герб, гимн, традиции и др.).
14 * содержательная сфера (концепции обучения и воспитания, развития и оздоровления личности; образовательные и учебные программы, учебный план, учебники и учебные пособия и др.); * формы и методы организации образования (формы организации занятий - уроки, дискуссии, конференции, путешествий и экскурсии и т.д., исследовательские общества, структуры самоуправления и др.).
15 * особенности субъектов образовательной среды (распределение статусов и ролей, половозрастные и национальные особенности обучающихся и педагогов, их ценности, установки, стереотипы и т.п.); * коммуникационная сфера (стиль общения и преподавания, пространственная и социальная плотность среди субъектов образования, степень скученности и др.); * организационные условия (особенности управленческой культуры, наличие творческих объединений педагогов, неформальных лидеров, инициативных групп и др.)
16 * актуальность содержания образования для развития личности ребенка и профессиональной деятельности педагога; * интегративный подход к содержанию обучения; * открытость содержания образования для изменений, включение в содержание актуальных проблем.
17 * вариативность учебно-воспитательных, развивающих и оздоровительных программ, в т.ч. досуговых; * свобода выбора индивидуального образовательного маршрута обучающегося (воспитанника); * разнообразие методических средств обучения, воспитания, развития и оздоровления; * акцент на диалогическое общение; * учет преобладающих способов восприятия информации у разных людей.
18 * взаимопонимание и удовлетворенность взаимодействием всех субъектов; * преобладающее позитивное настроение всех субъектов; * участие всех субъектов в конструировании и оптимизации образовательного процесса
19 отражает три аспекта духовного бытия человека: * социокультурное (выбор и осуществление культуросообразного образа жизни и поведения), * индивидуальное (самовосстановление субъектом культурного процесса), * сопричастное бытие вместе с значимыми Другими
20 * социальное (поле значений), * субъектное (поле смыслов) * пространство взаимодействия (поле ценностей).
21 воспитание обращено к человеческой сущности и может быть понято лишь в логике качественных изменений человека; воспитание это процесс возрастания субъектности человека: самоопределения и самоутверждения его в социокультурной среде; механизм воспитания сводится к ценностно-смысловой со-трансформации субъектов воспитательного процесса (педагога и воспитанника) в едином смысловом пространстве взаимодействия; ситуация воспитания имеет диалогический характер, когда внешнее взаимодействие является условием и предпосылкой становления внутреннего мира каждого из его субъектов.
22 Реализация дополнительного туристско-краеведческого образования предполагает ЦИКЛ СОБЫТИЙНОСТИ (яркой эмоционально насыщенной и физически активной должностной- ролевой социально-профессиональной самодеятельности где социокультурной среды предполагает, что педагог (руководитель) и обучающийся (воспитанник) действуют согласовано, а взаимодействие между ними имеет диалогический характер.
23 Проблема развития Личности в социокультурной среде дополнительного туристско- краеведческого образования актуальна и для формального ( общего, среднего и высшего профессионального, последипломного ) и для неформального ( дополнительного детей и дополнительного профессионального ) образования
24 Ориентация на результат дополнительного туристско-краеведческого образования индивид интересы достижения способности
25 Дополнительное образование детей единый, целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение, развитие личности: неотъемлемая часть системы непрерывного образования, призванная обеспечить ребенку дополнительные возможности для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей; обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей; адаптация детей и подростков к жизни в обществе; формирование общей культуры; организация содержательного досуга.
26 Отличительные признаки дополнительного туристско-краеведческого образования передвижение в пространстве; активное взаимодействие с окружающим миром; высокая степень самодеятельности и познавательной активности обучающихся (воспитанников); сочетание умственного и физического труда; активное воспроизводство туристского ПРОДУКТА и его непосредственное потребление; содействие развитию качеств Личности: ответственность; самостоятельность; уважение прав человека; интерес к окружающим и к собственной стране; чувство привязанности к родному краю, его истории, природе, людям.
27 мотивы – цель – задачи – содержание – формы – методы – результаты - рефлексия
28 Виды деятельности Методы деятельности Результат деятельности познавательная решение познавательных задач знание исполнительская упражнения тренинг мастерство творческая решение проблемных задач способности коммуникативная решение ситуативных задач ценности, устойчивое объединение
29 Развитие общества и научно- технический прогресс в ХХ и особенно в XXI веке не только оказали положительное, позитивное, воздействие на социокультурную среду современного человека, но имеет и отрицательные последствия
30 Внедрение глобальных компьютерных сетей и телекоммуникационных технологий существенно расширило социальное и культурное пространство современно человека, изменили ритм жизни, нравственные ценности и устремления.
31 Однако, постиндустриальное общество имеет и яркий негативный оттенок, «человек, как агент культуры, оказался в нем потерянным, «бездомным». Социологи рассматривают сегодня «бездомность» современного человека это состояние ценностно-смысловой неопределенности [1]. 1. Бродяжничество как феномен культуры повседневности [Текст] дис … , канд. социол. наук Шляков, Алексей Владимирович. – Тюмень, 2009 – 187 с.
32 ПЕДАГОГ Личность Социокультурная среда Природная среда
33 Благодар ю за внимание, готов ответить на возникшие у Вас вопросы!
34 103062, Москва, ул. Макаренко, д.5/16 ФГНУ «Институт содержания и методов обучения» Российской академии образования офис 201 а www. madutk.ru 8(916)
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.