Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемКарина Мустакимова
1 Повествование художественного и разговорного стилей 6 класс
2 Формулируем определения Повествование – это Повествование Художественный стиль – это Разговорный стиль – это такой тип речи, при котором текст отвечает на вопрос ЧТО ПРОИСХОДИТ? Его можно запечатлеть на нескольких кадрах, так как в нём одно действие сменяет другое. стиль художественной литературы, для него характерно употребление слов в переносном значении, яркость и образность языка. стиль живого общения, устной речи, для него характерна разговорная лексика.лексика
3 Типы речи повествование повествование (что происходит?); описание описание (какой предмет, явление?..); рассуждение рассуждение (почему?); (почему?); ГОВОРИТСЯ ОБ ОДНОВРЕМЕННЫХ ПРИЗНАКАХ ГОВОРИТСЯ О ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЯХ ГОВОРИТСЯ О ПРИЧИНАХ СВОЙСТВ ИЛИ ЯВЛЕНИЙ Вспомним!
4 Запомни! В повествовании говорится о последовательных, сменяющих друг друга действиях. Те действия, которые автор хочет выделить особо, описываются подробно, детально.
5 Сравните тексты, определите типы речи, докажите свою точку зрения 1. Шёл я по лесной тропинке, слышу – зяблик гремит! Головку запрокинул, клюв разинул, на горлышке пёрышки дрожат – будто он горло водой полощет. И песенка из клюва так и брызжет. Даже хвостик трясётся. (Н.Сладков) 2. Из-под обломков брёвен показалась полосатая мордочка барсука. Зверёк долго осматривался по сторонам, принюхивался. Убедившись наконец, что поблизости нет никакой опасности, барсук вылез из-под бревна и суетливо забегал по полянке, словно отыскивая что-то. (Г.Скребицкий)
6 Проверь себя! описание : ГОВОРИТСЯ ОБ ОДНОВРЕМЕННЫХ ПРИЗНАКАХ.1-ый текст – описание : ГОВОРИТСЯ ОБ ОДНОВРЕМЕННЫХ ПРИЗНАКАХ. ГОВОРИТСЯ О ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЯХ.2-ой – повествование: отвечает на вопрос ЧТО ПРОИСХОДИТ?; ГОВОРИТСЯ О ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЯХ. Какие детали в повествовании помогают вам лучше увидеть происходящее? Какие части речи чаще использует автор? Почему?Какие детали в повествовании помогают вам лучше увидеть происходящее? Какие части речи чаще использует автор? Почему?
7 Проверьте, все ли фрагменты текстов представляют собой повествование. В один из прекрасных летних дней, во время экскурсии по Дому-музею Пушкина, в кабинет влетел соловей. Сел на оконную занавеску и запел. Пел долго, заливался. (С.Гейченко) Ю-ю выдумала развлечение. Следит внимательно за строками, вырастающими у меня на бумаге, водя глазами за пером… И вдруг хлоп лапкой по самой последней мухе. (А.Куприн) Ю-ю с разбегу подпрыгивает и виснет на ручке, обхватив её передними лапками с обеих сторон, а задними упирается в стену. Два-три толчка всем гибким телом… - Кляк! – ручка поддалась, и дверь отошла. (по А.Куприну) Старая ворона ходила-ходила возле пёсьего хвоста да ка-ак схватит его клювом, ка-ак дёрнет! Пёс не выдержал, вскочил и с лаем бросился на ворону. (В.Астафьев)
8 Задание к текстам. Определите типы и стили речи текстов. Докажите свою точку зрения. Назовите слова, передающие действия, определите их часть речи. Выпишите глаголы, в них укажите вид и время. Определите, какую роль играет в тексте вид и время. Можно ли в одном тексте употреблять глаголы разного вида и времени?
9 Вспомни! Вид глагола совершенный что сделать? что делать? законченное, совершённое действие несовершенный незаконченное, несовершённое действие
10 Редактирование предложений из школьных сочинений I. 1). Люба собирает ромашки, а потом плела венок. 2). Белка забралась на ветку и сидит. 3). В школьной мастерской ребята делают скворечники. Их они повесили в парке. 4). Вошёл старик в лес. Чувствует, дымом пахнет. II. 1). Друзья попрощались и махали друг другу. 2). Алексей прикручивал коньки к валенкам и вышел на лёд. 3). Ребята повернули головы и всё смотрели на меня. В каких предложениях нет ошибок? Объясните и исправьте недочёты. Для этого в предложениях I группы измените вид или время глагола, а в предложения II группы попробуйте вставить слова долго, теперь, вот, наконец. Помогла ли такая замена устранить недочёт?
11 Творческое задание Восстановите текст Г.Скребицкого. У писателя приведённому отрывку предшествует фраза: «Мы вышли на крыльцо и увидели, что земля под яблоней была усыпана огрызками». Ловко перелезая с ветки на ветку, попугай (подбирался, подобрался) к висевшему яблоку, (срывал, сорвал) его своим мощным клювом, затем (взял, брал) его в лапку… и (выгрыз, выгрызал) мякоть. Потом (доставал, достал) зёрнышки, с аппетитом (ел, съел) их, а надкушенное яблоко (бросал, бросил) вниз на траву.
12 Возьмите на заметку! В повествовании может говориться о сменяющих друг друга не однократных, а повторяющихся многократно действиях. Это значение передаётся глаголами несовершенного вида, обычно прошедшего времени.
13 Редактирование текста Каждый год мама вместе с нами вскопала небольшую грядку. Мы посеяли на ней редиску, салат. Посадили горох. Потом полили каждый день и пропололи. И так было весело наблюдать, когда вдруг начали лезть из земли зелёные росточки. Есть ли ошибки в тексте? С чем они связаны? Исправьте текст, обосновав свою правку. Выпишите слова с безударной гласной в корне, объясните написание.
14 Работа с текстом Прочитайте текст. Определите тип речи. Однократные или многократные действия изображены автором? Какие средства языка помогают это понять? Каковы различия в способах обозначения действий в разных предложениях? Пищуха танцевала вальс. Маленькая птичка – носик шильцем, хвост подпорочкой. Легко два раза прыгала вверх, потом склоняла голову к плечу, касалась носиком ножки и вдруг поворачивалась вокруг себя! Прыжок, склонённая головка, клювик и ножка, быстрый поворот. Раз за разом, круг з кругом, фигура за фигурой… Пищуха неслась в вальсе. Запишите два варианта заголовка к тексту, выразив: а) тему; б) авторское отношение к увиденному.
15 Возьмите на заметку! Иногда в повествовании сообщается об одном и том же действии одного и того же лица. В этом случае название и действующего лица, и самого действия может опускаться.
16 Анализ текста Прочитайте текст. Сколько в нём действующих лиц? Определите способы и средства связи предложений. Коля открыл дверцу машины, чтобы выпрыгнуть на ходу. Здоровяк затормозил. Коля выскочил и побежал вперёд по шоссе. Здоровяк вылез из машины и догнал его. Коля, не останавливаясь, прошёл дальше. Определите стиль речи. Докажите свою точку зрения.
17 В художественном и разговорном повествовании могут изображаться действия нескольких лиц. Связь предложений – чаще параллельная, а распространённое средство связи – повтор.
18 Творческое задание Рассмотрите внимательно рисунки художника Н.Радлова «Шляпа» (учебник, иллюстрации). Что изобразил художник? Какое чувство рисунки вызвали у вас? Напишите небольшой рассказ. Какой стиль и тип речи вы выберете? Почему?
19 Домашнее задание § 40, упр.470 напишите мини-сочинение по рисункам Н.Радлова (по выбору).
20 Используемые источники: Русский язык. 6 класс. Под редакцией М.М.Разумовской и П.А.Леканта. jpg jpg jpg
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.