Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемМария Гедеонова
1 Проблемы ЕГЭ по биологии школьников Алтайского края Докладчик эксперт ЕГЭ по биологии по Алтайскому краю Антоненко Татьяна Викторовна, к.б.н., доцент
2 ИЗМЕНЕНИЯ В КИМАХ В 2015 ГОДУ 1) Уменьшилось число заданий с одним вариантом выбора (до 25). 2) Не было выделения части В. 3) Увеличено число заданий с развернутым ответом с 6 до 7.
3 Процент выполненных заданий с развернутым ответом
4 Вопрос 34 Почему в популяциях сохраняются вредные генные мутации? Каково значение этих мутаций для эволюции? (32, 2% «0»; 32,7% «2»)
5 Элементы ответа: 1) многие генные мутации являются рецессивными и сохраняются в генофонде популяций у гетерозигот; 2) в изменённых условиях сохранённые вредные рецессивные мутации могут оказаться полезными и привести к возникновению новых адаптаций или в конечном счёте новых видов.
6 Почему в настоящее время к экологическим проблемам относятся кислотные дожди и озоновые дыры? (29,2% «0»; 56,4% «1»; 9,2% «2»)
7 Элементы ответа: 1) кислотные дожди обедняют видовой состав растений экосистем, вызывая гибель ряда видов; 2) озоновые дыры пропускают ультрафиолетовое излучение, что вызывает вредные мутации в клетках.
8 По каким признакам можно определить венозное кровотечение? (16,7% «0»; 29,4% «1»; 47,6% «2»)
9 Элементы ответа: 1) при венозном кровотечении кровь имеет тёмно-красный цвет; 2) кровь вытекает из раны ровной струёй, без толчков.
10 ВОПРОС 35 Назовите плод, изображенный на рисунке и обозначьте элементы его строения. Какие функции выполняют эти элементы? (18,5 «0»; 12,1 «1»; 3,6 «2»)
11 Элементы ответа: 1)плод – зерновка; 2) 1 – эндосперм – запасание органических веществ; 3) 2 – семядоля (часть зародыша) – транспорт питательных веществ из эндосперма при прорастании семени; 4) 3 – зародыш (зародышевый корешок, стебелёк, почека) – даёт начало новому растению.
12 Определите тип и фазу деления диплоидной клетки. Дайте обоснованный ответ и приведите соответствующие доказательства. (29,7 «0»; 12,0 «1»; 11,8% «2»)
13 Определите тип и фазу деления диплоидной клетки, изображённой на рисунке. Дайте обоснованный ответ, приведите соответствующие доказательства.
14 Элементы ответа: 1)мейоз, анафаза II; 2) в анафазе II сестринские хромосомы (хроматиды) расходятся к полюсам клетки, хромосомы однохроматидные; 3) у каждого полюса клетки нет гомологичных хромосом, что характерно для мейоза II
15 К какому типу принадлежат клетки (прокариотическому или эукариотическому)? Ответ обоснуйте. Назовите ткани, к которым относятся клетки и укажите их функции. (12,4% «1»; 28,8 «2»; 21,5 «3»)
16 Элементы ответа: 1) клетки эукариотические, так как имеют ядра; 2) 1 – эпителиальная ткань, защитная функция; 3) 2 – гладкая мышечная ткань, сократительная функция; 4) 3 – нервная ткань, функция восприятия (раздражения) и проведения нервного импульса.
17 ВОПРОС 36 Найдите 3 ошибки в приведенном тексте о червях паразитах, о строении нервной системы, о бактериях. Во всех таких вопросах 3 балла набрали не более 5,5%, а не приступали порядка 25%!
18 1. В благоприятных условиях бактерии образуют споры. 2. С помощью спор у бактерий происходит бесполое размножение. 3. В экосистеме гнилостные бактерии разрушают азотсодержащие органические соединения мёртвых тел, превращая их в перегной. 4. Минерализующие бактерии разлагают сложные органические соединения перегноя до простых неорганических веществ. 5. Небольшая группа бактерий имеет хлоропласты, при участии которых происходит фотосинтез. Найдите 3 ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
19 Элементы ответа: ошибки допущены в предложениях: 1)1 – споры образуются у бактерий при неблагоприятных условиях; 2) 2 – споры у бактерий не выполняют функцию размножения, а способствуют перенесению неблагоприятных условий; 3) 5 – бактерии не содержат хлоропластов
20 Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их. 1. Круглых червей, в отличие от плоских червей, относят к двухслойным нечленистым животным; они имеют первичную полость тела, заполненную жидкостью. 2. Кольчатые черви, в отличие от круглых червей, способны к активному движению. 3. В эволюции животных первичная полость тела сформировалась у круглых червей. 4. Двусторонняя симметрия тела в эволюции животных впервые появилась у кольчатых червей. 5. Плоские, круглые и кольчатые черви имеют кожно-мускульный мешок.
21 Элементы ответа: ошибки допущены в предложениях: 1)1 – круглых червей, как и плоских червей, относят к трёхслойным животным; 2) 2 – способность к активному движению – сходный признак кольчатых и круглых червей; 3) 4 – двусторонняя симметрия тела впервые появилась у плоских червей.
22 Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их. 1. Головной и спинной мозг, нервы образованы нервной тканью, которая включает в себя нейроны и нейроглию. 2. Нейроны обеспечивают восприятие раздражения, передачу нервного сигнала. 3. Клеток нейроглии, расположенных между нейронами, во много раз меньше, чем нейронов. 4. Клетки нейроглии образуют контакты для передачи нервного сигнала, выполняют опорную и питательную функции. 5. Скопления тел нейронов образуют белое вещество, а скопления длинных отростков нейронов образуют серое вещество нервной ткани.
23 Элементы ответа: ошибки допущены в предложениях: 1)3 – клеток нейроглии во много раз больше, чем нейронов; 2) 4 – клетки нейроглии не участвуют в образовании контактов для передачи нервных сигналов; 3) 5 – скопления тел нейронов образуют серое вещество, а скопления длинных отростков нейронов с миелиновой оболочкой образуют белое вещество.
24 ВОПРОС 37 В чем состоит взаимосвязь компонентов внутренней среды организма: крови, лимфы и тканевой жидкости? Ответ поясните. (55,8% «0»; 1,0% «3»)
25 Элементы ответа: 1) из жидкой части крови (плазмы) образуется тканевая жидкость, которая омывает все клетки и частично проникает обратно в кровь; 2) основная часть тканевой жидкости собирается в лимфатические капилляры, образуя лимфу; 3) лимфа по лимфатическим сосудам поступает в вены большого круга кровообращения и смешивается с кровью.
26 Какие особенности состава и строения эритроцитов человека ообеспечивают наиболее полное и быстрое насыщение крови кислородом? Ответ поясните. ( 37,7% не приступали; 9,2 «3»)
27 Элементы ответа: 1) двояковогнутая форма эритроцитов увеличивает поверхность соприкосновения клетки с кислородом; 2) отсутствие ядра в эритроцитах увеличивает содержание гемоглобина; 3) в эритроцитах содержится белок гемоглобин, который легко связывает кислород и отдаёт его в тканях.
28 Чем характеризуется дальнозоркость у человека? Объясните особенности врожденной и приобретенной дальнозоркости. (51,4% «0»; 2,7% «3»)
29 Элементы ответа: 1) изображение близких предметов возникает за сетчаткой; 2) при врождённой форме глазное яблоко укорочено; 3) приобретённая форма возникает из-за уменьшения выпуклости хрусталика и потери его эластичности.
30 Назовите основные отделы органа слуха и их структуры. Укажите функции, которые они выполняют.
31 Элементы ответа: 1)наружное ухо: ушная раковина, слуховой проход, барабанная перепонка; улавливает и направляет звуковую волну; 2) среднее ухо: слуховые косточки (молоточек, наковальня, стремя); усиливает звуковую волну и направляет её в овальное окно; 3) внутреннее ухо: овальное окно, улитка, кортиев орган; преобразует звуковые колебания в нервные импульсы
32 ВОПРОС 38 В агроценозах широко используются инсектициды – химические вещества, влияющие на численность насекомых-вредителей. Применение инсектицидов приводит к снижению видового разнообразия агроценоза в целом. Однако продуктивность первого трофического уровня агроценоза при этом нередко увеличивается. Объясните эти явления. (31,2% не приступали; 7,3% «3»)
33 1) первый трофический уровень агроценоза представлен растениями; применение инсектицидов, действующих против вредителей, способствует повышению урожайности культурных растений, а следовательно, продуктивности первого трофического уровня; 2) вследствие применения инсектицидов снижается численность насекомых-вредителей, составляющих второй трофический уровень; 3) уменьшение численности растительноядных насекомых приводит к снижению численности хищников (консументов II порядка), что существенно влияет на саморегуляцию в агроценозе.
34 Прочитайте текст об особенностях дятла. Какие критерии вида описаны в тексте? Ответ поясните. (22,7% не приступали; 15,0 «3»)
35 Большой пёстрый дятел имеет чёрное оперение с белыми полосами и ярко-красным подхвостьем. У самца имеется красная поперечная полоса на затылке. Голова большая, с крепким заострённым, долотообразным клювом. Питается дятел насекомыми, например жуками и их личинками, которых он достаёт из-под коры с помощью длинного языка. Селится дятел в дуплах. В кладке обычно 4–6 яиц. Какие критерии вида описаны в тексте? Ответ поясните.
36 Элементы ответа: 1) морфологический критерий – описание внешнего вида; 2) экологический критерий – особенности питания и жизнь в дуплах; 3) физиологический критерий – размножение яйцами, количество яиц в кладке.
37 Почему ныне живущую кистеперую рыбу латимерию нельзя назвать предком земноводных? Приведите не менее 3 доказательств. (48,7% не приступили; 3,9% «3»)
38 Элементы ответа: 1) предки земноводных жили в пресных водоёмах, в прибрежной зоне, а латимерия приспособлена к жизни в глубинах солёных водоёмов (океана); 2) предки земноводных могли дышать атмосферным кислородом с помощью лёгких, а латимерия атмосферным кислородом не дышит; 3) предки земноводных могли передвигаться по дну водоёма с помощью парных плавников, латимерия с помощью парных плавников может только плавать в воде.
39 ВОПРОС 39 Какой хромосомный набор характерен для клеток 8-ядерного зародышевого мешка и зародышевой почки семени пшеницы? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления они образуются. (50,0% не приступали; 2,7% «3»)
40 Элементы ответа: 1) клетки восьмиядерного зародышевого мешка гаплоидные – n; 2) в клетках зародышевой почек диплоидный набор хромосом – 2n; 3) клетки зародышевой почеки развиваются из зиготы в результате митоза; 4) клетки восьмиядерного зародышевого мешка развиваются из женской споры митозом.
41 В биосинтезе фрагмента молекулы белка участвовали ….. Объясните последовательность Ваших действий. Для решения задачи используйте таблицу генетического кода. В подобных заданиях 24,8% получили 3 балла!
42 Ha участке одной цепи ДНК находится 35 нуклеотидов с аденином, 65 нуклеотидов с тимином, 30 нуклеотидов с гуанином, 50 нуклеотидов с цитозином. Определите содержание каждого нуклеотида на данном участке двухцепочечной молекулы ДНК. Сколько аминокислот находится в белке, информация о котором закодирована на данном участке цепи ДНК? Объясните все полученные результаты.
43 Элементы ответа: 1) число нуклеотидов в двухцепочечной молекуле ДНК: А = Т = 100; Г = Ц = 80; 2) согласно принципу комплементарности количество А в одной цепи равно количеству Т в другой цепи, количество Г в одной цепи равно количеству Ц в другой цепи, в двух цепях количество каждого нуклеотида соответствует сумме комплементарных пар в одной цепи; 3) на данном участке одной цепи ДНК 180 нуклеотидов, число аминокислот в белке: 180 : 3 = 60; 4) генетический код триплетен, значит, одной аминокислоте соответствует три нуклеотида.
44 Какой хромосомный набор характерен для клеток листьев сфагнума и спорогона (коробочки на ножке)? (58,8% не приступали; 0,6% «3»)
45 Элементы ответа: 1)в клетках листьев сфагнума гаплоидный набор хромосом – n, 2) в клетках спорогона (коробочки на ножке) диплоидный набор хромосом – 2n; 3) взрослое растение сфагнума – гаметофит, развивается из споры в процессе митоза; 4) спорогон (коробочки на ножке) – спорофит, развивается из зиготы в результате митоза.
46 В биосинтезе фрагмента молекулы белка участвовали последовательно молекулы тРНК с антикодонами АГЦ, АЦЦ, ГУА, ЦУА, ЦГА. Определите аминокислотную последовательность синтезируемого фрагмента молекулы белка и нуклеотидную последовательность участка двухцепочечной молекулы ДНК, в которой закодирована информация о первичной структуре фрагмента белка. Объясните последовательность Ваших действий. Для решения задачи используйте таблицу генетического кода. Правила пользования таблицей Первый нуклеотид в триплете берётся из левого вертикального ряда; второй – из верхнего горизонтального ряда и третий – из правого вертикального. Там, где пересекутся линии, идущие от всех трёх нуклеотидов, и находится искомая аминокислота.
47 Схема решения задачи включает: 1) по антикодонам тРНК найдём участок иРНК, на котором синтезируется фрагмент белка: -УЦГУГГЦАУГАУГЦУ-; 2) по кодонам иРНК найдём последовательность аминокислот в белке: -сер-три-гис-асп-ала-; 3) по фрагменту иРНК найдём участок ДНК: -АГЦАЦЦГТАЦТАЦГА-; по участку одной цепи находим участок второй цепи: -ТЦГТГГЦАТГАТГЦТ-
48 ВОПРОС 40 Задачи по генетике включали традиционные – дигибридное, сцепленное с полом, наследование групп крови, кроссинговер. (Порядка 42% не приступало и 20% в среднем решает на 3 балла)
49 Форма крыльев у дрозофилы – аутосомный ген, ген формы глаз находится в Х-хромосоме. Гетерогаметным у дрозофилы является мужской пол. При скрещивании самок дрозофил с нормальными крыльями, нормальными глазами и самцов с редуцированными крыльями, щелевидными глазами всё потомство имело нормальные крылья и нормальные глаза. Получившихся в F1 самок скрестили с исходной родительской особью. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства F1, генотипы и фенотипы потомства F2. Какая часть самцов от общего числа потомков во втором скрещивании фенотипически сходна с родительским самцом? Определите их генотипы.
51 У кур форма гребня (розовидный или листовидный) – аутосомный ген, ген окраски оперения (полосатое или чёрное) сцеплен с Х-хромосомой. Гетерогаметным у птиц является женский пол. При анализирующем скрещивании курицы с розовидным гребнем (А) и полосатым оперением (В) в потомстве получилось две фенотипические группы с розовидным гребнем. Получившихся потомков скрестили между собой. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родительских особей, генотипы, фенотипы и пол потомства F1 и F2 и их соотношение. Какая часть самцов от общего числа потомков во втором скрещивании фенотипически сходна с родительским самцом из этого скрещивания? Укажите их генотипы.
53 Благодарю за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.