Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемГалина Гончарова
1 Профильная ориентация учащихся. Гончарова Галина Васильевна учитель технологии ВКК МКОУ «Давыдовская СОШ»
2 Право граждан России на профессиональное самоопределение закреплено в Конституции РФ. В фабуле ст. 37 имеется следующая норма:»Труд свободен. Каждый имеет право распоряжаться своими способностями к труду, выбрать род деятельности и профессии». Однако для того, чтобы будущий выпускник мог воспользоваться данной возможностью молодой человек должен быть подготовлен к изменению вида трудовой деятельности, а это значит то, что он должен владеть навыками работы по смежным специальностям, иметь личностный ресурс к стрессоустойчивости, и как следствие способности к эмоциональной и интеллектуальной лабильности.
3 Целью профильной ориентации как составляющей предпрофильной подготовки является: - оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в принятии решения о выборе профиля обучения, направления дальнейшего образования и возможного трудоустройства с учетом ситуации на рынке труда; - создание условий для повышения готовности подростков к социальному, профессиональному и культурному самоопределению - расширение информационного пространства; - развитие оценочных способностей; - формирование навыков целеполагания и планирования; - способности к самостоятельной дифференциации.
4 Задачи: - Развитие мотивов самообразования. - Формирование профессионального самосознания, потребности в профессиональном самоопределении. - Подготовка к реализации профессионального намерения (элективные курсы).
5 Раздел 1 Цели: - информационное обеспечение деятельности; -актуализация проблемы выбора; -формирование навыков работы в тренинговам режиме. Занятия по профориентации проходят в форме специально организованной деятельности общения, обучающее и развивающее воздействие которой основано на активных методах групповой деятельности, обсуждаются и принимаются правила, регулирующие отношения между участниками, закрепляющие нормы работы в тренинговам режиме. Раздел 1 Цели: - информационное обеспечение деятельности; -актуализация проблемы выбора; -формирование навыков работы в тренинговам режиме. Занятия по профориентации проходят в форме специально организованной деятельности общения, обучающее и развивающее воздействие которой основано на активных методах групповой деятельности, обсуждаются и принимаются правила, регулирующие отношения между участниками, закрепляющие нормы работы в тренинговам режиме.
6 3 вопроса: «Что я хочу?» «Что я могу?» «Какой я?» Общение по принципу «здесь и сейчас».
7 2 Введение в мир профессий. Цели: формирование понятийного аппарата; -развитие навыков работы в тренинговам режиме; Занятие четко структурировано и содержит блок теоретической информации, а также практическую часть.
8 Классификация профессий: 1) По предмету труда(типы) -то на что направлен труд. 2)По целям труда (классы) -какова конечная цель труда. 3)По орудиям труда (отделы) -что использует, какой инструмент. 4)По условиям труда(группы) -где работает.
9 ТИПЫ: а) Предмет труда-техника, а система человек-техника (Ч-Т) Это профессии,связанные с производств- вам и техническим обслуживанием. Это как правило, рабочие специальности. Примеры: монтажник, водитель, слесарь, токарь, плотник, строитель.
10 б)Предмет труда – животный и расти цельный мир,а система человек – природа (Ч - П). Это профессии, связанные с сельским хозяйствам, природоохранительной деятельностью, биотехнологиями, метеорологи ей, геодезией и т. д. Пример: эколог, геолог, биолог.
11 В) предмет труда- схемы, знаки, устная и письменная речь,цифры,ноты,химические и физические символы. Система (Ч- З) человек- знак. Этот вид деятельности относится к умственному труду. Пример: бухгалтер, оператор ПК, физик, кассир, верстальщик и т. д.
12 Г) Предмет труда- изобразительная, музыкальная, литературно-художественный образ (Ч-Х). Пример: дизайнер, стилист, визажист, художник…
13 Классы:в нутри типа, профессии делятся на классы, в соответствии с целями труда (конечная цель). а)Гностические («гнозис»- знание) Цель- знать, распознавать, проконтролировать, классифицировать, проверить по заранее известному признаку. Б)Преобразующие. Цель- изготовить по образцу. Связанные с активным изменением свойств, состояний. В) Изыскательские. Цель –придумать, изобрести, вывести новую схему.
14 Вывод: чтобы отнести профессию к определенному классу необходимо разобраться в конечной цели трудового процесса.
15 3Профессиограмма. Цели: -расширение информационного пространства; -развитие рефлексии; -формирование эмпатии. Для того чтобы сделать осознанный выбор профессии,необходимо знать не только свои личные особенности, но и знать, а какие требования предъявляет та или иная профессия к кандидату, что составляет содержание и характер труда. Первоосновой знаний является профессиограмма.
16 Для того чтобы сделать осознанный выбор профессии, необходимо знать не только свои личностные особенности, но и знать, а какие требования предъявляет та или иная профессия к кандидату, что составляет содержание и характер труда. Первоосновой знаний является ПРОФЕССИОГРАММА. ПРОФЕССИОГРАММА - это документ, в котором дается описание профессии. При составлении профессиограммы учитываются социально – экономический, психосоматический, санитарно – гигиенический аспекты.
17 4 Потребности. Направленность личности. Цели: формирование понятийного аппарата; -закрепление навыков работы в тренинговам режиме; -обеспечение средствами самопознания. Участники составляют текст объявления (объявления о поиске работы, о пропавшей вещи, о покупке или продаже любой вещи). В основе направленности личности,ее устремления к чему- либо лежат потребности – это первооснова активности любого человека. Тематика объявлений - это проекция потребностей каждого участника. Потребности – это переживание человеком нужды, в том,что необходимо для поддержания жизни его организма и развития его личности. 4 Потребности. Направленность личности. Цели: формирование понятийного аппарата; -закрепление навыков работы в тренинговам режиме; -обеспечение средствами самопознания. Участники составляют текст объявления (объявления о поиске работы, о пропавшей вещи, о покупке или продаже любой вещи). В основе направленности личности,ее устремления к чему- либо лежат потребности – это первооснова активности любого человека. Тематика объявлений - это проекция потребностей каждого участника. Потребности – это переживание человеком нужды, в том,что необходимо для поддержания жизни его организма и развития его личности.
18 « ЛЕСТНИЦА ПОТРЕБНОСТЕЙ» 1 Ступень - физиологические (обеспечение «физического комфорта). 2 Ступень – социальные (включенность в социальные отношения, деятельность). 3 Ступень – познавательные (включенность в информационный обмен). 4Ступень –духовные (стремление к личностному росту и развитию).
19 5 Интересы и склонности. Цели: формирование понятийного аппарата; -развитие рефлексивных навыков и умений; -расширение информационного пространства. Интерес выступает как мощный побудитель активности человека, способствует повышению продуктивности деятельности. С понятием «интерес» тесно связано понятие «склонности». К примеру, мне безумно нравиться охотиться на дичь, но при этом я не собираюсь становиться егерем. Таким образом, подлинная склонность, как правило, сочетает в себе устойчивый интерес и стремление действовать в обозначенном направлении. 5 Интересы и склонности. Цели: формирование понятийного аппарата; -развитие рефлексивных навыков и умений; -расширение информационного пространства. Интерес выступает как мощный побудитель активности человека, способствует повышению продуктивности деятельности. С понятием «интерес» тесно связано понятие «склонности». К примеру, мне безумно нравиться охотиться на дичь, но при этом я не собираюсь становиться егерем. Таким образом, подлинная склонность, как правило, сочетает в себе устойчивый интерес и стремление действовать в обозначенном направлении.
20 6 Профессиональная направленность личности. Цели: - формирование понятийного аппарата; -обеспечение средствами самопознания; -развитие рефлексивных умений и навыков, связанных с осознанным выбором профиля. -формирование адекватности самооценки и уровня притязаний. Работа с тестом известного психолога Джона Голланда, который разработал методику для выявления социальной направленности личности.
21 Работа над упражнением «Кто Я?» У частники записывают фразы, начиная их с местоимения «Я», каждый пишет о себе. «Я хороший человек….»; «Я способный ученик…»; «Я отличный друг….» и т. д.
22 7 Мотивы выбора профессии. Цели: -расширение информационного пространства; - обеспечение средствами самопознания; -развитие адекватности самооценки и уровня притязаний; -поддержание благоприятного психо – эмоционального фона.
23 Н аправленность обусловлена потребностью. Возникающие потребности побуждают человека к активному поиску путей ее удовлетворения, становятся внутренними побудителями его деятельности – мотивами. На этой основе складываются алгоритмы действий – мотивация. Это процесс непрерывного принятия решений на основе взвешивания альтернативных вариантов – «за» и «против».
24 8 Волевые качества и профессиональный успех. Цели: - расширение информационного пространства; -развитие рефлексии; -развитие навыков конструктивного взаимодействия; - развитие адекватности самооценки и уровня притязаний; Участники в группах, по 3 – 5 человек в каждой, знакомятся с биографиями известных людей. 8 Волевые качества и профессиональный успех. Цели: - расширение информационного пространства; -развитие рефлексии; -развитие навыков конструктивного взаимодействия; - развитие адекватности самооценки и уровня притязаний; Участники в группах, по 3 – 5 человек в каждой, знакомятся с биографиями известных людей.
25 Характер формируется в процессе жизни и деятельности каждого человека. Характер человека проявляется в делах и поступках. Устойчивые поведенческие черты и составляют характер. Воля –способность осуществлять поставленные перед собой цели.
26 9 Конституционные качества личности. Цели: - расширение информационного пространства; - обеспечение средствами самопознания; -закрепление навыков работы с диагностическим материалом; -развитие понятийного аппарата; 9 Конституционные качества личности. Цели: - расширение информационного пространства; - обеспечение средствами самопознания; -закрепление навыков работы с диагностическим материалом; -развитие понятийного аппарата;
27 10 Темперамент и рекомендуемые виды трудовой деятельности. Цели: -обеспечение средствами самопознания - формирование навыков работы с диагностическим материалом; -поддержание благоприятного психо – эмоционального фона. Работа с опросником Айзенка. 10 Темперамент и рекомендуемые виды трудовой деятельности. Цели: -обеспечение средствами самопознания - формирование навыков работы с диагностическим материалом; -поддержание благоприятного психо – эмоционального фона. Работа с опросником Айзенка.
28 11 Проективное. Цели: -закрепление навыков рефлексии; -выявление способности к самостоятельной дифференциации; -развитие умений, связанных с подготовкой самоотчета по итогам работы.
29 Упражнение «Самоанализ». «Самооценка –выражение собственного мнения о своих способностях к самоопределению, о возможном выборе профиля обучения, обозначение сферы будущей профессиональной деятельности».
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.