Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемВероника ЗЯбрева
1 Лекция 3 Общепсихологические принципы
2 План I. Общепсихологические принципы: Вероятностного детерминизма, Развития (историзма), Единства сознания и деятельности, Системно-структурный принцип, Принцип иерархии Принцип личностного подхода II. Частные экспериментально-психологические принципы: Адекватности Параллельности Экстремальности Регистрации градиента Референтности Последовательного объяснения Психологической целесообразностьи
3 ПРИНЦИП ДЕТЕРМИНИЗМА (детерминация = причинность) базовый принцип познания психических явлений В материалистической психологии провозглашает : - первичность физиологического субстрата по отношению к психике (психика – свойство мозга); - первичность объективной реальности по отношению к ее субъективному образу (психика – способ отражения действительности). Детерминизм – концепция мира, которая основывается на принципах причинности и закономерности.
4 ПРИНЦИП ДЕТЕРМИНИЗМА (детерминация = причинность) базовый принцип познания психических явлений Из истории психологии: Механистический детерминизм (до XIX в.) – внешние материальные причины непосредственно и однозначно определяют психологический эффект своего воздействия (данное представление способствовало развития учений о рефлексе, ассоциациях, аффектах). Психика рассматривалась как побочное явление (эпифеномен).
5 ПРИНЦИП ДЕТЕРМИНИЗМА (детерминация = причинность) базовый принцип познания психических явлений Из истории психологии: Биологический детерминизм – рассматривает психику как необходимую для выживания функцию, как неотъемлемый компонент жизнедеятельности животного организма, способствовал установлению самостоятельного причинного значения психики. ДАРВИН (Darwin) Чарльз Роберт ( ) английский естествоиспытатель, создатель теории эволюции живого на Земле, о происхождении видов, их свойств (включая психические) и форм поведения.
6 ПРИНЦИП ДЕТЕРМИНИЗМА (детерминация = причинность) базовый принцип познания психических явлений Из истории психологии: Психологический детерминизм – обусловленные воздействиями внешних объектов на организм психические явления формируются по законам, отличным от физических и биологических, и выступают как особые регуляторы поведения. Герман Гельмгольц (Герман Людвиг Фердинанд Гельмгольц) ( ) немецкий ученый, иностранный член- корреспондент Петербургской АН (1868), автор фундаментальных трудов по физике, биофизике, физиологии, психологии. Сеченов Иван Михайлович ( ) - отечественный мыслитель материалист, выдающийся физиолог, основоположник российской психологии, способствовал сближению психологии и естественных наук.
7 ПРИНЦИП ДЕТЕРМИНИЗМА На современном этапе: реализуется на уровне социальной организации человеческой деятельности: изменяя реальный, не зависимый от сознания мир своей предметной деятельностью, ее субъект изменяется сам.
8 Принцип развития Конкретизирует в психологии общий закон диалектики, согласно которому развитие – это всеобщее свойство материи. Развитие психики есть ее закономерное изменение во времени, выраженное в количественных и качественных преобразованиях.
9 Формы развития Филогенез Онтогенез Биологическая сторона Проявляется в становлении психических структур в ходе биологической эволюции человечества Отражается в психическом развитии, сопутствующем возрастным изменениям организма Социальная сторона Проявляется в становлении психических структур в социокультурной истории человечества Отражается в обусловленности конкретными социально- историческими обстоятельствами формирования (социализация) и деятельности личности
10 Принцип развития Из истории психологии: Импульсом к изучению психики с учетом филогенетического аспекта послужила эволюционная теория Ч. Дарвина, принципиальные методологические выводы из который впервые сделаны М.И. Сеченовым. Онтогенетическое направление в изучении психики в первую очередль предопределилось потребностями педагогики. «Ребенок развивается как личность, врастая в общественную среду, в культуру общества, в систему общественных отношений, а направляется этот процесс обучением и воспитанием в его различных формах» (Методологические и теоретические проблемы психологии / Отв. ред. Е.в. Шорохова. М., С )
11 Принцип единства сознания и деятельности Отображает факт объединения интегральной формы психического отражения мира (сознание) и высшей формы взаимодействия с миром (деятельность) в высшей общей форме проявления человека как существа биосоциального (личность). Принцип единства сознания и личности Принцип единства личности и деятельности
12 Принцип системного подхода Рассмотрение психики и любых ее проявлений как систем Ломов Борис Федорович ( ) отечественный психолог, с позиций комплексного подхода разрабатывал общетеоретические проблемы психологии Владимир Александрович Ганзен ( ) автор методики системного описания целостных объектов.
13 Принцип системного подхода Позволяет и дает возможность: - выявить общность психических явлений с другими явлениями действительности; - обогатить психологию идеями, фактами, методами других наук, и, наоборот, проникновения психологических данных в другие области знания; - интегрировать и систематизировать психологические знания (посредством устранения избыточности накопленной информации, сокращения объема и повышения наглядности описаний, уменьшения субъективизма в интерпретации психических явлений); - увидеть пробелы в знаниях о конкретных объектах, обнаружить их неполноту; - определить задачи дальнейших исследований; - предсказать свойства объектов, информация о которых отсутствует путем экстраполяции и интерполяции имеющихся сведений.
14 Принцип иерархии В соответствии с данным принципом все психические явления требуется рассматривать как ступени включенные в иерархическую лестницу, в которой нижние этажи управляются высшими, а высшие, включающие в себя низшие в изменённом, но не устранённом виде и опирающиеся на них, - как скачки на основе появления новых системных качеств. Также имеются и горизонтальные связи между явлениями.
15 Принцип личностного подхода Признание целостности главного объекта изучения психологии – человека, как со стороны его психической организации, так и со стороны его взаимодействия с объективным миром (деятельность). Личность – воедино связанная совокупность внутренних условий (психических состояний и свойств), через которую преломляются все внешние воздействия. Психические явления (процессы, состояния, свойства), проявляющиеся в деятельности, сама деятельность, ее элементы (действия и поступки) могут быть правильно поняты только с учетом их личностной обусловленности.
16 Принцип адекватности Принцип адекватности – соответствие применяемого метода изучаемому явлению.
17 Принцип параллельности Принцип параллельности – для повышения информативности показателей, отражающих психологическое явление, необходимо эти показатели регистрировать параллельно изучаемому явлению или деятельности.
18 Принцип экстремальности Принцип экстремальности – создание экстремальной ситуации для того, чтобы выявить наиболее типичные для конкретного испытуемого параметры, значения этих параметров.
19 Принцип регистрации градиента Принцип регистрации градиента – для получения более информативных показателей надо регистрировать перепад параметров в нескольких ситуациях. Этот принцип позволяет получить показатель, который характеризует потенциальные возможности изучаемых функций.
20 Принцип последовательного объяснения Принцип последовательного объяснения – в объяснении эмпирических фактов психологии можно пользоваться одновременно только двумя «соседними» уровнями обобщённости (например: для объяснения экспериментального факта психофизиологии можно привлекать принципы и понятия только психологии и физиологии).
21 Принцип референтности Принцип референтности – способ поиска наиболее чувствительных, например, зон тела, признаков, их комбинаций. Если мы знаем точно, что в данном показателе, как в фокусе, отражается деятельность всей нервной системы или отдельной подсистемы, то пропадает необходимость регистрации всех звеньев системы (применять принцип иерархии, системно-структурный), что повышает эффективность исследования. Например: специфическая реакция, реактивный стереотип.
22 Принцип психологической целесообразность Принцип психологической целесообразностьи. При объяснении психических явлений физиологическими законами следует помнить, что не все сочетания физиологических законов имеют психологический смысл.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.