Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемВалентин Толочанов
1 государственное образовательное учреждение тульской области «Ефремовская начальная школа» Проект организации предметно-развивающей среды кабинета учителя – дефектолога Учитель – дефектолог: Кочетова Е.С. Ефремов, 2015 г.
2 1. Цель проекта Создание и совершенствование развивающей предметно – пространственной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья (нарушением зрения) в условиях введения ФГОС ДО. 2. Задачи проекта - Изучить нормативные документы, регламентирующие создание развивающей среды для детей с ограниченными возможностями здоровья (нарушением зрения). - Создать развивающую предметно пространственную среду для детей с ограниченными возможностями здоровья (нарушением зрения). - Вовлечь родителей в учебно воспитательный процесс создания предметно развивающей среды для детей с нарушениями зрения. - Создать максимально комфортные условия с учётом индивидуальных, физических и психических особенностей детей с нарушениями зрения. - Разместить методические и дидактические пособия для всестороннего развития детей с нарушениями зрения. - Создать предметно – развивающую среду с учетом принципов ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья.
3 3. Актуальность проекта Вопрос создания предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с новыми Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Организация жизнедеятельности детей с ограниченными возможностями здоровья во многом зависит от того, насколько целесообразно создана предметная среда, так как она является не только социокультурным фактором общего развития, но и фактором коррекционно-компенсаторного преодоления недостаточности психофизического развития детей. Процесс преобразования содержания педагогического процесса не может быть оторван от той развивающей среды, в которой он должен воплощаться. Коррекционно-развивающая среда в кабинете учителя – дефектолога является важным реабилитационным и социально- адаптивным средством воспитания и развития детей с ограниченными возможностями здоровья (нарушением зрения). На современном этапе встаёт необходимость в модернизации коррекционно-развивающей среды в соответствии с новыми стандартами в образовании с учётом особенностей детей с ОВЗ.
4 4. Характеристика противоречий между требованиями государства и общества к личности как носителю культурных ценностей и тем, как этот социальный заказ решается в условиях современной системы образования; между внутренней способностью личности к самоактуализации, необходимостью проживания каждого этапа детства и «формирующим» воздействием современной системы образования как части предметно – пространственной среды; между психолого-педагогическим потенциалом современного дошкольного учреждения как среды личностного развития ребенка и преобладающей на практике «знаниевой», «когнитивной» ориентацией его образовательного процесса.
5 5. Теоретические основы проекта В последнее время к проблеме формирования предметно-развивающей среды обращаются многие авторы, раскрывающие её многообразие, системный характер, особенности и специфику, дидактические функции, культурологическую роль. В условиях реформируемой системы образования, особенно её дошкольного звена, «средовый подход, его развитие и конкретизация в дошкольном образовательном учреждении приобретает особую значимость, поскольку образовательная предметно-развивающая среда является неотъемлемым базовым условием преодоления указанных противоречий. В отечественной и зарубежной педагогике и психологии прошлого и настоящего «среда» рассматривается как один из генеральных факторов, воздействием которого детерминируется процесс и результаты человеческого развития (П. П. Блонский, Дж.Брунер, Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейн, С.Френе и др.). Педагогическая характеристика образовательной среды в различных учреждениях представлена в широком круге исследований (Г. А. Ковалёв, В. А. Козырев, Т. С. Назарова, Н. А. Пугал, В. А. Ясвин и др.). Структурным компонентом образовательной среды ученые выделяют предметное окружение.
6 5. Теоретические основы проекта Для обозначения рассматриваемого окружения, максимально стимулирующего развитие личности, введен термин «развивающая среда» (Н. А. Ветлугина, В. А. Петровский, О. А. Радионова и др.). Последняя затрагивает все стороны личности ребенка-его эмоции, чувства, волю и требует от него работы мысли и воображения, то есть становится для ребенка средой развития, с которой он вступает в действенную связь. Современный философский взгляд на предметно-развивающую среду предполагает понимание её как совокупность предметов, представляющую собой наглядно воспринимаемую форму существования культуры. В предмете запечатлён опыт, знания, вкусы, способности и потребности многих поколений. Через предмет человек познает самого себя, свою индивидуальность. Ребенок находит свою вторую жизнь в предметах культуры, в образе взаимоотношений людей друг с другом (А. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов). От того, в каких взаимоотношениях со средой находится ребенок, с учетом изменений, происходящих в нем самом и в среде, зависит динамика его развития, формирование качественно новых психических образований.
7 Воспитательный потенциал среды многоаспектен: это-и условия жизнедеятельности ребенка (В. С. Библер), формирование отношения к базовым ценностям, усвоение социального опыта, развитие жизненно необходимых качеств (Л. П. Буева, Н. В. Гусева); это-и способ трансформации внешних отношений во внутреннюю структуру личности (А. В. Мудрик), удовлетворение потребностей субъекта, в частности потребности в деятельности. 5. Теоретические основы проекта
8 6. Принципы методической разработки принцип дистанции при взаимодействии; принцип активности, самостоятельности, творчества; принцип стабильности - динамичности развивающей среды; принцип эмоциогенности среды; индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого; принцип сочетания привычных и неординарных элементов в организации среды; принцип открытости - закрытости; принцип учета половых и возрастных различий детей; принцип комплексирования и гибкого зонирования.
9 7. Участники реализации проекта Педагоги; Родители.
10 8. Характеристика деятельности педагога и детей в созданной предметно-развивающей среде Деятельность педагога Деятельность детей Продолжать пополнять игровой и методический материал. Взаимодействие с детьми во время проведения образовательной деятельности. Каждый ребенок в правильно организованной предметно – развивающей среде может поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогом и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки. Они самостоятельно осуществляют поиск, включаются в процесс исследования, это позволяет развивать такие качества, как любознательность, инициативность, самостоятельность, способность к творческому самовыражению. В игровой зоне дети проявляют творческую деятельность, фантазию, а также у них формируются игровые умения, реализация игровых замыслов, воспитание дружеских взаимоотношений между детьми.
11 9. Новизна проекта - в теоретическом обосновании вопросов по созданию условий построения предметно-развивающей среды, способствующей развитию способностей дошкольников нарушением зрения.
12 10. План-схема группы (помещения) окно Дидактический стол Рабочий стол Учебная зона Магни тная доска на колес ах шкаф Коррекционно – развивающие стенды ковер Столы для детей
13 11. Содержание предметно-развивающей среды в кабинете
18 12. Планируемые результаты и перспективы совершенствования Реализация проекта обеспечит целостность педагогического процесса и создаст окружающее пространство, удовлетворяющее потребности актуального, ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка с нарушением зрения. Создаст творческую атмосферу в работе педагога. Будет способствовать свободному ориентированию в пространстве и времени, поможет воспитанникам легко адаптироваться. Но самое главное она будет работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребёнка. В перспективе хотелось бы дополнить предметно – развивающую среду интерактивным оборудованием, тем самым делая её, более интересной и разнообразной для дошкольников.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.