Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемТимур Бобровский
1 Обобщение опыта учителя английского языка Потаповой Наталии Сергеевны МКОУ СОШ 4 п.Песковка по теме «Развитие диалогической речи с целью повышения коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка».
2 Обучение иностранным языкам в средней школе – это обучение общению при помощи иностранных языков.
3 Общение – это взаимодействие людей, вступающих в него как субъекты. Для общения необходимы как минимум два человека. Каждый из которых выступает как активный субъект общения.
4 В процессе общения реализуются следующие функции: 1. Познавательно-коммуникативная (потребность узнать что-либо). 2. Регулятивная (побуждение, просьба, совет). 3. Ценностно-ориентационная (эмоционально-оценочная). 4. Этикетная (контактно- устанавливающая).
5 Диалог характеризуется: двусторонним характером взаимосвязью слушающего и говорящего взаимной стимуляцией ситуативностью лаконичностью формы и содержания спонтанностью эмоциональностью наличием разговорных фраз и клише
6 Важной характеристикой диалога является наличие реплик. Реплика – это высказывание, границей которого является смена говорящего (Н.Ю. Шведова). Она связана с предыдущей и последующей. Единица обучения диалогу – диалогическое единство. Диалогическое единство – это сочетание смежных реплик, взаимосвязанных не только по смыслу, но и структурно.
7 Применение готовых фраз обычно связано с обменом приветствиями, выражением благодарности, извинением, поздравлением и т.д. Они придают диалогической речи эмоциональный характер.
8 Выделяют следующие функциональные типы диалога: - диалог – расспрос - диалог – волеизъявление - диалог – обмен мнениями - дискуссионный диалог - диалог этикетного характера
9 К содержанию обучения диалогической речи относят: 1. Навыки целенаправленного слушания собеседника. 2. Механизм вероятностного прогнозирования смыслового восприятия речи партнера. 3. Умение активно и быстро реагировать на реплику, переходя от реагирования к стимулированию. 4. Умение использовать имеющийся набор структур для реализации коммуникативного намерения. 5. Умение использовать эллиптические реплики, клише.
10 В обучении диалогической речи реализуют путь «сверху» «снизу» усвоение от усвоения макро диалога отдельных диалогических единств к микро, а затем и макро диалогу.
11 Путь «сверху» включает в себя: 1. Предъявление диалога с целью понять содержание и функциональный тип, ролевые позиции участников разговора, композиционную структуру. 2. Контроль понимания (путем вопросов или перевода отдельных фраз). 3. Фонетическая обработка: -чтение диалога за диктором по ролям с последующей отработкой отдельных фрагментов; -чтение без звуковой опоры; -выделение постоянных и переменных элементов в диалоге, дается образец варьирования диалога в других ситуациях; -составление собственных диалогов по образцу.
12 Путь «снизу» включает следующие этапы: 1. Обучение реплицированною на уровне диалогического единства. 2. Реплецирование на уровне микро диалогов, то есть сочетание диалогических единств. 3. Обучение ведению тематических диалогов. Такой путь как бы имитирует процесс порождения речи.
13 В обучении диалогической речи широко используется управляемый диалог. Управление осуществляется через: - учебно-речевые ситуации: в ориентирующем замечании дается указание на обобщенное содержание разговора и роли; - ключевые слова; - диалог в записи, кинофрагмент; - учитель своими репликами программирует разговор: «Спроси Лену, почему она вчера пропустила урок».
14 Обучение диалогу-драматизации текста включает следующие этапы: 1. Озвучивание диалогов по ролям. 2.Инсцинирование.
15 Упражнения для обучения диалогической речи подготовительные речевые
16 В речевых упражнениях основное внимание говорящих направлено на содержание высказывания (учитель задает только учебно-речевую ситуацию), ставится коммуникативная задача, которую надо решить. В подготовительных упражнениях активизируется конкретный языковой материал, приобретаются навыки оперирования им.
17 Контроль диалогической речи включает количественные и качественные показатели: 1. Количество реплик с каждой стороны. 2. Количество разнотипных диалогических единств. 3.Спонтанность. 4. Эмоциональная окрашенность. 5. Умение выступать в различных ролях. 6. Грамматическая и лексическая правильность.
18 Из личного опыта работы с диалогом: Детям любых возрастных групп нравится проигрывать диалоги, вживаться в роль. Пары для составления и разыгрывания диалогов создаются по интересам и предпочтениям. Для повышения интереса использую картинки, игрушки и т.д. Дети начального звена, а также пятиклассники любят разыгрывать диалоги с помощью пальчиковых кукол.
19 *На уроках стараюсь поддерживать благоприятный психологический климат, который способствует говорению. Ошибки исправляю корректно. *Если диалог составляют сами дети, то ошибки исправляю в процессе работы над диалогом, чтобы не было заученных ошибок. *Учащимся, которым с трудом дается разговорная речь, разрешается пользоваться некоторыми репликами, клише или отдельными ключевыми словами как опорой.
20 *Использую «провокационные» вопросы. Это такие вопросы, когда запрашиваются данные заведомо противоречащие известным, возможным, объективно существующим ситуациям. Их можно использовать на любом этапе урока. Главная задача этого приема- стимулировать речевую деятельность учащегося в защиту «истины», внести ясность в неожиданно для него появившееся недоразумение, непонимание. Нарушение устоявшихся понятий. Этот прием не только стимулирует речь учащихся, но и имеет соответствующее нравственное, воспитательное значение, так как приучает школьников выступать в защиту нарушений справедливости.
21 Пример «провокационных» вопросов: Учитель: Kolya, again youve left your pen at home! Коля: But I always bring my pen to school. Учитель: But today you didnt bring it. Коля: Why? Here it is. Учитель: But its a green pen, and yours is red. Коля: My pen is green. Учитель: (обращаясь к одной из учениц): Masha, is Kolyas pen green? Маша: Yes, his pen is green. Учитель (обращаясь к классу): Is it really green? Класс: Of course, it is.
22 И, конечно, следует отметить, что желание учащегося говорить на иностранном языке тем сильнее, чем глубже затронуты его личные эмоции, мысли, интересы. Следовательно, для развития умения говорить, участвовать в речевой деятельности, целесообразно не учащегося подтягивать к ситуации говорения, а ситуацию говорения приблизить к учащемуся.
23 Использованная литература: *Ариян М.А., Оберемко О.Г., Шамов А.Н. Методика преподавания иностранных языков: Общий курс. – Н.Новгород: НГЛУ им. Н.А.Добролюбова, с. *Заремская С.И., Слободчиков А.А. Развитие инициативной речи учащихся: (На материале английского языка). Книга для учителя. – М.: Просвещение, – 127 с.,ил.
24 Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.