Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемВиталий Фогль
1 Презентация учителя русского языка и литературы МБОУ « ЦО 8» г. Тулы Федотовой Е. Ю.
2 1. История создания пьесы и первой постановки. История создания пьесы и первой постановки. 2. Хитровка. Хитровка. 3. Конфликт в пьесе. Своеобразие пьесы. Конфликт в пьесе. Своеобразие пьесы. 4. « Отверженные » в драме. « Отверженные » в драме. 5. « Хозяева жизни ». « Хозяева жизни ». 6. Размышление о правде и человеке. Размышление о правде и человеке. 2
3 « На дне » « На дне » самая известная пьеса Максима Горького. Пьеса была написана в конце 1901 начале 1902 гг. Первоначальные названия « Без солнца », « Ночлежка », « Дно », « На дне жизни ». В пьесе, имеющей подзаголовок « Картины », изображена группа обитателей ночлежного дома для неимущих. В январе 1904 г. пьеса получила Грибоедовскую премию. 3
4 Большую помощь оказал Горький. К будущему спектаклю им была прислана большая партия фотографий, специально заказанная и выполненная другом писателя - известным фотографом М. П. Дмитриевым. Это были многочисленные виды нижегородских ночлежных домов, снимки босяков, странников, нищих, сидящих на земле, стоящих подле ночлежных домов, крючников в лаптях. Весь этот обширный материал был тщательно отобран писателем. Многие фотографии были снабжены пометками Горького. Так, на одном из групповых снимков, изображающих ночлежников, Горьким сделана приписка : « Грим для Сатина. Высокий, худой, прямой ». На другой фотографии писатель делает пометку, указывая на одного из нищих : « Грим для Луки. Не забывать Лука лысый ». В. И. Качалову, игравшему Барона, Горький прислал фотографии барона Бухгольца, спившегося босяка, попавшего в нижегородскую ночлежку. Эти фотографии послужили артисту превосходным материалом для создания сценического образа, костюма и грима Барона. 4
5 В 1902 году Станиславский, Немирович - Данченко и художник Симов приходили изучать быт « низов » на Хитровку для постановки этой пьесы в Московском художественном театре. Станиславский вспоминал : « Все эти милые ночлежники приняли нас, как старых друзей, так как хорошо знали нас по театру и ролям, которые переписывали для нас. Мы выставили на стол закуску, т. е. водку с колбасой, и начался пир. Когда мы объяснили им цель нашего прихода, заключающуюся в изучении жизни бывших людей для пьесы Горького, босяки растрогались до слёз. « Какой чести удостоились !» воскликнул один из них. 5
6 Через несколько дней после посещения Хитровки Станиславский вместе с Симовым и его помощником К. Сапуновым принялись за изготовление макетов. Все, что увидели Симов и Станиславский на Хитровке, своеобразно претворялось в макетах. Художник не стремился буквально воспроизвести « казенно прямолинейные помещения ночлежек », они были не интересны. Симов и Станиславский создавали в макете обобщенно - типический образ « дна ». 6
7 Макет ночлежки. Рисунок, присланный Горьким Московскому Художественному театру в связи с работой над постановкой пьесы " На дне ". Наверху надпись Горького : " Это может дать общее представление о внутренности ночлежки, но здесь слишком просторно, слишком много воздуха "
8 дом Утюг (перестроен) "Сухой овраг"...у знакомых на Покровском бульваре... (дом Телешова) дом генерал-майора Хитрово дом Орлова (не сохранился) дом Ромейко (потом Кулакова) он же Свиной дом (не сохранился) Отмечено на карте: Хитров рынок дом Ярошенко (он же дом Степанова) -- трактир "Каторга"...в доме Румянцева были два трактира -- "Пересыльный" и "Сибирь"... 3-й участок Мясницкой части дом Буниных 8
9 « В самом центре большой ночлежки находился тамошний университет с босяцкой интеллигенцией. Это был мозг Хитрова рынка, состоявший из грамотных людей, занимавшихся перепиской ролей для актеров и для театра. Они ютились в небольшой комнате и показались нам милыми, приветливыми и гостеприимными людьми. Особенно один из них пленил нас своей красотой, образованием, воспитанностью, даже светскостью, изящными руками и тонким профилем. Он прекрасно говорил почти на всех языках, так как прежде был конногвардейцем. Прокутив свое состояние, он попал на дно, откуда ему, однако, удалось на время выбраться и вновь стать человеком. Потом он женился, получил хорошее место, носил мундир, который к нему очень шел. " Пройтись бы в таком мундире по Хитрову рынку !" мелькнула у него как - то мысль. Но он скоро забыл об этой глупой мечте... А она снова вернулась... ещё... ещё... И вот во время одной из служебных командировок в Москву он прошелся по Хитрову рынку, поразил всех и... навсегда остался там, без всякой надежды когда - нибудь выбраться оттуда ». 9
10 « Большая площадь в центре столицы, близ реки Яузы, окружённая облупленными каменными домами, лежит в низине, в которую спускаются, как ручьи в болото, несколько переулков. Она всегда курится. Особенно к вечеру. А чуть - чуть туманно или после дождя поглядишь сверху, с высоты переулка – жуть берёт свежего человека : облако село ! Спускаешься по переулку в шевелящуюся гнилую яму ». 10
11 « Мрачное зрелище представляла собой Хитровка в прошлом столетии. В лабиринте коридоров и переходов, на кривых полуразрушенных лестницах, ведущих в ночлежки всех этажей, не было никакого освещения. Свой дорогу найдёт, а чужому незачем сюда соваться ! И действительно, никакая власть не смела сунуться в эти мрачные бездны ». 11
12 12
13 Социальный Любовный Костылёв и Медведев ( власть) Бесправные ночлежники Пепел Костылёв - Василиса Василиса – Наташа 13
14 Предмет изображения – сознание людей, выброшенных в результате глубинных социальных процессов на « дно » жизни. Любовный конфликт – грань социального ( показывает, что античеловеческие условия калечат человека, и даже любовь не спасает, а ведёт к трагедии ). В результате только Василиса достигает всех своих целей. В ней не остаётся ничего человеческого. Социальные условия изуродовали всех : и рабов, и хозяев. Основной конфликт – внутренний ( в сознании людей « дна »). Сюжет вне событийный, развивается в диалогах героев. Жанр пьесы – социально - философская драма. Новаторство – в многоголосии. Говорящие слышат друг друга и отвечают, не вступая в прямой обмен репликами. Они думают и говорят о своём, но вторгаются в чужие жалобы, тревоги, невольно дают оценки надеждам ночлежников. Звучит не голос, не слаженный хор, а хаотичная, неприглаженная жизнь. 14
15 Анализ афиши : авторские пояснения скупы ( возраст, профессия ); мир « дна » многолик, социально определён ( бывший барон, бывший актёр, бывший слесарь, бывший крючник ); список отражает и последовательность появления действующих лиц, и иерархию этого трагического мира 15
16 16
17 3 группы обитателей ночлежки Примирившиеся Бубнов Татарин Настя Анна Барон Клещ Страдающие, желающие начать новую жизнь Актёр Пепел Наташа Центральные герои Лука Сатин 17
18 Бубнов – картузник, 45 лет. Значение имени : мастер, делающий ударный инструмент ; болтун, который беспрерывно болтает, бубнит ; промотавшийся или проигравшийся в карты ; глупец, лентяй, прихлебатель ( бубны в голове – без царя в голове ). Отличительные черты : лень, равнодушие, много пьёт, на людей смотрит со стороны, чаще всех говорит о правде. «Все люди на земле лишние». «Шум смерти не помеха». «Все так: родятся, поживут, умирают. И я помру… и ты… Чего жалеть?» «Все хотят порядка, да разума нехватка». «А кто пьян да умён два угодья в нём…» «Вовремя уйти всегда лучше». «На что мне совесть? я – небогатый!» «Люди все живут…как щепки по реке плывут». «Всё сказки». 18
19 Татарин - крючник. Ночлежники называют его Асаном, иногда князем (распространенная в то время обидная для татар кличка). Отличительные черты: проповедует необходимость соблюдения морали и общечеловеческого закона, слепо подчиняется закону. «Кто закон душа имеет - хорош! Кто закон терял пропал!.. Не обижай человека вот закон!» 19
20 Настя (« воскресшая ») - «девица, 24-х лет», сожительница Барона. Отличительные черты: добрая, живёт в воображаемом мире бульварных романов, которые она читает, подвергаясь насмешкам ночлежников и плача над прочитанным. В реальной жизни Настя не видит ничего светлого. «Надоело мне... лишняя я здесь». 20
21 Барон – бывший барин, 33- х лет - теряет имя (Debil – немощный, хилый, тщедушный ). Отличительные черты : нечестный, много пьёт, ничего нет за душой, живёт прошлым, слишком поздно осознаёт, как прошла жизнь. « Я, брат, боюсь … иногда. Понимаешь ? Трушу … Потому – что же дальше ? А … ведь зачем - нибудь я родился ? 21
22 Клещ – бывший слесарь, 40 лет, оказался в ночлежке из - за потери работы и болезни жены. Значение имени – насекомое - кровосос. Отличительные черты : презирает всех окружающих (« Эти ? Какие они люди ? Рвань, золотая рота … люди ! Я рабочий человек … мне глядеть на них стыдно … я с малых лет работаю … Ты думаешь – я не вырвусь отсюда ? Вылезу … кожу сдеру, а вылезу … Вот, погоди … умрёт жена ), чёрств и суров по отношению к жене. После смерти Анны, продав все свои инструменты, потеряв всякую надежду, он понимает и принимает других ночлежников как товарищей по несчастью. «…Какая тут правда? И без неё – дышать нечем…» 22
23 Анна – жена Клеща - ощущает свою ненужность, обездоленна. « Не помню - когда я сыта была … Над каждым куском хлеба тряслась … Всю жизнь мою дрожала … Мучилась … как бы больше другого не съесть … Всю жизнь в отрепьях ходила … всю мою несчастную жизнь … За что ? Ну … ещё немножко пожить … пожить бы … немножко ! Коли там муки не будет … здесь можно потерпеть … можно ! 23
24 Актёр – « лет 40», на « дно » попал из - за нужды, отсутствия работы. « Провинциальные актёры имели работу лишь в течение сезона – 6-7 месяцев, да и в то время получали жалование, когда заблагорассудится антрепренёру. Положение провинциального актёра и в моральном смысле было незавидным : переезды из города в город, поиски работы, зависимость от полицейских властей, пренебрежение со стороны общества, унижения … Сколько бы ни заработал актёр, он всё проживал за первые 7 недель, в течение которых не было работы, закладывал свой гардероб, продавал вещи. Антрепренёры сознательно затягивали переговоры контрактов, которые заключались в конце концов на самых невыгодных для актёра условиях ». 24
25 Актёр переживает потерю имени ( сценический псевдоним – Сверчков - Заволжский : 1 часть сценического имени указывает на незаметность, 2 часть – широту натуры ), добр, ищет правды ( не случайно любимое стихотворение – французского поэта Беранже : Господа ! Если к правде святой Мир дорогу найти не умеет,- Честь безумцу, который навеет Человечеству сон золотой ! Речь по - актёрски витиевата. «Пропил я душу, старик... я, брат, погиб...» «Нет у меня здесь имени... Понимаешь ли ты, как это обидно - потерять имя! Даже собаки имеют клички...» «Без имени - нет человека...» «Я – уезжаю, ухожу… Понимаешь – есть лечебница для организмов… для пьяниц… Я её найду, вылечусь… Я на пути к возрождению…» 25
26 Васька Пепел (« царственный ») - 28 лет, вор, «аристократ» в среде ночлежников (у него отдельная комната). Отличительные черты: широта натуры, удаль, у него водятся деньги, и он дает ночлежникам по их просьбе на выпивку. Такой образ жизни не приносит ему удовлетворения. «А куда они – честь, совесть? На ноги, вместо сапогов, не наденешь ни чести, ни совести… Честь-совесть тем нужна, у кого власть да сила есть». «Я сказал – брошу воровство!.. Я грамотный... буду работать... Ты думаешь – моя жизнь не претит мне?.. Я - не каюсь… в совесть я не верю… Но я одно чувствую: надо жить... иначе!.. Надо так жить... чтобы самому себя можно мне было уважать...» «…Оттого я вор, что другим именем никто никогда не догадался назвать меня...» «Несладко живу... волчья жизнь - мало радует... за что ни схватишься… всё – гнилое… всё – не держит» 26
27 Костылёв – хозяин ночлежки. Отличительные черты : ханжа, « божьими словами » прикрывает хищничество, злобу, жестокость ; елейные речи сочетает с грубой бранью ; скупает краденое, не гнушается обобрать до последней нитки ночлежников, тем самым толкая их на воровство. « А я на тебя полтинку накину, - маслица в лампадку куплю … и будет перед святой иконой жертва моя гореть …» 27
28 Василиса – жена Костылёва Отличительные черты : « лютая баба », « гадюка », « зверь - баба », избивает сестру, подговаривает Пепла на убийство мужа, предаёт Ваську. « Освободи меня … от мужа !.. Ты – не сам … через товарищей ! Деньги будут … уедешь куда - нибудь … меня навек освободишь … Видеть мне её – трудно … бью. И – буду бить !» « Убили ! Мужа моего … вот кто убил ! Васька убил ! Я – видела !..» 28
29 Полицейский Медведев - дядя Василисы, хозяйки ночлежки, защитник « хозяев жизни ». Считает, что « вся земля в околотке помещается ». О человеке судит по паспорту. 29
30 Лука – странник, скорее всего из крестьянского сословия, о себе ничего не сообщает, кроме : « Мяли много. Оттого и мягок …» Отличительные черты : деятелен, заботлив, участлив, быстро находит подход к ночлежникам (« Погляжу я на вас, братцы, - житьё ваше – о - ой !..»); непритязателен, мягок, но не безгрешен, не отвечает на грубости, умело обходит неприятные для него вопросы. В каждом из ночлежников Лука видит человека, открывает светлые стороны, суть личности, и это производит переворот в жизни героев и вселяет веру в лучшее будущее. 30
31 Имя героя восходит : евангелист Лука («lux» - светоносный, « при восходе солнца родившийся »); дано по ассоциации – « лукавый », бес ( критик Долженков ). « Мне очень хочется написать хорошо, хочется написать с радостью … Мне хочется солнышка пустить на сцену, весёлого солнышка, русского эдакого … не очень яркого, но любящего всё, всё обнимающего ». ( М. Горький.) 31
32 « Старик у вас – несимпатичный, в доброту его – не веришь » ( Л. Толстой ). Развенчайте Луку : это отнюдь не « положительный » характер … в существе этой скверны лежит … злейший цинический нигилизм русских одиночек, лишних людей, у которых нет сил « бороться за свободу своего Я в недрах общества » и которые отскакивают от общества в « угол » и « подполье » Достоевского, в неприятие мира, в леса, пустыни и т. д. – вообще охвачены стремлением « разбрестись разно » ( М. Горький ). 32
33 Взаимоотношения с ночлежниками Лука – Анна Лука – Настя Лука – Наташа Лука – Актёр Лука – Васька Пепел Ухаживает за ней, утешает («Смерть – она всё успокаивает… она для нас ласковая») «Коли ты веришь, была у тебя настоящая любовь… значит – была она». советует ей почаще напоминать Пеплу, что тот «хороший человек». «Ты… лечись! От пьянства нынче лечат, слышь! Бесплатно, браток, лечат…Воздержись!.. Возьми себя в руки и – терпи… А потом – вылечишься… и начнёшь жить снова… Человек всё может… лишь бы захотел…» «Там ты себе можешь путь найти… Там таких – надобно!» «А хорошая сторона – Сибирь! Золотая сторона! Кто в силе да в разуме, тому там – как огурцу в парнике!» 33
34 Взгляды Луки : « Христос - от всех жалел и нам так велел »; На прямой вопрос, есть ли Бог, отвечает : « Коли веришь – есть, не веришь – нет … Во что веришь, то и есть …» « Мне всё равно ! Я и жуликов уважаю, по - моему, ни одна блоха – не плоха : все – черненькие, все – прыгают … так - то ». « Старику – где тепло, там и родина ». « Особливо же деток надо уважать … ребятишек ! Деткам – то жить не мешайте … Деток уважьте ! ( в Евангелии : « Пустите детей приходить ко Мне, и не возбраняйте им ; ибо таковых есть царствие Божие ») Верит в силу мечты, добра, пользу жалости. «Не пожалей я их – они бы, может, убили меня… али ещё что…А потом – суд, да тюрьма, да Сибирь… что толку? Тюрьма – добру не научит, и Сибирь не научит… а человек – научит…да! Человек – может добру научить… очень просто! 34
35 Сатин - лет под 40, «много читал книг», «был образованным человеком». Отличительные черты: Шулер, пьяница, отрицает труд, презирает нравственные ценности, бравирует этим, но ему не чуждо сострадание, ночлежники относятся к нему с симпатией ( Лука: «Веселый ты, Костянтин... приятный »). 35
36 Значение имени : 1. Сата, Сатя – сокращённые варианты имени Сатир ( в греческой мифологии сатиры – боги из свиты бога виноделия Диониса. Они насмешливы, задиристы, наглы, любят вино ). 2. Эту фамилию связывают с именем « князя тьмы » - Сатаны. Сатин – Сатана ( точка зрения критика Долженкова ): Сатин – разрушитель ( внушает Пеплу мысль об убийстве Костылёва : « И чего ты не пришибёшь его, Василий ? … ты умненько. Потом – женись на Василисе … хозяином нашим будешь …»; Актёру : « Это всё старик … навинтил Актёра »; « Никуда ты не пойдёшь … всё это чертовщина !») Имя связано с первоначальным заголовком « Без солнца » ( солнце и человек – творение Бога ). 3. Сатина зовут Константином. Это значит « постоянный », от слова « константа ». 36
37 Взгляды Сатина : «Характер вещь полезная». «Многим деньги легко достаются, да немногие с ними легко расстаются». «Всякий человек хочет, чтобы сосед его совесть имел, да никому, видишь, не выгодно иметь-то ее». «Дважды убить нельзя». «В карете прошлого никуда не уедешь». «Я знаю ложь! Кто слаб душой… и кто живёт чужими соками, тем ложь нужна… одних она поддерживает, другие прикрываются ею… А кто сам себе хозяин… кто независим и не жрет чужого зачем тому ложь? Ложь религия рабов и хозяев… Правда бог свободного человека!» «Человек может верить и не верить… это его дело! Человек свободен… он за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум человек за все платит сам, и потому он свободен!..Человек вот правда! Что такое человек?.. Это не ты, не я, не они… нет! это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет… в одном! (Очерчивает пальцем в воздухе фигуру человека.) Понимаешь? Это огромно! Все в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное дело его рук и его мозга! Че-ло-век! Это великолепно! Это звучит… гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо!» 37
38 38
39 « «Жалеть людей надо». «…вовремя человека пожалеть…хорошо бывает». «Не всегда правдой душу вылечишь». «…человек должен уважать себя». «Ложь – религия рабов и хозяев. Правда – бог свободного человека». «Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо». Лука Сатин Надежда, сострадание Надежда, сострадание истина «Человек – вот правда!» «Надо уважать человека» и «человек должен уважать себя». «Человек – вот правда!» «Надо уважать человека» и «человек должен уважать себя». 39
40 Позиция М. Горького «Всё-таки жалко людей». (Из письма А.П.Чехову.) «Привычка… жить надеждами – это глупая и вредная привычка». Смысл жизни человека – в жизнетворчестве. «Моя задача – пробуждать в человеке гордость самим собой, говорить ему о том, что он в жизни – самое лучшее… Мир – плод его творчества, бог – частица его сердца и разума». (Из очерка «Человек».) 40
41 Позиция М.Горького Человек «медленно, но твёрдым шагом идёт по праху старых предрассудков, один в седом тумане заблуждений, за ним – пыль прошлого тяжёлой тучей, а впереди стоит толпа загадок, бесстрастно ожидающих его. Они бесчисленны, как звёзды в бездне неба, и человеку нет конца пути! Так шествует мятежный человек – вперёд! И – выше! Всё вперёд! И – выше!» (Из очерка «Человек».) Позиция М.Горького Человек «медленно, но твёрдым шагом идёт по праху старых предрассудков, один в седом тумане заблуждений, за ним – пыль прошлого тяжёлой тучей, а впереди стоит толпа загадок, бесстрастно ожидающих его. Они бесчисленны, как звёзды в бездне неба, и человеку нет конца пути! Так шествует мятежный человек – вперёд! И – выше! Всё вперёд! И – выше!» (Из очерка «Человек».) 41
42 Акимов В. М. На ветрах времени : Очерки / Оформл. Ю. Смирнова. – Л.: Дет. лит., – 286 с. ил. ISBN М. Горький. Собрание сочинений в 16 томах. Том 15. М.: Правда, 1979, с М. Горький. Собрание сочинений в 16 томах. Том 3. М.: Правда, 1979, с. 417 – 424. Гиляровский В. Москва и москвичи. М.: Правда. 1979, с URL: http//mimege.ru. ( Дата обращения ) URL: ( Дата обращения – ) URL: ( Дата обращения – ) URL: ( Дата обращения – ) URL: ( Дата обращения – ) 42
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.