Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемАртем Куликовский
1 Становление и развитие отечественной социологии конфликтта Куликовский Артем П-13
2 Содержание Что такое конфликтт? Кофликтология как наука Предпосылки возникновения конфликттологии ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ КОНФЛИКТОЛОГИИ Предмет и Объект Ученые Список литературы
3 Конфликт Наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм. Конфликты являются предметом изучения науки конфликттологии.конфликттологии
4 Кофликтология как наука Как научная дисциплина конфликттология начала формироваться в 1960 е гг. за рубежом и в 1990 е гг. в России. Эта молодая наука до сих пор находится в процессе разработки и создания целостности теоретической и методологической базы. Выделяют три направления конфликттологии как научной дисциплины. 1. Развитие теории, методологии и исследований конфликттологии. 2. Формирование конфликттеологических знаний в сфере образования. 3. Внедрение прикладного значения конфликттологии с целью прогнозирования и предупреждения конфликттов в обществе. Первое направление призвано достигнуть консенсуса всех конфликттеологических знаний, в том числе в смежных для конфликттологии науках, примирения теоретических разногласий между отраслями науки. Исследования конфликттологии должны быть как узконаправленными (предметом видеть методологические перспективы науки), так и междисциплинарного и обще прикладного значения.
5 Данные эмпирических исследований должны систематизироваться и превращаться со временем в теоретические знания конфликттологии. В рамках первого направления стоит задача по проведению научных и научно- практических конференций, симпозиумов и круглых столов по вопросам теории и методов конфликттологии. Переводы и публикации работ зарубежных теоретиков конфликттологии, организация контактов с международными научными центрами конфликттологии, а также создание Института конфликттологии в России – задачи в рамках первого направления дисциплины «Конфликтология». В сфере образования задачами конфликттологии является введение учебных курсов в программы общеобразовательных и высших учебных заведений, открытие специальностей в вузах по конфликттологии, внедрение конфликттеологических знаний в систему повышения квалификации специалистов. Расширение изданий учебной литературы по конфликттологии, обеспечение возможности публикации отечественных конфликттологов. Третье направление конфликттологии заключается в организации групп и центров по практическим вопросам конфликттологии. Они должны быть направлены на разработку методов оценки современных конфликттных ситуаций, технологий по урегулированию возникающих в обществе конфликттов и прогнозов, помогающих предупредить появление конфликттов. Работа подобных центров предполагает широкий спектр способов профилактики конфликттов в различных сферах и областях жизни общества. Анализ практической работы таких групп позволит систематизировать методы исследований конфликттологии и сформировать универсальные междисциплинарные знания о конфликттах.
6 ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТОЛОГИИ Факторы, повлиявшие на возникновение конфликттологии: – глобализация общества и мира в целом; – усложнение жизни и отношений; – возрастание динамичности жизни и высокая скорость происходящих изменений; – напряженность и повышение уровня стресса. Первые три фактора относятся к объективным угрозам равновесия и согласия в обществе, напряженность – это субъективные угрозы. В XX в.произошло количественное и качественное возрастание объективных и субъективных угроз человека и общества, поэтому возникла потребность в новых способах достижения компромисса, разрешения противоречий и предотвращения конфликттов. Возникла потребность в технологии разрешения конфликттов. Образовательная практика, исследования, научные знания в сфере конфликтта на этот момент могли обеспечить методологический и теоретический фундамент для новой науки, поэтому возникновение конфликттологии стало возможным. Пересечение двух векторов послужило основанием для появления новой науки: – социальноисторическая потребность в новых процедурах разрешения конфликттов; – достаточный для этого объем научных знаний. Преобладало три основных взгляда на необходимость возникновения конфликттологии: – конфликттология должна быть отдельной самостоятельной наукой; – конфликттология должна стать междисциплинарной и развиваться как направление в рамках других существующих наук; – наука «конфликттология» не должна быть отдельной наукой, так как не представляет значимости для общества.
7 ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ КОНФЛИКТОЛОГИИ Господствовавшие в СССР парадигмы бесконфликттности и общества согласия мешали развитию конфликттеологических исследований. Зарубежные исследования второй половиныXX в. оказывали определенное влияние на отечественных ученых, но развернуть серьезные масштабные исследования в этой области не представлялось возможным, несмотря на то что социальная ситуация была достаточно конфликттной. Острые конфликтты существовали в экономической, политической и социальнобытовой сферах жизни общества. Межнациональные, межгрупповые конфликтты приносят негативные последствия как на внутриполитическом уровне, так и влияют на международные отношения (конфликтты в Северной Осетии, Чечне, Приднестровье ). Поэтому в 1980 – начал е 1990 х гг. дефицит конфликт теологических знаний ощущается особенно остро, начинаются первые серьезные шаги в исследованиях конфликттов. Появляется большое количество публикаций по проблематике конфликттов. Эмпирические исследования посвящены анализу случившихся за последнее десятилетие конфликттов.
8 Интерес исследователей преобладает в сфере межнационального и военного конфликтта (А. Касюк, В. Дубров). Проводятся исследования по конфликттам на Ближнем Востоке, этническим и межнациональным противоречиям на территориях бывшего СССР. На начало 1990 х гг. приходится максимальное число публикаций, отражающих специфику конфликттов в современном обществе. Потребность в урегулировании конфликттов вынуждает власть помогать ученым в теоретических и практических разработках парадигмы конфликтта. Поэтому в Москве, Санкт Петербурге, Новосибирске, Белгороде и других городах открываются специальные центры. Их работа заключается в развитии посреднической деятельности в конфликттных ситуациях, в разработке возможных вариантов разрешения и предупреждения конфликттов. В высших учебных заведениях открываются специальности по конфликттологии, данная учебная дисциплина вводится во многих других специальностях. Во второй половине 1990 х гг. исследователей интересует анализ международных конфликттов (И. Арцибасов, В. Булавин, Д. Фельдман),выходят работы, рассматривающие проблематику социального конфликтта. В это же время А.Анцупов и А. Шипилов (признанные ведущими конфликттологами в России ) издают учебные материалы по конфликттологии, в которых систематизированы материалы многих отечественных и зарубежных исследователей конфликтта. В психологических исследованиях конфликтта значимы труды Е. Дубовской, Р. Кричевского, А.Сухова, А. Бодалева, В. Казанцева – исследователей социальных аспектов конфликттов в обществе.
9 Предмет и Объект Объектом социологии конфликтта выступает социальный конфликтт как особая форма социального взаимодействия социальных субъектов. Предмет исследований социологии конфликтта это закономерности возникновения, развития и разрешения социальных конфликттов, возникающих в системе социального взаимодействия субъектов, а также основные элементы управления конфликттами.
10 Становление и Развитие Опасное нарастание количества и интенсивности столкновений и противоборств, наблюдаемое во всех основных сферах жизнедеятельности российского общества по мере преобразования из тоталитарного состояния в демократическое, вызвано не только самим по себе переходным содержанием современных общественных процессов, согласно общему правилу обостряющим социальную конфликттность, но и целым рядом объективных и субъективных конфликттогенных факторов, отличающих происходящие изменения. Усилению социальной конфликттности в переходный период способствуют и обнаружившиеся специфические личностные качества, в массовом масштабе сложившиеся у населения за тоталитарные десятилетия: смазанность, недифференцированность и рациональная непроявленность собственных интересов, упрощенность внутреннего духовного мира и ограниченность культурного уровня, а также широко распространившиеся сегодня взаимная нетерпимость и недоброжелательность.
11 В этих условиях явственно сказывается отсутствие развитой конфликттологической теории, которая помогала бы и облегчала общественному сознанию и общественной практике выработку и освоение действенных средств и способов адекватного осмысления любой конфликттной обстановки, эффективного наблюдения за нею,профилактики или разрешения посредством применения соответствующей "социальной терапии« Этот существенный пробел в социальном познании требует своего энергичного преодоления. Разработка конфликттологической проблематики - прежде всего постижение природы и функций социальных конфликттов, особенностей их детерминации, раскрытие механизмов и методов предупреждения - приобретает большую актуальность и значимость.
12 Весь комплекс изучаемых в настоящее время отечественными исследователями конфликттеологических проблем можно подразделить на три взаимосвязанных, но относительно самостоятельных блока и рассматривать состояние их разработанности и связанные с этим перспективы в каждом из них по отдельности. Это: - анализ методологических и общетеоретических вопросов, состоящий в обосновании принципиальных подходов к конфликттным процессам и в подготовке соответствующего понятийного аппарата; - формирование концептуальных воззрений, играющее, по сути дела, роль "программного обеспечения" в правильном понимании, надежном отслеживании и точной оценке реальной конфликттной ситуации; - разработка организационно-методической и технологической тематик, позволяющая практически применять конфликттологическую теорию.
13 Ученые Исследованию социального конфликтта в рамках общей конфликттологии были посвящены труды А.Я. Анцупова, А.И. Шипилова, Е.М. Бабосова, И.Е. Ворожейкина, А.Я. Кибанова, Д.К. Захарова, О.Н. Громовой, А.В. Дмитриева, В.Н. Кудрявцева, Ю.Г. Запрудско- го, Д.П. Зеркина, Т.Н. Кильмашкиной, Г.И. Козырева, А.Н. Олей- ника, С.В. Соколова, Э.А.Уткина С 1992 по 2006 г. включительно защищено 105 диссертаций, из них 8 на соискание степени доктора социологических наук. Харак- терно, что 70% диссертаций решают проблемы управленческого характера, регулирования и разрешения возникающих коллизий в различных сферах социального взаимодействия, 2/3 диссертаций социологов защищены по специальности Социология управления. Это подтверждает тот факт, что сегодня преобладающее число научных трудов социологов носит практически-прикладной характер.
14 определение социального конфликтта как социологической категории, изучение источников его возникновения, поиск основ классификации осуществляли З.Т. Голенкова, И.К. Джелилова, В.А. Сухарев, А.В. Дмитриев, А.К. Зайцев, С.А. Митрохина, Э.Р. Та- гиров, Л.С. Тронова, С.В. Пронин, А.П. Давыдов, Л.С. Рубан, В.О. Ру- кавишников 7. Разработкой теоретических основ социологии кон- фликта в рамках социологии, обоснованием основных принципов ее методологии и методов социологического исследования занимались А.И. Желтухин, А.Г. Здравомыслов, В.Н. Кузнецов, Н.И. Лео- нов, С.Л. Прошанов, Е.И. Степанов, С.Ф. Фролов 8; исследование проблем разрешения и управления социальными конфликттами, поиск конструктивных технологий урегулирования, методов разрешения путем переговоров и посредничества содер- жатся в работах Е.М. Акимкина, Н.М. Котова, В.И. Андреева, Ф.М. Бородкина, Н.Н. Васильева, И.Я. Герасименко, И.Б. Гопта- ревой, Н.С. Данакина, Л.Я. Дятченко, В.И. Сперанского, О.А. Ми- трошенкова, Ю.П. Пономарева, Е.И. Степанова, Т.С. Сулимовой, А.Н. Чумикова
15 рассмотрение наиболее актуальных проблем в социологии конфликтта: межнациональных, этнических конфликттов, их преду- преждения и регулирования (Н.Р. Маликова, Г.Т. Галиев, Л.С. Ру- бан, В.А. Михайлов); трудовых и экономических конфликттов (Е.В. Александрова, В.Н. Шаленко); социально-политических конфликттов (А.В. Глухова, М.М. Лебедева, Г.И. Козырев, В.Ф. Нэх, Л.Н. Тимофеева, Д.М. Фельдман); конфликттов в педагогическом процессе (В.И. Журавлев); конфликттов в молодежной среде (Т.В. Черкасова); конфликттов в сфере межличностных взаимо- действий и отношений (Н.В. Гришина).
16 Список литературы СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Викторов А.Ш. Русская культура: основные тенденции современного развития. М., Добреньков В.И. Глобализация и Россия: социологический анализ. М., Добреньков В.И., Кравченко А.И. Фундаментальная социология: В 15 т. Т. 6. Социальные деформации. М., Кузнецов В.Н. Социология безопасности. М., Кузнецов В.Н. Социология идеологии. М., Мировые процессы, политические конфликтты и безопасность / Ответ ред. Л.И. Никовская. М., Прошанов С.Л. Социология конфликтта в России: история, теория, со- временность. М., Социология. Основы общей теории / Отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Моск- вичев. М., 2005
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.