Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемВиолетта Давыденко
1 Использование художественной литературы в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста. (обобщение опыта работы) Автор: Кравченко Марина Георгиевна, воспитатель Барнаул, 2015 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – центр развития ребенка «Детский сад 200 «Солнышко»
2 «Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь,- в годы отрочества душа подростка будет пустой, на свет «божий» выползает как будто неизвестно откуда взявшееся плохое». В.А.Сухомлинский.
3 Условия становления опыта В своей группе я столкнулась с проблемой, когда дети не могли выйти из конфликтных ситуаций путем мирного урегулирования, это приводило к нарастанию негативной обстановки в коллективе группы. Изученная мною методическая литература по проблеме, подтолкнула меня к поиску новых методов решения данной проблемы путем использования художественной литературы и собственных разработок.
4 Актуальность и перспективность. Как приобщить ребенка к книге, как реализовать ее идейно- нравственный потенциал? Сегодня особенно актуален этот вопрос. Проблема приобщения ребенка к книге в современном обществе стоит очень остро. Как известно, современные дети все чаще проводят большую часть у телевизора и компьютера и все реже с книгой. Они пассивно поглощают все то, что негативно воздействует на них с голубого экрана: агрессия, насилие, жестокость. Все это способствует разложению нравственных устоев. Именно книга, с ее простотой и чистотой, формирует у детей нравственные качества: милосердие, сострадание, уважение к старшим и т.д. Эти качества позволят им в дальнейшем самостоятельно принимать правильные решения в той или иной жизненной ситуации, приспосабливать свои возможности к потребностям общества.
5 Цель Способствовать становлению духовно- нравственной личности каждого ребенка путем использования художественной литературы.
6 Задачи: 1. Помогать усвоению детьми духовно- нравственных категорий(добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень и т.д.). 2. Способствовать развитию познавательной активности детей. 3. Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.
7 4. Формировать у детей осознанное понимание нравственного смысла художественных произведений. Развивать способность детей отличать хорошее от плохого в произведении и в жизни, умение делать нравственный выбор. 5. Развивать у детей чувства любви и уважения к родителям, терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу. 6. Воспитывать в детях читательский интерес к книге, стремление к знакомству с новыми произведениями.
8 Предмет – Художественная литература как средство духовно- нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Объект - Процесс духовно- нравственного воспитания детей дошкольного возраста через использование художественной литературы.
9 В основу моей работы положена гипотеза, согласно которой процесс духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста будет эффективней, если использовать произведения художественной литературы учитывая: Гипотеза -целесообразность отбора художественных произведений для детей дошкольного возраста; - планомерность и систематичность работы по ознакомлению дошкольников с детской литературой; - использования разнообразных форм и методов работы воспитателя с детьми дошкольного возраста.
10 Определить верный путь по использованию художественной литературы в духовно-нравственном воспитании детей помогли идеи выдающихся русских философов и педагогов: В.А.Сухомлинского, И.А.Ильина, Е.А.Флериной, которые придавали огромное значение личностной культуре для духовно-нравственного развития человека. Большим вспомогательным материалом для работы по данной теме стала образовательная программа авторов Князевой О.Л., Маханевой М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Она определяет новые ориентиры в нравственно-патриотическом воспитании детей. Неоценимую помощь в работе оказали: - Программа «Духовно-нравственное воспитание детей», автор Н.Н.Султанова; - «Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста», автор Коломийченко Л.В.; - Программа «Приобщение детей к художественной литературе», автор Гербова В.В. Теоретическая база опыта
11 Новизна данной работы состоит в том, что я предлагаю использовать художественную литературу, как эффективное средство развития духовно-нравственных качеств детей дошкольного возраста. Новизна опыта
12 Способствовать становлению духовно-нравственной личности каждого ребенка через использование художественной литературы. Ведущая педагогическая идея
13 Основой работы по ознакомлению дошкольников с художественной литературой являются следующие принципы: учет возрастных особенностей при отборе произведений художественной литературы, которые будут максимально способствовать полноценному нравственному становлению детской личности; обеспечение эмоционально-психологического комфорта для детей; уважение к личности каждого ребенка. Технология опыта
14 Приоритетами в работе по формированию нравственной личности дошкольников стало: Наличие книжного уголка. Использование произведений художественной литературы в театрализованной деятельности. Использование всех видов фольклора (потешки, сказки, загадки, пословицы и др.). Разработка и внедрение авторских наработок (морилки, встречалки, просыпалки, засыпалки) Проведение праздников и организация литературных викторин. Разработка и реализация плана преемственных связей с детской библиотекой 22.
16 В своей работе использую следующие формы работы с детьми: -использование фольклора в разных режимных моментах; - использование авторских наработок; -праздники, досуги, развлечения; -чтение художественной литературы; -использование художественных произведений в театрализованной деятельности; -посещение детской библиотеки 22; -выставки, конкурсы; -решение ситуаций с использованием художественного слова, литературных персонажей.
20 Формы работы с родителями: -родительские собрания; -консультации, беседы; -совместные досуги, праздники; -посещение детской библиотеки в рамках совместных мероприятий; -выставки детской литературы; -конкурсы; -анкетирование.
21 Распространение опыта работы по использованию художественной литературы в духовно нравственном воспитании детей происходит через: -педсоветы; -консультации; -открытые показательные мероприятия для молодых педагогов; -показательные мероприятия для студентов БГПК 1.
22 Проделанная работа нашла отражение в успехах детей. Проведенный мониторинг уровня развития дошкольников показал, что более 85% детей имеют высокий и средний уровень освоения программ. Благодаря целенаправленному использованию художественной литературы в духовно нравственном воспитании детей, отмечаются положительные изменения в формировании нравственных качеств личности дошкольников. Дети стали добрее, сострадательнее, внимательнее, ответственнее. У детей сформировалось позитивное отношение к окружающему миру, другим людям. Эта работа помогла наладить тесный контакт с семьями воспитанников, найти пути оптимизации взаимодействия педагог-ребенок-семья. Результативность
23 Опыт по использованию художественной литературы в духовно-нравственном воспитании детей может быть распространен среди дошкольных образовательных учреждений. Имеется методическое обеспечение: -перспективное планирование работы с детьми и родителями; -подборка нравственных ситуаций для работы с детьми; -картотеки потешек, авторских разработок, стихотворений для использования в режимных моментах. Адресная направленность
24 Небольшие затруднения в реализации моей работы существуют со стороны родителей, так как в связи с современной загруженностью они не всегда имеют возможность принять участие в мероприятиях проводимых мною на базе дошкольного учреждения. Как следствие родители не могут в полной мере применять художественное слово в процессе воспитания детей. Трудоёмкость
25 1. Артемова Е. И. Духовно-нравственное воспитание дошкольников // Дошкольная педагогика. – Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. – МОЗАИКА-СИНТЕЗ, М., Гарбуза Л.Г. Духовно-нравственное воспитание дошкольников сказкой // Дошкольная педагогика. – Грибок В. В., Рыбакова И. А. Художественная литература как средство формирования социально-нравственного поведения детей дошкольного возраста// Дошкольная педагогика. – Список используемой литературы
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.