Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемАлексей Краснопольский
1 Профилактика насилия в образовательном учреждении Зам. директора по воспитательной работе Бойко Л. П. Педагог –психолог Варкентин И. А. Исилькуль, 2016
3 Великие о насилии «Всякое насилие - есть яд для души» К. Берне «Только гнев и страх заставляют применять насилие» Ф. Бэкон «Акт насилия есть жест слабости» Н. Бердяев
4 Школьное насилие вид насилия, при котором имеет место применение силы (принуждения) между детьми, учителями по отношению к ученику или учениками по отношению к учителю Насилием является любое поведение, которое нарушает права другого
5 Школьное насилие психологическое физическое избиение, нанесение удара, шлепки, подзатыльники, порча и отнятие вещей угрозы насмешки, присвоение кличек, замечания, критика необъективные оценки, высмеивание, оскорбление, унижение в присутствие других детей отторжение, изоляция (физическая или социальная) ложь и невыполнение обещаний Пренебрежение интересами и нуждами ребенка
6 Причины конфликтов в детской среде Борьба за лидерство Ущемление достоинства или амбиций одного из детей Неподтверждение ролевых ожиданий Психологическая несовместимость Конфликтное поведение как норма общения для одного из противников
7 Детские реакции при соперничестве Реакция амбиции Реакция самодовольства Реакция зависти Реакция злорадства Реакция захвата Реакция агрессии Соперничество ослабляет связи между людьми и приводит к изоляции
8 Факторы, влияющие на агрессивное поведение детей Персональные факторы (низкий уровень воспитания, неадекватная заниженная самооценка, высокая импульсивность, злоупотребление алкоголем, наркотиками, компьютерными играми, готовность к риску, ограниченное чувство самосохранения); поведенческие факторы (поведение, создающее помехи для окружающих, вандализм, бесцельное времяпровождение, прогулы и слабая успеваемость в школе, ранние сексуальные контакты, приводы в милицию и ранняя судимость); социальные факторы (культ насилия в обществе, влияние СМИ, отклоняющееся поведение родителей, низкий социально-экономический статус семьи, зависимость от социальной помощи, смена воспитателей (отчим, мачеха), семейное и сексуальное насилие, друзья с отклоняющимся поведением.
9 Роли, которые играют наблюдатели в ситуации боулинга Жертва Последователи Одобряющие Пассивные одобряющие Равнодушные свидетели Потенциальные защитники Защитники Буллеры
10 «Ты мне ничего не сделаешь!» Дети, воспитанные в условиях материнской депривации Дети, воспитывающиеся родителями- одиночками Дети из семей, в которых у матери отмечается негативное отношение к жизни Дети из властных и авторитарных семей Дети из конфликтных семей Дети с низкой толерантностью к стрессу Дети с низкой успеваемостью
11 Зрители Самое худшее в боулинге - его влияние на тех детей, которые в нем активно не участвуют, на свидетелей. Буллинг заразителен. В нем вы обнаруживаете себя, вынужденными выбирать между силой и слабостью (жертвы часто выглядят смешно и жалко), не очень хочется ассоциироваться со слабыми. Он быстро приводит к тому, что вы больше не чувствуете личную ответственность, он провоцирует просто делать, как все. Страдание жертв повторяется снова и снова, и вы замечаете, что у вас чувства сострадания раз от разу притупляются. Цит. по Olweus Bullying Prevention Program, US (2011)
12 Жертвами школьного насилия чаще всего становятся дети, имеющие: физические недостатки; особенности поведения; особенности внешности; плохие социальные навыки; страх перед школой; отсутствие опыта жизни в коллективе (домашние дети); болезни; низкий интеллект и трудности в обучении. Ребенок с низким уровнем интеллекта и трудностями в обучении может стать как жертвой школьного насилия, так и насильником.
13 Виды отвержения Травля (не дают проходу, обзывают, бьют, преследуя какую- то цель: месть, развлекаются и т.п.). Активное неприятие (возникает в ответ на инициативу, исходящую от жертвы, дают понять, что он никто, что его мнение ничего не значит, делают его козлом отпущения). Пассивное неприятие, возникающее только в определенных ситуациях (когда надо выбрать кого-то в команду, принять в игру, сесть за парту, дети отказываются: «С ним не буду!»). Игнорирование (просто не обращают внимания, не общаются, не замечают, забывают, ничего против не имеют, но и не интересуются).
14 Последствия школьного насилия Падение самооценки у жертвы насилия. Нарушение социальных связей, отверженность. Низкий статус в группе, проблемы в учебе и поведении. Повышение риска развития нервно-психических и поведенческих расстройств (невротические расстройства, депрессия, нарушения сна и аппетита, возможно формирование посттравматического синдрома). Нарушения в развитии идентичности у подростков. Длительный стресс, чувство безнадежности и безысходности. Аутоагрессивное поведение. © Психология насилия, воспитание детейvosp.ru © Психология насилия, воспитание детей
15 Буллинг (bullying, от анг. bully - хулиган, драчун, задира, грубиян) - это динамические и повторяющиеся модели вербального и/или невербального поведения, производимые одним или несколькими учениками в отношении другого ученика, причем стремление нанести вред намеренно, а также есть реальная или кажущаяся разница в силе. Selekman Janice, Vessey Judith A. Bullying: It Isnt hat It Used To Be // Pediatric Nursing Vol Неравенство сил, повторяемость и неадекватно высокая чувствительность жертвы - три существенных признака боулинга.
16 Типы боулинга Прямой - физический (избиения, подзатыльники, тычки, щипки и т.п.) и вербальный (унижение непристойными словами, обзывания, клички). Косвенный (социальная депривация). Поведенческий (преследователь вынуждает жертву перенести оскорбительные и унижающие для неё чувства собственного достоинства действия; сплетни, интриги, вымогательства, шантаж; бойкоты жертве, различные «пакости»). Кибербуллинг.
17 Буллинг - структура Инициатор (преследователь). Помощник инициатора. Защитник жертвы. Жертва. Наблюдатель. Smith Peter K., Ananiadou Katerina. The Nature of Bullying and the Effectiveness of School-Based Interventions // Journal of Applied Psychoanalytic Studies Vol
18 Мифы о боулинге 1. Насилие в школе в таких масштабах появилось только в последние годы. 2. Буллинг, как и другие формы нарушений дисциплины, возможны только в классе у слабого учителя. 3. Насилия не так уж много (в нашей школе его вообще нет!), оно касается не более 10 % учеников, во всяком случае, в начальном и среднем звене. 4. Буллинг характерен для подростковой среды, в начальной школе этого феномена нет. 5. Вызывать беспокойство должны только случаи физического насилия. 6. Буллерами становятся «несчастные» дети, с низкой самооценкой, те, кто не умеет по-другому контактировать со сверстниками. 7. Жертвами боулинга становятся дети, которые «сами виноваты» в том, что не могут вытроить отношения со сверстниками. 8. С фактами насилия можно справиться разовыми, краткосрочными мерами (лекцией, родительским собранием, вызовом к директору). 9. Заниматься проблемами детей-агрессоров нужно с помощью привлечения родителей. 10. Учитель должен уметь справиться с фактами физического и эмоционального насилия в своем классе самостоятельно.
19 Средовые факторы риска насилия в школе Анонимность больших школ и отсутствие многообразия выбора образовательных учреждений. Общий психоэмоциональный фон учреждения. «Политическая» система образовательного учреждения. Особенности отношения педагогов к школьникам, построенные на необоснованных требованиях взрослых и максимальном бесправии детей. Система взаимоотношений внутри классного коллектива; равнодушное и безучастное отношение педагогов и одноклассников. Наличие общепризнанных социальных ролей («жертва», «хозяин»). Традиции в социуме, пропагандируемые СМИ.
20 Причины насильственных форм поведения педагогов Особенности личности учителя (ригидность, тревожность, доминирование, низкий уровень эмпатии, агрессивность, раздражительность). Нелюбовь (негативное отношение) к детям и своей работе. Неудовлетворенность своим социальным положением. Низкий уровень социальных навыков. Проблемы со здоровьем. Незнание других способов работы с непослушными детьми. Решение трудных (конфликтных) ситуаций.
21 Насильственные способы реагирования педагогов на поведение учеников Часто употребляют выражения типа: «Учитель здесь пока еще я». Оставляет последнее слово за собой. Разговаривает с сарказмом. Настаивает на своей правоте. Ставит учеников в угол. Формулирует обобщения типа: «Вы все одинаковы». Втягивает в конфликт людей, непричастных к нему. Использует «давящие» позы и жесты: сжатые челюсти и сцепленные руки. Сравнивает одного ученика с другим.
22 Насильственные формы организации образовательной ситуации Подавление педагогом инициативы учеников. Наказание за неправильный ответ. Некорректные замечания педагога по поводу внешнего вида детей, их манеры разговаривать. Прерывание речи ученика. Насильственные требования к учащимся давать ответы на поставленные педагогом вопросы. Привилегированное отношение к заискивающим учащимся. Оскорбление унизительными, а иногда даже нецензурными словами.
24 Жертве можно помочь, если: помочь научиться ходить, держа себя прямо, излучая уверенность, вместо того чтобы передвигаться ссутулившись, боязливо озираясь и т. п.; используя юмор: очень трудно притеснять человека, который не хочет принимать эти издевательства всерьез; рекомендовать по возможности находиться в группе других ребят; дав понять ребенку, ставшему жертвой боулинга, что его любят. Очень часто такие дети не верят, что они способны кому-то нравиться; поддерживать их сильные стороны. Можно, например, дать такому ученику какое-то поручение в классе, с которым бы он хорошо справлялся, чтобы повысить его уважение к себе и признание со стороны других ребят.
25 Видеоролик «Говорят учителя. Школьная дедовщина»
27 Кибербуллинг (угрозы через интернет)
28 Опыт США Организационный подход нацелен на организацию работы персонала образовательного учреждения. 2 направления: вовлечение подростков в просоциальные сообщества и сокращение числа учеников в классах и школе. Родительский подход (беседы, тренинги с родителями). Правовой подход (финансирование программ по предотвращению насилия и совершенствование законодательства об оружии).
29 Опыт Норвегии Самая эффективная антибуллинговая программа инициирована Д. Ольвеусом в Бергене 20 лет назад, она успешно применяется в Норвегии, где ей с 2001 г. придан статус приоритетной общенациональной программы. Эта программа основана на 4 базовых принципах, предполагающих создание школьной (а в идеале – и домашней) среды, характеризующейся: теплом, положительным интересом и вовлеченностью взрослых; твердыми рамками и ограничениями неприемлемого поведения; последовательным применением некарательных, нефизических санкций за неприемлемое поведение; наличием взрослых, выступающих в качестве авторитетов и ролевых моделей.
30 Подходы к решению проблемы боулинга Подход «руки прочь». Подход «твердой руки». Подход «возьмемся за руки».
31 Как решить проблему на уровне школы? Целесообразно установить в школе единую систему правовых, нерепрессивных методов поощрения и наказания учеников, которые могут быть прописаны в Уставе школы или в другом документе и должны быть и известны каждому ученику. Положительную роль могут сыграть демократические элементы в управлении школой. Школа – первая модель социума для ребенка, и чем более гуманными и правовыми будут отношения в ней, тем более благоприятным для общества будет в дальнейшем поведение ученика. Необходима поддержка педагогов со стороны руководства: повышение их квалификации и подготовка по вопросам ненасильственных методов поддержания дисциплины, психологические тренинги и т.д. Активная помощь школьного психолога: в идеале в образовательном учреждении должно быть несколько квалифицированных психологов, обладающих необходимыми навыками.
32 Практические рекомендации родителям и педагогам, как правильно вести себя с детьми, проявляющими агрессию в отношении взрослых или сверстников Спокойное отношение в случае незначительной агрессии. Акцентирование внимания на поступках, а не на личности. Контроль над собственными негативными эмоциями. Обсуждение проступка. Сохранение положительной репутации ребенка. Демонстрация модели неагрессивного поведения. Снижение напряжения ситуации. Работа восстановительного примирения. Спокойное отношение в случае незначительной агрессии. Акцентирование внимания на поступках, а не на личности. Контроль над собственными негативными эмоциями. Обсуждение проступка. Сохранение положительной репутации ребенка. Демонстрация модели неагрессивного поведения. Снижение напряжения ситуации. Работа восстановительного примирения.
33 Психолого-педагогические подходы к коррекции агрессивного поведения Первый шаг – достижение гармонизации эмоциональной сферы подростков через организацию различных мероприятий и психологических акций: общешкольные мероприятия («Минута славы», «Фабрика звезд» и пр.); «Доска знакомства» или «Наши открытия»; «День звезды», «День имени»; организация «Выставки достижений»; организация игр, которые способствуют отреагированию негативных эмоций. Первый шаг – достижение гармонизации эмоциональной сферы подростков через организацию различных мероприятий и психологических акций: общешкольные мероприятия («Минута славы», «Фабрика звезд» и пр.); «Доска знакомства» или «Наши открытия»; «День звезды», «День имени»; организация «Выставки достижений»; организация игр, которые способствуют отреагированию негативных эмоций.
34 Второй шаг реабилитация «Я»: организация клубов или студий, в работе которых будут участвовать разные дети; большие психологические игры; индивидуальные коррекционные занятия. Третий шаг переориентация поведения через различные программы и тренинги, целью которых является модификация поведения. Второй шаг реабилитация «Я»: организация клубов или студий, в работе которых будут участвовать разные дети; большие психологические игры; индивидуальные коррекционные занятия. Третий шаг переориентация поведения через различные программы и тренинги, целью которых является модификация поведения.
35 Меры по формированию ненасильственной среды образовательного учреждения: расширение свобод и возможностей выбора видов деятельности; введение принципов «педагогики сотрудничества» и «педагогической поддержки»; расширение системы совместной деятельности всех субъектов образования; создание психологического климата взаимного уважения и доверия; проведение семинаров по проблеме профилактики насилия над несовершеннолетними для учителей всех категорий в системе повышения квалификации; самообразование и овладение педагогов навыками организации ненасильственного обучения и воспитания; организация педагогических и методических советов по проблеме насилия в школе.
36 ЛИТЕРАТУРА 1. Проблемы насилия над детьми и пути их преодоления/ Под ред. Е.Н.Волковой. – СПб.: Питер, – 240 с. 2. Д. Пстрог Насилие и агрессия как общественные явления, возникающие в школьной среде (из опыта польской школы) (рус.) // Ярославский педагогический вестник С Ярославский педагогический вестник 3. О. Глазман Психологические особенности участников боулинга (рус.) // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена С Психологические особенности участников боулинга 4. К.С. Соловьева, К.А. Битюков, М.В. Мартынова Повреждения опорно- двигательного аппарата у детей, полученные вследствие насильственных действий (рус.) // Травматология и ортопедия России С Повреждения опорно- двигательного аппарата у детей, полученные вследствие насильственных действий 5. В. Лаптева. Структура психологической защищенности подростков от насилия в образовательной среде (рус.) // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена С © Психология насилия, воспитание детей
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.