Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемАлександра Времева
1 ТЕМА 1: ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
2 ВОПРОСЫ: 1. История возникновения бюджета 2. Бюджет дореволюционной Беларуси 3. Формирование бюджета в период образования БССР 4. Бюджет БССР за период с г. 5. Бюджет Беларуси в переходном периоде к рынку
3 1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ БЮДЖЕТА Бюджет- особая система общественных отношений, которая исторически возникла и действует там, где существует государство с развитыми товарно-денежными отношениями.
4 Имея бюджет, государство получило возможность значительную часть средств расходовать на строительство дорог, каналов, дворцов, общественных зданий и сооружений. Не малую роль пополнения казны играли войны, которые означали прямой грабеж, сбор дани с побежденных, добычу пленных.
5 При феодализме потребности правителей в начале удовлетворялись за счет доходов от собственных имений, но по мере роста расходов владельцы устанавливали обязательные платежи со своих поданных.
6 Монархи имели возможность основную часть собранных средств бесконтрольно расходовать в своих интересах. С развитием товарно-денежных отношений появилась возможность расходы государства покрывать денежными налогами, таможенными и другими сборами с товаропроизводителей и отдельных граждан.
7 В XVII в. в Англии стали составлять единую смету доходов и расходов, которая получила название бюджет. В России смету стали составлять при Петре I в период проведения реформ, когда требовалось обеспечить увеличение доходов казны. В этот период была создана коллегия для руководства финансовыми делами. В результате начали ежегодно разрабатывать бюджет с 1812 г., когда было создано Министерство финансов.
8 В большинстве европейских стран бюджеты государства стали формироваться в конце XVIII в. По размерам бюджета, его структуре и сбалансированности судили об экономическом потенциале государства. Во многих странах первые бюджеты были засекречены. Например, во Франции в XVIII в. Существовали законы в которых запрещалось под страхом смертной казни даже рассказывать об бюджете и обсуждать финансовую деятельность государства.
9 2. БЮДЖЕТ ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ БЕЛАРУСИ До революции наша Республика представляла северо- западный край Российской Империи и не имело своего бюджета, но участвовала в формировании доходной части государственного бюджета России.
10 Формировалось 2 вида бюджета: Обыкновенный Формировался из традиционных доходов и направлялся на финансирование расходов, связанных с осуществлением основных функций государства. Формировался для погашения государственного долга и покрытие убытков, вызванных войной, стихийными бедствиями, и источниками погашения этих расходов являлись внутренние и внешние займы. Чрезвычайный
11 Доходная часть обыкновенного бюджета на 2/3 состояла из косвенных налогов. К ним относились : Налоги от казенной винной монополии ; Пошлины на имущество ; Акцизы на спички, табачные изделия, спиртные напитки. Прямые налоги составляли около 10 % от общей суммы доходов. К ним относились : Поземельный налог; Налог с недвижимости; Квартирный налог; Промысловый налог; Налог с денежного капитала.
12 Государственные расходы включают: Военные расходы ; Расходы на содержание государственной железной дороги ; Расходы на содержание органов государственного управления. До 30 % всех расходов приходилось на военные расходы. В бюджете того времени отсутствовали расходы на : Здравоохрение ; На содержание тюрем, больниц, госпиталей, поскольку они финансировались из местных бюджетов.
13 СИСТЕМА МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ ВКЛЮЧАЕТ: Земские бюджеты Имелись в Витебской, Минской и Могилевской губерниях, где имелось соответствующее управление. Все доходы делились на: Окладные (налог с недвижимого имущества, налог с земель) Неокладные (пошлины,платежи с документов на право торговли, % на собственный капитал и др.) Городские бюджеты Мирские бюджеты Волостные бюджеты Сельские бюджеты Эти бюджеты формировались за счет сборов крестьян и расходовались на выплату жалований волостным и сельским должностным лицам и на содержание общественных зданий.
14 3. ФОРМИРОВАНИЕ БЮДЖЕТА В ПЕРИОД ОБРАЗОВАНИЯ БССР БССР образовалось 1 января 1919 г. И формально имело право на самостоятельный бюджет, но из - за войны, натурализации хозяйства и отмены денежного налога бюджет не составлялся. В 1921 г. БССР был составлен первый бюджет, но исполнен он был с огромным дефицитом. За счет эмиссии покрывалось 92 % всех расходов. В 1922 г. образовался СССР и госбюджет БССР вошел в состав бюджетной системы СССР.
15 Бюджеты местных советов существовали самостоятельно и у них были собственные источники доходов, и кроме того они получали дотации на покрытие разницы доходов и расходов из бюджетов вышестоящего уровня, а также субвенции, т.е. целевые средства при долевом участии собственных средств. Переход от военного коммунизма к НЭПу позволил значительно повысить доходы бюджета: начинают преобладать поступления от народного хозяйства в виде промыслового налога, платежи за пользование государственными угодьями, подоходного налога, отчисления от прибыли.
16 Важнейшим источником налогов стали прямые налоги и акцизы. От населения средства поступали через налоги и систему государственных займов. Основными статьями расходов бюджета в XX г. становятся: расходы на народное хозяйство, социально-культурные мероприятия и военные расходы. К 1930 г. Доходная часть бюджета возросла в результате проведение реформы: вместо множества платежей появилась двухканальная система изъятия доходов (гос.предприятия платили налог с оборота и подоходный налог). В результате бюджет получал устойчивые регулярные поступления налога с оборота, а также государство получало возможность неограниченного контроля за финансово- хозяйственной деятельностью предприятия и организаций.
17 Для расширения доходной базы республиканских и местных бюджетов законодательством было установлены отчисления от налога с оборота и закреплены за ними другие источники. В этот период была определена компетенция местных советов и их самостоятельность. Формирования бюджетной системы СССР завершился к 1938 г., когда местные бюджеты были официально включены в состав единого госбюджета.
18 4. БЮДЖЕТ БССР ЗА ПЕРИОД С ГГ. В х годах наблюдалось расширение бюджетных прав. Доходы и расходы республики в законе о бюджете СССР с 1955 г. стали предусматриваться лишь в общих объемах, а распределять их между республиканскими и местными бюджетами стали сами союзные республики. Республике было представлено право распоряжаться дополнительно выявленными и полученными в течении года доходами для финансирование потребностей сверх общих ассигнований.
19 В 1957 г. был введен централизованный порядок взимания отчислений от прибыли, что увеличило закрепленные доходы бюджета республики. Налог с оборота оставался основным регулирующим доходом бюджета, но по темпам роста его значительно опережали отчисления от прибыли; в 3 раза возросли поступления подоходного налога с колхоза и в этот же период его суммы полностью основались в бюджете СССР до 50-х гг.,50 % данного налога перечислялось в союзный бюджет. Особенностью расходной части бюджета в этот период стало доминирование расходов на народное хозяйство : развитие промышленности,с/х, промышленное строительство, транспорт. В этот период уменьшились расходы бюджета на расходование относительно местных и республиканских органов: контролирующих, плановых и т.д.
20 В 60-е годы были введены новые параметры планирования и экономического стимулирования : вместо отчислений от прибыли, которые составляли % была введена плата за: основные производственные фонды и нормирование производственного оборотного средства, были введены фиксированные платежи, а также взносы свободного остатка прибыли. К концу 70-х была разработана экономическая модель хозяйственного расчета и самоокупаемости : распределение прибыли между Министерствами и бюджетом происходило с помощью нормативного метода.
21 В первой половине 80-х г. начался масштабный экономический эксперимент, направленный на перестройку хозяйственного механизма. Он основан на 4-ёх основных принципах: 1)Оперативная самостоятельность субъектов; 2) Самоокупаемость и самофинансируемость; 3) Материальное стимулирование и ответственность за конечные результаты; 4) Контроль рублем. В 90-е годы бюджет РБ имел следующие особенности: 1)Резко увеличилась доходная база бюджета из-за необоснованного роста цен на товары первой необходимости. 2)Существенно расширились права отдельных регионов и изменены подходы при рассмотрении бюджетов местных советов: произошел структурный сдвиг в перераспределении средств между республиканским и местными бюджетами. 3 ) В этот период был рост дефицита бюджета.
22 5. БЮДЖЕТ БЕЛАРУСИ В ПЕРЕХОДНОМ ПЕРИОДЕ К РЫНКУ До 1991 г. Бюджет Беларуси входил в состав единого государственного бюджета СССР. Это выражалось не только в общем подходе его формирования, но и всестороннем диктате центральных органов власти при его определении и распределении. Республиканские органы власти самостоятельно разрабатывали собственный республиканский бюджет, однако основные показатели уточнялись Минфином СССР. Свое название госбюджет БССР оправдывал тем, что его доходы образовывались на территории республики и использовались на финансирование предприятий республики и местного назначения.
23 Первый бюджет суверенного государства имел следующие особенности : 1)Самостоятельность бюджета, которая базируется на мобилизации на территории РБ налоговых и неналоговых поступлений. 2)Усиление социальной направленности бюджетных ассигнований. 3)Установление ряда фондов и резервов, предупреждение диспропорций в хозяйстве, финансирование неучтенных в бюджете расходов, вызванных переходом к рыночным отношениям.
24 В структуре доходов РБ в этот период наблюдались следующие основные источники поступлений : 1)НДС; 2) Налог на доход и прибыль; 3)Акцизы + различные налоги от населения:налог на недвижимость, на топливо, плата за землю, сборы, неналоговые доходы и др. Расходы бюджета РБ в этот период состояли в следующем: 1)Расходы на народное хозяйство; 2)социально-культурные мероприятия; 3) оборона; 4) содержание правоохранительных органов ; 5) обслуживание госдолга; 6)ВЭД 7)расходы на науку 8)резервный фонд Совета Министров и фонды непредвиденных расходов; 9)фонд стабилизации экономики; 10) Прочие расходы.
25 1. Бюджет остается основным инструментом централизации значительной части произведенного национального дохода и перераспределения его на общие нужды. 2. Доходная часть бюджета формируется за счет налогов и сборов физических и юридических лиц. Высока доля косвенных налогов и высок уровень налогообложения предприятий. 3. Расходы увеличиваются быстрее, чем источники их покрытия, что связано с расширением функций государства и появлением новых затрат. 4. Происходит изменение в структуре расходов, усиливается социальная направленность бюджетных ассигнований, но по прежнему остаются атрибуты плановой экономики: дотации, возмещение разницы в ценах и т.д. 5. Формируются специальные внебюджетные фонды: финансирование жилищного строительства, дорожного хозяйства, социальной защиты. 6. Дефицит бюджета в этот период достиг огромных размеров, как в абсолютном выражении, так и в процентах к ВВП.Это затрудняет сбалансированность развития экономики. 7. Серьезные изменения происходят в бюджетном устройстве: в бюджетной системе РБ. Усиливается самостоятельность всех видов бюджета, но решающее место в выполнении общегосударственных, экономических и социальных программ принадлежит республиканскому бюджету. Основные черты бюджета РБ в переходном периоде :
26 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.