Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемЭлеонора Неверович
1 «Особенности интеграции национально-регионального компонента в образовательную деятельность с детьми дошкольного возраста». Консультация подготовлена воспитателем подготовительной группы МАДОУ ДС 23 Галус Н.В.
2 Важной задачей дошкольной педагогики на современном этапе является приобщение подрастающего поколения к истокам культуры той местности, на которой в данный момент мы проживаем. Данная тема недостаточно исследована и поэтому возникла проблема интеграции национально-регионального компонента в образовательный процесс. Анализ программ воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада показал, что существуют пробелы ценностных ориентаций на осознание у детей принадлежности к своей семье, своему народу, на понимание единства со своей страной, своим родным краем, не уделяется должного внимания национально-региональному компоненту.
3 Идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становятся задачей государственной важности. Положительные изменения происходят и в дошкольном образовании: вводится региональный компонент в образовательный и воспитательный процесс ДОУ.
4 Реализация регионального компонента является важнейшей составляющей современного образования, использование которого направлено на достижение следующих целей и задач: Способствовать формированию первоначальных представлений об особенностях родного края; Познакомить детей с культурой и традициями родного края; Формировать представления о родном крае: истории, городах, улицах, профессиях; Познакомить с именами знаменитых земляков; Сформировать знания о живой и неживой природе родного края; Заложить основы нравственной личности, национальной гордости и национального самосознания
5 Использование регионального компонента как одного из средств социализации дошкольников предполагает следующее: 1. Знакомство с родным краем входит в образовательный процесс, выстроенный на основе доминирующих целей базовой программы, в которую гармонично вписывается краеведческий материал. 2. Введение регионального содержания с учётом принципа постепенного перехода от более близкого ребёнку, личностно значимого (дом, семья, к менее близкому – культурно- историческим фактам.) 3. Деятельностный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе родного края: дети сами выбирают деятельность, в которой они хотели бы участвовать, чтобы отразить свои чувства и представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, сочинение загадок, аппликация, лепка, рисование, благоустройство и охрана окружающей природы).
6 Реализация регионального компонента в ДОУ в настоящий момент происходит стихийно и без концентрации знаний дошкольников о родном крае. Следовательно, необходима целенаправленная работа по реализации национально- культурной направленности регионального компонента путем апробации выявленных педагогических условий. Специфика организации работы по проектированию регионального компонента в содержании работы ДОУ заключается в том, что в этот процесс должны быть включены педагоги, дети и родители.
7 Реализация регионального компонента в детском саду осуществляется через следующие формы организации работы с детьми: специально организованные занятия; сотворчество воспитателя с детьми и родителями(совместная деятельность); самостоятельная деятельность; работа с родителями.
8 Знакомство детей с особенностями края включает в себя интеграцию в образовательной деятельности. Должны быть разработаны конспекты НОД, в соответствии с общей темой недели. Календарный план разрабатывается по блокам в соответствии с образовательными областями. При отборе краеведческих сведений для занятий важно придерживаться следующих правил : события местной истории и культуры должны быть понятными и доступными возрасту детей; факты должны быть достаточно яркими, эмоционально насыщенными; предоставить детям возможность совершать маленькие «открытия». Специально организованные занятия(НОД).
9 Совместная деятельность Беседы, рассматривание альбомов, просмотр мультимедийных презентаций, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, создание коллективных творческих работ, экскурсии, тематические прогулки и т.д.
10 Самостоятельная деятельность детей подразумевает не только различные игры краеведческой направленности, работу в творческих мастерских, уголках родного края, рассматривание альбомов, фотографий и т.д., но и участие в творческих конкурсах как внутри д/с, так и на уровне округа и района. Самостоятельная деятельность
11 Большое значение имеет поддержка со стороны родителей. Необходимо, чтобы процесс воспитания любви к малой родине был двусторонним, поэтому в дошкольном учреждении должна проводиться работа с родителями. Формы работы: творческие гостиные; Консультации; папки-передвижки; проектная деятельность: «Моя родословная», «Почему так улицу назвали», «Из бабушкиного сундука», «День Победы – светлый праздник» и т. д. конкурсы и выставки ; совместные экскурсии т.д. Работа с родителями
12 Одним из методов интеграции регионального компонента в образовательную деятельность ДОУ может быть включение разнообразных форм организации работы с детьми в годовое календарно-тематическое планирование. Охватывая весьма широкий круг деятельности детей дошкольного возраста, с учетом учебного плана ДОУ, уже на самом раннем этапе дошкольного детства, мы начинаем формировать у детей целостное представление о регионе, климатических условиях, коренном населении и окружающем нас мире природы.
13 Тема недели.Мероприятия. Моя страна. (Мой край. От Кенингсберга до Калининграда). НОД: художественное творчество «Герб нашей области и города». (рисование). Беседы с детьми :«Что-же это такое «Малая Родина», «История моего города», «Достопримечательности города Калининграда»., «Назови свои любимые места Калининградской обл. Где ты любишь гулять с родителями?». «Символика нашей обл. и города». Дидактические игры: «Достопримечательности Калининградской обл», «Разрезные картинки». дидактическая игра «Узнай и назови», », « Какие памятники Калининграда ты знаешь?» и т. д. Экскурсия « Город Калининград». Животные, растения. (Калининградской обл.) НОД Национальный парк «Куршская коса» «Животные Калининградской обл.» ; «Растения Калининградской обл.». Экскурсия в «Ботанический сад», Калининградский зоопарк Рассматривание альбомов, презентаций про животный и растительный мир Калининградской области, фотовыставка «Живой уголок Калининграда», и т.д. Лиственные и хвойные деревья. (Калининградский лес ). НОД: Национальный парк «Куршская коса». Экскурсия на Куршскую косу, в парк, к озеру Зимующие птицы. ( Птицы Калининградской обл). НОД: «Птицы Калининградской обл.» Экскурсия на Куршскую косу (орнитологическая станция, музейный центр), прогулка к озеру. Выставки, конкурсы «Домик для птиц», фотовыставкиа «Поможем птицам», рассматривание альбомов, фотографий. Д/и «Какая птица живет в наших лесах, в городе, у водоемов» и т.д. День защитника отечества. (Доблестная армия и флот Калининградской обл). Беседы по теме «Мой папа-военный»., «Моряки Балтийского флота» и т.д.,, художественное творчество «Балтийский флот»). Экскурсия в музей океана (экспозиция кораблей) и т.д.
14 Тема недели.Мероприятия. Народная культура и традиции. (Лавка ремёсел. Солнечный камень). Беседа: «Янтарь-солнечный камень». Экскурсии на хутор в п. Разино, п.Янтарный (карьер по добычи янтаря), музей янтаря. Просмотр мультимедийных презентаций «История янтаря», «Изделия из янтаря» и т.д., опытно-экспериментальная деятельность с янтарем, конкурс-выставка: изделия из янтаря своими руками и т.д. Космос. (Великие космонавты Калининградской обл). Беседы по теме. Рассматривание альбомов, презентаций о космосе и космонавтах- знаменитых земляках. Правила дорожного движения. (Прогулки по улицам нашего города). НОД: «Прогулка по Калининграду»,»Мы путешествуем на автобусе по родному Калининграду», художественное творчество «Улицы родного города». Экскурсия « Город Калининград»., экскурсия в автогородок парка «Юность» Люди. Взрослые и дети. (Знаменитые земляки). Беседы о знаменитых людях, родившихся или живших в Калининградской обл. День победы. (Память героев ВОВ увековечены в названиях городов и улиц. Памятные места). Беседы:« Страницы памяти», «По местам боевой славы», «Памятники героям». Просмотр презентаций. Экскурсия «Памятники ВОВ город Калининград». НОД «Штурм Кенигсберга» и т.д. Цветущие растения леса, сада, луга. ( Наш « Город сад» ). НОД: «Природа родного края». Просмотр презентации: «Растения Калининградской области» Прогулка в «Ботанический сад». Д/и. по теме. Стройка.НОД: художественное творчество : «Разные дома моего города», «Построим разные дома», «Город» (Дидактическая игра «Узнай и назови», Беседа: « Достопримечательности города Калининград».
15 Изучение родного края позволит нынешним дошколятам расширить свой кругозор и с любовью относиться ко всему, что их окружает. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе и крае, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру культуры. Очень важно прививать детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм. Без знания своих корней, традиций своего края нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, дом, город, край, страну, с уважением относящегося к другим.
16 «Самое главное в нашем деле – чтобы в юном сердце жила святыня. Чтобы отечество, его счастье и могущество, его величие и слава – чтобы все это стало безмерно дорого, незыблемо и непоколебимо, как образ матери и родного отца, как вечное сияние звезд, как прекрасный мир, открывающийся перед глазами человека. Патриотические убеждения, патриотические порывы юной души – вот в чем высокая цель воспитания». В. А. Сухомлинский
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.