Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемДаниил Бобрищев
1 Урок по литературе в 10 классе на тему «Московский вариант санкт-петербургских событий (по повести В. А. Пьецуха «Новая московская философия») Разработала и провела учитель русского языка и литературы Ахметзянова Э.А.
2 Цели урока: а)образовательные - расширение литературного кругозора учащихся; - систематизация знаний учащихся по проблематике современной русской литературы; - знакомство с творчеством В. А. Пьецуха, - пробудить интерес к чтению, к исследовательской работе. б) развивающие -совершенствование навыков анализа и толкования прозаического текста. в) воспитательные - воспитание уважения к старшему поколению.
3 В качестве домашнего задания учащимся было предложено прочитать повесть, рассмотреть его сюжетные и композиционные особенности; выяснить, в чем же перекличка повести с романом, что в ней наводит нас на воспоминание о романе Достоевского.
4 Оборудование: - текст повести В. А. Пьецуха «Новая московская философия»( журнал «Новый мир»,N 1 ); - портрет В. А. Пьецуха; - эпиграф к уроку; - иллюстрация к повести.
5 Может быть, литература в состоянии гораздо больше поведать о жизни, чем жизнь о самой себе. В. А. Пьецух
6 Сотрудник «Литературной газеты» в беседе с писателем назвала повесть реминисценцией. -Каково значение этого термина? подсказка
7 Реминисценция (от лат. reminiscor - припоминаю)
8 В чем же перекличка повести с романом, что в ней наводит нас на воспоминание о романе Ф.М.Достоевского? - Прямые цитаты из романа. Чтение фрагмента повести (Раскольников выходит из своей каморки(стр.54); - сцена убийства(стр.55); -сцена поминок(стр.118); - слова Мармеладова(стр.71); -слова Порфирия Петровича(стр.79); -жилищно-эксплуатационная контора(стр.93). - Сходная интрига. -Параллели между действующими лицами. - «Параллельные» ситуации. -Избитая женщина у гастронома – пьяная девочка на бульваре, приезд Лужина из Ярославля. - События по времени укладываются в небольшой отрезок. -В романе Достоевского – 2 недели, в повести – 4 дня.
9 Что вы можете сказать о тоне повествования? Можно прочитать и прокомментировать фрагменты – о Пумпянской (стр.58-59), о мужике из 22-й квартиры (стр.68). Безусловно, мы слышим порой ироничный, порой язвительный тон сатирика.
10 Согласны ли вы с тем, что это сатира?
11 Сам автор сказал : «Сатира здесь – лишь повод завести речь, да темы гораздо более глубокие».
12 Какие же?
13 - Добро и зло, их история и диалектика. - Литература, ее роль в жизни и в борьбе добра и зла.
14 - Как отметил критик Лев Аннинский, «Пьецух исследует распад почвы….откуда берется внутренне потерянный, готовый на все, духовно слабый человек». - Историческая миссия нашего общества. Итак, вечный вопрос – добро и зло. - Кого из героев повести этот вопрос очень волнует? - Кто они? В чем суть их философских споров? С каким злом они сталкиваются? Хотят ли с ним бороться? Как?
15 - какова история зла, почему оно существует; -есть ли в нем смысл; -вечно ли оно; - в чем смысл построения Белоцветова – жизнь человека – это модель истории общества.
16 - Как вам кажется, оптимист или пессимист здесь автор? - Кто носитель конкретного зла в повести?
17 Десятиклассник Митя Началов.
18 -Как относится к нему автор? -Почему наши герои-философы называют его неандертальцем? - Способен ли Митя осознать, что он совершил? Чтение по ролям диалога Мити и Любови (ч.4,гл.2 ).
19 Считаете ли вы, что этот эпизод является моментом духовного прозрения и возрождения души Мити? Вряд ли это так, ведь вскоре после этого диалога Митя показывает еще одно привидение – на этот раз Лужину.
20 По причине всего содеянного жизнь, можно сказать, загоняет Митю в угол. Угол этот – ванная комната. Митя, как Раскольников ( правда, в несколько пародийном плане), отдалился от людей. И вот здесь, в конце повести, впервые звучит название великого романа Ф.М. Достоевского. Чтение эпизода: Митя, Любовь, Белоцветов (ч.4,гл.4.стр.123). Каково значение обращения к роману «Преступление и наказание» в этом эпизоде?
21 Каков взгляд автора повести на значение литературы? Пьецух считает, что «в счастливом случае литература может взять на себя функции вероисповедания, отмененного уже почти восемь десятилетий назад».
22 Митя и Люба дают «краснознаменное воспитание» маленькому брату Любы – Петру. - А что можно сказать о воспитании всего населения квартиры? Почему старушка Пумпянская – чуждый для всех человек?
23 Так в чем же заключается новая московская философия? Чтение фрагмента – слова Белоцветова на поминках о назначении нашего общества.
24 - Что можно сказать о композиции повести? О языке повести, о стиле? - Рассмотреть иллюстрацию, сравнить с повестью. Что вы знаете о коммунальной квартире? Есть в Нефтекамске коммунальные квартиры?
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.