Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемМатвей Путилов
1 Семинар 2: Пассивные желания у пациентов - мужчин Маркус Фай, Ph.D., психоаналитик член IPA/ECPP Зимняя школа ЕКПП, Россия Екатеринбург, 5-7 февраля, 2016
2 Я не могу говорить о пассивных желаниях у мужчин БЕЗ ЭТОГО... Конфронтация с собственными пассивными желаниями... Я хочу быть любимым вами Я хочу быть выносимым, терпимым и понимаем вами Я хочу быть поглощен вами Я хочу быть накормленным вами Я хочу вашего проникновения и даже насилия Я хочу быть ударенным и даже убитым вами
3 Клинические проблемы в анализе мужчин Торможение креативности, профессиональные ингибиции, недостаток инициативы Импотенция, ангедония Деструктивное отыгрывание, кризис среднего возраста Гиперактивность, выгорание, торможение пассивных желаний Трудный муж Провокатор
4 Пассивные и активные желания: от оральной стадии к фаллической Оральная стадия: активные желания (сосание, кусание), пассивные желания = получение молока, пищи.... Анальная стадия: активное удовольствие: отпускание фекалий = пассивные желания, удержание фекалий = активные Фаллическая стадия: несовместимость активных и пассивных желаний с анатомической реальностью (впервые в жизни, до появления объекта)
5 Путаница в словах Пассивность и активность как установки: не делание Пассивность и активность как цели влечения: качество удовлетворения Можно активно преследовать цель пассивных влечений: соблазнение кого-либо для пассивного удовлетворения Можно пассивно преследовать цель активных влечений: садизм по отношению к кому-либо в виде не делания ожидаемых вещей
6 Пассивные желания у мужчин: классическая теория Фрейд: негативный Эдипов комплекс, «желание» кастрации, кастрационная тревога Кляйн: «комплекс женственности» у мужчин, желание иметь принимающий орган Бем, Райхе: «зависть к вагине» Ле Солдат: часть Эдиповой теории: теория о пассивных желаниях у мужчин и их клинических последствиях, о колпос- желании/пассивно-агрессивном аполлон- желании
7 Основные моменты теории Джудит Ле Солдат
8 Сцена 1: Доэдипальная Разница полов не играет эмоциональной роли (просто как любопытный для ребенка факт) Никаких генитальных желаний (ауто- эротичных, оральных, анальных) Пассивное требование заботы, любви
9 Сцена 2: Первые генитальные желания Направлены к матери Ребенок хочет, чтобы мать проникла в него, или, чтобы он проник в мать
10 Сцена 3: Мастурбация не находит решения в анатомии Активные желания: девочка понимает, что у нее нет пениса для реализации активных генитальных желаний (проникновения в мать) Пассивные желания: мальчик понимает, что у него нет отверстия для реализации пассивных генитальных желаний (проникновения матери в него)
11 Сцена 4: создание органов- фантазмов Новый элемент в психоаналитической теории! Влечение призывает психику к поиску решений. Если анатомическое строение не позволяет достичь цели, то психика создает объекты-фантазмы (органы) Девочка: собственный пенис-фантазм, чтобы удовлетворить активное желание проникновения Мальчик: колпос-фантазм, чтобы осуществить пассивное желание проникновения
12 Колпос = Воображаемый сексуальный орган В фантазии мы создаем органы-фантазмы, которых у нас нет Сексуальные влечения требуют удовлетворения Два препятствия: объект (мать, отец), и тело Воображаемый орган в качестве недостающего органа для удовлетворения тела
13 Сцена 5: ретроспективное создание фаллической матери До восприятия и когнитивной проработки половых различий: все «большие» – всемогущие, всеведущие «человеческие существа» После восприятия половых различий, мать и отец ретроспективно наделяются пассивными и активными сексуальными органами (в соответствии с активными и пассивными влечениями) Таким образом образуется основа для создания фантазийнойй фигуры «фаллической матери»
14 Сцена 6: нимбус Ретроспективное создание потерянного фаллоса матери = нимбуса Нимбус – «ностальгический» воображаемый объект = потерянный элемент совершенного объекта
15 Сцена 7: Кастрация матери Из-за того, что мать не удовлетворяет пассивные генитальные желания, она «кастрируется», в том смысле, что предполагаемый «существующий ранее» пенис более не гарантирован, и мать «вновь объявлена» кастрированной Это не агрессивная кастрация, которая предполагает отбирание и овладение чем-то, но это пренебрежительный фантазматический акт потери веры в ценность человека/вещи = обесценивание Три фантазийных продукта: кастрированная мать, нимбус, идеализированная фаллическая мать
16 Сцена 8: Обесценивание матери, отворачивание от матери После «кастрации» и обесценивания матери, она больше не представляется полезным удовлетворяющим объектом внутреннего мира... Разворот в сторону отца...
17 Сцена 9: Заигрывание с отцом Все надежды в получении удовлетворения, активные и пассивные желания, ранее возлагаемые на мать, теперь со всей силой перенаправляются на отца (подкрепленные разочарованием в матери, а значит агрессией) Теперь отец фантазийной представляется с наличием и пениса и колпоса, то есть способным исполнить ВСЁ
18 Сцена 10: Презрение к матери и женщинам Фантазийное объяснение опыта кастрации матери (как защита от чувства вины за ее кастрацию): мастурбируя, мать стерла свой пенис, так была слишком жадной и неумелой Источник презрения к женщинам: они не способны к проникновению, они – импотенты, так как кастрировали самих себя, слишком много и неумело мастурбируя
19 Между 10 и 11 сценами: Классический Фрейдистский Эдипов комплекс Активные генитальные желания в направлении матери и отца как препятствие Классическая Эдипова теория не завершенная, так как фокусируется только на активных инцестуальных желаниях и не уделяет внимания агрессивным мстительным импульсам (и чувствам вины и тревоги)
20 Сцена 11: Разочарование в отце Отец тоже не удовлетворяет пассивные желания Отец также становится мишенью для мстительных импульсов из-за накопленного разочарования Этот процесс протекает медленно и волнообразно Но в определенный момент, когда накапливается агрессия....
21 Деструкция и слияние влечений Первичная цель слияния агрессивных и эротических влечений – это эротизация деструктивности, исходящей от влечения к смерти, то есть от неудовольствия, возникающего из-за влечения к смерти Если любое психическое явление сталкивается с влечением к смерти, оно может сделать это только посредством слияния влечений, то есть посредством эрогенного мазохизма (прямо или опосредованно присутствующего в других симптомах) - первого свидетеля влечения к смерти, и таким образом, создается фундаментальная мазохистическая сторона психического существования Markus Fäh, Ph.D.,Psychanalyst IPA/ECCP,
22 Сцена 12: Слияние влечений Нарушение слияния влечений Деингибиция агрессивных влечений Всеохватывающая энергия освобожденных агрессивных влечений
23 Сцена 13: Акт возмездия и гнева Кастрация отца через Акт Чистой агрессии = Приступ гнева Кража пениса отца Возникновение новой ситуации: кастрированный отец, я – преступник с окровавленными руками и незаслуженным трофеем Эта внутренняя ситуация играет важнейшую роль в возникновении многих проблем с креативностью = каждый последующий успех в жизни будет проживаться как кастрация и обворовывание отца = «эврика!» Профессиональный успех, брак, рождение детей, каждая «эврика!» проживается как опыт кастрации- кражи
24 Сцена 14: Что делать с трофеем (кастрированным пенисом)? Ситуация: преступник после преступления Девочка: прячет трофей в вагину Вагина становится рискованным местом, источником проблем с оргазмом (если потерять контроль во время оргазма, трофей может быть обнаружен) Мальчик: натягивает трофей на свой собственный пенис (источник заторможенности сексуального удовольствия, проблем с использованием презервативов)
25 Сцена 15: Фантазийные продукты после кастрации отца = Лейя Лейя – трофей = имеет качества аффекта, который сопровождает кастрацию, завистливая, гневная, мстительная Лейя при этом нежно любима Это сокровище с амбивалентной славой С этого момента бессознательный субъект всегда в опасности (тревога возмездия)
26 Сцена 16: Фантазийные продукты после кастрации отца Воображаемая фигура кастрированного отца = нелепый старик - импотент Воображаемая фигура идеализированного отца = отец до кастрации Фантазия о мстителе, который преследует и жаждет кастрировать и отобрать обратно трофей, полностью лишив половых признаков Страх возмездия, кастрационная тревога
27 Кастрационная тревога Не из-за инцестуальных желаний, а из-за мести за активную кастрацию отца После активной кастрации = немедленный запуск защитных механизмов против всепоглощающей кастрационной тревоги
28 Сцена 17 = Лейя и защиты против кастрационной тревоги Мальчик Мальчик использует Лейю, проецированную на его пенис как стражника и щит против мстителя, мститель не может разрушить Лейю, потому, что тогда он разрушит собственное сокровище Заложница Лейя используется как живой щит Сексуальные проблемы (инфекции пениса) Девочка Девочка прячет трофей в вагине Девочка не может использовать его как щит и прячет его, страдает от тяжелых фантазий о возмездии, от страха быть разрушенной изнутри в случае, если позволит себе оргазм (вдруг он найдет мой спрятанный пенис, разрушит меня изнутри, разрушит мою вагину, разрушит мой клитор, и заберет его?)
29 Сцена 18: Дублирование пениса (у мальчиков) Мальчики и мужчины имеют больше шансов в поиске успеха в жизни Они дублируют свой пенис, они могут сказать «У меня правда он есть, я не вру» (как девочка) Женщина вынуждена столкнуться с явным воровством и признать символическую функцию фаллоса (и воздерживаться от конкретного удовольствия)
30 Сцена 19: Анальное проникновение отца как предельная месть (überflügeln) Гиперагрессивность это всегда защита против страха Таким образом, предельное унижение защищает против кастрационной тревоги Но и повышает уровень кастрационной тревоги до максимума Таким образом....
31 Сцена 20: Наполовину пройденный Эдип (промежуточный баланс) Катастрофическая внутренняя ситуация: Мальчик: колпос реально не создан, пассивные желания по-прежнему не удовлетворены Девочка: пенис так и не вырос, активные желания не удовлетворены У обоих полов: страх возмездия из-за кастрационной вины (мститель представляется таким же агрессивным, как и субъект во время акта кастрации отца)
32 Сцена 21: Измена Вина налагается на мать: «Это не я кастрировал отца, а она! Отомсти ей!» Вторично она обрела пенис, так что отец может кастрировать ее снова Своего рода тупик: трофей имеется (Лейя), но мать отправлена мстителю... то есть теперь появилось уже два врага – кастрированный отец и обманутая мать, и что теперь?
33 Сцена 22: Лицемерие к матери Стадия лицемерия: измена прячется под маской услужливости, ухаживания, серенад, идеализации матери (но все это звучит фальшиво) Под маской лицемерия скрывается презрение к лжецу (я – лжец, но проецируется это на мать)
34 Сцена 23: От глубокой любви к тревоге – под влиянием ухаживаний Ранняя глубокая любовь к матери теперь небескорыстна, и замещается лицемерной преувеличенной «услужливой любовью», движимой страхом возмездия (вдруг она узнает про измену!)
35 Сцена 24: Страх перед обоими родителями Выхода нет: оба родителя кастрированы, мать предана, пассивные желания так и не реализованы В результате...
36 Сцена 25: Убийство обоих родителей Тревога возмездия и постоянная фрустрация приводит только к одному варианту: УБИЙСТВО ОБОИХ РОДИТЕЛЕЙ...
37 Сцена 26: Возвращение мертвых родителей Каждое желание либидо в отношении родителей заставляет психику находить решение и оживлять мертвых родителей Возвращение убитых родителей в виде сверхъестественных фантазийных фигур
38 Сцена 27: Эротический вклад ануса Генитальная зона «заражена» агрессией, кастрационной тревогой, фрустрацией.... Подлинное сексуальное желание пассивного анального проникновения Мальчик/мужчина: мужчина замещает проблематичное желание колпоса на анус Девочка: двойная стратегия: анальное проникновение и генитальное проникновение (генитальное – более опасное из-за спрятанного трофея)
39 Желание Аполло Слияние подлинных пассивно-агрессивных желаний, желание наказания, пассивно-генитальные желания – все связывается с анусом Есть эрогенная зона = анус для желаний, но не для реального объекта Воображаемый объект = Аполло Дилемма Аполло = мы страстно желаем предельного пассивно-агрессивного оргазма, но наше тело не сможет вынести реального объекта, тогда он заменяется на воображаемый Аполло. Таким образом, мы переживаем постоянную амбивалентность: мы приближаемся к Аполло, и убегаем от него
40 Желание колпоса у мальчиков и мужчин
41 Желание Аполло у мужчин и женщин как желание предельного пассивно-агрессивного оргазма
42 Клинические последствия Мужчины также имеют нереализованные пассивные желания Пассивные генитальные желания (либидные) Желание Аполло (агрессивные) Постоянное давление со стороны безопасного воображаемого удовлетворения этих желаний Защиты против кастрационной тревоги и страха аннигиляции, провоцируемых этими желаниями
43 Случай: 1 Дамиан, руководитель, 42
44 Случай: 2 Мариус, биолог, 53
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.