Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемАлина Лобанова
1 Исследовательская деятельность учащихся в рамках реализации ФГОС (обобщение опыта обучения школьников исследовательской работе во внеурочной деятельности) Беляева Н. В, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 1
2 Известный математик А.Н. Колмогоров утверждает: «Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе».
3 Требования ФГОС второго поколения: Системно-деятельностный подход Личностные и метапредметные результаты Система УУД
4 Требования ФГОС Образовательная программа учреждения должна включать программу развития универсальных учебных действий, обеспечивающую «формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы».
5 Требования ФГОС Метапредметные результаты освоения учащимися образовательной программы должны, в частности, отражать «умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы».
6 Исследовательская деятельность школьников Учебная исследовательская деятельность – это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности. В процессе организации исследовательской деятельности используются и развиваются все виды УУД: регулятивные, познавательные, коммуникативные ( см. Приложение 1 лист 6 Пояснительная записка.docx) Пояснительная записка.docx
7 Результаты работы (выступление на районной конференции исследовательских работ «Ступень в будущее») 2012 год. Байдакова Светлана (9 класс) Работа «План города Семёнова как схема идеального города эпохи классицизма» - 1 место 2013 год. Шебанова Анастасия (10 класс.) Работа «Театр кукол: явление мировой культуры и часть истории моей семьи» - 1 место 2014 год. Шевякова Виктория (5 класс). Работа «Семёновские ложкари: вчера, сегодня, завтра…» - 2 место 2015 год. Потехина Виктория, (10 класс) Работа «Семеновский учительский институт» - 1 место
9 Результаты работы В 2015 году ученица 10 класса Гришнякова Анна выполнила работу по творчеству Пушкина для участия в областной конференции учащихся «Под знаком Пушкина» и получила диплом победителя, пройдя два этапа – заочный и очный (второй этап - защита работ - проходил в музее- заповеднике «Болдино»). Работа по жанру является рефератом, но по сложности поставленной задачи приближается к уровню учебно-исследовательских работ.
11 Гришнякова Анна – первая слева
12 Условия успешности ИД школьников Наличие системы в занятиях с учащимися, регулярность подготовки Склонность учащихся к ИД, к творческой деятельности, создание ситуации поиска Готовность педагога к ИД, его профессиональная компетентность
13 Основные этапы подготовки учебно- исследовательской работы: 1. Знакомство учащихся с основами ИД: понятийным аппаратом (направление и актуальность, тема и проблема, предмет и объект, гипотеза, цель, задачи: новизна и значимость, теоретическая основа и база исследования); методами исследования (теоретические методы: анализ и синтез, сравнение обобщение, классификация, моделирование, аналогия, абстрагирование и т.д.; эмпирические методы; наблюдение, эксперимент, беседа).
14 2. Обучение работе с литературой, архивными материалами, различными видами электронных ресурсов Необходимо дать ученику представление о работе с разными источниками научить систематизировать знания, полученные из разных источников, критически их рассматривать, выделять существенное и т.д. Также важно научить правильно включать чужой материал в свою работу(при помощи сносок)
15 3. Знакомство с основными стандартами построения научного текста. Для того чтобы написать научную работу, надо прежде всего познакомиться с правилами ее построения, особенностями структуры. Очень важно дать углублённое представление об языковых особенностях научного стиля, таких, как бессубъектность (безличность), точность, логичность, стандартность (клишированность) 4. Обучение созданию вторичных текстов по научной работе - планов, тезисов, доклада (защиты работы на конференции)
16 5. Тщательная подготовка к выступлению. Чем короче выступление, тем дольше нужно к нему готовиться. Это связано с тем, что для короткого выступления необходимо отобрать самое главное, но так, чтобы не пострадало содержание, не исчез иллюстративный материал. Это довольно трудно. 6. Необходимо обучить правильному использованию средств наглядности ( знание правил создания презентации)
17 7. Обучение основным риторическим правилам при подготовке к произнесению доклада. необходимость тщательного соблюдения орфоэпических и грамматических норм, избавления от слов-паразитов, создание положительного психологического настроя. 8. Обучение основам эвристической подготовки ( эристика – наука о споре) Настрой на возможный спор с оппонентами (заранее продумывать вопросы, которые могут быть заданы), необходимость соблюдения этических принципов ведения научной дискуссии
18 Вывод: Итак, стандарты нового поколения ориентируют педагогов на воспитание поколения, мотивированного на творчество и инновационную деятельность, креативного и критически мыслящего, готового к сотрудничеству, способного осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность. Исходя из этого, исследовательская деятельность учащихся должна занимать сегодня одно из ведущих мест в учебном процессе школ.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.