Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемВиталий Беклемишев
1 ПОДГОТОВКА К ГИА : ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИЕ ЕГЭ ПО БИОЛОГИИ И СПОСОБЫ ИХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ Муравьева И. Н. – методист лаборатории развития общего образования АОУ ВО ДПО « ВИРО »
2 Анализ результатов ГИА за 2015 год Количество участников – 1110 человек Средний балл – 58,7 Процент участников, набравших 90 и более баллов – 3,2% Количество участников не набравших минимальное количество баллов – 70 человек (6,3%)
3 Объект контроля на ЕГЭ Знания и умения за курс биологии основной и средней школы. Большинство заданий (70%) проверяют материал старшей школы – теоретические понятия, законы, закономерности, проявляющиеся на разных уровнях организации живой природы : от клеточного до биосферного. Примерно 15% заданий контролируют знания и умения по разделу « Человек и его здоровье » и столько же процентов предусматривают проверку достижений учащихся по материалам основной школы ( разделы « Бактерии. Грибы. Лишайники », « Растения », « Животные »).
4 Структура и содержание КИМ 40 заданий в экзаменационной работе Часть 1 содержит 33 задания и проверяют существенные элементы содержания курса средней школы, сформированность у выпускников научного мировоззрения и биологической компетентности, овладение разнообразными видами учебной деятельности : - владение биологической терминологией и символикой ; - знание основных методов изучения живой природы, наиболее важных признаков биологических объектов, особенностей организма человека, гигиенических норм и правил здорового образа жизни, экологических основ охраны окружающей среды ; - знание сущности биологических процессов, явлений, общебиологических закономерностей ; - понимание основных положений биологических законов, теорий, гипотез, закономерностей, сущности биологических процессов и явлений ; - умение распознавать биологические объекты по их описанию и рисункам, решать биологические задачи, использовать биологические знания в практической деятельности ; - умения определять, сравнивать, классифицировать, объяснять биологические объекты и процессы ; - умения устанавливать взаимосвязи организмов, процессов, явлений ; выявлять общие и отличительные признаки ; составлять схемы пищевых цепей ; применять знания в изменённой ситуации.
5 Структура и содержание КИМ Задания второй части включают 7 заданий и предусматривает развёрнутый ответ и направлены на проверку умений : - самостоятельно оперировать биологическими понятиями, обосновывать и объяснять биологические процессы и явления, грамотно и аргументированно формулировать свой ответ, подкрепляя его примерами ; - применять знания в новой ситуации ; устанавливать причинно - следственные связи ; анализировать, систематизировать и интегрировать знания ; обобщать и формулировать выводы ; - решать биологические задачи, оценивать и прогнозировать биологические процессы, применять теоретические знания на практике.
6 Уровень сложности заданий 18 заданий базового уровня с выбором одного верного ответа ; 7 заданий повышенного уровня с выбором одного верного ответа ; 3 задания повышенного уровня с выбором одного верного ответа ; 4 задания повышенного уровня на установление соответствия объектов, процессов, явлений ; 1 задание повышенного уровня на определение последовательности биологических процессов и явлений ; 1 задание повышенного уровня с выбором верного ( неверного ) утверждения ; 7 заданий высокого уровня с развернутым ответом.
7 Характеристика заданий 1 части 1. Задания с выбором одного верного ответа. Данные задания имеют ряд преимуществ : - позволяют использовать машинную обработку результатов ; - обеспечивают контроль большого объема содержания материала ; - дают возможность получить при проверке объективную картину, на их выполнение требуется немного времени ; - позволяют уделить большое внимание контролю овладения наиболее существенным фактическим материалом ; выявить умения находить определения биологических понятий, терминов, законов, теорий ; характеризовать объекты и процессы, выделять признаки их сходства и различия и т. д.
8 Типы заданий : Задание представляет вопрос. Задание представляет собой незаконченное утверждение, а ответ является оконченным. Задание на отрицание (« НЕ », « НЕЛЬЗЯ ») требует внимательного прочтения формулировки задания и ответов к нему. Трудность заданий с отрицанием состоит в том, что необходимо найти признак, не характерный для объекта или процесса. Задание на работу с рисунком требуют анализа предлагаемых к тексту рисунков, обоснования фактов и явлений, распознавания типичных представителей растительного и животного мира, органов и систем органов человека. Задания на решения биологической задачи. Задания на выбор верного или неверного суждения контролируют умения учащихся анализировать, сравнивать и определять правильные суждения ( линия 25).
9 Примеры заданий линии 25 Верные ли суждения о функциях живого вещества в биосфере ? А. Газовая функция живого вещества свойственна в экосистеме только продуцентам. Б. Концентрационная функция живого вещества состоит в выделении организмами конечных продуктов жизнедеятельности. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верные оба суждения 4) оба суждения неверны Верны ли следующие суждения о проявлении антропогенного фактора в экосистеме ? А. Использование сведений о возрастном составе популяции рыб позволяет без ущерба численности вида организовать промысел конкретного вида рыб. Б. Знания о пищевых цепях и кормовых запасах водоёма помогает определить, какие виды рыб и в каких количествах целесообразно разводить в конкретном водоёме. Верны ли суждения о природе генных мутаций ? А. Генные мутации обусловлены удвоением участка одной хромосомы. Б. Генные мутации связаны с изменением последовательности нуклеотидов в молекуле ДНК.
10 Характеристика заданий 1 части 2. Задания с кратким ответом проверяют полноту знаний и умений, способность находить существенные признаки объектов и процессов, сравнивать и определять их последовательность, выявлять в тексте ошибки, делать выводы, устанавливать взаимосвязи. Типы заданий : - Задания с множественным выбором ответов. При выполнении этого задания необходимо следовать инструкции ( линии 26-28). - Задания на установления соответствия требуют сложных мыслительных операций (29-32). Установите соответствие между функцией и отделом вегетативной нервной системы, который её выполняет. ФУНКЦИЯ ОТДЕЛ Вегетативной НС А ) повышает частоту сердечных сокращений 1) симпатический Б ) уменьшает частоту дыхания 2) парасимпатический В ) стимулирует секрецию пищеварительных соков Г ) стимулирует выброс адреналина в кровь Д ) усиливает вентиляцию лёгких Е ) усиление секреции слёзных желёз Ответ : А -1, Б -2, В -2, Г -1, Д -1, Е -2
11 Характеристика заданий 1 части Задания на определения последовательности проверяют умения проводить обобщения ( линия 33). установите последовательность соподчинения систематических категорий у животных, начиная с наименьшей. 1) семейство Волчьи ( Псовые ) 2) класс Млекопитающие 3) вид Обыкновенная лисица 4) отряд Хищные 5) тип Хордовые 6) род Лисица Ответ : Установите последовательность процессов, характерных для географического образования. Формирование популяций с новым генофондом Появление географической преграды между популяциями Естественный отбор особей с приспособленными к данным условиям признаками Появление особей с новыми признаками в изолированной популяции Ответ :
12 Проверка умений заданий со свободным развернутым ответом (34-40) самостоятельно оперировать биологическими понятиями, обосновывать и объяснять биологические процессы и явления, грамотно формулировать свой ответ ; применять знания в новой ситуации ; устанавливать причинно - следственные связи ; анализировать, систематизировать и интегрировать знания ; обобщать и формулировать выводы ; решать биологические задачи, оценивать и прогнозировать биологические процессы, применять теоретические знания на практике.
13 Характеристика заданий 2 части Линия 34. Применение биологических знаний в практических ситуациях ( практико - ориентированное задание ). Пример 1 Какова природа большинства ферментов и почему они теряют свою активность при повышении уровня радиации ? Пример 2. Клетку можно отнести и к клеточному и к организменному уровням организации живой природы. Объясните почему. Приведите соответствующие примеры. Пример 3. Малярия – заболевание человека, в результате которого развивается малокровие. Кем оно вызывается ? Объясните причину малокровия.
14 Линия 35 Задания с изображением биологического объекта ( рисунок, схема, график и др.) направлены на проверку умения анализировать содержание рисунка, иллюстрирующего биологический объект или явление, выявлять его особенности. Пример 1. Определите фазу и тип деления диплоидной клетки, изображённой на рисунке. Дайте обоснованный ответ, приведите соответствующие доказательства.
15 Пример 2. Какой критерий вида свидетельствует о принадлежности изображённых на рисунке бабочек к одному виду ? При какой форме отбора и почему увеличивается число темноокрашенных бабочек в промышленной местности ? Ответ обоснуйте.
16 Линия 36 Задания на анализ биологической информации проверяют умения учащихся анализировать предложенный текст, находить в нём ошибки и исправлять их, извлекать необходимую информацию для ответа на поставленный вопрос. Эти задания акцентируют внимание на наиболее существенных биологических понятиях, терминах, которые необходимо усвоить и уметь свободно оперировать ими. Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. Эти заданий акцентируют внимание на наиболее существенных биологических понятиях, терминах, которые необходимо усвоить и уметь свободно оперировать ими.
17 ПРИМЕР В ротовой полости пища измельчается и смачивается слюной. 2. Слюна содержит ферменты и вещества, губительные для многих микробов. 3. Ферменты слюны расщепляют белки до аминокислот. 4. В пищеводе вырабатываются ферменты, вызывающие химические измельчения пищи. 5. Движение пищевой кашицы происходит благодаря сокращению и расслаблению мышц стенок кишечника. 6. Всасывание основной массы питательных веществ происходит в слепой кишке.
18 Пример В мейозе происходят два следующих друг за другом деления. 2. Между двумя делениями имеется интерфаза, в которой происходит репликация. 3. В профазе первого деления мейоза происходит конъюгация и кроссинговер. 4. Кроссинговер – это сближение гомологичных хромосом. 5. Результатом конъюгации служит образование кроссоверных хромосом. 6. В результате деления мейоза образуются 4 гаплоидные клетки.
19 Характеристика заданий 2 части Линия 37. Обобщение и применение знаний о человеке и многообразии организмов проверяют умения выявлять особенности организмов разных царств и человека, а также уметь аргументированно объяснять описанную в задании биологическую проблему. Пример 1. У многих паукообразных есть железы, полужидкие выделения которых превращаются на воздухе в паутинные нити. Какое значение в жизни паукообразных имеет использование паутины ? Приведите не менее трёх значений. Пример 2. Чем характеризуется дальнозоркость у человека ? Объясните особенности врождённой и приобретённой дальнозоркости ?
20 Линия 38 Обобщение и применение знаний в новой ситуации об экологических закономерностях и эволюции органического мира. Для выполнения задания выпускник должен обладать умением обобщать, анализировать предложенную в тексте биологическую ситуацию и для ответа использовать нужные биологические знания. Пример 1. Какие растения преобладают в тропических местах – насекомоопыляемые или ветроопыляемые ? Ответ обоснуйте. Пример 2. Почему ныне живущую кистепёрую рыбу латимерию нельзя считать предком земноводных ? Приведите не менее трёх доказательств.
21 Пример 3. Прочитайте текст. Длина тела американской норки составляет около 45 см, длина хвоста достигает см, масса тела – до 1,5 кг. Американская норка населяет почти всю Северную Америку, за исключением северо - востока и крайнего юга. Она акклиматизирована во многих районах Европы и Северной Азии. На протяжении года американская норка регулярно меняет места обитания и во время кочёвок иногда уходит от водоёмов. Какие критерии вида описаны в тексте ? Ответ поясните.
22 Линия 39 Решения задач по цитологии на применение знаний в новой ситуации. В линии представлены три типа задач по цитологии : на применение знаний о генетическом коде, на определение числа хромосом и молекул ДНК в разных фазах митоза и мейоза, на знание циклов размножения растений разных отделов.
23 Примеры задач 1. В одной молекуле ДНК нуклеотиды с гуанином составляют 42% от общего числа нуклеотидов. Определите количество в % нуклеотидов с цитозином, тимином и аденином. Объясните полученные результаты. Схема решения задачи : - Гуанин ( Г ) комплементарен цитозину ( Ц ), аденин ( А ) – тимину ( Т ) - количество нуклеотидов с цитозином – 42% - общее количество нуклеотидов с А и Т составляет 16% (100 – 84), а по отдельности – 8%
24 Примеры задач 2. Фрагмент цепи ДНК : ААТГТАГГТЦЦАЦГЦ. Достройте вторую цепь ДНК. Определите число аденина, тимина,, гуанина и цитозина в двух цепях ДНК и подсчитайте между ними общее число водородных связей. Ответ поясните. Схема решения задачи : - вторая цепь молекулы ДНК определяем по принципу комплементарности : ТТАЦАТЦЦАГГТГЦГ ; - число нуклеотидов в двух цепях : А и Т по 7, Г и Ц по 8. - между А и Т образуется 2 водородные связи, Г и Ц – 3, общее число – 7 Х Х 3 =38
25 Примеры задач 3. В результате мутации во фрагменте молекулы белка аминокислота фен заменилась на лиз. Определите аминокислотный состав фрагмента молекулы нормального и мутированного белка и фрагмент мутированной иРНК, если в норме иРНК имеет последовательность : ЦУЦГЦААЦГУУЦААУ. Ответ поясните. Схема решения задач - По кодонам иРНК находим фрагмент нормального белка : лей - ала - тре - фен - асн ; - мутированный белок имеет последовательность : лей - ала - тре - лиз - асн ; - по нормальной иРНК найдём фрагмент мутированной иРНК : ЦУЦГЦААЦГАААААУ или ЦУЦГЦААЦГААГААУ, т. к. аминокислоте лиз соответствует 2 кодона.
26 Примеры задач 4. Известно, что все виды РНК синтезируются на ДНК матрице. Фрагмент молекулы ДНК, на которой синтезируется участок центральной петли тРНК, имеет следующую последовательность нуклеотидов : ЦГТТГГГЦТАГГЦТТ. Установите нуклеотидную последовательность участка тРНК, который синтезируется на данном фрагменте и аминокислоту, которую будет переносить эта тРНК, если третий триплет соответствует антикодону тРНК. Ответ поясните. Эталон ответа : - нуклеотидная последовательность участка тРНК : ГЦААЦЦЦГАУЦЦГАА ; - нуклеотидная последовательность антикодона ЦГА ( третий триплет ) соответствует кодону на иРНК – ГЦУ ; - по таблице генетического кода этому кодону соответствует аминокислота ала ( аланин ), которую будет переносить данная тРНК
27 Ответы учащихся 1. Существует принцип комплементарности А - Т, Г - Ц В РНК нет тимина, есть урацил. Можно определить цепь иРНК по ДНК ГЦААЦЦЦГАУЦЦГАА. Теперь находим кодон на тРНК, он соответствует третьему кодону на иРНК. Антикодон тРНК – ГЦУ. По таблице находим, что ему соответствует аминокислота ала, которую тРНК переносит к месту синтеза белка. 2. Я знаю, что Г соответствует Ц, А – Т. Определяю иРНК по ДНК : ГЦААЦЦЦГАУЦЦГАА, теперь нахожу аминокислоты, входящие в состав белка : ала - тре - арг - сер - глу. 3. Определяем по принципу комплементарности : тРНК – ГЦААЦЦЦГАТЦЦГАА ; антикодон тРНК – ЦГА ; антикодон иРНК – ЦГУ несёт аминокислоту гли.
28 Задачи на определение числа хромосом и молекул ДНК Митотический цикл 1. Интерфаза : пресинтетический период – 2n2c, синтетический период – 2n4c. 2. Профаза - 2n4c; метафаза - 2n4c; анафаза - 4n4c; телофаза - 2n2c. Мейотический цикл : интерфаза перд первым делением мейоза - 2n4c. 1. Профаза 1 - 2n4c; метафаза 1 - 2n4c; анафаза 1 - 2n4c; телофаза 1 - 1n2c. 2. Профаза 2 - 1n2c; метафаза 2 - 1n2c; анафаза 2 - 2n2c; телофаза 2 - 1n1c.
29 Задачи на определение числа хромосом и молекул ДНК 1. Общая масса всех молекул ДНК в 46 хромосомах одной соматической клетки человека составляет 6 Х мг. Определите, чему равна масса всех молекул ДНК в ядре клетки при овогенезе перед началом мейоза и после окончания мейоза. Объясните полученные результаты. Схема решения задачи : 1) перед началом мейоза общая масса ДНК равна 2 х 6 х = 12 х мг После мейоза масса ДНК равна 12 х : 4 = 3 х мг 2) перед началом деления число ДНК удваивается и масса увеличивается вдвое. 3) после окончания мейоза образуется 4 гаплоидные клетки, поэтому масса ДНК уменьшается.
30 Задачи на определение числа хромосом и молекул ДНК 2. Хромосомный набор соматических клеток пшеницы равен 28. Определите хромосомный набор и число молекул ДНК в ядре ( клетке ) семязачатка перед началом мейоза 1 и мейоза 2. Объясните результаты в каждом случае. 1) Перед началом мейоза 1 число хромосом – 28, число молекул ДНК – 56. Число хромосом не меняется, а число молекул ДНК увеличивается вдвое за счёт репликации ; 2) Перед началом мейоза 2 число хромосом – 14, число молекул ДНК – 28. После редукционного деления мейоза 1 число хромосом и число молекул ДНК уменьшается в 2 раза.
31 Задачи на циклы развития растений 1. У хламидомонады преобладающим поколением является гаметофит. Определите хромосомный набор споры и гамет хламидомонады. Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки при половом размножении. Ответ 1) хромосомный набор споры – гаплоидный, споры образуются из диплоидной зиготы путём мейоза ; 2) хромосомный набор гамет – гаплоидный, гаметы образуются из клетки взрослого организма ( гаметофита ) путём митоза. 2. Какой хромосомный набор характерен для предростка ( протонемы ) и коробочки растений кукушкиного льна ? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления они образуются
32 Линия 40 Решение задач по генетике на применение знаний в новой ситуации. Задачи : - на независимое наследование признаков ( Г. Мендель ); - сцепленное наследование признаков ( Т. Морган ) - наследование признаков, сцепленных с полом ; - промежуточное наследование ; - на определение групп крови ; - анализ родословной человека.
33 Генетическая задача У человека аутосомный признак вьющихся волос ( А ) доминирует над признаком гладких волос, ген цветовой слепоты ( дальтонизм d) сцеплен с Х - хромосомой. У матери гладкие волосы, а у отца вьющиеся волосы, оба родителя имеют нормальное цветовое зрение. В этой семье родился мальчик с гладкими волосами и дальтонизмом. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и ребёнка, возможные фенотипы и генотипы других детей и вероятность рождения в этой семье детей дальтоников с вьющимися волосами от общего числа детей ( по генотипу ).
34 Ответ генетической задачи 1) генотипы родителей ( Р ) мать - аа X D Х d ( гаметы : а X D, аХ d ); отец - Аа X D Y ( гаметы А X D, а X D, А Y, а Y) 2) генотипы и фенотипы детей (F 1 ): - Аа X D Х D, Аа X D Х d, Аа X D Y – вьющиеся волосы, нормальное цветовое зрение ; - аа X D Х D, аа X D Х d, аа X D Y – гладкие волосы нормальное цветовое зрение ; - Аа X d Y – вьющиеся волосы, дальтонизм ; - аа X d Y – гладкие волосы, дальтонизм. 3) вероятность рождения детей дальтоников с вьющимися волосами составляет 12,5% (1/8) от общего числа детей.
35 Рекомендации учителям Ориентироваться не только на базовый, но и на профильный уровень государственных образовательных стандартов 2004 г., поскольку экзамен по биологии является экзаменом по выбору. Обращать внимание на формирование у обучающихся навыков самостоятельно излагать свои мысли, решать биологические задачи, объяснять факты, использовать их для формулирования выводов и обобщений. Учитывать изменения, происшедшие в структуре работы по биологии с 2015 года.
36 Рекомендации учителям Учитывать, что содержание проверки на едином государственном экзамене, как и в предыдущие годы, составляют знания и умения по всем разделам школьного курса биологии. Учитывать приводимые в спецификации контрольно - измерительных и других методических материалах по ЕГЭ критерии оценивания ответов обучающихся. При организации текущего и тематического контроля знаний учащихся следует использовать задания, проверяющие не только знания, но и умения, использовать эти знания на практике
37 Рекомендации учителям В учебном процессе целесообразно сделать акцент на формирование у учащихся умений работать с текстом, рисунками, схемами. Выполнение заданий с рисунками, иллюстрирующего объект или явление, заставляет школьников более серьезно относиться к иллюстрациям учебника, использовать их не только для конкретизации учебного материала, но и в качестве дополнительного источника знаний. Работа с текстом обучает учащихся находить необходимую информацию и использовать ее для ответа на поставленный вопрос.
38 Спасибо за внимание !
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.