Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемСофья Полубинская
2 Автор : Бекенёва Виктория Александровна Россия, Республика Саха (Якутия), с.Дельгей, МКОУ «Дельгейская СОШ», 9 класс Руководитель: Чусовская Светлана Юрьевна учитель русского языка и литературы Невербальные средства в профессиональном общении учителей МКОУ «Дельгейская СОШ»
3 Актуальность. Педагогическое мастерство заключается и в постановке голоса, и в управлении своим лицом. Нужно уметь владеть своей мимикой, когда необходимо придавать своему лицу различное выражение. Учитель должен уметь владеть и своим настроением, быть веселым, сердитым, уметь шутить, ходить, организовывать. Учитель должен вести себя так, чтобы каждое движение его воспитывало, и всегда должен знать, чего он хочет в данный момент и чего не хочет. Если учитель не знает этого, как он может воспитывать?
4 . Новизна и практическая значимость. Новизна нашей работы заключается в том, что мы рассматриваем невербальные средства, а конкретно, кинетические паралингвистические именно в профессии учителя. Хотим проследить за использованием невербальных средств учителями, а также, при анализе полученных результатов, выявить наиболее эффективные средства, чтобы учителя, особенно молодые специалисты школы, обращали внимание на свои жесты, позы, мимику смогли применять их на практике.
5 Цель исследования: выяснить роль невербальных средств общения в работе учителей МКОУ «Дельгейская СОШ». Задачи: - Наблюдать за невербальной стороной учителя. - Выявить особенности использования невербальных средств по половозрастным, национальным признакам и преподаванию разных предметов. - Анкетирование с целью выявления отношения учеников к невербальным средствам общения учителя с учениками. - Изучить и проработать литературные источники по теме
6 Предмет исследования: Кинетические паралингвистические средства общения. Методы исследования: Чтение и обработка литературных источников. Знакомство со статьями из Интернета. Практическое исследование, наблюдение, анкетирование. Сопоставительный анализ. Обработка результатов.
7 Объекты исследования: - Учитель начальных классов, возраст 41 год, русская, стаж работы – 6 лет - Учитель начальных классов, возраст 52 года, русская, стаж работы – 23 года - Учитель начальных классов, возраст 34 года, русская, стаж работы – 8 лет - Учитель биологии, географии, возраст 24 года, якут, стаж работы – 2 месяца - Учитель русского языка и литературы, возраст 65 лет, якутка, стаж работы – 42 года - Учитель биологии, химии, возраст 67 лет, русская, стаж работы – 18 лет
8 План исследований. В работе дано краткое описание кинетических паралингвистических средств, через наблюдение за практической деятельностью педагогов и беседами с ними, опрос обучающихся. Была прочитана и проработана литература по данной теме, выходила в Интернет с целью найти дополнительный материал по данному вопросу. Вела наблюдение за учителями, которые работают в нашем классе, после уроков интересовалась у них о значениях применяемых ими невербальных средств, беседовала с учениками на предмет влияния на них жестов, мимики, поз, взгляда. В поисках необходимой литературы посетила школьную и сельскую библиотеки.
9 Введение. Педагог, как и мастер сцены, и в большей степени, чем все другие люди, пребывает на стыке двух реальностей, физической и психической. За телесными поступками и высказываниями других людей он улавливает с ней духовный контакт с помощью собственных высказываний и поступков. Достоинство учителя не ограничиваются знанием своего предмета. Владея своим телом, лицом, интонацией учитель управляет впечатлением, которое производит на своих воспитанников.
10 История изучения невербальных средств. Интерес к невербальным средствам в истории известен еще с античных времен, когда проблема происхождения языка выдвинула теорию возникновения жестового языка, на базе которого развился звуковой язык. Позже проблема жестового языка нашла прикладной характер в связи с выработкой алфавита глухонемых. По словам Цицерона, каждое движение души имеет свое естественное выражение в голосе, жесте, мимике. Наблюдения ученых в области педагогики показали, что жест является необходимым элементом в странах Латинской Америки, Италии, Испании, что северные народы используют жест меньше, совсем мало им пользуются в Японии.
11 Виды паралингвистических средств: Фонационные: пауза, темп речи, вздох, плач, кашель, вокальные качества голоса, интонация; Кинетические: мимика, жесты, поза, осанка, походка, внешние признаки лица (нос, уши, глаза, направление взгляда); Знакосимволические: предметы окружающие человека в жизни, особенности почерка, поступки человека, особенности формы рук, линии на ступнях ноги, особенности формы и цвета ногтей, дата рождения, фамилия, имя человека, родинки; Тактильные: обоняние, осязание, слух и вкус, прикосновения, чувственное восприятие человека другой культуры, запахи парфюма, табака, еды…;
12 Функции паралингвистических средств: Вносить дополнительную информацию, иногда противоречащую смыслу вербальной; Замещать пропущенный вербальный компонент; Комбинироваться с вербальными средствами, передавая тот же смысл;
13 Факторы, влияющие на использование невербальных средств: На характер невербальных средств, их частоту, количество влияет множество факторов. Частота жестикулирования зависит от темперамента человека, от возраста. Немаловажную роль играет национальность. Определенный народ имеет какие- то традиционные значения жестов. Один и тот же жест у разных народов истолковывается по-своему. Северные народы жестикулируют намного меньше, чем проживающие на юге.
14 Классификация жестов, мимики, поз. Жесты: знаковые и незнаковые, в свою очередь жесты-знаки делятся на: указательные, изобразительные, жесты-символы; Мимика: радость, гнев, удивление, отвращение, страх и грусть; Позы: открытые, закрытые;
15 Использование невербальных средств учителями.
20 Заключение. Проделанная работа позволяет сделать вывод о том, что кинетические паралингвистические средства плодотворно влияют на процессы обучения и воспитания. Исследованные нами средства общения присутствуют у всех учителей. У педагогов со стажем использование невербальных средств- отлаженный механизм, молодые специалисты мало двигаются, редко меняют выражение лица. Нет особой разницы в использовании невербальных средств между учителями. Учителя начальных классов используют указательные и изобразительные жесты, учителя русского языка, литературы больше пользуются жестами-символами. Мужчины-учителя пользуются ритмическими жестами, но выражение их лиц не всегда отличается разнообразием. Мы наблюдали за учителями русскими и якутами. Подтвердился тот факт, что меньше жестикулируют мужчины якуты, а у женщин якутской национальности жестикуляция проявляется чаще. По позам и взглядам ученики видят, что от них хочет учитель. В своей работе нами рассмотрена только малая часть невербальных средств общения. В дальнейшем хотим более глубоко рассмотреть использование данных средства в совокупности с фонационными.
21 Использованная литература. 1. Акишина Т.Е. Жесты и мимика в русской речи. М., Бороздина Г.В. Психология делового общения. М., Биркенбил В.: Язык интонации, мимики, жестов.-С.-П.: «Питер», Макаренко А.С. Педагогические сочинения. в 8 томах-т.4.-М., Ладыженская Т.А. Живое слово. М., Лингвистический энциклопедический словарь. М., А. Пиз. Язык телодвижений. Кострома, Русская разговорная речь/Под.ред. Е. А. Земской. М., Станиславский К.С. Работа актёра над собой//собрание сочинений в 9 томах. М., 1989.
22 Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.