Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемСемён Гамов
1 Решение учебных задач на уроке Даутова О.Б., д.п.н., 11 февраля 2016 г. Санкт-Петербург
2 Детей надо подводить к тому, чтобы они делали свои собственные открытия и свои собственные выводы им надо как можно меньше объяснять, и пусть как можно больше открывают сами. Герберт Спенсер
3 Требование ФГОС - ученик научится понимать, принимать и сохранять учебную задачу, ставить цели, позволяющие решать учебные задачи; планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации; учитывать правила планирования и находить контроль способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
4 Требование ФГОС - ученик научится различать способ и результат действия; уметь оценивать правильность выполнения действия по заданным внешним и сформированным внутренним критериям; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
5 Требование ФГОС - ученик научится проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве; осуществлять контроль по результату и по способу действия; самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации; использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи
6 Учебная задача Учебная задача стоящая перед обучаемым цель, которую надлежит ему выполнить в определенных условиях. Особенность учебной задачи состоит в том, что при ее решении учащийся должен найти общий способ (принцип) подхода ко многим конкретно-частным задачам определенного класса, которые в последующем успешнее им решаются.
7 Как поставить учебную задачу? Главным методом обучения должен стать метод введения учащихся в ситуацию учебной задачи и организации учебных действий. Учебная задача решается посредством системы учебных действий. Первым из них является преобразование проблемной ситуации, входящей в такую задачу. Учебная задача
8 специфическая форма воплощения содержания обучения, позволяющая ученику путем собственной деятельности конструировать новое знание.
9 Виды задач 1) Учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний; 2) Учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний как результата использования знака- символических средств и/или логических операций; 3) Учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка разрешения проблемных ситуаций, требующие принятия решения в ситуации неопределенности; 4) Учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка сотрудничества, требующие совместной работы в парах или группах; 5) Учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка коммуникации, требующие создания письменного или устного высказывания с заданными параметрами;
10 Виды задач 6) Учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка самоорганизации и саморегуляции, наделяющие обучающихся функциями организации выполнения задания; 7) Учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка рефлексии, что требует от обучающихся самостоятельной оценки или анализа собственной учебной деятельности с позиций соответствия полученных результатов учебной задаче; 8) Учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование ценностно-смысловых установок; 9) Учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку ИКТ-компетентности обучающихся.
11 1. Проектная задача Цель практикума- уметь составлять проектную задачу по своему предмету.
12 Структура проектной задачи Описание ситуации, содержащей проблему В описанной ситуации скрыта формулировка цели деятельности Задание или система заданий Описание конечного «продукта» Решение задачи направлено на создание «продукта»/ "продуктов" Итоговый продукт презентуется и оценивается публично. Справочный материал к проектной задаче.
13 Критерии проектной задачи: Детям должно быть интересно, любопытно! Дается описание ситуации (житейской, вымышленной, фантастической...). В описании ситуации спрятаны цель, условие задачи и часть данных. Четко описан продукт. Прослеживается логика: цель-условие- задания-результат-продукт. К результату направляет задание или система заданий. Результат решения используется для создания продукта.
14 Задача для 2-го класса. Предмет: информатика, математика. Автор: Наконечная Людмила В семье Ивановых никак не могли «поделить» компьютер, не только сын, но и родители любили долго за ним поработать. После семейного совета все пришли к выводу, что папа и мама могут сидеть за компьютером по 2 часа каждый вечер, а сын 1 час, при этом каждые пол час они должны сменять друг друга для отдыха и выполнения других дел. Необходимо составить график работы за компьютером для семьи с учетом того, что все ее члены каждый день приходят домой в 17.00, ужинают в полном составе с до 19.00, мама тратит на приготовление ужина 30 минут, а папа каждый день моет посуду после того, как все поели.
15 Автор: Богданова С.В. 1. У Джесс три друга: Майк, Ник и Мэри. Они празднуют свои дни рождения зимой, весной и летом. Создай открытку тому, у кого ближайший день рождения, если известно, что в свои дни рождения они любят купаться, делать снеговиков и кататься на велосипеде. Также известно, что Мэри не любит кататься на велосипеде, Ник не любит купаться, Майк не любит делать снеговиков, а день рождения Мэри в июне. 2. Продукт проектной задачи: подписанная открытка ко дню рождения одного из друзей Джесс.
16 Jess has got three friends: Mike, Nick and Mary. They celebrate their birthdays in winter, spring and summer. Write a birthday card to one of them who has the nearest birthday. Children like swimming, making snowmen and riding a bike on their birthdays. Mary doesn't like riding a bike. Nick doesn't like swimming. Mike doesn't like making snowmen. Mary's birthday is in June.
17 Описание ситуации (житейской, вымышленной, фантастической...), в которой спрятаны цель, условие задачи и часть данных. 1. Описание ситуации, содержащей проблему. На летние каникулы Вася получил задание: собрать и засушить листья тополя, осины, березы, клена, черемухи, ивы, дуба, липы, ольхи, и заполнить таблицу. 1. Местность произрастания 2. Через какое время достигает зрелости. 3. Высота дерева. 4. Какие дает плоды. Летом Вася гостил у своей бабушки в Ханты-Мансийске и решил на отдыхе собрать листья. Сможет Вася собрать коллекцию листьев в указанной местности? Помогите мальчику выполнить задание. Напишите ему письмо. 2. В описанной ситуации скрыта формулировка цели деятельности. Узнать сведения о деревьях. 3. Задание или система заданий. Найти описание деревьев в Атласе определителе. Классифицировать по месту произрастания. Отобрать сведения для заполнения таблицы. Ответить на вопрос: «Сможет ли Вася собрать коллекцию листьев в указанной местности?»
18 4. Описание конечного «продукта» Написать письмо в котором представлена заполненная таблица и вывод: все ли деревья растут в данной местности. 5. Решение задачи направлено на создание «продукта»/ "продуктов" Письмо Васе. 6. Письмо читают перед классом. 7. Справочный материал к проектной задаче. Энциклопедия для детей: растения "Деревья и кустарники" Основной и вспомогательные учебные предметы: окружающий мир, русский язык. Возраст детей (класс): 4 класс.Энциклопедия для детей: растения "Деревья и кустарники" Автор: И.В.Ослина
19 Проектная задача "Классная оранжерея« Автор:Гликман Елена Мы с вами познакамились с правилами ухода за комнатными растениями и узнали, что: большинство комнатных растений надо ставить ближе к свету; обычно растения поливают летом каждый день или через день, зимой - реже. 1. В нашем классе только одно комнатное растение. Правильно ли мы его расположили - на окне с северной стороны. Грамотно ли мы его поливаем? Свои доказательства занесите в таблицу. 2. Достаточно ли одного растения для оформления класса? Думаю, что нет. Давайте принесем в класс подходящие комнатные растения. Сначала попробуйте выяснить, какому растению будет уютно в нашем классе (окна на север и на восток), и докажите это, заполнив таблицу. Потом принесите в класс это растение, правильно расположите его и вставьте бейджик по уходу за ним. 3. Схема записи Название растения Расположение Режим полива
20 Проектная задача "Классная оранжерея" Проблемная ситуация: определение комнатного растения класса и установление условий его существования (освещение и полив). Основной предмет: окружающий мир. Вспомогательные предметы: ИЗО, технология. Возраст: 2 класс. Продукт: заполненная таблица. Презентация: устное объяснение условных обозначений, вывод. Комментарий для учителя Перед введением ПЗ желательно: предупредить о наличии на уроке атласа-определителя А.А.Плешакова (можно другой справочник о комнатных растениях); разбить класс на группы, но не более чем по 4 человека.
21 Каждая группа: анализирует ситуацию и в устной форме фиксируют эту информацию - "большинство", значит не все обязательно, "обычно", значит не всегда; анализирует результат - заполненная таблица (1-я строка); составляют критерии оценки итогового продукта: достоверность, краткость, правильность; ставят себе цель: заполнить таблицу правильно, кратко, основываясь на научных данных; определяют недостаток информации: не знают название растения, не владеют информацией о нем;
22 определяют задачи: выяснить какое растение есть в классе, найти о нем нужную информацию (о свете и поливе), внести информацию в таблицу кратко. ищут пути решения задачи: обратиться к атласу-определителю, найти в Ин-ете, других справочниках, обратиться к учебнику, обратиться к учителю. Здесь учитель может напомнить о тех условных обозначениях, которые были на уроке по теме (для краткости итога). выбирают путь решения задачи: атлас- определитель для названия растения, Ин-ет для остальной информации, условные обозначения для краткости заполнения таблицы.
23 выбор средств: книга, поисковик, ссылки, данные учителем (учитель может разместить необходимые ссылки в блоге класса); составляют план и распределяют обязанности: определение растения - на уроке с помощью атласа; поиск информации (дз 1-2 из группы); сбор информации (с помощью ИТ дома); оформление таблицы (оставшиеся учащиеся группы в виде дз); обсуждение представления итога (перед следующим уроком ОМ); выполняют задания от группы (в классе и дома); презентация продукта: на следующем уроке все таблицы вывешиваются в классе, и каждая группа озвучивает результаты и вывод. Задача учителя: подытожить результаты, представить бейджик на растение, поменять расположение (если необходимо).
24 Литература 1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володорская и др.]; под. ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, с. 2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. М.: Просвещение, с. (Стандарты второго поколения). 3. Программа мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий в начальной школе [Электронный ресурс] // Томск: сайт МБОУ СОШ 22: (дата обращения ).
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.