Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемАлёна Салосина
1 «Педагогическое наблюдение- как метод проведения образовательного мониторинга в детском саду»
2 Непосредственное Проводит сам исследователь, непосредственно наблюдая за изучаемым явлением и процессом. Опосредованное Используются готовые результаты наблюдений, подготовленные другими людьми: сообщение воспитателей; аудио-, кино-, и видеозаписи. Открытое (явное) Наблюдение, протекающее в условиях осознанного педагогом и детьми факта присутствия посторонних лиц. Поведение ученика, знающего, что за ним наблюдают, меняется. Важно, чтобы цель наблюдения прямо не сообщалась. Скрытое Наблюдение через стеклянную стену, которая пропускает свет в одном направлении. Использование скрытых камер и т.д.
3 Включенное (причастное) Наблюдатель включается в определенную социальную ситуацию и анализирует событие «изнутри». Наблюдатель выступает как член наблюдаемой группы. Не включенное (непричастное) Исследователь ведет наблюдение извне. Систематическое (сплошное) Регулярное наблюдение в течение определенного периода. Фиксируются все проявления психической деятельности ребенка: дневники родителей; дневники педагогов. Несистематическое (выборочное) Наблюдается какой-либо один психический процесс, какое-либо одно психическое явление: навыки общения воспитателя с ребенком; речь ребенка.
4 Долговременное Наблюдение при изучении психического развития детей в течение нескольких лет. Кратковременное Разные варианты: 1. наблюдение деятельности ребенка в определенное время дня в течение одного часа; 2. наблюдение для замера интервалов времени частности событий и т.д. Казуальное (причинное) Наблюдение отдельных случаев, которые имеют какой-либо интерес. Наблюдение за данным случаем, чтобы получить представление о нем (наблюдение за возбудимым ребенком). Эпизодическое Фиксируются отдельные факты поведения, типичные для данного ребенка.
5 Внешнее (наблюдение со стороны) Способ сбора данных о другом человеке, его психологии и поведении путем наблюдения за ним со стороны. Внутреннее (самонаблюдение) Переживая соответствующее явление, исследователь наблюдает за собой, за своими ощущениями.
6 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЪЕКТА НАБЛЮДЕНИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СИТУАЦИИ НАБЛЮДЕНИЯ СПОСОБ ФИКСАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ НАБЛЮДЕНИЯ
7 Действия педагога 1. Определить цель и задачи наблюдения 2. Определить объект наблюдения 3. Выбрать ситуацию наблюдения 4. Выбрать способ фиксации наблюдения
8 Способы фиксации наблюдения 1. Регистрация эпизодов 2. Повествовательные или дневниковые заметки 3. Карта наблюдения 4.Видеозапись, фотографирование.
9 РЕГИСТРАЦИЯ ФАКТОВ - это процесс документирования наблюдаемого. Систематический подход к наблюдению и регистрации наблюдаемых фактов помогает обеспечить целенаправленность и полноту получаемых данных Однако следует стараться аккуратно регистрировать наблюдаемые действия, избегая субъективных интерпретаций и навешивания ярлыков Объективное наблюдение - это фактическое утверждение: «Дима взял кубик и бросил его в Сашу», «Марина провела время на участке, сидя на скамейке под деревом». Субъективные наблюдения являются ярлыками, личными суждениями или информацией, выходящей за рамки контекста, например: «Дима агрессивен», или «Марина ленива».
10 Рефлексия и интерпретация увиденного - анализ собранных фактов, выстраивание в логической последовательности причин и следствий, понимание сути происходящего.
11 Важно помнить о том, что при ведении наблюдения: ценится и процесс, и результат; сбор и запись информации производится в разнообразных ситуациях и в различных контекстах; важно сосредоточиваться преимущественно на выявлении сильных сторон каждого ребёнка, а не его неудачах; согласованные результаты вносятся в шкалы наблюдений с приведением подтверждающих фактов; анализ поведения детей является основой для принимаемых педагогических решений.
12 Протоколирование наблюдения позволяет возвращаться к наблюдаемым фактам. Протокол является основой и исходным моментом дальнейшего анализа: записи должны быть достаточно подробными, чтобы можно было провести объективный анализ; делать записи на месте наблюдения или сразу после исследования. После наблюдения просмотреть записи, откорректировать их и дополнить.
13 Форма ведения протокола определяется: предметом, задачей и чистотой исследования; наличием подготовленного континуума, условных знаков для регистрации фактов; наличием технических средств (видео и пр.); повторяемости определенного рода наблюдаемых фактов; записывать только факты, а не их истолкование; каждую реплику, действие воспринимать не изолированно, а в связи с другими действиями, словами, сопутствующими явлениями; все записи необходимо сразу же обработать. Не накапливать большого количества материала наблюдений, так как обработка требует больше времени, чем само наблюдение.
14 ФОРМЫ ЗАПИСИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАБЛЮДЕНИЙ И ДРУГИЕ СПОСОБЫ СБОРА ИНФОРМАЦИИ Повествовательные или дневниковые заметки. Это чаще всего записи впечатлений о групповой и индивидуальной деятельности, которые делаются в конце каждого дня. Они имеют тенденцию к некоторой субъективности и часто схватывают мимолётное впечатление или настроение. Они полезны для отслеживания некоторых успехов и неудач среди событий дня. Например «Игра в прятки сегодня не удалась. Дети были усталыми и быстро потеряли к ней интерес. Гораздо больше детям понравилась прогулка к пруду, они жаждут увидеть, как из икры вылупятся лягушата. Миша сегодня проявил особенный интерес к текущей воде: пользуясь увеличительным стеклом, он разглядывал воду, пытаясь разобраться, что находится на дне пруда. Он не хотел возвращаться в детский сад и мне пришлось трижды напоминать о том, что время прогулки подходит к концу».
15 Карта наблюдения. Карта даёт основу для систематического сбора данных относительно развития ребёнка в различных областях. Карта определяет и структурирует конкретные виды поведения подлежащие наблюдению, обычно в ней перечисляются навыки, расположенные в той последовательности, в которой они формируются. Карта может включать такие категории, как развитие моторики (тонкие и крупные движения), активная речь и понимание речи, интеллектуальные, социально-эмоциональные умения и навыки самообслуживания. Карты обеспечивают информацию о том, что ребёнок может и чего не может в каждой из областей развития. Карты наблюдения могут обеспечить сбор сведений о том, какие центры активности дети выбирают, и какие материалы наиболее часто используют. Воспитатели используют эту информацию при постановке целей и планировании педагогических действий, направ ленных на продвижение ребёнка. Они полезны для того, чтобы, на пример, побудить детей, проводящих наибольшую часть времени в центре искусства, исследовать разнообразные материалы, а также опробовать свои силы в других центрах. Воспитатели могут ПОМОЧЬ детям осуществить этот переход, организовав любимый ими вид занятий в другой части групповой комнаты, например, рисование облаков и неба для замка, который строится из коробок и модулей в Центре строительства или рисование снежинок и замёрзших деревьев в Центре науки.
16 Подсчёт частот и временных промежутков. Этот вид записей помогает воспитателю отслеживать, как часто имеют место отдельные виды поведения. Подсчёт ведётся по отношению к определённому времени: «Сегодня за время прогулки Рома пять раз стукнул другого ребёнка», или же фиксируется длительность определённого поведения или действия: «Когда Тоню привели в группу, она проплакала восемнадцать минут». Этот вид записей наблюдений неоценим в ситуациях, когда нужно утвердиться или опровергнуть какую-либо гипотезу.
17 Портфолио. Портфолио- это подборка материалов (рисунки, рассказы, продиктованные ребёнком воспитателю, результаты попыток писать или копировать слова и числа, выбранные им карточки с выполненными г: м числе и не завершёнными) заданиями, образцы речи, т.е. транскрипционная запись слов и выражений ребёнка, с помощью которых он пытается выразить свои мысли и соображения; фотографии. Эти и подобные им материалы дают представление о навыках использования ребёнком знаний, умений, навыков в естественных условиях. Портфолио используется как дополнительный источник информации для анализа и оценки актуальной ситуации и перспектив в развитии ребёнка. Эффективность и надёжность такого метода сбора информации зависит от опыта взрослых, так как рубрики и содержание портфолио всецело определяется самим педагогом и родителями.
18 О БЩИЕ ЦЕЛИ СОСТАВЛЕНИЯ П ОРТФОЛИО : иллюстрация личностно-значимых событий в жизни ребёнка; активизация участия родителей и ребёнка в документировании (историографии); предоставление фактов для многосторонней оценки; обеспечение всех, кто принимает решения в отношении обучения, необходимой информацией о его прогрессе; вовлечение детей в осмысление своих индивидуальных особенностей, в анализ и оценивание своих достижений и перспектив.
19 1. Наблюдение – метод познания психолого-педагогических явлений, который основан на: А) наглядности; Б) восприятии; В) внимании; Г) зрении. 2. Какое определение не относится к видам наблюдения? А) лабораторное Б) формальное В) лонгитюдное; Г) Сплошное.
20 3. Что из нижеперечисленного является требованиями к методу наблюдения? А) наличие плана наблюдения; Б) разработка процедуры; В) оптимальность; Г) учет возможных ошибок. 4. Наблюдение, которое осуществляется диагностом со стороны, называется: А) невключенное; Б) скрытое; В) косвенное; Г) опосредованное.
21 5. Наблюдение делится на виды по… А) объему; Б) условиям проведения; В) способу получения информации; Г) частоте применения. 6. К недостаткам наблюдения относятся: А) затратной по времени; Б) существует вероятность ошибок, связанных с личностью наблюдателя; В) возможна недоступность некоторых явлений, процессов; Г) не позволяет охватить большое количество лиц, явлений.
22 7. Педагогическое наблюдение является … формой проведения научного исследования. А) пассивной; Б) активной; В) самостоятельной; Г) свободной. 8. Специально созданный человеком предмет, предназначенный для передачи или хранения информации, называется: А) журнал; Б) документ; В) жесткий диск; Г) USB- диск.
23 9. Документы не бывают: А) письменные; Б) фонетические; В) устные; Г) изобразительные. 10. Диагностическая методика опирается на понятие: А) стандарт; Б) закономерность; В) норма; Г) идеал.
24 11. По типу связи наблюдателя и наблюдаемого наблюдение бывает: А) непосредственное и опосредованное; Б) открытое и скрытое; В) полевое и лабораторное; Г) включенное и невключенное. 12. По частоте применения наблюдения бывают: А) постоянные; Б) повторные; В) однократные; Г) многократные.
25 ИГРА «НАЙДИ ТРИ ОТЛИЧИЯ». Цель: Отработка навыков наблюдения, установление контактов в общении. Инструкция: встаньте друг против друга, в течении одной минуты партнеры внимательно смотрят друг на друга, стараясь запомнить внешний облик своей «пары».Затем игроки одной шеренги отворачиваются, а каждый участник второй шеренги за определенное время меняет в своей внешности три признака(например снимает шарфик, меняется с соседом сережками, надевает перчатки и т.д.). Когда игроки первой шеренги поворачиваются лицом к партнерам, задача каждого из них – определить, что же изменилось. Затем игроки меняются ролями. Прим.: Для оживления игры тренер может заранее приготовить некоторые атрибуты.
26 ПСИХОТЕХНИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ «УРОВЕНЬ». Цель: осознание необходимости контакта глаз при общении с ребенком, установка на равноправное общение. (10 мин) Инструкция: в дошкольном детстве общение между взрослым и ребенком перестает быть ведущей деятельностью, но роль его все еще велика. Деловой мотив становится главным мотивом общения. Сейчас мы попробуем вспомнить обязательные условия и правила в общении с ребенком, которые позволят более эффективно доносить информацию. Для этого нам необходимо разделиться на пары, встав напротив друг друга лицом к лицу. Один из пары встает на колени, не поднимая головы, пытается понять эмоцию на лице человека напротив. Стоящий партнер без слов и жестов изображает эмоцию. Затем партнеры меняются местами.
27 УПРАЖНЕНИЕ «ОПЯТЬ ОПОЗДАЛ» Цель: развитие выразительных движений, необходимых при общении с ребенком. Выявление значимости для детей эмоционально выраженных жестов. Инструкция: «Представьте, что Вы – воспитатель и проводите открытое занятие для педагогов всего района. Вдруг в самый ответственный момент открывается дверь и в нее входит опоздавший Сережа…» Всем участникам раздаются карточки со списком возможных вариантов ответов (приложение 3) и номер от Это номер высказывания, которое участник должен будет представить с помощью мимики и жестов. Обсуждение: В процессе обсуждения группа отвечает на вопросы: Насколько понятны и выразительны были их жесты? Какие высказывания можно было «изобразить» по-другому? Какие личностные качества развивает данное упражнение?
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.