Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемЕкатерина Емелькина
1 Макиенко Марина Алексеевна
2 Критерии классического университета Гносеологические критерии 1) ориентация содержания образования на авторитет абсолютной и объективной истины, открываемой субъектом в жёсткой дихотомии с объектом; 2) фундаментализм, всеобщность, универсальность и научная рациональность знания, понимание образования как воспроизводства устоявшегося знания и принятых культурных идеалов и образцов; 3) авторитет педагога, монологические формы обучения. Социокультурные критерии: 1) автономия университета; 2) Его элитарность и привилегированное положение в обществе; 3) воспитание высокого духовного мира, содержащего абсолютные ценности, усваиваемые и транслируемые в социальное окружение активным субъектом культуры. Антропологические критерии 1) культ духа как человеческой сущности; 2) понимании образования как возведения человека к его идеальному сущностному образцу, дающему ему завершенную форму.
3 Модель университета Гумбольда 1. Принцип автономии; 2. Исследовательский университет, где научная и учебная сферы непрерывно взаимодействуют 3. Совершенствование личности осуществляется только в процессе научной деятельности 4. Коммуникация «всех со всеми», в результате – формирование научных школ
4 Современный университет Гносеологические критерии: 1) релятивизация истины, обусловливающая понимающий характер образования; 2) коммуникативная рациональность, ориентирующая на фундаментальность научного знания, понимаемую теперь не в плане углубления в предельные основания сущего, но в плане его междисциплинарности. Социокультурные критерии: 1) потеря собственной автономии, вхождение в открытое образовательное пространство 2) включённость в процессы интеграции с наукой и производством («технологический трансфер»); 3) прагматизация и формирование элементов коммерциализации; 4) включённость в мировой процесс глобализации и коммуникации.
5 Антропологические критерии современного университета: 1) утрата личностной сущностной идентификации, появление «многоликого Я» как ответ на постоянство изменений социальных и культурных миров, к которым личность вынуждена также постоянно адаптироваться; 2) понимание образования в его ориентациях на личностное самоопределение и непрерывность образовательного процесса, отрицание жёсткой заданности идеалов и норм развития, индивидуализация и личностная коммуникация.
6 Философский подход к проблемам инженерного образования Онтологическая составляющая Смысл инженерной деятельности (конечная цель) Праксиологическая составляющая Источник конкретных инженерных проблем Гносеологическая составляющая Что и как изучать Аксиологическая составляющая Как изменится человек и общество
7 Модели высшего образования в России Царская модель Советская трансформационная модель Советская индустриальная модель Модель физтеха Советская репродуктивная модель образования Российская трансформационная модель
8 Советская трансформационная модель Цель – восстановление разрушенной экономики после революции и гражданской войны (сокращение времени обучения для ускорения процесса подготовки специалистов; пересмотр учебных программ, переход к более узкой специализации, которая представлялась более рентабельной для задачи ускоренного выпуска; производственные практики) Государственный заказ на специалистов
9 Высшее образование = массовое образование (Декрет от 2 августа 1918 года «о правилах приема в ВУЗы» содержал следующие пункты: принимать лиц, независимо от гражданства и пола, достигших возраста 16 лет, без предъявления аттестата или диплома об окончании школы, этим декретом отменялась и плата за обучение. Постановление от 10 сентября 1918 года «об отмене государственных экзаменов и об изменении порядка производства всякого рода испытаний студентов в высших учебных заведениях» хотя и не отменило экзамены как таковые, но были упразднены испытательные комиссии, наделенные различными функциями. Студентам давалось право сдавать экзамен по договоренности с профессором в любое время, независимо от года поступления и времени, проведенному в ВУЗе. Во многих ВУЗах – отмена лекций.) Результат образования – не только профессионал, но и человек с определенным мировоззрением (идеологическая составляющая)
10 В.И.Коминов – выпускник химико-технологического института 1934 г. Томского технологического института пишет: «Никогда не забуду первую лекцию в аудитории 1 главного корпуса по высшей математике профессора-коммуниста В.И. Шумилова (не удивляйтесь, в те времена профессор-коммунист был редкостью…Наша учеба в институте проходила в период жесткой классовой борьбы в стране, когда среди педагогов еще были люди, полностью не перешедшие на советскую платформу, находящиеся под влиянием старых традиций, дореволюционной высшей школы, они критически смотрели на ребят, выходцев из рабочей и крестьянской среды, и не очень-то верили, что эти парни смогут овладеть вершинами науки и техники)». (История Томского политехнического института в документах Том II гг. Сборник документов и материалов. – Изд-во Томского университета, Томск, 1987
11 Советская индустриальная модель Основная идея – кадры решают все Высшее образование – образование доступное лучшим (Постановление Совета народных комиссаров от 23 июня 1936 года «О работе высших учебных заведений и руководстве высшей школы» оценивало работу высшей школы как неудовлетворительную, а подготовка кадров в ВУЗе проводилась на уровне средних школ или техникумов, необходимость вступительных экзаменов) Функции университета: профессиональное образование, развитие науки, воспитание (необходимость ППС периодически проходить повышение научной и педагогической квалификации, директора вузов должны следить за физическим состоянием, состоянием здоровья, дисциплиной, состоянием общежитий)
12 Модель физтеха (МФТИ) Цель: быстро и качественно создавать и реализовывать новые масштабные проекты
13 письмо И.В. Сталину от 1 февраля 1946 года от П.Л. Капицы формулирует принципы «системы Физтеха»: тщательный отбор абитуриентов склонных к творческому мышлению; участие в обучении ведущих научных работников и создание ими творческой обстановки; индивидуальный подход к отдельным студентам с целью развития их творческих способностей; ведение воспитания с первых же шагов в атмосфере технических исследований и конструктивного творчества с использованием для этого лучших лабораторий страны; обучение в рамках вуза в течение четырех лет и в течение двух последующих лет обучения – практика в ведущих научных институтах и конструкторских бюро. (Карлов Н.В. Шершавым языком приказа. Физтех. Архивные документы , - М., – 136 с. (стр. 7))
14 Советская репродуктивная модель Цель: подготовить кадры для предприятий и людей для создания коммунизма Преподаватель – транслятор знаний, воспитатель, общественный деятель, иногда – ученый Студент – «поглощает знания», активно участвует в общественных работах и общественной жизни Знания воспроизводятся, т.к. предприятия модернизируются в соответствии с гос. Планом Наука вынесена в НИИ, Лаборатории
15 Современность Образование – услуга; Массовое высшее образование; Несоответствие требований промышленности, рынка труда и реалий образования (промышленность не в состоянии ответить на вопрос: «какими знаниями, умениями и качествами должен обладать специалист?»; на рынке труда – потребность в рабочих профессиях; в образовании: «как подготовить специалиста в соответствии с требованиям, которые нам неизвестны»)
16 Факторы, которые в перспективе необходимо учитывать в высшем образовании «Форсайт российского образования 2030» (2013 г.) Различные типы университетов (Университет для миллиардов, традиционный университет, университет для одного)
19 Возникновение инженерного образования Инженерная школа (1700 г.) Математико- навигатская школы (1701 г.) Полковые школы Духовные семинарии 19
20 Институт корпуса инженеров путей сообщения 2 декабря 1809 г. Августин Августинович Бетанкур объединил в программе обучения в единое целое гуманитарные, естественнонаучные и технические знания; разработал проект, в соответствии с которым были учреждены училища для подготовки среднего технического персонала. 20
21 "Записки Императорского русского технического общества" (с 1867 г.); "Техническое образование" (с 1868 г.); "Технический сборник и вестник промышленности ̎ ; "Техник"; "Вестник инженеров" (с 1915 г.); 21 Технические издания в России
22 Разделы: Минералогия Химия Горное дело Заводское дело Монетное дело Соляное дело Всеобщая горная и соляная библиография Горные и соляные законоположения Биографические известия и неврология Смесь 22 «Горный журнал» 1825 г.
23 Я. Берцелиус Ф. Велер Р. Бунзен М. Бертло А.М. Бутлеров Г.В. Струве 1867 г. – Первый съезд русских естествоиспытателей и врачей 2 научных сообщества: Санкт –Петербургское общество естествоиспытателей Русское химическое общество 1869 г. - «Журнал Русского химического общества» 23 Авторы «Горного журнала» по разделу «Химия»
24 Профессор Императорского Московского технического училища Христофор Семенович Леденцов рублей с целью содействия «изобретениям, которые при наименьшей затрате капитала могли бы принести возможно большую пользу для населения». 24 Общество содействия успехам опытных наук
25 Энгельмейер Петр Климентьевич ( гг.) Автомобиль. Мотоциклет. Моторная лодка.-М.,1912 Катехизис шофера.- М.,1916. Изобретения и привилегии.-М.,1897. Моторная лодка.-М.,
26 Работы по философии техники Технический итог XIX в.. – М., 1898 Критика научных и художественных учений графа Л.Н.Толстого.- М.,1898 Теория творчества. – М.,1910 Философия техники. М.,
27 Сама жизнь, сама история неудержимо выдвигает инженера - этого поистине творца и руководителя хозяйства - из тесноты мастерских на широкою арену общественной деятельности и ставит его все ближе и ближе к кормилу государства, и если пойти по стопам мудрого Платона и позволить себе мечту относительно идеального государства, то легко можно дойти до вывода, что... в современном государстве первенствующая роль неудержимо переходит к инженеру... Энгельмейер П.К. 27
28 Я бы сказал так: надо будущему инженеру сообщать: 1) Фактические познания по технологии, экономике, законоведению, политике, психологии и этике; 2) кроме этого материала для мышления, надо дать ему возможность правильно пользоваться этим материалом, другими словами, выработать в нем мышление правильное, логическое, философское Энгельмейер П.К. 28
29 "Милостивый Государь Петр Климентич!... Я просмотрел присланные Вами листы Вашей книги. Цель ее очень хорошая. Меня каждый год посещают несколько человек таких изобретателей, и всегда бывает очень жалко ненормального душевного состояния, в котором они большей частью находятся, вследствие неестественного напряжения дурно направленных умственных способностей. Ваша книга может принести пользу тем из них, которые еще не потеряли способности критически относиться к своим проектам, и потому желаю ей успеха. С совершенным уважением, Ваш покорный слуга Лев Толстой". 29 Предисловие к работе «Изобретения и привелегии»
30 technikus (лат.) чаще всего обозначало учителя искусств и наравне с этим практического дельца. Латинское слово ingenium (искуссно выполненный). Деятельность инженера – творческая Деятельность техника - исполнение 30 «Технический итог XX века»
31 Теория трехакта: желания, знания, умения. первый акт - изобретение предполагается, второй акт - доказывается, Третий акт - осуществляется. 31 «Теория творчества» - эвриология – наука о творчестве
32 Техника – искусство, направленное на пользу Художество - искусство, направленное на красоту 32
33 "Счастье ли быть изобретателем?" При сочетании следующих условий: 1) творческий гений, 2) необходимые познания, 3) мастерство в обращении с материей, 4) коммерческая жилка и знание людей 5) удача 33 «Творческая личность и среда в области технических изобретений »
34 34 Теории развития общества теория массового общества (Ортега –и-Гассет), теория тоталитарного общества (Юнгер, Аренд, Манкгейм), теория индустриального общества (Адорно, Маркузе), теория постиндустриального и информационного общества (Белл, Тоффлер) теория имперского глобализма (Хардт, Негри) теория географического детерминизма (Вернандский) Теория риска и общества знаний (Бек, Друкер, Бехманн)
35 35 Футурология Элвин Тоффлер «Шок будущего»1970 г., «Третья волна» 1980 г. Маршалл Маклюэн «Война и мир в глобальной деревне», «Наш бизнес - культура» гг. Фрэнсис Фукуяма «Конец истории и последний человек» 1992 г., «Наше постчеловеческое будущее»
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.