Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемТимофей Ивашкин
1 УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО КАЗАХСКОГО НАРОДА
2 ВИДЫ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА 1. Сказка 2. Легенда 3. Эпос 4.Лиро-эпические жиры 5. Загадки 6.Пословицы- поговорки 7.Афоризмы
3 Сказка-повествование о вымышленных событиях с участием фантастических персонажей - Как вы думаете, в чем состоит роль сказки? -Какие народные казахского народа вам известны? -Какие сказки вы знаете?
4 Легенды - они звучат чаще в форме стиха или рассказа. Рассказывается о героических подвигах героев. Героем может быть батыр, воин, хан Легенда о ласточке Давно это было, очень давно - киргизов тогда не было еще в степи. Жил в то время на земле громадный змей, и все живущее как на ней, так и в воде и в воздухе подчинялось ему. Раз этот змей призывает к себе комара и приказывает ему: Комар, облети всю землю, я даю тебе власть кусать все живущее на ней, чтобы ты мог узнать, у какой земной твари самое вкусное мясо. Когда узнаешь, прилетишь ко мне и скажешь. Комар поднялся и полетел. Долго летал он по земле, перекусал всех птиц, зверей и человека. Радостный и веселый, полетел он тогда с докладом к своему повелителю-змею. Встречается ему на пути ласточка и спрашивает его: Куда, комар, летишь ты такой счастливый и довольный? Лечу к змею. Зачем? Он, мой повелитель, послал меня узнать, у кого из тварей земных самое вкусное мясо. И ты узнал? Узнал. Чье же мясо тебе больше всего понравилось? спрашивает ласточка. У человека самое вкусное мясо, отвечает комар. Не успел он этого вымолвить, злосчастный, как ласточка, всегдашний и неизменный друг человека, оторвала у него часть его жала, чем в лишила его возможности говорить. Прилетает комар к змею, вьется около него, пищит, а сказать ничего не может: жала-то кусочка ему недостает. Тут же вьется и ласточка и весело щебечет: Змей, я понимаю комара! Ты его посылал узнать вкус мяса всего живущего на земле. Все виды мяса он испробовал и теперь говорит, что нет вкуснее мяса, как у змея. Страшно было видеть, как бросился тогда змей на ласточку! Но ты сам знаешь, таксыр, какая она быстрая. Ласточка тотчас же бросилась лететь, но змей все-таки успел схватить ее за хвост, из которого и вырвал середину. Вот отчего у ласточки раздвоенный хвост!
5 Эпос- воспевается героизм батыров «Алпамыс батыр», «Кобланды батыр», «Ер Таргын», «Ер Косай»
6 Лиро- эпические жиры – это различные сказания о свободе, гуманности, любви, о жизни народа «Козы Корпеш и Баян Сулу», «Кыз Жибек», «Айман-Шолпан»
7 КОЗЫ КОРПЕШ И БАЯН СУЛУ: ИСТОРИЯ ЛЮБВИ Исторические предания казахов связывают также название гор и населенного пункта с именем красавицы Баян, героини народной эпической поэмы «Козы-Корпеш Баян- Сулу», повествующей о страстной любви и беззаветной верности двух сердец. По легенде отец Баян-Сулу Карабай ежегодно кочевал от Аягуза до Тюмени, делая длительные остановки в горах Каркаралы, Баянаула, Домбралы, Моншакты и т. д. Баян особенно понравились горы Казалык, где было много черных цапель с красивым оперением. Из перьев этих птиц она сшила себе красивый головной убор, украшенный султаном, почему и горы были названы Каркаралы (горы Черной цапли). В Кокчетавских горах Баян нашла чудесное дерево, извлекающее приятный для слуха напевный звук. Из этого дерева для Баян-Сулу сделали музыкальный инструмент домбру, отчего гора была названа Домбралы. На соседних горах было много драгоценных камней, из которых она изготовила роскошный бисер (моншак), отчего эти горы были названы Моншакты (Бисерные). И сама Баян была девушкой чудесной красоты. Приставка «сулу» красавица стала неотъемлемой частью ее имени, а аул, где отец во время кочевья делал самые продолжительные остановки, стал любимым местом сбора молодежи, и его все называли Баянаул. Видя, какой славой пользуется красота дочери, и какой большой за нее можно получит» калым, Карабай утвердился в решении нарушить обет и клятву, данную при ее рождении другу Сарыбаю выдать девушку замуж за его сына Козы-Корпеша. Поэтому со своими крупными стадами он стал откочевывать все дальше от семьи Сарыбая, в новые, далекие края. Тоскуя по своей Сары-Арке, многие родичи и пастухи отбились от Карабая. Остался верен ему лишь приставший в пути богач Кодар, который и стал добиваться руки Баян-Слу. Карабай медлил, торговался. Но когда они сбились с дороги в пустыне, растерявшийся Карабай заявил Кодару: Веди же караван через пустыню, а выведешь бери себе Баян. Когда они успешно вышли к реке Аягуз, где и облюбовали себе место, новый жених стал торопить со свадьбой. Однако Баян-Слу не любила злого, коварного и жадного Кодара и откладывала день свадьбы....Шли дни и годы. Возмужавший Козы- Корпеш решил, во что бы то ни стало найти свою невесту, наконец, у Аягуза нашел аул Карабая. Джигит нанялся пастухом, познакомился и сдружился с красавицей Баян. Та нашла в Козы-Корпеше свой идеал человека кристально чистой души, справедливого, храброго, опору беззащитных.
8 Горячо полюбил девушку и Козы-Корпеш. «Не остановлюсь ни перед чем,сказал он себе, чтобы быть нам вместе». Козы-Корпешу удается победить своего противника. Но, потерпев поражение в открытой схватке, Кодар ведет тайную борьбу. На его стороне отец девушки. Баян-Слу говорит своему возлюбленному:...Враги тебя убьют! Бесценный мой, не жди пощады тут. Скорее увези меня отсюда, В родных местах найдем себе приют. Через несколько дней стрелой из лука Кодар предательски убил сонного Козы-Корпеша. Увидев дочь в безутешной печали, отец просит: Голубушка, хватит слезы проливать. Тебе найдется пара. Не хочешь за Кодара? Так и быть. Но она ему ответила: Люблю я одного Козы-Корпеша. Баян похоронила Козы-Корпеша в степи возле Кзыл-Кия. Приказала Кодару выкопать колодец и своими руками достать оттуда воды, которой она смоет печаль. Она предложила ему спускаться, держась за ленту, вплетенную в ее длинную косу, а как только Кодар спустился обрезала косу. Девяносто джигитов, поклонников Баян-Слу, забросали колодец камнями. Через год она, согласно обычаям предков, справила поминки по убитому жениху и приказала воздвигнуть над могилой мавзолей. Вбежала туда и, выхватив из-за пояса кинжал, вонзила его себе в сердце. С быстротой молнии разнес степной «узун-кулак» весть о трагической гибели красавицы Баян по всей казахской степи. В глубокой печали были все знавшие ее, слышавшие о ней. Они вспоминали каждый ее шаг, каждое слово. Когда-то, купаясь в озере, Баян уронила в него мыло. Не потому ли вода в нем такая мягкая? говорили потом люди. Так и привыкли озеро называть Мыльным Сабындыколь. Вспомнили подруги погибшей, как в детстве, сидя на склоне одной из гор, они расчесывали гребнем косы Баян-Слу, и гору стали называть Тарак (Гребень). Самую высокую и красивую в этих местах вершину, в память о Баян, окрестили Акбет Белолицей. Баян хорошо пела, любила ездить верхом. Однажды, остановившись на отдых у речки, она забыла там путы (лидер) речку стали называть Шидерты. А речку на северо-востоке, у которой не раз раздавалось вдохновенное пение девушки, назвали Оленты (Песенная). Горы же на десятки верст вокруг аула еще в те незапамятные времена во всех кочевьях называли не иначе, как Баянтау (горы Баян, Баянские горы). Так зовут их и теперь.
9 Пословицы- поговорки- жанр фольклора, краткое изречение. Дается наставление, совет. Имя джигита его трудом прославляется. Голове от языка одна беда. Здоровье – клад бесценный. Земля родная – колыбель золотая. Железо испытывается в огне, а человек в беде. Если сойдутся двое глупцов, дай бог им остаться живыми. Если народ уважаешь- к себе уважение проявляешь. Языку каждый день праздник. Дашь - получишь, посеешь - пожнешь. Улыбка людей и солнца теплей. Знает не тот, кто много прожил, а тот, кто много постиг.
10 Загадки- это вопрос для ума «Черная корова стоит, а красная корова ее лижет» Огонь и казан Голубая простыня весь свет одевает. Небо Встанет, до небу достанет. Радуга Сколько бы ни ел, никогда сыт не будет. Огонь Без рук, без ног, а в гору лезет. Тесто Одно бросил целую горсть взял. Зерно Никого она не обижает, а все ее толкают? Дверь Белый баран ушел, а черный остался. Снег и земля весной Всегда во рту, а не проглотишь. Язык Утром встал- на две дороги попал. Брюки У одной мыши два хвоста. Ножницы
11 Закончите мысль - Добро совершить никогда (не поздно). - Человек без друзей- что дерево (без листьев). - Скромность украшает (человека).
12 Выводы Казахский народ в сказаниях, сказках, легендах и в других жанрах устного народного творчества учит и воспитывает у людей только добрые, лучшие, положительные качества.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.