Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемЕвгения Шубина
1 Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» Кафедра «Инвестиции и инновации» Москва
2 2 Разработка Бизнес - плана инвестиционного проекта Понятие бизнес - плана Классификация видов бизнес - планов Структура бизнес - плана
3 Основные вопросы темы 3 Необходимость и особенности разработки инвестиционного бизнес - плана российскими предприятиями в рыночных условиях. Последовательность и этапы разработки инвестиционного бизнес - плана. Характеристика разделов инвестиционного бизнес - плана. Описание проекта. Производственный план и его характеристика. План маркетинга и сбыта продукции. Организационный план реализации проекта, состав и структура. Финансовый план реализации проекта, его сущность и значение. Оценка эффективности проекта. Финансирование проекта. Выбор источников финансирования проекта. Коэффициенты финансовой оценки проектов. Резюме плана. Наиболее актуальные приложения к инвестиционному бизнес - плану.
4 4 Роль и назначение бизнес - плана Бизнес - план – это форма представления проекта в виде компактного документа, содержащего основные сведения об условиях инвестирования, целях и масштабах проекта, объеме и номенклатуре намечаемой к производству продукции, необходимых ресурсах, конкретную программу действий по его осуществлению, возможные экономические и финансовые результаты. Это детальное изложение целей, условий, путей и эффективности осуществления проекта.
5 Роль и назначение бизнес - плана инвестиционного проекта 5 Основное назначение и задача бизнес - плана : дать целостную оценку условиям, перспективам, экономическим и социальным результатам реализации проекта.
6 6 Роль и назначение бизнес - плана Бизнес - план является документом, позволяющим управлять бизнесом, поэтому его можно рассматривать как неотъемлемый элемент стратегического планирования и как руководство для исполнения и контроля Важно рассматривать бизнес - план как сам процесс планирования и инструмент внутрифирменного управления
7 7 Роль и назначение бизнес - плана Бизнес - план в большинстве случаев используется как средство для получения необходимых инвестиций, таким образом он служит мощным инструментом финансирования бизнеса Бизнес - план служит для обоснования предполагаемого бизнеса и оценки результатов за определенный период времени
8 8 Роль и назначение бизнес - плана Бизнес - план может быть хорошей рекламой для предполагаемого бизнеса, создавая деловую репутацию и являясь своеобразной визитной карточкой организации, поэтому он должен быть компактным, красиво оформленным, информационно наполненным Бизнес - план является своего рода документом, страхующим успех предлагаемого бизнеса. Он демонстрирует готовность идти на риск.
9 Роль и назначение бизнес - плана 9 Бизнес - планирование творческий процесс, требующий профессионализма и искусства
10 10 Роль и назначение бизнес - плана В качестве внешнего документа он выступает при установлении или расширении контактов с контрагентами и потенциальными финансовыми партнерами: инвесторами; поставщиками сырья, материалов, оборудования; посредниками в реализации продукции предприятия; предприятиями и организациями, с которыми предполагается осуществлять кооперирование в научно- технической, производственной, инвестиционной и иных видах деятельности; возможными спонсорами предприятия и его проектов и др.
11 БИЗНЕС - ПЛАН КАК ИНСТРУМЕНТ ОБЩЕНИЯ БИЗНЕС - ПЛАН БИЗНЕС - ПЛАН - это инструмент для грамотного и эффективного управления проектом. БИЗНЕС - ПЛАН БИЗНЕС - ПЛАН - это документ, обосновывающий основные экономические преимущества инвестирования в проект. ИНВЕСТОР МЕНЕДЖЕР ГОСУДАРСТВО БИЗНЕС - ПЛАН БИЗНЕС - ПЛАН - это основа составления заявки для получения государственного финансирования. ИЗОБРЕТАТЕЛЬ БИЗНЕС - ПЛАН БИЗНЕС - ПЛАН - это способ контролировать процесс воплощения идеи 11
12 12 Что должен показать бизнес - план инвестору Идея предпринимателя Деньги инвестора Деньги предпринимателя Деньги инвестора Продукт Рынок
13 13 Классификация бизнес - планов По целевой аудитории : внутренний внешний
14 14 Классификация бизнес - планов По объектам бизнеса : по бизнес-линиям (продукция, работы, услуги) по предприятию действующему новому финансовое оздоровление развитие производственного подразделения всего предприятия
15 15 Классификация бизнес - планов По назначению : БП коммерческой идеи или инвестиционного проекта БП компании или структурного подразделения БП как заявка на грант БП как заявка на кредит БП финансового оздоровления БП развития региона для бюджета
16 16 Подходы к разработке бизнес - плана Существует два основных подхода к разработке бизнес-плана. Первый заключается в том, что инициаторы проекта сами разрабатывают бизнес-план. При втором подходе инициаторы бизнес-план сами не разрабатывают, а являются заказчиками. Разработчиками являются фирмы, авторские коллективы, эксперты и консультанты.
17 17 Порядок работы над бизнес - планом Работа над бизнес - планом проводится в несколько этапов : Определение целей разработки бизнес - плана Определение целевой аудитории бизнес - плана Определение структуры бизнес - плана Сбор и систематизация информации для подготовки всех разделов бизнес - плана Оформление бизнес - плана
18 18 Порядок работы над бизнес - планом При разработке бизнес - плана необходимо учесть интересы всех заинтересованных сторон : заказчика и разработчика бизнес - плана потенциальных инвесторов, кредиторов и партнеров органов власти персонала и клиентов
19 19 Состав, структура и объем бизнес - плана К факторам, определяющим объем, состав и структуру бизнес - плана, степень его детализации, можно отнести : специфику вида деятельности ; размеры предприятия ; цель составления бизнес - плана ; общую стратегию предприятия ; размер предполагаемого рынка и наличие конкурентов требования потенциального инвестора и др.
20 20 Состав, структура и объем бизнес - плана На один проект на предприятии может быть разработано несколько бизнес-планов. Например: один внутренний рабочий бизнес-план для самого предприятия, второй – внешний для потенциальных коммерческих инвесторов, третий внешний для получения поддержки администрации города и т.д. Причем каждый из них будет разным по структуре, объему, полноте раскрытия тех или иных вопросов, несмотря на то, что все они будут раскрывать суть одного и того же проекта.
21 21 Состав, структура и объем бизнес - плана Не существует жестко регламентированной формы и структуры бизнес-плана. Отсутствие единого стандарта разработки бизнес- планов объясняется и различными видами бизнеса, и различными целями, с которыми создаются бизнес-планы. Тем не менее можно выделить разделы, которые обычно присущи бизнес-плану.
22 22 Типовые разделы бизнес - плана Титульный лист Резюме Общие сведения Описание ( сущность ) проекта Анализ отрасли и рынка План маркетинга Производственный план Организационный план ( план управления ) Анализ рисков Финансовый план Приложения к бизнес - плану
23 23 Последовательность разработки бизнес - плана инвестиционного проекта 1. Сбор и анализ информации о продукции, услуге 2. Сбор и анализ информации о рынке сбыта 3. Анализ состояния конкуренции на рынке сбыта 4. Анализ состояния и перспективности отрасли 5. Анализ состояния и возможностей предприятия
24 24 Последовательность разработки бизнес - плана 6. Разработка стратеги маркетинга, товарной, ценовой, сбытовой и коммуникативной политики 7. Определение потребности и путей обеспечения площадями, оборудованием, кадрами и другими ресурсами 8. Расчет потребного капитала, определение затрат, анализ и планирование основных финансовых показателей 9. Определение источников финансирования, направленности и масштабности проекта, расчет эффективности
25 25 Последовательность разработки бизнес - плана 10. Разработка организационной структуры, правового обеспечения и графика реализации проекта 11. Решение вопросов рисков и гарантий 12. Составление краткого содержания проекта 13. Оформление титульного листа 14. Оформление бизнес-плана
26 26 Содержание разделов бизнес - плана Титульный лист Титульный лист бизнес-плана должен быть лаконичным и привлекательным, не содержать излишних подробностей. На нем указываются: название и адрес фирмы; ее местоположение; суть предлагаемого проекта (сфера деятельности-продукты/услуги –клиенты – специфика/новизна); стоимость проекта. Период планирования Дата составления На титульном листе обычно помещается меморандум о конфиденциальности.
27 27 Содержание разделов бизнес - плана Содержание После титульного листа может быть приведено содержание бизнес-плана, в котором дается перечень того, что будет включено в бизнес-план, позволяющий быстро найти необходимую информацию. Содержание должно быть четко оцифровано.
28 28 Содержание разделов бизнес - плана Резюме Резюме (концепция бизнеса) это сжатый, быстро читаемый обзор информации о намечаемом бизнесе и целях, которые ставит перед собой предприятие либо предприниматель. Его задача - привлечь внимание и захватить воображение тех, кто знакомится с содержанием проекта, вызвать у них желание познакомиться с проектом более детально.
29 29 Содержание разделов бизнес - плана Резюме Сведения, включаемые в резюме, должны передавать все особенности проекта, включая: Вид, масштаб, цели проекта; Краткое содержание, суть проекта; Возможности и сроки реализации; Стоимость и источники финансирования; Ожидаемый спрос – основные показатели; Специфику продукции и услуг; Рынки сбыта и конкуренцию; Организацию и управление проектом; Финансовую информацию о проекте; Потенциальные выгоды для возможных участников проекта; Эффективность и риск проекта; Убежденность в успехе (аргументы).
30 30 Содержание разделов бизнес - плана общие сведения В этом разделе следует дать общее описание фирмы. Ключевые элементы раздела: основные сведения о компании; название, форма собственности; реквизиты; профиль деятельности/специализация; положение на рынке; состояние дел в отрасли; учредители и руководители; патенты, лицензии, правовая защита.
31 31 Сущность инвестиционного проекта В этом разделе представляется описание проекта, этапов его реализации, задач и результатов каждого этапа, производится их комплексная оценка. описание продукции или услуг, ее назначение, характеристика потребительских свойств, отличие продукции от имеющихся аналогов, т.е. с точки зрения тех потребительских качеств, которые она удовлетворяет (цепочка «желание - удовлетворение»). Основной вопрос: в чем уникальность именно вашего продукта/услуги, почему именно у Вас будут его приобретать.
32 32 Содержание разделов бизнес - плана Сущность инвестиционного проекта С этой целью приводятся следующие сведения: продукты и услуги – назначение, свойства, аналоги и отличия – новизна (ПАТЕНТЫ), преимущества для клиентов при покупке; место расположения предприятия; необходимое оборудование и площади; необходимые работники (профессии); сравнение с другими аналогичными товарами; сырье и материалы/ закупки; план реализации проекта (этапы, сроки, задачи, возможности и угрозы).
33 33 Содержание разделов бизнес - плана Анализ отрасли и рынка Данный раздел один из важнейших этапов подготовки бизнес-плана, который должен ответить на вопросы: кто, почему и в каких количествах покупает или будет покупать продукцию предприятия. При изложении материала следует особенно проявлять реализм, не преувеличивая своих возможностей и не преуменьшая возможностей конкурентов, с тем, чтобы не подорвать доверие к предприятию и его руководству.
34 34 Содержание разделов бизнес - плана Анализ отрасли и рынка В бизнес-плане должны найти отражение следующие вопросы: характеристика отрасли; тенденции и перспективы развития отрасли; роль предприятия внутри отрасли; определение типа рынка, на котором предприятие предполагает работать; определение рыночной структуры (проведение сегментирования рынка); оценка конъюнктуры рынка (оценка численности покупателей на каждом выделенном сегменте, определение емкости рынка и степени удовлетворения спроса);
35 35 Содержание разделов бизнес - плана Анализ отрасли и рынка отбор целевых сегментов; позиционирование на рынке (действия по выведению товара на рынок и обеспечению ему конкурентоспособного положения в сегменте); прогноз объемов продаж (в натуральном и денежном выражении); анализ сильных и слабых сторон предприятия и основных конкурентов; оценка конкурентоспособности продукции и услуг; конкурентное преимущество предприятия.
36 36 Содержание разделов бизнес - плана План маркетинга В данном разделе целесообразно изложить основные моменты планируемой маркетинговой деятельности фирмы, исходя из целей бизнес-плана инвестиционного проекта. Структура раздела может быть следующей: стратегия маркетинга; товарная политика; ценовая политика; сбытовая политика; коммуникативная политика; бюджет маркетинга.
37 Содержание разделов бизнес - плана План маркетинга 37 характеристика потенциальных потребителей продукции и конкурентов, анализ динамики и прогнозирование потребительского спроса ; географические границы рынка реализации продукции предприятия и конкурентами ( региональный, российский, внешний рынок ); заданный технический уровень продукции предприятия в сравнении с конкурентами, уровень конкурентоспособности ; Общий объем реализации аналогичной продукции конкурентами ( анализ динамики за предыдущие годы );
38 Содержание разделов бизнес - плана План маркетинга 38 оценка и прогнозирование текущей емкости рынка ( уровня спроса ), анализ не удовлетворяемого аналогами спроса, прогноз объемов продаж продукции ; анализ цен на товары – аналоги, обоснование собственных цен на продукцию ; Характеристика каналов сбыта продукции ; Анализ существующих рекламных кампаний у конкурентов, необходимость рекламы, ее вид, направления и масштабы рекламных акций ; Наличие предварительных соглашений с потребителями продукции.
39 39 Содержание разделов бизнес - плана Производственный план Этот раздел готовится фирмой, которая собирается заниматься производством. Раздел должен показать, что предприятие в состоянии производить необходимое количество продукции в нужные сроки и с требуемым качеством. А также возможности дальнейшего расширения, модернизации, гибкость и мобильность производства и производственного процесса.
40 40 Содержание разделов бизнес - плана Производственный план Структура раздела может иметь следующий вид: расположение предприятия; описание производственного процесса (технология, необходимое оборудование, производственные помещения); расчет потребности и планирование создания основных фондов; обоснование режима работы оборудования; расчет производственной мощности предприятия; обоснование производственной программы по выпуску продукции;
41 Содержание разделов бизнес - плана Производственный план 41 система управления производственными запасами ; расчет потребности в материалах, топливно - энергетических ресурсах ; расчет себестоимости продукции ( сметы затрат и калькуляции по изделиям ); система материально - технического обеспечения ; контроль качества и охрана окружающей среды.
42 Содержание разделов бизнес - плана Производственный план 42 При разработке производственного плана - плана текущей деятельности – стратегия развития, определенная на этапе маркетинговых исследований, преобразуется в планы деятельности для каждого подразделения – установленные стратегические параметры конкретизируются при помощи системы взаимосвязанных технико - экономических показателей, устанавливаются производственные задания, сроки и оцениваются затраты. Другими словами, в этом разделе бизнес - плана намечается тактика достижения стратегических целей.
43 Содержание разделов бизнес - плана Производственный план 43 Основной вопрос : « Что должен сделать каждый для достижения стратегической цели увеличения стоимости бизнеса ?» Принятие решений осуществляется с учетом принципа рационального использования производственных ресурсов. При составлении плана текущей деятельности прогнозируемый спрос на продукты увязывается с производственными возможностями – определяются максимальные объемы выпуска продукции и стоимость услуг ( производственная мощность ).
44 Содержание разделов бизнес - плана Производственный план 44 Контрольные вопросы : Какой должен быть общий подход к производству ? Какие источники сырья будут использованы ? Надежны ли поставщики ? Периодичность и сроки поставок, условия расчетов. Какие используются технологические процессы ? Как налажена организация производственных потоков ? Степень использования оборудования и площадей. Какой необходим уровень квалификации работников ? Потребители, условия продаж, сервис.
45 Содержание разделов бизнес - плана Производственный план 45 Входными параметрами планирования служат данные исследования рынка : объем производства и цена по всей номенклатуре продукции. Выходные параметры производственного плана используются для составления сметы текущих затрат, плана инвестиций и расчета оборотного капитала. К ним относятся : стоимость необходимого оборудования и площадей ; численность обслуживающих рабочих ; стоимость материалов, топлива, энергии, комплектующих ; нормы запасов и задолженностей.
46 46 Содержание разделов бизнес - плана Организационный план ( план реализации проекта ) Данный раздел бизнес-плана определяет механизм реализации инвестиционного проекта. Структура раздела может иметь следующий вид: обоснование организационной формы реализации инвестиционного проекта (на базе действующего предприятия, в рамках вновь создаваемого предприятия, выбор организационно-правовой формы нового предприятия, состав учредителей, доли участия, принципы распределения прибыли);
47 Содержание разделов бизнес - плана Организационный план 47 эмиссионная и дивидендная политика : порядок выпуска ценных бумаг ; обоснование форм и условий участия инвесторов - собственников в реализации инвестиционного проекта – права и обязанности, льготы, доля и порядок участия в распределении прибыли, ответственность за убытки, компенсации, дополнительные права и льготы инвесторов и др.; структура управления предприятием ( централизованная или децентрализованная ), руководящий состав предприятия, должностные инструкции, условия оплаты и стимулирования работников.
48 Содержание разделов бизнес - плана Организационный план 48 План организации и управления : общие принципы управления ; обоснование организационной формы ; эмиссионная и дивидендная политика ; формы и условия участия собственников ( имена, адреса, опыт ) ; принципы и структура управления ; совет директоров ( имена, адреса, опыт ); распределение обязанностей ; Контроль. Координирование. Стимулирование. « Как обеспечить гибкость деятельности ?»
49 Содержание разделов бизнес - плана Организационный план 49 План организации и управления ( общие принципы управления, контрольные вопросы ): Используются в управлении принцип единоначалия или коллегиальности ? Участвуют ли работники в управлении ? Распределены ли обязанности и ответственность исполнителей ? Кто за какой результативный показатель отвечает ? Как будет обеспечена гибкость управления, возможности координирования деятельности ? Предусмотрен ли оперативный контроль выполнения бизнес - плана ?
50 Содержание разделов бизнес - плана Организационный план 50 План организации и управления. Выбор организационной формы Юридические аспекты. Налоговые льготы. Стоимость организации бизнеса. Собственники – партнеры – пайщики. Условия уставного соглашения. Ответственность и права – участие в управлении. Контроль результатов. Кто обладает правом подписи документов ? « Что проще и выгоднее ?»
51 51 Содержание разделов бизнес - плана Анализ рисков Задача раздела - выявление основных рисков в реализации проекта, анализ их источников и причин возникновения, оценка возможного ущерба и принятие мер по снижению рисков. Данный раздел содержит следующие составные части: анализ рисков, оценка риска проекта; потери от риска, тип области риска проекта; организационные меры по профилактике и нейтрализации рисков; программа страхования рисков.
52 Содержание разделов бизнес - плана Финансовый план 52 В этом разделе бизнес - плана обобщают все предшествующие материалы разделов бизнес - плана и представляют их в виде финансовых формулировок и стоимостных показателей, а также содержит структуру источников инвестиций и показатели эффективности предполагаемого проекта. В
53 53 Содержание разделов бизнес - плана Финансовый план ( финансовый анализ инвестиций ) Раздел объединяет 4 направления: 1. Обоснование расходов и доходов. 2. Финансирование. 3. Поступления и выплаты. 4. Финансовое прогнозирование.
54 54 Содержание разделов бизнес - плана Финансовый план 1. Обоснование расходов и доходов: обоснование единовременных затрат (стоимость земли, или получения прав на нее, стоимость нематериальных активов; строительно-монтажных работ, оборудования и его монтажа, прирост оборотных средств); обоснование текущих затрат (материальных, трудовых, амортизационных отчислений и др.); расчет потребности в оборотных средствах для реализации проекта; обоснование доходов по проекту (выручка от реализации, внереализационные доходы ); Расчет прибыли от основной деятельности (реализации продукции).
55 55 Содержание разделов бизнес - плана Финансовый план 2. Финансирование: собственные и заемные средства; условия финансирования (процентная ставка, график погашения, выплаты дивидендов).
56 56 Содержание разделов бизнес - плана Финансовый план 3. Поступления и выплаты: Формирование таблиц денежных потоков для обеспечения ликвидности, для оценки экономической эффективности; расчет показателей эффективности проекта (чистого дисконтированного дохода, срока окупаемости, внутренней нормы доходности, рентабельности).
57 Содержание разделов бизнес - плана Финансовый план Финансовое прогнозирование : формирование прогнозного баланса, плана прибыли и убытков, потоков готовой продукции и денежных средств ; Прогнозирование и анализ показателей финансового состояния ( характеристики вертикальной и горизонтальной структуры баланса, коэффициентов ликвидности ).
58 58 Содержание разделов бизнес - плана Приложения к бизнес - плану Приложение обычно содержит материалы, которые не обязательно должны быть приведены в основном тексте. Ссылки на какие-либо документы, используемые в приложении, должны быть сделаны в самом бизнес-плане. В приложениях к бизнес-плану приводится разнообразная документация, подтверждающая достоверность исходных данных и финансовых расчетов, на основе которых разрабатывался бизнес- план инвестиционного проекта.
59 59 Общие требования к бизнес - плану инвестиционного проекта бизнес - план должен быть подготовлен с учетом требований и стандартов организаций и лиц, которым предполагается представить этот документ ; бизнес - план должен быть представлен в привлекательной, а не сверхсложной форме и размножен в достаточном для его рассмотрения количестве экземпляров ; информация, представленная в бизнес - плане должна быть емкой, четкой и в то же время краткой, для чего можно представлять ее в аналитической ( табличной ) или графической форме ;
60 60 Общие требования к бизнес - плану объективная оценка трудностей, стоящих на пути реализации намеченного в бизнес - плане ; бизнес - план должен представлять собой честный анализ, основанный на реалистичных предположениях ; утверждения и прогнозы должны быть определенными, а также обоснованны и подкреплены ссылками на источники информации, заключения лиц, которые будут вести бизнес с данной компанией ;
61 61 Общие требования к бизнес - плану точность финансовых расчетов ; анализ существующих рисков ; план должен быть исчерпывающим и включать обсуждение организационной стратегии достижения преимуществ компании и преодоления потенциальных трудностей в процессе реализации проекта ; в бизнес - план не должна включаться второстепенная и справочная информация. Ее лучше вынести в приложения. Объем приложений не ограничивается.
62 62 Общие требования к бизнес - плану стиль изложения : простота изложения и отсутствие языкового и терминологического барьеров, т. е. доступность в изучении и понимании. Бизнес - план должен быть понятен широкому кругу людей, а не только специалистам, и не изобиловать техническими подробностями. Он также должен быть убедительным, лаконичным, пробуждать интерес у партнеров.
63 63 Общие требования к бизнес - плану инвестиционного проекта Следует обратить внимание на двойственный характер бизнес-плана: С одной стороны – это серьезный аналитический документ, а с другой – средство рекламы.
64 64 Бизнес - план как форма представления проекта Цели разработки Бизнес - плана : уяснить степень реальности достижения обозначенных результатов в проекте ; убедить коллег в реальности достижения определенных количественных или качественных показателей предполагаемого бизнес - проекта ; доказать определенному кругу лиц целесообразность предлагаемого бизнес - проекта ; привлечение внимания и усиления заинтересованности потенциального инвестора.
65 65 Бизнес - план как форма представления проекта Целесообразно иметь два вида бизнес - плана. Первый вид бизнес - плана – официальный. Он представляет собой краткое ( до 50 страниц ) изложение на бумаге прошлого, настоящего и будущего бизнеса и необходим перспективным партнерам, инвесторам и акционерам предприятия, чтобы иметь общую цель. В таком бизнес - плане обычно содержатся три варианта расчетов : оптимистический, пессимистический и реальный ( оптимальный ).
66 66 Бизнес - план как форма представления проекта Второй вид бизнес - плана – повседневный рабочий документ для первого лица компании, команды разработчиков. В нем сосредотачивается рабочий информационный материал. Такой бизнес - план позволяет : понять важность официального бизнес - плана ; составить программу действий задолго до того, как реально начнется новое дело ; детально рассмотреть возможные варианты решения возникающих проблем, чтобы быть в состоянии преодолеть их впоследствии и избежать ошибок в официальном бизнес - плане ; заранее распознать и оценить внутренний и внешний риски ; вести контроль за состоянием дел, учитывая постоянные изменения во внешней и внутренней среде.
67 67 Бизнес - план как форма представления проекта Рабочие материалы могут содержать сведения, которые не вошли в официальный бизнес - план. В них отражаются краткосрочные и долгосрочные цели бизнеса, маркетинговая стратегия, данные о конкурентах, сумма капитала, которую планируется направить в бизнес. Часть документации рабочего бизнес - плана может быть использована в качестве приложений к официальному бизнес - плану.
68 68 Бизнес - план как форма представления проекта Функции Бизнес - плана : Планирование - бизнес - план позволяет оценить возможности развития новых направлений деятельности, контролировать процессы внутри фирмы ; Привлечение внешних средств ; Привлечение потенциальных партнеров ; Вовлечение сотрудников в процесс составления бизнес - плана, что улучшает их информированность, позволяет скоординировать их усилия, создать мотивацию достижения цели.
69 Структура бизнес - плана Структура бизнес - плана инвестиционного проекта не регламентирована законодательством, поэтому каждая фирма разрабатывает собственные подходы и структуру бизнес - плана, которые будут зависеть от характера бизнеса, основных целей составления бизнес - плана и предъявляемых к нему требований. 69
70 Структура бизнес - плана Структура бизнес - плана, или его основные разделы, одинаковы и для обоих вариантов представления бизнес - плана - кратком резюме или развернутом и всестороннем варианте. Разница между ними только в объеме информации - резюме, в отличие от полного варианта содержит только основную информацию и выводы. 70
71 Структура бизнес - плана Структура бизнес - плана зависит от цели его написания, того, для чего он предназначен - для получения кредита, привлечения инвестора, предварительной оценки инвестиционного проекта, или внутрифирменного планирования. 71
72 Типичные ошибки при подготовке бизнес - плана Переоценка доходов проекта (цен и (или) объемов сбыта) Отсутствие затрат на продвижение Максимальная загрузка мощностей Недооценка текущих затрат проекта Недооценка инвестиционных вложений Отсутствие инвестиций в оборотный капитал Недооценка фактора времени при реализации проекта Несоответствие метода расчета (с учетом инфляции или без) денежных потоков и ставки дисконтирования Расчет эффективности проекта на основе общих денежных потоков компании и проекта Ошибки в расчете и интерпретации показателей эффективности проекта для разных участников Игнорирование рисков проекта
73 Переоценка доходов проекта Как это бывает: определяют максимально возможный объем производства (технические характеристики производственного оборудования) и, рассчитав средний диапазон цен на продукцию (услуги, работы), используют верхнюю границу. Причина ошибки: отсутствие обоснованного объема сбыта и качественного анализа ценообразования. Последствия ошибки: переоценка финансовых возможностей, экономической эффективности проекта, недооценка источников финансирования.
74 Отсутствие затрат на продвижение продукции Причина ошибки: слабое маркетинговое обоснование, в частности отсутствие комплексного плана маркетинга. Последствия ошибки: отсутствие затрат на продвижение может привести к невозможности достичь запланированного объема продаж или дополнительным финансовым расходам на рекламу и маркетинг в ходе развития проекта.
75 Максимальная загрузка мощностей Причина ошибки: отсутствие обоснованного объема сбыта. Нужно от чего-то отталкиваться при планировании, и этим чем-то становится производственная мощность оборудования. Последствия ошибки: переоценка объемов сбыта (не все, что можем произвести, сможем продать), как результат, затоваривание склада готовой продукцией; не учитываются технологические простои, плановое техобслуживание и т. д.
76 Недооценка текущих затрат Как это бывает: используют упрощенный перечень расходов, оперируют понятием «себестоимость», текущие затраты определяют экспертно. Причина ошибки: отсутствие технологической карты производства продукции, нехватка опыта планирования подобных предприятий, объективная невозможность предсказать уровень некоторых расходов до начала производства. Последствия ошибки: недооценка расходов приводит к завышению прибыли, а значит, к переоценке финансовой состоятельности, экономической эффективности проекта.
77 Недооценка инвестиционных вложений Как это бывает: приводится укрупненная схема инвестиционных вложений, в которой трудно понять, что учтено, а что забыто. Причины ошибки: концентрируют внимание на основном производственном оборудовании, строительстве основных производств, забывают о вспомогательном оборудовании, складских помещениях, приобретении нематериальных активов, игнорируют расходы будущих периодов. Последствия ошибки: недооценка инвестиционных вложений, а значит, недооценка потребности в финансировании и переоценка экономической эффективности.
78 Отсутствие инвестиций в оборотный капитал Как это бывает: самый распространенный вариант вообще не учитывают потребность в оборотном капитале; менее распространенный вариант учитывают только формирование запасов сырья, материалов, игнорируя расчеты с покупателями и поставщиками (элементы дебиторской и кредиторской задолженности). Последствия ошибки: недооценка потребности в финансировании, проблемы с ликвидностью в проекте.
79 Недооценка фактора времени при реализации проекта Как это бывает: Стремятся реализовать иногда абсолютно искреннее желание «построить за год», «открыть за квартал»! Причины ошибки: объективные и необъективные причины временных задержек стадий осуществления проекта. На предынвестиционной стадии: несвоевременное получение разрешительной документации соответствующих служб (СЭС, пожарники, экологи и пр.), проектно-сметной документации, оформлений. В инвестиционной фазе: увеличение сроков строительства, задержка монтажа и пуска оборудования и пр. Последствия ошибки: переоценка финансовых возможностей (быстрое окончание инвестиционной фазы означает начало эксплуатационной, а значит, получение дохода, что может не соответствовать действительности).
80 Несоответствие метода расчета денежных потоков и ставки дисконтирования Как это бывает: выделяют два возможных метода расчета – в постоянных или текущих ценах. Причина ошибки: непонимание методологии расчетов. Последствия ошибки: искажение показателей эффективности и неправильная интерпретация результатов.
81 Расчет эффективности проекта на основе общих денежных потоков компании и проекта Как это бывает: оценивают проект на действующем производстве. Причина ошибки: строится финансовый план компании с учетом существующих и новых объемов реализации, и показатели эффективности вложений имеют высокие значения за счет участия прибыли всей компании в окупаемости инвестиций. Последствия ошибки: высокие необъективные показатели экономической эффективности, приводящие к неверным решениям и ожиданиям в будущем.
82 Ошибки в расчете и интерпретации показателей эффективности проекта для разных участников Как это бывает: цитата из бизнес-плана: «В проекте предусмотрено собственное и заемное финансирование… NPV = 1520 тыс. руб., IRR = 18%, DPBP = 3,5 лет». Остается загадкой, какие показатели рассчитываются: эффективности самого проекта, участия собственника либо участия банка? Причины ошибки: непонимание методологии инвестиционной оценки. Последствия ошибки: некорректно рассчитанные показатели эффективности, неправильная их интерпретация и, как результат, невозможность принятия обоснованного инвестиционного решения.
83 Игнорирование рисков проекта Как это бывает: этот раздел традиционно последний, на него часто нет времени и сил. Причины ошибки: сложность описания и учета в расчетах. Последствия ошибки: неоправданно высокие риски проекта, отсутствие заложенных мер снижения рисков.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.