Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемМарина Масалова
1 Инклюзивное образование в свете требований ФГОС ДО и коррекционная – развивающая работа в условиях ДОО Подготовила: воспитатель группы компенсирующей направленности Лысенко В.И.
2 Зачем нужен ФГОС дошкольного образования? Это требование нового закона «Об образовании в РФ» дошкольное образование признано уровнем образования, и это значит, что оно теперь должно работать в соответствии со стандартами.
3 Введение нового стандарта обусловлено новым законом "Об образовании в РФ".Об образовании Вступивший в силу 1 сентября закон считает дошкольное образование одним из уровней общего - любая школа будет вправе реализовывать программы дошкольного образования.
4 Федеральный институт развития образования ( а также на портале Министерства образования науки (минобрнауки РФ). академик Российской академии образования, заведующий кафедрой психологии личности МГУ имени Ломоносова Александр Асмолов.
5 Что изменит стандарт? концепция личностно-ориентированного социально-педагогического подхода
6 Стандарт разработан на основе Конвенции ООН о правах ребёнка, Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации.
7 Стандарт отражает согласованные социально-культурные, общественно- государственные ожидания относительно уровня дошкольного образования, которые, в свою очередь, являются ориентирами для учредителей дошкольных Организаций, специалистов системы образования, семей воспитанников и широкой общественности.
8 Стандарт может быть разнообразным? Дошкольное детство должно быть разнообразным. Это норма. В этом и суть всего стандарта. В нем заложены условия и программы развития, которые позволят учесть разнообразие детей, разнообразие родителей, социальную и экономическую неоднородность регионов. В результате его внедрения у всех детей будет возможность реализовать свою индивидуальность. При этом каждый будет идти не строем, не в ногу, а своим собственным шагом. Это не утопия. По-другому просто невозможно. Наши дети невероятно разные. Они все более и более отличаются от нас, и становится все труднее вести диалог между ребенком и родителем, ребенком и педагогом, ребенком и обществом в целом.
9 Стандарт преследует следующие цели: обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования…
10 При разработке Стандарта учтены: особые образовательные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья.
11 Стандарт утверждает основные принципы: поддержки разнообразия детства; сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека; полноценного проживания ребёнком всех этапов дошкольного детства, амплификации (обогащения) детского развития; создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями; содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром.
12 самоценность этапа дошкольного детства в общем развитии человека; возрастные закономерности и индивидуальные особенности развития детей; потребности, особенности и возможности детей с ограниченными возможностями здоровья; возможность профессиональной поддержки индивидуального развития ребенка. Кроме того, стандарт должен нормативно обеспечить государственные гарантии равенства возможностей для каждого ребенка в получении дошкольного образования. Стандарт учитывает:
13 Стандарт решает задачи:
14 охраны и укрепления физического и психического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия); сохранения и поддержки индивидуальности ребёнка, развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой; обеспечения вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различных уровней сложности и направленности с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников;
15 формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей; обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья).
16 Для получения без дискриминации качественного образования детьми с ОВЗ создаются необходимые условия для диагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов и наиболее подходящих для этих воспитанников языков, методов, способов общения и условий, в максимальной степени способствующих получению дошкольного образования, а также социальному развитию этих детей, в том числе посредством организации инклюзивного образования детей с ОВЗ.
17 Демократические преобразования в обществе и эволюционное развитие системы специального образования способствовали появлению и внедрению в практику идей интегрированного воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии совместно с нормально развивающимися сверстниками. В настоящее время в Российской Федерации интегрированное воспитание и обучение детей значительно расширилось. Однако необходимо придать данному процессу организованный характер, обеспечив каждому ребенку, имеющему отклонения в развитии, уже с раннего возраста доступную и полезную для его развития форму интеграции. Внедрение в практику дошкольных образовательных учреждений интегрированного воспитания и обучения позволяет расширить охват детей необходимой коррекционно- педагогической и медико-социальной помощью, максимально приблизить ее к месту жительства ребенка, обеспечить родителей (законных представителей) консультативной поддержкой, а также подготовить общество к принятию человека с ограниченными возможностями.
18 Понятийный аппарат Дети с нарушением в развитии – дети, имеющие отставание (искажение) в психофизическом развитии вследствие нарушения деятельности различных или нескольких анализаторов, а также вследствие органического поражения центральной нервной системы. Дети с ограниченными возможностями здоровья (дети с ограниченными возможностями жизнедеятельности, дети-инвалиды) – дети, у которых нарушения в развитии предоставляют им возможность иметь бинефицитарный статус, т.е. позволяют пользоваться социальными льготами и пособиями.
19 Дети с ограниченными возможностями здоровья К группе детей с ОВЗ относятся дети, состояние здоровья которых препятствует освоению ими всех или некоторых разделов образовательной программы дошкольного учреждения вне специальных условий воспитания и обучения. Группа дошкольников с ОВЗ не однородна, в нее входят дети с разными нарушениями развития, выраженность которых может быть различна.
20 категории детей с нарушениями развития дети с нарушениями слуха (неслышащие и слабослышащие), первичное нарушение носит сенсорный характер нарушено слуховое восприятие, вследствие поражения слухового анализатора; дети с нарушениями зрения (незрячие, слабовидящие), первичное нарушение носит сенсорный характер, страдает зрительное восприятие, вследствие органического поражения зрительного анализатора; дети с тяжелыми нарушениями речи, первичным дефектом является недоразвитие речи; дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, первичным нарушением являются двигательные расстройства, вследствие органического поражения двигательных центров коры головного мозга; дети с задержкой психического развития, их характеризует замедленный темп формирования высших психических функций, вследствие слабовыраженных органических поражений центральной нервной системы (ЦНС); дети с нарушениями интеллектуального развития, первичное нарушение органическое поражение головного мозга, обуславливающее нарушения высших познавательных процессов; дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы (дети с ранним детским аутизмом (РДА) представляют собой разнородную группу характеризующуюся различными клиническими симптомами и психолого-педагогическими особенностями; дети с комплексными (сложными) нарушениями развития, у которых сочетаются два и более первичных нарушения (например, слабослышащие с детским церебральным параличом, слабовидящие с задержкой психического развития и др.).
21 Значительную по численности группу детей составляют дети с нерезко выраженными, а следовательно, трудновыявляемыми отклонениями в развитии двигательной, сенсорной или интеллектуальной сферы (В. И. Селиверстов. Б. П. Пузанов). Эта группа полиморфна и может быть представлена следующими вариантами:
22 Группа детей с минимальными либо парциальными нарушениями дети с минимальными нарушениями зрения, в том числе с косоглазием и амблиопией; дети с нарушениями речи (дислалия, стертая дизартрия, закрытая ринолалия, дисфония, заикание, полтерн, тахилалия, брадилалия, нарушения лексико-грамматического строя, нарушения фонематического восприятия); дети с легкой задержкой психического развития (конституциональной, соматогенной, психогенной); педагогически запущенные дети; дети носители негативных психических состоянии (утомляемость, психическая напряженность, тревожность, нарушения сна, аппетита), соматогенной или церебрально-органической природы без нарушений интеллектуального развития (часто болеющие, посттравматики, аллергики, с компенсированной гидроцефалией, серебро эндокринными состояниями);
23 дети с психопатоподобными формами поведения (по типу аффективной возбудимости, истероидности, психастении и др.); дети с нарушенными формами поведения органического генеза (гиперактивность, синдром дефицита внимания); дети с психогениями (неврозами); дети с начальным проявлением психических заболеваний (шизофрения, ранний детский аутизм, эпилепсия); дети с легкими проявлениями двигательной патологии церебрально- органической природы; дети, имеющие асинхронию созревания отдельных структур головного мозга или нарушения их функционального или органического генеза (в том числе по типу минимальной мозговой дисфункции). В последнее время в дошкольные учреждения поступают дети после кохлеарной имплантации, которым также необходима специальная помощь в ходе педагогической работы.
24 Понятийный аппарат Дети с особыми образовательными потребностями (дети со специальными потребностями) – дети, нуждающиеся в коррекционной поддержке и в специфических методах образования, которые могут быть созданы как в условиях специальных учреждений, так и в массовых детских садах и школах.
25 Понятийный аппарат Реабилитация – применение целого комплекса мер медицинского, социального, образовательного и профессионального характера с целью подготовки или переподготовки индивидуума до наивысшего уровня его функциональных способностей.
26 Понятийный аппарат Специальные условия для получения образования (специальные образовательные условия) – условия обучения (воспитания), в том числе специальные образовательные программы и методы обучения, индивидуальные технические средства обучения и среда жизнедеятельности, а также педагогические, медицинские, социальные и иные услуги, без которых невозможно (затруднено) освоение общеобразовательных и профессиональных образовательных программ лицами с ограниченными возможностями здоровья.
27 Образование для детей с отклонениями в развитии организуется в соответствии с общепринятой типологией видов нарушений: - для неслышащих детей (I вид); - для слабослышащих и позднооглохших детей (II вид); - для незрячих детей (III вид); - для слабовидящих детей (IV вид); - для детей с тяжелыми нарушениями речи (V вид); - для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (VI вид); - для детей с задержкой психического развития (ЗПР) (VII вид); - для умственно отсталых детей (VIII вид)
28 Развитие интегрированного воспитания и обучения создает основу для выстраивания качественно нового взаимодействия между массовым и специальным образованием, преодолевая барьеры и делая границы между ними прозрачными. При этом за каждым ребенком, имеющим отклонения в развитии, сохраняется необходимая ему специализированная психолого-педагогическая помощь и поддержка.
29 Для успешности воспитания и обучения детей с ОВЗ необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. Психолого-педагогическое обследование является одним из компонентов комплексного подхода в изучении умственного развития детей с ОВЗ. Его результаты могут рассматриваться в совокупности с другими данными о ребенке.
30 Особая роль отводится психолого-медико-педагогической диагностике, позволяющей: своевременно выявить детей с ограниченными возможностями; выявить индивидуальные психолого- педагогические особенности ребенка с ОВЗ; определить оптимальный педагогический маршрут; обеспечить индивидуальным сопровождением каждого ребенка с ОВЗ в дошкольном учреждении; спланировать коррекционные мероприятия, разработать программы коррекционной работы; оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы: определить условия воспитания и обучения ребенка; консультировать родителей ребенка.
31 В комплексной оценке психического развития и потенциальных возможностей детей с комплексными нарушениями для определенного содержания дальнейшего обучения важным является педагогическое обследование. Педагогическое изучение предусматривает получение сведений о ребенке, раскрывающих знания, умения, навыки, которыми он должен обладать на определенном возрастном этапе, установление основных проблем в обучении, темпа усвоения материала, выявление особенностей образовательной деятельности дошкольников с ОВЗ. Интересующие сведения можно получить при использовании таких методов, как непосредственная беседа с ребенком и родителями, анализ работ дошкольника (рисунков, поделок и др.). педагогическое наблюдение.
32 Понятие «инклюзивное обучение» и «интегрированное обучение» Основной принцип инклюзивного обучения детей со специальными потребностями и ограниченными возможностями здоровья: все дети (вне зависимости от физических, интеллектуальных, эмоциональных и других особенностей развития) обучаются совместно с нормально развивающимися сверстниками. Интегрированное обучение – наличие специализированных классов в обычном образовательном учреждении, функционирование специальных (коррекционных) учреждений, занимающихся социальной адаптацией детей с ограниченными возможностями.
33 Интегрированное обучение и воспитание – организация специального образования, при которой обучение и воспитание детей с особенностями психофизического развития осуществляется в дошкольных учреждениях (кроме специальных дошкольных учреждений) и общеобразовательных учреждениях (кроме специальных общеобразовательных школ (школ- интернатов) (далее – учреждениях образования), создавших специальные условия для пребывания и получения образования такими детьми.
34 Основная цель и задачи интегрированного обучения Основной целью интегрированного обучения и воспитания является реализация права детей с особенностями психофизического развития на получение образования в соответствии с их познавательными возможностями и способностями по месту жительства, их социальная адаптация и интеграция в общество, повышение роли семьи в воспитании и развитии своего ребенка.
35 Главными задачами интегрированного обучения и воспитания являются: обеспечение обязательного минимума содержания образования учащимся с особенностями психофизического развития в соответствии с требованиями образовательных стандартов общего среднего образования, в том числе и государственных образовательных стандартов специального образования, определение оптимального соотношения общеобразовательных и специальных учебных программ; развитие потенциальных возможностей детей с особенностями психофизического развития в совместной деятельности со здоровыми сверстниками; организация психолого-педагогического сопровождения детей с особенностями психофизического развития в учреждениях образования;
36 реализация коррекционно-развивающего обучения, направленного на исправление или ослабление имеющихся у детей физических и (или) психических нарушений, препятствующих их успешному обучению и развитию; создание адаптивного образовательного пространства, позволяющего удовлетворять образовательные потребности ребенка с особенностями психофизического развития; формирование жизненно значимого опыта и целенаправленное развитие у детей когнитивных, речевых, моторных, социальных способностей, позволяющих снизить зависимость ребенка от посторонней помощи и повысить социальную адаптацию;
37 формирование позитивного отношения к детям с особенностями психофизического развития, создание психологически комфортной среды в учреждении образования; предупреждение возникновения вторичных нарушений физического и (или) психического развития; оказание консультативной помощи семьям, воспитывающим детей с особенностями психофизического развития, включение законных представителей в процесс обучения и воспитания ребенка, формирование у них адекватного отношения к особенностям его развития, выработка оптимальных подходов к проблемам семейного воспитания.
38 Особое внимание важно уделять интеграции детей раннего возраста, которая способствует достижению ребенком с отклонениями равного или близкого по возрастной норме уровня общего и речевого развития и позволяет ему на более раннем этапе своего развития влиться в среду нормально развивающихся сверстников.
39 При частичной интеграции дети с отклонением в развитии специальной группы, еще не способные наравне со своими нормально развивающимися сверстниками овладевать необходимыми умениями и навыками, вливаются в обычные группы по 1-2 человека на часть дня (например, на вторую половину) или на отдельные занятия. Смыслом такой, интеграции является расширение общения детей с нарушением в развитии с их нормально развивающимися сверстниками. Иными словами, частичная интеграция - это попытка целенаправленного расширения уже имеющихся, но еще относительно малых возможностей детей в области социальной интеграции. Объединяются со своими нормально развивающимися сверстниками. Это происходит не реже 2 х раз в месяц для проведения совместных мероприятий воспитательного характера. Основным смыслом временной интеграции является создание условий для приобретения начального опыта общения с нормально развивающимися сверстниками.
40 При организации интегрированного обучения и воспитания открываются: на уровне дошкольного образования – специальные группы, группы инклюзивного (совместного) обучения и воспитания.
41 В смешанных группах создаются специальные условия для ранней, полноценной социальной и образовательной интеграции значительного числа детей с нарушениями в развитии. Кроме того, в смешанных группах могут получить необходимую специальную педагогическую поддержку дети, не имеющие выраженных первичных отклонений в развитии, но испытывающие стойкие трудности в обучении в силу других причин.
42 Дошкольная образовательная организация комбинированного вида может организовать инклюзивное воспитание и обучение определенной категории воспитанников, например, совместное воспитание и обучение нормально слышащих детей и детей с нарушениями слуха, детей с нормальным и нарушенным зрением, нормально развивающихся и детей с задержкой психического развития и т.п. В каждом ДОУ комбинированного вида целесообразно предусмотреть условия для оказания коррекционной помощи детям со сложными нарушениями развития. Таким образом, даже в небольшом населенном пункте (особенно в сельской местности), имеющем всего три-пять ДОО, может быть организовано воспитание и обучение практически всех категорий дошкольников, что ведет к увеличению охвата нуждающихся детей специализированной коррекционно - педагогической помощью и делает дошкольное образование более доступным.
43 образовательный процесс в смешанной группе Содержание образовательного процесса в смешанной группе определяется программой дошкольного образования и специальными (коррекционными) программами с учетом индивидуальных особенностей воспитанников (возраста, структуры нарушения, уровня психофизического развития и т.п.). Педагогический коллектив самостоятелен в выборе программ из комплекса вариативных общеразвивающих и коррекционных программ. На каждого воспитанника группы составляется индивидуальная программа развития.
44 Модель комбинированного учреждения позволяет обеспечить детей специальной помощью и дать возможность интеграции всем детям с выраженными отклонениями в развитии. При этом каждый ребенок получает ту "долю" интеграции, которая ему полезна и доступна на данном этапе его развития (системы же массового и специального обучения, безусловно, обладая своими преимуществами, не могут обеспечить такую индивидуально дозированную интеграцию каждому ребенку).
45 Организация образовательного процесса в условиях инклюзивного обучения и воспитания предусматривает создание в учреждениях образования следующих специальных условий: создание коррекционно-развивающей, предметно- пространственной и социальной среды, обеспечивающей стимулирование эмоционального, сенсорного, моторного и когнитивного развития детей с особенностями психофизического развития в соответствии с их потребностями; создание адекватной возможностям детей с особенностями психофизического развития образовательной среды, что достигается обеспечением учреждений образования соответствующими учебными изданиями, индивидуальными техническими средствами обучения, необходимыми дидактическими средствами;
46 организация социального взаимодействия здоровых детей и детей с особенностями психофизического развития, направленного на гармонизацию детских взаимоотношений; оказание коррекционно-педагогической помощи детям с особенностями психофизического развития, направленной на исправление либо преодоление физических и (или) психических нарушений; обучение неслышащих (глухих) и слабослышащих детей, с использованием звукоусиливающей аппаратуры, технических средств, обеспечивающих передачу учебного материала и другой информации на визуальной основе;
47 создание безбарьерной среды для обучения детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (со значительным и резко выраженным нарушением передвижения или его отсутствием); наличие кабинета учителя-дефектолога, оснащенного необходимым коррекционно-развивающим оборудованием, средствами обучения и учебной литературой.
48 При организации смешанной группы необходимо предусмотреть решение ряда специфических, задач: - осуществление ранней, полноценной социальной и образовательной интеграции воспитанников с отклонениями, в развитии в среду нормально развивающихся сверстников путем создания условий для разнообразного общения детей в дошкольном образовательном учреждении;
49 - проведение коррекционно-педагогической, медико - психологической и социальной работы с детьми, имеющими отклонения в развитии; - оказание необходимой коррекционно- педагогической поддержки воспитанникам, не имеющим выраженных первичных отклонений в развитии, но отстающим от возрастной нормы; - обучение родителей (законных представителей) педагогическим технологиям сотрудничества со своим ребенком, приемам и методам его воспитания и обучения; оказание им психологической поддержки.
50 Смешанные группы финансируются по нормативам, соответствующим нормативам финансирования групп компенсирующего вида. Комплектование смешанной группы осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) и на основании заключения психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий. При этом общая наполняемость группы сокращается; две трети состава группы составляют воспитанники с уровнем психофизического развития в соответствии с возрастной нормой, а треть воспитанников - дети с тем или иным отклонением (например, с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта - умственной отсталостью в степени дебильности либо дети раннего возраста, не имеющие выраженных первичных отклонений в развитии, но отстающие от возрастной нормы (в том числе дети с нарушениями эмоционально - волевой сферы).
51 Организационные формы работы Организационными формами работы смешанной группы являются фронтальные и подгрупповые занятия с воспитанниками, а также занятия малыми подгруппами (по 2-3 ребенка), индивидуальные занятия. При этом воспитатели проводят занятия в первую половину дня с нормально развивающимися воспитанниками, а во вторую половину дня - со всеми воспитанниками группы. По такой же схеме проводятся физкультурные и музыкальные занятия. При необходимости воспитанники с отклонениями в развитии обеспечиваются индивидуальными занятиями с инструктором по физическому воспитанию и музыкальным руководителем.
52 Для организации работы смешанной группы в штат ДОУ вводится должность (одна ставка) учителя- дефектолога (в группу с детьми: с нарушениями слуха - сурдопедагога, с нарушениями зрения - тифлопедагога, с нарушением интеллекта - олигофренопедагога; должность учителя-логопеда может вводиться в дополнение к должности учителя-дефектолога, например, в группу для детей с нарушениями зрения, интеллекта и т.д.). К работе с воспитанниками смешанной группы привлекаются также педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, ЛФК, а также необходимый медицинский и обслуживающий персонал (например, сурдотехник, медицинская сестра), педагоги дополнительного образования. При этом максимальное количество времени следует отводить на коррекционно-развивающие занятия учителя-дефектолога и педагога- психолога.
53 Проведение целенаправленной работы по интеграции детей с отклонениями в развитии в коллектив здоровых сверстников и возможное в связи с этим расширение сети комбинированных дошкольных учреждений не означает упразднения ранее созданных дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида. Более того, такие ДОУ могут принимать активное участие в интегрированном воспитании и обучении той части детей с отклонениями в развитии, которая находится в условиях полной интеграции. Эти дети могут получать квалифицированную коррекционную помощь через группы кратковременного пребывания (письмо Минобразования России "Об организации в дошкольных образовательных учреждениях групп кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии" от N 129/23-16).
54 Таким образом, ДОУ комбинированного вида позволяет обеспечить для всех детей с отклонениями в развитии раннюю интеграцию в той степени, которая доступна и полезна каждому из них на данном этапе развития.
55 РЕКОМЕНДАЦИИ по организации деятельности педагогического и обслуживающего персонала смешанной группы
56 Деятельность воспитателя Деятельность воспитателя смешанной группы аналогична деятельности воспитателя общеразвивающей и компенсирующей групп и направлена на обеспечение всестороннего развития всех воспитанников.
57 Особенностями организации работы воспитателя смешанной группы являются: - планирование (совместно с учителем-дефектологом и другими специалистами) и проведение фронтальных занятий со всей группой детей, включая воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (отклонениями в развитии); - планирование (совместно с другими специалистами) и организация совместной деятельности всех воспитанников группы; - соблюдение преемственности в работе с другими специалистами по выполнению индивидуальной программы воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (отклонениями в развитии); - обеспечение индивидуального подхода к каждому воспитаннику с отклонениями в развитии с учетом рекомендаций специалистов; - консультирование родителей (законных представителей) детей с отклонениями в развитии по вопросам воспитания ребенка в семье; - ведение необходимой документации.
58 Документация воспитателей 1. План организации совместной деятельности всех воспитанников группы. 2. Планы (перспективные и календарные) фронтальных занятий. 3. Тетрадь передачи детей. 4. Тетрадь для родителей с индивидуальными занятиями. 5. Дневник наблюдений за детьми (определяется целями и задачами образовательной программы, реализуемой в данном учреждении). В конце учебного года воспитатель участвует в составлении характеристики на каждого воспитанника группы и аналитического отчета по результатам коррекционно- педагогической работы.
59 Коррекционная работа и/или инклюзивное образование должны быть направлены на: – обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ОВЗ и детей-инвалидов, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы; – освоение детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами Программы, их разностороннее развитие с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.
60 Коррекционная работа и/или инклюзивное образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов, осваивающих Программу в группах и Организациях комбинированной и компенсирующей направленности (в том числе и для детей со сложными (комплексными) нарушениями), должны учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей.
61 Содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования включается в Программу, если планируется её освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов (далее – детьми с ОВЗ). Данный раздел оформляется в виде одной или нескольких адаптированных образовательных программ, в которых должен быть рассмотрен механизм адаптации Программы для детей с ОВЗ и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития. Содержание раздела должно предусматривать описание специальных условий обучения и воспитания детей с ОВЗ и детей-инвалидов, в том числе использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных методических пособий и дидактических материалов, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего детям необходимую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий.
62 О программе Содержательный раздел определяет общее содержание основной образовательной программы, обеспечивающее полноценное развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, и раскрывает задачи: – развития специфических видов деятельности; – становления первичной ценностной ориентации и социализации; – развития первичных представлений; – коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов и оказания им квалифицированной помощи в освоении основной образовательной программы.
63 Условия реализации Программы должны обеспечивать полноценное развитие воспитанников во всех основных образовательных областях, а именно в сферах коммуникативно-личностного, познавательно-речевого, художественно-эстетического и физического развития на фоне их эмоционального и морально-нравственного благополучия, положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.
64 Коррекционная работа с детьми с ОВЗ, осваивающими Программу совместно с другими воспитанниками в группах комбинированной направленности, должна осуществляться в соответствии с перечнем и планом реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Работа с детьми-инвалидами, осваивающими Программу, должна учитывать индивидуальную программу реабилитации инвалида.
65 В случае организации инклюзивного образования по основаниям, не связанным с ограниченными возможностями здоровья воспитанников, выделение данного раздела не является обязательным; в случае же его выделения данный раздел оформляется авторами Программы так, как они считают целесообразным.
66 Основные направления работы по Программе Основная задача коррекционно- педагогической работы создание условий для всестороннего развития ребенка с ОВЗ в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников.
67 Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия: уважение педагогов к человеческому достоинству воспитанников, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях; использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого-возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей); построение образовательного процесса на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития; поддержка педагогами положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей в разных видах деятельности; поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности; возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения; защита детей от всех форм физического и психического насилия.
68 У педагогического работника, реализующего Программу, должны быть сформированы основные компетенции, необходимые для создания социальной ситуации развития воспитанников, соответствующей специфике дошкольного возраста.
69 Данные компетенции предполагают: 1) обеспечение эмоционального благополучия каждого ребёнка посредством: создания позитивного психологического и морально- нравственного климата в группе; создания условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально- культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также с различными (в том числе ограниченными) возможностями здоровья; проявления чуткости к интересам и возможностям детей; непосредственного общения с каждым ребёнком;
70 2) организацию конструктивного взаимодействия детей в группе в разных видах деятельности, создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов;
71 3) построение развивающего вариативного образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника и учитывающего его психолого-возрастные и индивидуальные возможности и склонности, которое должно обеспечить: вовлечение всех детей в разные виды деятельности и культурные практики, способствующие развитию норм социального поведения, интересов и познавательных действий; уважение индивидуальности каждого ребёнка, его право быть не похожим на других; недирективную помощь и поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности; широкие возможности для развития свободной игры детей, в том числе обеспечивая игровое время и пространство и используя ресурсы полифункциональной и трансформируемой предметной образовательной среды; условия для овладения культурными средствами деятельности, находящимися в зоне ближайшего развития детей; организацию видов деятельности, стимулирующих развитие мышления, воображения, фантазии и детского творчества;
72 4) открытый характер образовательного процесса на основе сотрудничества с семьями воспитанников: непосредственного вовлечения их в образовательный процесс, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи; взаимодействие с семьёй по вопросам образования ребёнка, охраны и укрепления его здоровья, оказания при необходимости консультативной и иной помощи.
73 В Организации, реализующей Программу, должны быть созданы условия для: повышения квалификации педагогических и руководящих работников (в том числе по их выбору) и их профессионального развития; консультативной поддержки педагогов и родителей по вопросам инклюзивного образования в случае его организации; организационно-методического сопровождения процесса реализации Программы, в том числе в плане взаимодействия с социумом. Организация создаёт условия для медицинского сопровождения детей в целях охраны и укрепления их здоровья.
74 Наполняемость конкретной группы определяется с учётом возраста детей, их состояния здоровья, специфики образовательной программы, профессионализма педагогического персонала образовательной организации. Предельная наполняемость групп, включающих детей с ОВЗ и детей-инвалидов, в том числе в группах компенсирующей и комбинированной направленности, устанавливается в соответствии с санитарно- эпидемиологическими правилами и нормативами.
75 Кроме диплома вуза от воспитателей потребуется знание специфики дошкольного образования, закономерности развития детей раннего и дошкольного возраста и особенности образовательной работы с ними. А также умение организовывать деятельность дошкольников, планировать и корректировать образовательные задачи с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка.
76 Условия для успешной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья: Создание нормативно-правовых основ деятельности. Организация «безбарьерной среды». Разработка программно-методического сопровождения коррекционно-образовательного процесса. Повышение профессиональной компетентности педагогических работников. Снабжение современными техническими средствами обучения детей с различными нарушениями в развитии. Формирование толерантного отношения социума.
77 Адаптация Большинству детей с ОВЗ необходим длительный адаптационный период. Адаптация это часть приспособительных реакций ребенка, который может испытывать трудности при вхождении в интеграционное пространство (не вступает в контакт, не отпускает родителей, отказывается от еды, игрушек и др.). В этот период воспитатель должен снять стресс, обеспечить положительное эмоциональное состояние дошкольника, создать спокойную обстановку, наладить контакт с ребенком и родителями.
78 СРЕДА Одним из условий повышения эффективности коррекционно-педагогической работы является создание адекватной возможностям ребенка охранительно-педагогической и предметно- развивающей среды, то есть системы условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, коррекцию отклонений высших психических функций и становление личности ребенка (культурные ландшафты, физкультурно-игровые и оздоровительные сооружения, предметно-игровая, детская библиотека, игротека, музыкально-театральная среда и др. (Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева).
79 Доступность среды предполагает: доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, всех помещений Организации, где осуществляется образовательный процесс; свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, посещающих Организацию (группу), к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности. Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.
80 специальное оборудование Одним из важных условий организации процесса воспитания и обучения детей с ОВЗ в условиях массового детского сада является оснащение его специальным оборудованием: для детей, имеющих нарушения опорно-двигательной системы, необходимы специальные кресла с подлокотниками, специальные столы, корректоры осанки (реклинаторы); следует предусмотреть наличие пандуса; для детей, имеющих нарушения зрения, необходимы специальные оптические средства (очки, лупы, линзы и др.); тактильные панели (наборы материалов разной текстуры), которые можно осязать и совершать ими различные манипуляции. В основе гигиенических мероприятий по охране зрения детей лежит рациональное освещение помещения и рабочего места; для детей, имеющих нарушения слуха, необходимы слуховые аппараты и другие технические устройства.
81 изменения в формах коррекционно-развивающей работы Организация воспитания и обучения дошкольников с ОВЗ предполагает внесение изменений в формы коррекционно-развивающей работы. Для большинства детей характерны моторные трудности, двигательная расторможенность, низкая работоспособность, что требует внесения изменений в планирование образовательной деятельности и режим дня. В режиме дня должны быть предусмотрены увеличение времени, отводимого на проведение гигиенических процедур, прием пищи. Предусматривается широкое варьирование организационных форм коррекционно- образовательной работы: групповых, подгрупповых, индивидуальных.
82 методы обучения В соответствии с возможностями детей с ОВЗ определяются методы обучения. При планировании работы важно использовать наиболее доступные методы: наглядные, практические, словесные. Психологи доказали, что чем большее количество анализаторов использовалось в процессе изучения материала, тем полнее, прочнее знания. Выбор альтернативных методов создает условия, способствующие эффективности процесса обучения. Вопрос о рациональном выборе системы методов и отдельных методических приемов решается педагогом в каждом конкретном случае.
83 индивидуальные коррекционные программы В тех случаях, когда программа не может быть освоена из-за тяжести физических, психических нарушений, проектируются индивидуальные коррекционные программы, направленные на социализацию воспитанников и способствующие нормализации эмоционального поведения, формированию навыков самообслуживания, игровых действий, предметной деятельности, социально-бытовой ориентации.
84 Для детей с ОВЗ целесообразно вводить пропедевтические разделы, дающие возможность в более элементарной форме восполнить недостающие знания и представления об окружающем мире. Для отдельных категорий детей с ОВЗ, обладающих особой спецификой развития, предусматривается включение инновационных технологий, оригинальных методик и предметов. Так, например, для детей, имеющих глубокие задержки речи, интеллекта, слуха используются невербальные средства коммуникации, такие как пиктограммы, система жестов, календарная система (картинки- символы).
85 Требования к педагогам доброжелательность во взаимоотношениях, открытость, тщательное изучение особенностей каждого ребенка, создание оптимальных условий для развития эмоционального, социального, интеллектуального потенциала ребенка
86 Ребенок должен овладеть умением жить в мире с самим собой, получить в игре навыки индивидуальной работы и группового взаимодействия, научиться учиться. Именно в дошкольном возрасте формируются основные качества личности, ключевые социальные навыки поликультурность, уважение к другим людям, приверженность демократическим ценностям, здоровому и безопасному образу жизни. Поэтому одна из важнейших задач дошкольного образования положить начало формированию самоидентификации каждого ребенка в окружающем мире.
87 Итак: Содержание педагогической работы, адекватных форм организации деятельности детей с особенностями развития: Доминирующие задачи: создание условий для воспитания, развития и формирования свободной личности дошкольников; повышение уровня методического и профессионального мастерства всех педагогов; формирование уровня отношений в системе «Педагог – воспитанник» и коррекция родительской позиции по отношению к своему ребенку, оказание практической помощи в повышении эффективности воспитания и развития детей с особенностями развития.
88 Направления работы: охрана и укрепление психофизического здоровья ребенка; обеспечение эмоционального благополучия детей; развитие познавательного интереса к окружающему; воспитание осознанного отношения к взаимодействию с другими людьми (сверстниками и взрослыми).
89 Способы решения вышеназванных задач и целей: -утверждение личностно-ориентированной модели общения «ребенок – взрослый»; дифференцированный подход к воспитанию детей в зависимости от выраженности отклонений в развитии; -психологизация воспитательного процесса; - коррекционно-логопедическая работа с детьми; профилактические оздоровительные мероприятия.
90 Вышеизложенные принципы построения воспитательно-образовательного процесса направлены на решение основной задачи - помочь детям успешно адаптироваться в сложном окружающем мире, максимально раскрыть свои возможности и, в случае необходимости, получить полноценную психолого-педагогическую помощь.
91 Какие эмоции сопровождают Вас сейчас?
93 РАЗНООБРАЗНОЕ ДЕТСТВО - Что такое «образовательный стандарт» для дошкольников? - Слово «стандарт» очень часто вызывает в обществе мучительную аллергию - что это такое, для чего? Поэтому я начну с того, что стандарт дошкольного детства - это, по сути дела, определение правил игры, в которых ребенок должен быть обречен на успех. Правила развития ребенка, а не его обучения. Почему мы вдруг взялись за разработку стандарта дошкольного образования? Потому что впервые в истории нашей культуры дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования - такого не было никогда. Следовательно, мы должны предложить правила игры между родителями, обществом, педагогами и главными игроками, которые должны быть обречены на выигрыш - детьми - в этой ситуации. Стандарт и выступает как своего рода социальная матрица, он позволяет создать навигацию для родителей и детей в сфере дошкольного детства. Ключевая установка стандарта дошкольного детства - это поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка.
94 - Дошкольники теперь будут больше учиться? -Для ребенка нужны игры, через которые он сможет учиться. Первые навыки в рисовании, пении, танцах, чтения, счета и письма войдут в мир познания ребенка через ворота детской игры, и другие соответствующие возрасту ребенка виды деятельности. Через игру, сотрудничество, диалог дети знакомится с окружающим их миром.
95 Стандарт начальной школы уже изменен на стандарт развития, в котором ребенок проходит разные формы проектной деятельности, оставаясь исследователем.
96 – игровой (сюжетной игры, в том числе сюжетно-ролевой, режиссёрской и игры с правилами); – коммуникативной (конструктивного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, устной речью как основным средством общения); – познавательно-исследовательской (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними);
97 о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.); – о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии культур стран и народов мира.
98 Дополнительным разделом Программы является текст её краткой презентации. Краткая презентация Программы должна быть ориентирована на родителей воспитанников и доступна для ознакомления. В краткой презентации Программы должны быть указаны: возрастные и иные категории детей, которые могут получать дошкольное образование в данной Организации, в том числе категории детей с ОВЗ, если возможность их образования предусматривается; реализуемые Примерные программы в том случае, если дошкольные группы используют их обязательную часть; характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников; иные характеристики, наиболее существенные с точки зрения авторов.
101 В зависимости от степени выраженности и сложности структуры нарушения, продвижения ребенка в процессе обучения и желания родителей (законных представителей) обучение в смешанной группе может осуществляться 1-2 года или до его поступления в общеобразовательное учреждение. В конце каждого года обучения психолого-педагогическая и медико-педагогическая комиссии по результатам обследования воспитанников группы дают рекомендации о дальнейших формах обучения каждого ребенка, имеющего отклонения в развитии. В случае, если на проведение занятий в группе затрачивается дополнительное время состоящих в штате специалистов, оплата их труда производится за фактически отработанное время.
102 Образовательный процесс для детей с особенностями психофизического развития в условиях интегрированного обучения и воспитания организуется в соответствии с нормативными правовыми актами Министерства образования Р Ф. Образовательный процесс для детей с особенностями психофизического развития в условиях интегрированного обучения и воспитания осуществляется на основе учебных планов и учебных программ соответствующих типов учреждений образования с использованием средств и методов обучения, учитывающих специфику физических и (или) психических нарушений.
103 Интегрированное обучение и воспитание детей с особенностями психофизического развития на уровне дошкольного образования строится на основе реализации целостного подхода к развитию, обучению и социализации детей, проектирования индивидуальных программ воспитания, обучения и развития с целью предупреждения возникновения у них вторичных нарушений физического и (или) психического развития
104 Количество детей в специальной группе зависит от возраста, структуры и степени тяжести физического и (или) психического нарушения ребенка и соответствует нормам наполняемости групп, определенным для специальных дошкольных учреждений (групп). 17. Наполняемость группы интегрированного (совместного) обучения и воспитания составляет: в возрасте до 3-х лет – 8-10 детей, в возрасте от 3 до 7 лет – детей, из них: 1-2 ребенка с нарушениями однородного характера: интеллектуальная недостаточность (умственная отсталость), неслышащие (глухие), незрячие (слепые), нарушения функций опорно-двигательного аппарата (со значительным и резко выраженным нарушением передвижения или его отсутствием); или 3-4 ребенка с нарушениями однородного характера: слабослыщащие, слабовидящие, тяжелые нарушения речи, нарушения психического развития (трудности в обучении); или 2-3 ребенка с различными (не более двух) нарушениями развития: интеллектуальная недостаточность (умственная отсталость) и нарушения психического развития (трудности в обучении); нарушения психического развития (трудности в обучении) и тяжелые нарушения речи и другими.
105 В группе интегрированного (совместного) обучения и воспитания с детьми, имеющими особенности психофизического развития, организуются коррекционно- педагогические занятия (коррекционные занятия, занятия по отдельным образовательным областям государственного компонента специального учебного плана), которые проводит учитель-дефектолог. Коррекционно-педагогические занятия с детьми, имеющими нарушения развития, проводятся как в отдельном кабинете, так и при организации совместной со здоровыми детьми учебной деятельности на занятиях. Коррекционно- педагогические занятия могут проводиться в форме индивидуальных и групповых занятий.
106 В Российской Федерации обсуждение идей инновационных подходов к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья сводится к дискуссии по поводу предоставления возможности выбора родителям детей с ограниченными возможностями здоровья (далее с ОВЗ) двух путей социально- реабилитационного сопровождения: через организацию коррекционного пространства в стенах специальной школы или в условиях обычной массовой школы со всеми социально- психологическими рисками для такого ребенка.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.