Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемнадежда казакова
1 ВФ РМЦ « Психолог-плюс» ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ПОМОГАЮЩИХ ПРОФЕССИЙ
2 Термин «burnout» (выгорание, сгорание) введён американским психиатром Х.Дж. Фрейденбергом в 1974 году для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами либо пациентами в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи.
3 Профессиональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально- энергетических и личностных ресурсов человека. «Профессиональное выгорание – плата за сочувствие» (К. Маслач).
4 Причины формирования синдрома выгорания
5 Проблема «помогающих» профессий Деформируется личность человека Высокая эмоциональная загруженность Повышение требований Усиление контроля Чувство « несвободы»
6 Исследователи выделяют пять ключевых групп симптомов, характерных для СЭВ: Индивидуально психологический уровень симптомов: 1. Физические симптомы (усталость, физическое утомление, истощение, расстройства сна и специфические соматические проблемы). 2. Эмоциональные симптомы (раздражительность, тревога, депрессия, чувство вины, ощущение безнадежности). 3. Поведенческие симптомы (агрессивность, черствость, пессимизм, цинизм, зависимости от психоактивных веществ). Социальный уровень симптомов: 4. Симптомы, связанные с работой (прогулы, плохое качество работы, опоздания, злоупотребление рабочими перерывами, экспертные ошибки). 5. Симптомы в межличностных отношениях (формальность отношений, отстраненность от пациентов, коллег, дегуманизация, цинизм, конфликтность, вербальная, невербальная и поведенческая агрессия).
8 Стадии развития синдрома эмоционального выгорания Дж. Гринберг предлагает рассматривать эмоциональное выгорание как пятиступенчатый прогрессирующий процесс. 1. Первая стадия эмоционального выгорания («медовый месяц»). Работник обычно доволен работой и заданиями, относится к ним с энтузиазмом. Однако по мере продолжения рабочих стрессов профессиональная деятельность начинает приносить все меньше удовольствия и работник становится менее энергичным. 2. Вторая стадия («недостаток топлива»). Появляются усталость, апатия, могут возникнуть проблемы со сном. При отсутствии дополнительной мотивации и стимулирования у работника теряется интерес к своему труду или исчезают привлекательность работы в данной организации и продуктивность его деятельности. Возможны нарушения трудовой дисциплины и отстраненность (дистанцирование) от профессиональных обязанностей. В случае высокой мотивации работник может продолжать гореть, подпитываясь внутренними ресурсами, но в ущерб своему здоровью. 3. Третья стадия (хронические симптомы, «высокое напряжение»). Чрезмерная работа без отдыха, особенно «трудоголиков», приводит к таким физическим явлениям, как измождение и подверженность заболеваниям, а также к психологическим переживаниям - хронической раздражительности, обостренной злобе или чувству подавленности, «загнанности в угол». Постоянное переживание нехватки времени (синдром менеджера). 4. Четвертая стадия (кризис). Как правило, развиваются хронические заболевания, в результате чего человек частично или полностью теряет работоспособность. Усиливаются переживания неудовлетворенности собственной эффективностью и качеством жизни. 5. Пятая стадия эмоционального выгорания («разрушение»). Физические и психологические проблемы переходят в острую форму и могут спровоцировать развитие опасных заболеваний, угрожающих жизни человека. У работника появляется столько проблем, что его карьера находится под угрозой.
9 Последствия Увеличение напряжения Возникновение неврозов и психосоматики « Выгорание»
10 Последствия профессионального «выгорания» Апатия или, напротив, раздражение и агрессия, направленные на себя либо на окружающих Формирование чувства вины, собственной некомпетентности в вопросах воспитания Эмоциональное опустошение Проблемы в семье и на работе Проблемы в семье и на работе
11 ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
12 НЕ ОТКАЗЫВАЙТЕСЬ ОТ ПОМОЩИ! НЕ ЖДИТЕ, ЧТО ТЯЖЁЛОЕ СОСТОЯНИЕ УЙДЁТ САМО! НЕ ИЗБЕГАЙТЕ ГОВОРИТЬ ОБ ЭТОМ! НЕ СКРЫВАЙТЕ СВОИХ ЧУВСТВ!
13 Ведущие канала восприятия: Аудиальный ( слышу, говорю) Визуальный ( вижу) Кинестетический( делаю)
14 Наблюдение ведущей модальности (В.В.Авдеева) п/п Признаки Визуальная модальность Аудиальная модальность Кинестетическая модальность 1 Жесты На уровне плеч На уровне груди На уровне живота 2 Дыхание Верхнее (ключичное)Среднее (межреберное) Нижнее (диафрешенное) 3 Голос Высокий Средний Низкий 4 Положение глаз Вверх Перед собой Вниз 5 Ключевые слова Смотреть, представ лять Слушать, говорить Чувствовать, ощущать
15 Мандала Юнга «Горизонтальная восьмерка»
16 Практические советы Визуальная модальность Аудиальная модальность Кинестетическая модальность Для визуалов необходимо хорошее освещение рабочего места, в сумерках и при плохом освещении у них снижается работоспособность. Аудиалам нужна тишина, незначительный шум мешает им работать. Кинестетикам необходим комфорт. Тесная обувь или низкая температура негативно влияют на них.
17 Стихии знаков зодиака Огонь: ( Овен, Лев, Стрелец) Смотреть на огонь, активное движение ( спорт зал, бассейн) Воздух : ( Близнецы, Весы, Водолей) Прогулки на воздухе, дыхательные практики, медитации, « проговорить» стрессовую ситуацию Земля: ( Телец, Дева, Козерог) Пешие прогулки, «земляные» работы в саду Вода: ( Рак, Скорпион, Рыбы) Умывание, много пить жидкости, баня, бассейн
18 Дыхательные техники «Пушинка» «Выдох с задержкой дыхания» Техники релаксации «Расслабление через напряжение» «Ритмичные движения» (бусы, четки, ходьба и проч.) Техника «Дом»
19 Приемы визуализации «Самоприказы» «Самопрограммирование» («Именно сегодня у меня все получится») «Самоодобрение» Приемы визуализации «Образ ресурсного состояния» «Отрезать, отбросить» «Лейбл, или Ярлык» Преувеличение, или Использование абсурда»
20 Актуальные психотерапевтические техники. Рис. 1. Положение тела при осуществлении опыта основного заземления и вибрации
21 Актуальные психотерапевтические техники. Рис. 2 «Арка», или «дуга»
22 Мифы, приводящие к «сгоранию» Миф первый: «Жить надо для людей» Миф второй: «Если не я, то кто же?» Миф третий: «Я должен быть для всех хорошим». Миф четвертый: «Работа превыше всего!»
23 Таблица «Возможное решение» Причина Возможное решение Потребность быть всем и всегда нужным, во все вмешиваться Ограничивайте себя. Кто хочет успеть все, не успевает ничего Привычка скорее действовать без предварительного обдумывания Помните: тот, кто знает, что делать, выигрывает единожды, а тот, кто знает зачем, всегда! Недостает времени на планирование дня Планирование дня отнимает много времени только на первых порах, а при образовании прочного навыка занимает считанные минуты
24 Плохое «чувство времени»Помните: как правило, любое дело требует больше времени, чем первоначально кажется Потребность постоянно быть чем-то занятым Лучше сделать меньше, да лучше, чем много, но плохо Привычка обещать всем и всегда свою помощь Если вы всегда говорите «да», то окружающие воспринимают ваши услуги как должное и легко начинают злоупотреблять вашим временем Неумение говорить «нет»Проявите настойчивость в овладении этим умением! Не настаивайте на роли хорошего парня, который ни в чем не отказывает. Такие люди удобны, но не внушают уважения
25 Неуважение к вашему времени со стороны окружающих Определите для себя и поставьте в известность окружающих о вашем распорядке дня, о тех часах, когда вас ни в коем случае нельзя отвлекать Неспособность заканчивать дела Последите за тем, чтобы не оставлять за собой неоконченных дел Склонность к раздуванию мелких проблем до масштабов трагедии Игнорируйте мелкие проблемы! Ищите крупных дел! Отсутствие направленности в работе, загруженность делами Откажитесь от незначительных и малозначительных дел. Отделяйте главное от второстепенного и ненужного
26 Мерами профилактики профессионального выгорания могут быть следующие условия организации деятельности: сотрудник не должен находиться долгое время один на один со своей профессиональной или личной проблемой, у него всегда должна быть возможность обратиться за помощью, советом к коллегам, супервизору; важна общая дружеская атмосфера поддержки и взаимопонимания в коллективе; организация супервизии как метода мониторинга душевного состояния и равновесия сотрудника, для своевременной корректировки отношения к работе; необходимо постоянно делиться своим опытом и проблемами с профессиональным сообществом; выгоранию препятствует постоянное осознание процесса работы, своего участия в нем, наращивание профессиональных качеств, постоянная рефлексия и концептуализация своего опыта переживаний, связанных с общением с клиентами; общение с профессиональным сообществом; создание и внедрение обучающих программ по преодолению выгорания и развивающих программ, направленных на осознание и раскрытие творческого потенциала сотрудника, повышения его ощущения самоэффективности. Однако, существенная роль в борьбе с синдромом профессионального выгорания отводится самому сотруднику.
27 Представляется целесообразным для профилактики профессионального выгорания необходимость: использование «технических перерывов», что необходимо для обеспечения психического и физического благополучия (отдых от работы); освоения путей управления профессиональным стрессом – изменение социального, психологического и организационного окружения на рабочем месте; построение «мостов» между работой и домом; освоение приёмов релаксации, визуализации, ауторегуляции, самопрограммирования; стремление профессионально развиваться и самосовершенствоваться (обмен профессиональной информацией за пределами собственного коллектива чрез общение на курсах повышения квалификации, конференциях, симпозиумах, конгрессах); уход от ненужной конкуренции (бывают ситуации, когда её нельзя избежать, но чрезмерное стремление к выигрышу порождает тревогу, делает человека агрессивным, что способствует возникновению профессионального выгорания); изменение установки по отношению к жизни, к ее смыслу, восприятие ситуации выгорания как возможности пересмотреть и переоценить свою жизнь, сделать ее более продуктивной для себя; поддержания хорошей физической формы (сбалансированное питание, ограничение употребления алкоголя, отказ от табака, коррекция массы тела)
28 В работах украинских психологов А. Выдая и Г. Ложкина намечены 4 практических направления предупреждения синдрома выгорания в коммуникативных профессиях: 1. Повышение коммуникативных умений с помощью активных методов обучения. Обучение эффективным стилям поведения и разрешения конфликтных ситуаций. 2. Тренинги, стимулирующие мотивацию саморазвития, личностного и профессионального роста. 3. Антистрессовые программы и группы поддержки, ориентированные на личностную коррекцию самооценки, уверенности, социальной смелости и креативности личности. 4. Программы повышения эмоциональной устойчивости и психофизической гармонии путём овладения способами психической саморегуляции, оптимизации образа жизни, самоорганизации и планирования профессиональной карьеры.
29 Маркер отсутствия «выгорания» «Жизнь на 10% состоит из того, что вы в ней делаете, а на 90% - из того, как вы ее воспринимаете» «Если не можете изменить ситуацию, измените свое отношение к ней».
31 тел.: наш адрес: ул. Школьная, 3 (МЦ «Победа»)
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.