Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемОлга Захожая
1 Дисциплина « Основы педагогического мастерства Профессиональная переподготовка Социальное назначение профессии учителя. Структура и особенности педагогической деятельности
2 Профессия - это род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки. `` Воспитатель, стоящий вровень с современным ходом воспитания, чувствует себя живым звеном между прошедшим и будущим... Его дело, скромное по наружности, - одно из величайших дел в истории '' ( К. Д. Ушинский ) Социальное назначение профессии учителя - осуществлять связь поколений.
3 Функции педагогической деятельности ( функции ( от лат.) - обязанность, назначение ) Обучающая Учитель, прежде всего, учит, то есть помогает учащимся овладеть обобщенным человеческим опытом, знаниями, а также способами их приобретения, приемами и методами учебной работы. Развивающая Организация учебного процесса, общение учащегося с учителем, личность учителя, воспитательная работа - все это способствует развитию индивидуальности школьника. Воспитывающая В процессе обучения, во внеучебной деятельности происходит формирование личности ребенка. Общественно - педагогическая Учитель никогда не ограничивает свою деятельность только служебными рамками, выполняя общественные дела в стенах школы. Как правило, это общественная добровольная деятельность : участие в школьных мероприятиях, неформальное общение со своими воспитанниками, руководство кружками или секциями. Функции педагога тесно взаимосвязаны. Кроме основных функций, названных выше, к ним добавляются : методическая, самообразовательная, исследовательская.
4 Компоненты Характеристика 1. Гностический ( познавательный ) Включает умения : анализировать педагогическую ситуацию ; формулировать стратегические, тактические и оперативные задачи в области воспитания и обучения ( стратегические задачи - это `` сверхзадачи '', которые определяют исходные цели и конечные результаты педагогической деятельности ; в реальном педагогическом процессе стратегические задачи преобразуются в тактические задачи ; оперативные задачи - это текущие задачи, возникающие перед педагогом в каждый отдельно взятый момент его практической деятельности ); вырабатывать стратегии решения педагогических задач ; оценивать продуктивные и непродуктивные проекты решения и способы их реализации. 2. Проектировочный Включает умения : формулировать систему целей и задач ; планировать деятельность учащихся ; планировать собственную деятельность. Н. В. Кузьмина выделяет 5 взаимосвязанных компонентов педагогической деятельности
5 Компоненты Характеристика 3. Конструктивный Конструктивная деятельность включает в себя : отбор и композиционное построение учебно - воспитательного материала для передачи учащимся ; проектирование деятельности учащихся в соответствии с ихвозрастными и индивидуальными особенностями, собственной будущей деятельности и поведения с учетом возможностей учащихся. 4. Организаторский Как бы хорошо ни был отобран материал, как бы интересно он ни был построен, учитель не достигнет успеха, если не сумеет организовать деятельность учащихся и свою собственную. Организаторский компонент предполагает включение учащихся в различные виды деятельности, формирование и организацию ученического коллектива. Таким образом, организаторская деятельность представляет собой практическое решение педагогических задач. Этот компонент Н. В. Кузьмина рассматривает как синтез гностической, проектировочной, конструктивной и коммуникативной деятельности, воплощенный во взаимодействии педагога с учащимися. 5. Коммуникативный Это установление педагогически целесообразных взаимоотношений педагога с учащимися, с другими учителями, родителями, представителями общественности. Для успешного осуществления этих видов педагогической деятельности необходимы соответствующие педагогические способности : гностические, проектировочные, конструктивные, организаторские, коммуникативные.
6 Своеобразие профессии педагога Предмет труда Предмет педагогического труда - формирование человека. Своеобразие субъекта педагогической деятельности ( учащегося ) состоит в том, что он развивается не в прямой пропорциональной зависимости от педагогического воздействия на него, а по законам, свойственным его психике ( особенностям восприятия, понимания, мышления, становления воли, характера ), что обусловливает изменчивость, неповторяемость педагогических процессов. Орудия ( средства ) труда Это то, что человек помещает между собой и предметом труда, чтобы достичь желаемого воздействия на этот предмет. В педагогическом процессе орудия труда специфичны : к ним относятся не только знания педагога, его опыт, личное воздействие на воспитуемого ( так называемая педагогическая техника - владение своим эмоциональным состоянием, речью, организация педагогически целесообразного общения ), но и виды деятельности, на которые он должен уметь переключить школьников, способы сотрудничества с ними, - так называемые духовные средства труда.
7 Своеобразие профессии педагога Продукт труда Это воспитанный, подготовленный к жизни человек. В целостном педагогическом процессе ( воспитательном процессе, учебном процессе ) формируются отдельные качества личности в соответствии в общей целевой установкой. Идеальная цель педагогической деятельности - научить ученика быть человеком, стремиться к гармоничному развитию всех его сущностных сфер : интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, предметно - практической, саморегуляции, экзистенциальной ( умение управлять своими психическими состояниями, гармония чувств и поступков ). Реальная цель педагогической деятельности - обеспечить каждому учащемуся возможность достойной и полноценной жизни в обществе : формирование гуманистического мировоззрения ( ориентации на общечеловеческие ценности ) - достижение этой цели должно находить отражение в реальном отношении школьника к окружающим, ориентации на нравственное поведение, в способности разрешать межличностные конфликты ненасильственными методами, в развитии человеческих качеств, исключающих потребительство, вседозволенность, аморальность ; формирование у школьника осознания себя как части человечества и природы, понимание ответственности перед будущими поколениями за свою собственную деятельность по освоению природы, использованию техники, сохранению памятников истории и культуры ; воспитание у учащихся культуры семейных отношений ( установление правильных отношений в семье - с родителями, братьями, сестрами, выбор оптимального режима дня, оптимальных форм проведения свободного времени ).
8 Особенности педагогической деятельности Большая общественная значимость труда, которая во многом определяется перспективной направленностью деятельности Высокая общественная ответственность Определяющая роль личности учителя в результатах педагогического труда Высокий уровень занятости Творческий характер деятельности Педагогическая деятельность осуществляется в ходе взаимодействия между учителем и учеником Постоянное общение с молодежью Коллективный характер педагогической деятельности
9 Дисциплина « Основы педагогического мастерства Профессиональная переподготовка Требования к личности педагога. Специфика взаимодействия педагога с участниками педагогического процесса
10 Комплекс педагогических способностей ( в трактовке Н. В. Кузьминой ) Гностические способности Учитель должен уметь учиться сам, систематизировать изученное, быть способным к познанию индивидуальных особенностей детей ( темперамента, характера, способностей, склонностей и др.), своих собственных индивидуальных особенностей. Проектировочные способности Учитель должен уметь проектировать личность ученика, возможности его развития, свою деятельность. Конструктивные способности Проявляются в умении делать сложное доступным, учитывать возрастные и индивидуальные способности учащихся в учебно - воспитательном процессе. Коммуникативные способности Связаны с умениями устанавливать и поддерживать контакты с детьми, другими учителями, родителями учащихся, строить правильные взаимоотношения с ними, выбирать в нужный момент целесообразные меры воздействия. Организаторские способности Учитель должен уметь организовывать детей, вести их за собой, включать в разнообразные виды деятельности, побуждать к самовоспитанию.
11 Тип взаимодействия Характеристика Сотрудничество Это совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил, совместный контроль и оценка результатов работы, прогнозирование новых целей и задач. Это наиболее эффективный тип взаимодействия, который характеризуется гуманными, доброжелательными, доверительными и демократичными взаимоотношениями, совместными действиями. При сотрудничестве возможны противоречия, но они разрешаются на основе общего стремления к достижению цели, не ущемляют интересов взаимодействующих сторон. Диалог Диалог в отличие от сотрудничества не предполагает постановку общей цели совместной деятельности, однако обладает большим воспитательным потенциалом : диалог помогает участникам педагогического процесса лучше узнать друг друга, понять и мысленно встать на позицию другого человека, обменяться мнениями, прийти к согласию. Условия эффективности диалога - открытость, эмоциональная насыщенность, отсутствие предвзятости.
12 Тип взаимодействия Характеристика Соглашение В основе соглашения лежит договоренность взаимодействующих сторон о их роли и функциях в той или иной деятельности для достижения результата совместной деятельности. Соглашение в отличие от сотрудничества характеризуется нейтральным отношением сторон друг к другу. Опека Это забота одной стороны о другой ( учителя об учениках ), когда одни действуют по преимуществу как передатчики, а другие - как потребители готового опыта, таким образом, взаимодействие носит односторонний, опекающие - потребительский характер, в результате у школьников может сформироваться односторонне - потребительская позиция. Подавление Это пассивное подчинение одной стороны другой, что проявляется в виде открытых, жестких указаний, требований, что и как сделать. Взаимодействие - подавление приводит к напряженности во взаимоотношениях, формирует у одних - пассивность, приспособление, неуверенность, у других - деспотичность, агрессию по отношению к людям. Подавление вселяет в учеников страх, неприязнь к педагогу, поэтому учитель должен отказаться от взаимодействия, основанного на подавлении.
13 Тип взаимодействия Характеристика Индифферентность ( безразличие ) Характерны нейтральные формальные отношения. Главный путь перехода к более плодотворным типам взаимодействия - включение в совместную творческую деятельность, когда создаются условия для совместных положительных переживаний. Этот тип взаимодействия может перейти и в конфронтацию при неправильной организации деятельности и отношений. Конфронтация Это скрытая неприязнь друг к другу или одной стороны по отношению к другой. Конфронтация может быть следствием неудачного диалога, соглашения, психологической несовместимости людей. Задача педагога - найти способы перехода к диалогу, соглашению. Особо следует выделить такой тип взаимодействия, как конфликт, так как он может сопутствовать всем другим типам взаимодействия и носит, как правило, временный характер. Конфликт - это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов участников взаимодействия. Конфликт возникает, когда одна сторона начинает действовать, ущемляя интересы другой. Конфликт требует обязательного разрешения. Разрешение конфликта может идти в различных направлениях и переходить в конфронтацию ( открытая борьба за свои интересы ), подавление ( одна сторона поступается своими интересами ), соглашение ( взаимные уступки ), сотрудничество ( поиск решения, удовлетворяющего интересы всех сторон ).
14 Дисциплина « Основы педагогического мастерства Профессиональная переподготовка Сущность педагогического мастерства. Профессиональный рост и профессиональное самосовершенствование педагога
15 Педагогическое мастерство `` Мастер '' ( в переводе с лат. - начальник, учитель ) - это человек, достигший высокого уровня совершенства и творчества в своем деле. Мастерство ( высший уровень профессионализма ) - это комплекс качеств личности, обеспечивающих высокий уровень профессиональной педагогической деятельности. Компоненты педагогического мастерства : Личностные качества педагога : высокий моральный облик, ответственность, добросовестность, трудолюбие, педагогическая справедливость, любовь к детям, педагогические способности, терпение, выдержка, настойчивость, оптимизм, гуманистическая направленность, чувство юмора, педагогические способности в какой - либо области, профессиональная педагогическая направленность. Профессиональные знания ( знание преподаваемого предмета, его методики, педагогики, психологии, а также умение решать педагогические задачи ): `` Ученик должен видеть в учителе умного, знающего, думающего, влюбленного в знания человека. Чем глубже знания, чем шире кругозор, всесторонняя научная образованность учителя, тем в большей мере он не только преподаватель, но и воспитатель. Хороший учитель - это... человек, знающий психологию и педагогику, понимающий и чувствующий, что без знания науки о воспитании работать с детьми невозможно '' ( В. А. Сухомлинский ).
16 Педагогическое мастерство Профессиональная педагогическая техника - совокупность умений, навыков, приемов, позволяющих управлять процессом воспитания. Компоненты педагогической техники : 1) умение педагога управлять своим поведением : владение мимикой, пантомимой ; управление эмоциями, настроением ; социально - перцептивные способности ( способности, позволяющие понимать субъекта педагогического воздействия на основе чувственного восприятия ): внимание, наблюдательность, воображение ; техника речи ( дыхание, постановка голоса, дикция, темп речи ). 2) умение воздействовать на личность и коллектив. Профессиональный рост и профессиональное самосовершенствование педагога Личностное развитие и профессиональный рост педагога Педагогический идеал - это представление педагога о том, каким он должен быть, педагогическое кредо самого педагога, осознание им своей миссии.
17 Этапы самовоспитания Самоинфор - мирование ( самопознание ) Для того чтобы совершенствовать себя, следует хорошо знать, что ты из себя представляешь. Это можно осуществить путем самонаблюдения, самоанализа и самооценки. Самонаблюдение - это наблюдение человека за своими поступками, поведением, переживаниями. Наблюдение за собой содержит элемент анализа, то есть установление причинно - следственной зависимости между поступками, поведением, эмоциональным состоянием, качествами личности. Самооценка - результат сопоставления того, что человек наблюдает в себе, с тем, что он видит в других людях. Адекватная самооценка позволяет человеку отнестись к себе критически, соразмерить свои силы с задачами и требованиями окружающих. Неадекватная самооценка ( заниженная или завышенная ) может привести к острому внутриличностному конфликту. Поставить диагноз себе непросто, так как человеку свойственно преуменьшать свои недостатки и преувеличивать достоинства. Л. Н. Толстой отмечал, что человек подобен дроби : числитель ее - то, что он есть, а знаменатель - то, что он о себе думает. В самопознании существенную роль может играть ведение личного дневника. При самоанализе и самооценке, а затем и составлении программы самовоспитания следует учесть ряд моментов : наличие профессионального идеала ; особенности типа высшей нервной деятельности, силу и подвижность нервных процессов ; наличие или отсутствие профессионально значимых качеств ; познавательные умения ; конструктивные и коммуникативные умения ; организаторские умения ; профессиональную технику. Самопознание дает возможность человеку поставить цель совершенствования своей личности, ответить на вопрос :`` Каким я хочу быть ?''.
18 Этапы самовоспитания Программирование и планирование самовоспитательной деятельности Достижение цели требует разработки и реализации программ самовоспитательной деятельности ( в виде конкретного плана ), которые могут варьироваться от элементарных ( регулярно делать зарядку ) до сложных, рассчитанных на длительный период времени. В качестве примера рассмотрим самообязательство К. Д. Ушинского : ``1. Спокойствие совершенное, по крайней мере, внешнее. 2. Прямота в словах и поступках. 3. Обдуманность действий. 4. Решительность. 5. Не говорить о себе без нужды ни единого слова. 6. Не проводить времени бессознательно : делать то, что хочешь, а не то, что случится. 7. Издерживать только на необходимое или приятное, а не по страсти издерживать. 8. Каждый вечер добросовестно давать себе отчет в своих поступках. 9. Ни разу не хвастать ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет ''. Самопобуждение и самоорганизация Это конкретная самовоспитательная деятельность. Наметив программу самосовершенствования, следует перейти к ее реализации. На данном этапе следует прибегать к самоприказу, самоодобрению и самовнушению, например :`` Я не откажусь от принятого решения. У меня хватит сил выполнить его. Я способен преодолеть возникающие трудности. Вперед, за дело - без всяких колебаний ''. Очень важно в самовоспитании проверить себя, то есть осуществить самоконтроль ( дать оценку тому, что сделал, насколько хорошо выполнено данное себе обязательство ).
19 Проверьте себя ! Вопросы и задания для повторения темы 1) В чем заключается социальное назначение профессии учителя ? 2) Каковы функции педагогической деятельности ? 3) Какие компоненты входят в структуру педагогической деятельности ? 4) В чем состоит своеобразие профессии педагога ? 5) Раскройте особенности педагогической деятельности. 6) Какие требования предъявляются к личности педагога ? 7) Какие педагогические способности должен иметь учитель ? 8) Существуют ли противопоказания педагогической деятельности ? 9) Что такое педагогическое взаимодействие ? 10) Перечислите основные характеристики взаимодействия. 11) Какие типы взаимодействия являются, на Ваш взгляд, более эффективными ( менее эффективными )? Ответ обоснуйте. 12) Что определяет успешность педагогического взаимодействия ? 13) Что такое педагогическое мастерство ? 14) Из каких компонентов складывается педагогическое мастерство ? 15) Обоснуйте значимость самовоспитания педагога. 16) Охарактеризуйте блоки самовоспитательной деятельности.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.