Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемНаталия Дементьева
1 Матрешка
2 Матрёшка, круглолицая и полненькая, весёлая девушка в косынке и русском народном платье – это деревянная русская игрушка, расписная кукла, в которой находятся подобные ей, но меньших размеров. Количество может быть от трёх (трёхместная) куколок и больше. Состоит каждая матрёшечка из верхней и нижней частей, самая маленькая – неразъёмная.
3 Появилась матрёшка в конце XIX века. В московскую мастерскую «Детское воспитание» Анатолия Мамонтова, брата знаменитого мецената Саввы Мамонтова, привезли из Японии фигурку добродушного старика – мудреца Фукурукудзи. Она представляла собой несколько вложенных одна в другую фигурок. Токарь по дереву Василий Звёздочкин выточил из дерева похожие фигурки, которые также вкладывались одна в другую. Художник Сергей Малютин расписал их под девочек и мальчика. Матрёшка была выжжена по контуру, раскрашена гуашью и покрыта лаком. Первая матрёшка была восьмиместной, все куколки были одеты в русские народные костюмы и, что интересно, все они были работящие: каждая из них что-то держала в руках (петуха, серп, лукошко, мальчик держал инструмент) только детки-малютки оставались без вещи.
4 Приблизительно так выглядела первая матрёшка
5 Русские исследователи Б.Воробьёв, Л.Лившиц, Л.Теплов видят прямую аналогию происхождения матрёшки от Золотой Бабы. В частности интересно описание Золотой Бабы из «Записок о московитских делах» польского дипломата XVI века Герберштейна: «За Обью, у Золотой Бабы, где Обь впадает в океан, текут реки Сосьва, Березва и Данадым, которые все берут начало из горы Камень Большого Пояса и соединённых с ней скал. Все народы, живущие от этих рек до Золотой Бабы, называются данниками князя Московского. Рассказывают, что этот идол Золотой Бабы есть статуя, представляющая старуху, которая держит сына в утробе, что там уже снова виден другой ребёнок, который, говорят, её внук». Так благодаря исследованиям Б.Воробьёва, Л.Лившица, Л.Теплова историю русской матрёшки стало возможным отодвинуть на минимум 600 лет назад и искать её корни не только в Японии, но и на Урале. Кроме того, есть исторический факт, что ещё до появления матрёшки в виде куклы русские мастера изготавливали деревянные пасхальные яйца, которые были разъёмными и полыми. Таким образом, вопрос о прямой преемственности между японской и русской матрёшкой остаётся и требует более пристального изучения.
6 Как бы там ни было, но матрёшка родилась в высоких художественных кругах, это была очень удачная стилизация под русское народное искусство. Первоначально её изготавливали только профессиональные художники. Есть матрёшки Михаила Александровича Врубеля, Васнецов Виктор Михайлович расписывал матрёшку. И только впоследствии её стали делать в деревнях, где она была более простой, менее красочной, и в кустарных центрах. Так матрёшка стала народной.
7 До конца 90-х годов XIX века матрёшки вытачивали и расписывали только в мастерской «Детское воспитание», но после её закрытия производство и роспись освоили мастера из Сергива Посада. Матрёшка быстро получила широкую известность и народную любовь, но она была дорога. Эта кукла, предназначавшаяся детям, в основном покупалась взрослыми ценителями искусства. Вскоре после матрёшек, расписанными цветочными орнаментами, появились матрёшки, украшенные живописными сюжетами из сказок и былин – такие матрёшки рассказывали целые истории.
8 В 1900 году русские матрёшки дошли до Парижа, они экспонировались в этом городе на всемирной выставке, где получили мировое признание и даже медаль. Товарищество «Русские кустари» открыло постоянный магазин в столице Франции, куда сразу же поступил заказ на изготовление матрёшек-бояр. Матрёшки "Свадьба" и "Бояре"
9 Принцип изготовления матрёшки не поменялся за долгие годы, сколько существует игрушка. Как и сто лет назад матрёшек делают из хорошо высушенной долговечной древесины липы и берёзы. Это древесина лёгкая, пластичная, удобная в обработке. Подготовленные брёвна укладывают штабелями, оставляя зазор для прохождения воздуха, кору с брёвен не снимают, чтобы дерево в процессе сушки не потрескалось. Обычно заготовленную древесину выдерживают на открытом воздухе несколько лет. Потом к работе приступает токарь: от точит заготовку матрёшки от самой маленькой, неразъёмной, до самой большой. Когда «малышка» готова, приступают к следующей фигурке, в которую войдёт первая. Заготовка необходимой высоты обрабатывается и разрезается на верхнюю и нижнюю части. Первой делается нижняя часть. Затем удаляют древесину изнутри обеих частей второй куклы так, чтобы меньшая кукла плотно вставлялась внутрь. Потом процесс повторяется для куклы большего размера, в которую войдут две предыдущие и т. д.
10 До пятнадцати операций проходит заготовка в руках токаря, прежде чем стать готовой игрушкой. Вытачивание матрёшек – тонкое искусство, которому учатся годами. Некоторые умельцы-токари выучиваются даже вытачивать матрёшек вслепую. После того, как форма готова, её шлифуют на шлифовальном станке или специальной наждачной бумагой для того, чтобы поверхность была гладкой и краска хорошо ложилась на неё. Затем самое интересное – роспись. Начинают процесс росписи с одежды, нанесения узора на одежду, в последнюю очередь по канону писали лицо – это настолько важный момент, что иногда лицо на матрёшках писали мужчины-иконописцы. В мастерских даже появилось разделение мастеров на «яичников» и «дояичников», также как и в иконописи.
11 В старину традиционно расписывали матрёшку натуральными красками: растёртые вручную пигменты с яичным желтком. Такие краски долго держали свою светостойкость, не портились, не трескались, они пропитывались в дерево и тем самым сама фактура дерева и краска давали свой эффект, приобреталась живость у матрёшки. Сейчас матрёшки расписывают в разных технологиях: и гуашью, и темперой, и масляными красками, и даже акварелью – всё зависит от последующей обработки. И конечно от того, в какой области России делают матрёшку: Марий-Эл имеет свою особенную форму и роспись матрёшки, обычно национальный красно-белый костюм; мордовская матрёшка жёлтая, упрощённая роспись костюма; семёновская матрёшка одна из популярных, но имеет однотипный цветочный рисунок; другие регионы также имеют свои особенности. Самая популярная и полюбившаяся матрёшка – матрёшка из Сергиева Посада – самая продуманная и лаконичная. В настоящее время стали нередки и матрёшки пародийного характера с изображением политических деятелей, что явилось полным уходом от канона и смыла матрёшки.
12 Этапы производства (вытачивание заготовок токарем и эскиз художника)
13 Имя – Матрёшка до сегодняшнего дня является тайной. Одни утверждают, что имя это произошло от самого распространенного и любимого имени на Руси – Мария, Маша, Маня. Другие говорят, что это название берёт происхождение от женского имени Матрёна, в переводе с латыни: Матр (Матра) – мать. И по сей день матрёшка остаётся символом материнства и плодородия вместе со своим много численным матрёшкиным семейством.
14 Матрёшки Полховская и Мериновская
15 Матрёшки со сказочным и цветочным мотивами
16 Матрёшки Семёновская и Мордовская
17 Средний ряд - матрёшка, состоящая из 37 фигур (37-местная)
18 Мордовская матрешка
19 Чувашская матрешка
20 Матрёшка Марийская
21 Прошло уже более ста лет, но матрёшка не потеряла своего очарования.
22 Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.