Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемСвета Макухина
1 Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования в контексте государственной политики в образовании 1
2 План работы I. Из истории стандартизации общего образования II. Сущность ФГОС нового поколения, отличительные особенности III. Система оценки образовательных достижений в соответствии с требованиями ФГОС НОО 2
3 I. Из истории стандартизации общего образования Станда́рт (от англ. standard норма, образец) в широком смысле слова образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними др. подобных объектов Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию 3
4 Примерная дворянская программа 4 «Младые отроки должны всегда между собою говорить иностранными языками, а особливо когда им что тайное говорить случится, чтоб слуги и служанки дознаться не могли и чтоб можно их от других незнающих болванов распознать»
5 Что контролировалось? 5 «Он должен был осматривать десятки сельских школ в год; проверять содержание и метод преподавания четырех предметов: закона божия, чтения по книгам гражданской и церковной печати, письма, первых четырех действий арифметики. Малоопытных учителей инспектор должен был «руководить своими советами, а учителей, не соответствующих своему назначению, удалять и заменять более способными и достойными». На него же возлагались забота о снабжении школ учебниками и пособиями, наблюдение за «внешним и внутренним благоустройством их», подбор попечителей, контроль за правильным расходованием денег, сбор и обработка статистических материалов, составление отчетов для попечителя округа, ведение делопроизводства губернского училищного совета, переписка с различными ведомствами»
6 «Педагогический НЭП» 6
7 Индустриализация- стандартизация 7
8 ЦК ВКП (б) 12 февраля Признать линию Наркомпроса РСФСР и ОГИЗа по созданию учебников неправильной Установить, что по каждому отдельному предмету должен существовать единый обязательный учебник, утверждаемый Наркомпросом РСФСР и издаваемый Учпедгизом
9 9 Педагоги-новаторы – НЭП-2
10 10 Меморандум Педагогики сотрудничества
11 11 Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), утверждаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно РФ… устанавливает федеральные компоненты государственных образовательных стандартов, определяющие в обязательном порядке обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников Закон «Об образовании» 1992 г.
12 12
13 2007 год – ФГОС (стандарт второго поколения) Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. 309-ФЗ новое понимание содержания и структуры понятия «федеральный государственный образовательный стандарт» (ФГОС) Закон Российской Федерации «Об образовании», статья 7 « В Российской Федерации устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования…» 13
14 14 ФГОС ОО включают в себя требования к: 1) структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса; 2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально- техническим и иным условиям; 3) результатам освоения основных образовательных программ
15 1. Требования к структуре ООП, условиям реализации, результатам освоения. Стандарт разрабатывает образцы этих документов 2. Две части УП в ООП школы: обязательная и часть, формируемая участниками образовательных отношений. Чем старше ступень, тем больше возможность выбора (начальная школа: 80% и 20%, старшая школа 70% и 30%) 3. Внеаудиторная занятость - часть образовательного процесса (по направлениям, время на внеурочную деятельность определяет ОО) 4. Результат образования – это не только знания, но и умение применять их в повседневной жизни. Обученность – это готовность к определенной деятельности, в процессе которой учащиеся должны проявить знания и умения, усвоенные в процессе обучения. 5. В школе должны быть созданы кадровые, материально- технические и другие условия, обеспечивающие развитие образовательной инфраструктуры в соответствии с требованиями 6. Финансовое обеспечение построено на принципах нормативно- подушевого финансирования («деньги следуют за учеником»). При этом средства будут поступать и в муниципалитеты, и в каждую школу по нормативу (независимо от форм собственности) 15 II. Сущность ФГОС нового поколения, отличительные особенности
16 16 ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯФОРМЫ Ø Спортивно-оздоровительное Ø Духовно-нравственное Ø Социальное Ø Общеинтеллектуальное Ø Общекультурное Ø Экскурсии Ø Кружки Ø Секции Ø Конференции Ø Диспуты Ø «Круглые столы» Ø Олимпиады Ø Соревнования Ø Поисковые и научные исследования Ø Общественно полезные практики Ø Школьные научные общества и др.
17 III. Система оценки образовательных достижений в соответствии с ФГОС ОО предметных метапредметных личностных 17
18 Результаты образовательных достижений освоения ООП ОО: метапредметные - освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной, социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества, построение индивидуальной образовательной траектории личностные - готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их личностные и гражданские позиции, социальные компетенции, способность ставить цели и строить жизненные планы, к осознанию российской идентичности предметные - освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами 18
19 Основные подходы к оценке образовательных достижений в соответствии с ФГОС ОО Системно-деятельностный Уровневый Комплексный
20 20 Овладение системой учебных действий способность к решению различных классов учебно-познавательных и учебно- практических задач на основе освоения опорной системы знаний овладения умением учиться (способностью к самоорганизации с целью решения учебных задач) индивидуального прогресса во всех основных сферах личностного развития (мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции ) личностными : самоопределение смыслообразование морально-этическая ориентация мета предметными: регуляция коммуникация познавательная деятельность предметными: освоение систематических знаний, преобразование, применение и самостоятельное пополнение знаний В чем проявляется системно-деятельностный подход к оценке образовательных достижений В чем проявляется системно-деятельностный подход к оценке образовательных достижений
21 21 Уровневый подход служит основой для организации индивидуальной работы с учащимися Уровневый подход к представлению результатов реализуется за счет фиксации различных уровней достижения обучающимися планируемых результатов: базового уровня и уровней выше и ниже базового В чем проявляется уровневый подход к оценке образовательных достижений В чем проявляется уровневый подход к оценке образовательных достижений Уровневый подход к содержанию оценки обеспечивается структурой планируемых результатов: Общецелевой блок «Выпускник научится» «Выпускник получит возможность научиться»
22 22 Оценка трех групп результатов: предметный, метапредметных и личностных Использование разнообразных форм и методов оценки, взаимно дополняющих друг друга (стандартизированных устных и письменных работ, проектов, практических работ, самооценки, наблюдения и др.) В чем проявляется комплексный подход к оценке образовательных достижений В чем проявляется комплексный подход к оценке образовательных достижений Использование комплекса оценочных процедур (стартовой, текущей, тематической, промежуточной) как основы для оценки динамики индивидуальных образовательных достижений (индивидуального прогресса) и для итоговой оценки Использование контекстной информации (об особенностях учащихся, учебном процессе и др.) для интерпретации полученных результатов в целях управления качеством образования
23 СИСТЕМА МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Контекстная информация: карта учащегося (индивидуально-личностное развитие ученика, взаимодействие со сверстниками и взрослыми, состояние здоровья); анкета для родителей (поддержка семьи в обучении, образовательная среда дома); анкета для учителя (особенности учебного процесса, организация учебной деятельности, использование ИКТ в обучении) Начало 1 класса Стартовая диагностика (индивидуально- личностное развитие, предпосылки учебной деятельности) Конец 1 класса Предметные результаты (математика, русский язык, чтение ) Личностные результаты (самооценка, отношение к учебной деятельности) Конец 2 класса Предметные результаты (математика, русский язык, чтение ) Личностные результаты (самооценка, отношение к учебной деятельности, структура мотивации) Конец 4 класса Предметные результаты (математика, русский язык) Метапредметные результаты (читательская грамотность, ИКТ – компетентность, проектная деятельность) Личностные результаты (самооценка, отношение к учебной деятельности, структура мотивации, моральные дилеммы- неперсонефицированн о) Конец 3 класса Предметные результаты (математика, русский язык, чтение ) Личностные результаты (самооценка, отношение к учебной деятельности, структура мотивации)
24 Особенности оценки читательской грамотности (смысловое чтение и работа с информацией) Направленность на выявление у учащихся сформированности умений: - читать и понимать различные тексты, включая и учебные; - работать с информацией, представленной в различной форме; - использовать полученную в тексте информацию для решения различных учебно- познавательных и учебно-практических задач
25 Примеры заданий
26 ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ 10 (1, 3) В качестве иллюстрации к тексту приводится картина П.Д. Корина «Александр Невский» А. В каком году она была написана? Запиши ответ __________________________________________________ Б. Объясни, с какой целью художник нарисовал картину в это время? __________________________________________________ __________________________________________________ 26
27 Развивающий потенциал проектной деятельности Проект: замысел–реализация–продукт Продукт проекта – изменение ситуации Ученический проект: изменение самого автора, возможность увидеть себя в «продукте» В НОО: проекты разной степени трудности проекты разной продолжительности (на уроке, к след. уроку, до недели) конкретизация тематики соисполнительство в «масштабном» (например, общешкольном) проекте Задача: удержать и от необоснованного фантазирования, и от ухода в простое исполнительство 27
28 28 Г рупповые проекты ОО - «пилотов», 2013 г. Познавательный «ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ЗЕМЛЕ?» Конструкторский «МАКЕТ ДЕТСКОЙ ПЛОЩАДКИ» Исследовательский «КАК МЫ ПРОВО- ДИМ СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ?» Социальный «ПОМОГИ БУДУЩЕМУ ПЕРВОКЛАССНИКУ» Дети, работая в малых группах, по 4-5 человек, уточняют тему проекта, планируют работу и готовят макет, плакат, или компьютерную презентацию, которую представляют классу. Они отмечают стикерами наиболее понравившуюся им работу и оценивают работу своей группы и свой вклад в работу группы. короткий текст, вопросы к нему и иллюстрации, загадки, пословицы список литературы макет – рисунок, или из ЛЕГО, или из пластилина + пояснения вопросы, опрос диаграмма текст-интерпретация выделяют возможные проблемы первоклассников и составляют план помощи/опеки Наблюдаем: планирование работы и ее исполнение, взаимодействие, конфликты, активность, инициативность
29 29 По результатам работы подготовьте и оформите плакат или компьютерную презентацию, содержащие: заголовок к вашему плану помощи; выделенные вами проблемы первоклассников (не более трёх); план помощи по каждой из выделенных вами проблем; иллюстрации или отрывки из стихотворений к выделенным вами проблемам или к вашему плану (можно подобрать готовые, а можно нарисовать самим) Способность выдвинуть собственную идею и удерживать замысел проекта (4) Способность выдвинуть собственную идею и удерживать замысел проекта (4)
30 30 Способность выдвинуть собственную идею и удерживать замысел проекта (4) Способность выдвинуть собственную идею и удерживать замысел проекта (4)
31 31 - возможность получения знаний и осознанное применение полученных знаний и способов действия в новых, не похожих «на обучающие», ситуациях; - расширение возможностей для выбора и «проб»: «пробы» в исполнении различных ролей в групповой работе, выполнение работы в разных группах (ротация); «пробы» различных социальных ролей (например, в «личностно» окрашенных проектах); «пробы» различных сфер человеческой деятельности (человек-человек, человек-знак, человек-природа, человек-техника, человек-образ); «пробы» в различных областях знаний, в т.ч. – выполнение межпредметных проектов Обязательность самооценки и рефлексии: презентации, выставки достижений, праздники и т.п. не должны подменять собой самооценку и рефлексию Развивающий потенциал проектной деятельности:
32 32 Проект и коммуникация : –взаимодействие при общении –коммуникация в ходе презентация Проект и сотрудничество (групповые, парные проекты): –принятие согласованных решений –работа над общим продуктом –разделение ответственности Развивающий потенциал проектной деятельности: Развивающий потенциал проектной деятельности:
33 33 Проект и коммуникация –взаимодействие при общении –коммуникация в ходе презентация Проект и сотрудничество (групповые, парные проекты): –принятие согласованных решений –работа над общим продуктом –разделение ответственности Развивающий потенциал проектной деятельности: Развивающий потенциал проектной деятельности:
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.