Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемСтанислав Шевердяев
1 Страна: Австрийская республика Выполнила: студентка 1 курса 108 группы Илич Марина Предраговна
2 Первый проект конституции был разработан в 1848 году, она провозглашала Австрию конституционной дуалистической монархией по форме правления и децентрализованным унитарным государством по форме территориального устройства, главой государства должен был остаться император, законодательным органом должен был стать Рейхстаг, состоявший из Палаты Земель и Народной Палаты, исполнительным органом должно было стать Имперское министерство, во главе с Имперским министром. Первая конституция была принята 25 апреля 1848 года, провозгласившая в Австрии конституционную монархию с Рейхстагом, состоящим из Сената и Палаты Депутатов. 4 марта 1849 года императором взамен этой конституции была издана другая, сохранившая конституционную монархию. В 1851 году она была отменена императором. Последующей конституцией считается Австро-Венгерское соглашение 1867 года. Действующая конституция Австрии является некодифицированной и включает несколько актов. Часто конституцией Австрии называют Федеральный конституционный закон. Он был разработан в 1920 году при участии известного австрийского правоведа Г. Кельзена и вступил в силу 1 октября. Из-за споров о необходимости включения в закон раздела о правах человека сохранил свою силу Закон 1867 года «Об общих правах граждан королевств и земель, представленных в Имперском совете». В 1934 году после подавления Февральского восстания Федеральный конституционный закон был de jure отменён. Была принята новая конституция, получившая название «Майской». В мае-декабре 1945 года действовала временная конституция, а в декабре было восстановлено действие Федерального конституционного закона 1920 года. История принятия и структура Конституции Австрии. История принятия Конституции.
3 Составной частью конституции Австрии являются законы, принятые еще в период существования Австрийской империи и регулирующие основные права и свободы граждан: Основной закон государства от 21 декабря 1867 г. «Об общих правах граждан королевств и земель, представленных в Имперском совете»; Закон от 27 октября 1862 г. «Об охране неприкосновенности жилища»; Закон от 29 ноября 1988 г. «О защите личной свободы»; Закон от 3 апреля 1919 г. «Об упразднении дворянства, светских рыцарских и дамских орденов и некоторых титулов и почетных званий». Кроме того, к числу конституционных актов относится гл. 5 ч. 3 Сен-Жерменского государственного договора от 10 сентября 1919 г., в котором провозглашены права национальных меньшинств. Структура Федерального конституционного закона от 10 ноября 1920 года. В первом разделе содержатся общие положения: Австрия провозглашается демократическим государством (ст. 1), декларируется равенство граждан перед законом (п. 1 ст. 7), даются описания государственного герба и флага (ст. 8 а) и др. Также в первом разделе есть ряд статей, посвящённых разграничению компетенции федерации и федеральных земель (ст. 10, 11 и др.). После вступления Австрии в Европейский союз в первый раздел был добавлен подраздел, который определяет порядок участия Австрии в органах Евросоюза (подраздел В раздела 1). Второй раздел посвящён австрийскому парламенту и законодательному процессу. Парламент Федеральное собрание состоит из двух палат: Нижняя палата (Национальный совет) избирается населением прямыми выборами на пять лет. Верхняя палата (Бундесрат) это орган представительства земель. Члены верхней палаты избираются парламентами земель (ландтагами). В третий раздел входят нормы о президенте Австрии, правительстве, армии и судах общей юрисдикции. Исполнительную власть осуществляет федеральное правительство, которое возглавляет федеральный канцлер (п. 1 ст. 69). Суды включены в систему федеральных органов власти. Высшей инстанцией назван Верховный суд (п. 1 ст. 92). Специальным судебным органам (Административному суду и Конституционному суду) посвящены отдельные подразделы в разделе шестом. Четвёртый раздел посвящён органам власти земель и органам местного самоуправления. Раздел устанавливает для всех земель общие единообразные правила, в рамках которых земли вправе принимать собственные законы. В землях действуют ландтаги и правительства земель, избираемые ландтагами и возглавляемые губернаторами. В пятом разделе содержатся положения о контроле за финансовой деятельностью. Предусматривается создание счётной палаты отдельного органа, который проверяет финансовую деятельность государственных органов и юридических лиц с государственным участием. Шестой раздел посвящён гарантиям соблюдения Конституции и законности. Здесь описаны несколько органов с различными полномочиями, которые сводятся к контролю за соблюдением законности. Конституция Австрии стала первой в мире конституцией, которая предусмотрела создание конституционного суда. Седьмой раздел касается Коллегии народной правозащиты, органа, аналогичного омбудсмену. Коллегия народной правозащиты сама не имеет полномочию по устранению нарушений, но может обращаться в соответствующие органы и в конституционный суд. Последний раздел содержит заключительные и переходные положения. Также содержит список законов, которые сохраняют силу и приобретают статус конституционных после вступления в действие Федерального конституционного закона.
4 Порядок изменения Конституции. Федеральный конституционный закон Австрии можно отнести к числу жестких конституции, которые изменяются парламентом одного и того же созыва квалифицированным большинством в палате или палатах. Согласно п. 1 ст. 44 ФКЗ 1920 г., конституционные законы или конституционные положения обычных законов могут быть приняты Национальным советом в присутствии не менее половины членов и большинством (в 2/3) поданных голосов. Конституционные законы или содержащиеся в обычных законах конституционные положения, на основании которых ограничена компетенция земель в сфере законодательства и исполнительной деятельности, нуждаются, кроме того, в одобрении Федерального совета, получаемом в присутствии не менее половины его членов и большинством – не менее 2/3 – поданных голосов (п. 2 ст. 44). Пересмотр всей Федеральной Конституции, в том случае, если этого потребует 1/3 членов Национального совета или Федерального совета, и каждое ее частичное применение после окончания процедуры, описанной в статье 42 (процедура изменения конституционных законов или конституционных положений в обычных законах), но до удостоверения Федеральным президентом, должны быть поставлены на голосование народа всей Австрии (п. 3 ст. 44). Инкорпорирование поправок в текст конституции происходит путем простой замены прежних положений вновь утвержденными либо исключение прежних положений, либо добавление новых.
5 Особенности конституционного статуса личности. Положения о правах, свободах и обязанностях содержатся в различных конституционных законах: Федеральном конституционном законе от 10 ноября 1920 года, основном законе государства от 21 декабря 1867 г. «Об общих правах граждан королевств и земель, представленных в Имперском совете», законе от 27 октября 1862 г. «Об охране неприкосновенности жилища», законе от 29 ноября 1988 г. «О защите личной свободы»; Важнейшей чертой конституционного статуса личности демократического государства является принцип равноправия. Статья 7 Конституции Австрии гласит, что все граждане федерации равны перед законом; привилегии в зависимости от происхождения, пола, положения, классовой принадлежности и вероисповедания исключаются. Также Основной закон государства устанавливает, что все национальные меньшинства равноправны, и каждое из них обладает гарантированным правом на сохранение и поддержание своих национальных особенностей и языка. Среди социально-экономических и социально-культурных прав конституция называет свободу выбора профессии и обучения ею, право собственности и ее неприкосновенность (с тем ограничением, что собственность может отчуждаться в предусмотренных законом случаях), свободу науки и художественного творчества, полную свободу совести и вероисповедания. В конституционных законах Австрии содержится обычный перечень политических прав и свобод: свобода выражения и распространения мнений, свобода печати, свобода доступа к информации, свобода мирных собраний право на объединение и др. Каждому принадлежит право подачи петиций. Среди личных прав и свобод конституция называет следующие: право на жизнь и физическую неприкосновенность, на неприкосновенность жилища, на тайну переписки (изъятие корреспонденции может производиться лишь в условиях войны или на основании судебного приказа), на свободу передвижения в пределах страны (свобода выезда из страны ограничивается государством лишь в связи с воинской повинностью) и др. Об обязанностях граждан в конституции содержатся лишь краткие положения. Говорится об обязанности несения воинской службы для мужчин. Австрийские гражданки добровольно могут нести службу в федеральных вооруженных силах. Закрепляется обязанность для всех граждан участвовать в выборах Федерального президента. Также указывается, что гражданские обязанности не могут нарушаться из-за религиозных убеждений. В конституции предусмотрены юридические гарантии прав и выполнения обязанностей. К их числу относятся положения о том, что перечисленные в конституции права и свободы имеют непосредственное действие, они обязательны для законодательной, исполнительной и судебной властей; что лица, чьи права нарушены, вправе обращаться в суд; что ограничение прав возможно только на основе закона. Более конкретные гарантии записаны в статьях, устанавливающих то или иное право. Для Республики Австрии устанавливается единое гражданство. Те граждане, которые имеют на территории земли основное место жительства, являются гражданами этой земли.
6 Политико-территориальное устройство Австрии. По своему содержанию политико-территориальная организация (устройство) Австрии включает три основных элемента: 1. масштабы и границы государства, в связи с чем в Федеральном конституционном законе Австрии содержится перечень входящих в нее территорий: Федеративное государство образуется из самостоятельных земель: Бургенланда, Каринтии, Нижней Австрии, Верхней Австрии, Зальцбурга, Штирии, Тироля, Форарльберга, Вены (п. 2 ст. 2). 2. политико-территориальную структуру государства, включая: государственно-территориальную структуру: Австрия является федеративным государством (п. 1 ст. 2) административно-территориальную структуру: Австрия состоит из 9 относительно самостоятельных земель. Вена – столица Федерации – приравнивается по своему положению к положению земли. Каждая земля делится на общины. Община является территориальной единицей с правом самоуправления и одновременно административной единицей (п. 1 ст. 116). статус его структурных единиц: территориальное устройство Австрии является симметричным. Политико-территориальные единицы (земли), его непосредственно составляющие, имеют равный статус. 3. принципы и формы взаимоотношений между государством в целом, его органами и теми или иными политико-территориальными внутренними подразделениями государства и их органами. Вопросы, относящиеся к ведению Федерации, перечислены в первом разделе. Если какой-либо вопрос согласно Федеральной Конституции не отнесен определенно к компетенции Федерации в области законодательной или исполнительной деятельности, то он относится к сфере собственной компетенции земель (п. 1 ст. 15). Также Федерация и земли могут заключать между собой соглашения по вопросам своей компетенции (п. 1 ст. 15 а). Община является самостоятельной хозяйственной единицей. Она имеет право в пределах, установленных общими законами Федерации и земли, владеть всякого рода имуществом, приобретать его и распоряжаться им, заниматься хозяйственным предпринимательством, а также в рамках финансовой системы самостоятельно определять свой бюджет и взимать налоги (п. 2 ст. 116).
7 Система органов государственной власти и особенности их взаимодействия в политическом процессе. Глава государства федеральный президент (ст. 60 – 68). Его избирают сроком на 6 лет (с возможностью однократного переизбрания) на всенародных прямых равных выборах путём тайного голосования. Федеральный президент выполняет в основном представительские функции (прежде всего в международно-правовой сфере), аккредитует и назначает послов, назначает и увольняет федеральных чиновников, в т.ч. офицеров. По результатам парламентских выборов он назначает федерального канцлера и по его представлению других членов правительства. Он может распустить Национальный совет с согласия бундесрата, отправить в отставку федерального канцлера или всё правительство (но не отдельных министров), хотя на практике этого ни разу не было. Президент является главнокомандующим Вооружёнными силами. Высший орган законодательной власти и орган народного представительства двухпалатное Федеральное собрание (раздел 2), состоящее из Национального совета (НС) и Федерального совета (Бундесрата). Совместные заседания Федерального собрания проводятся при приведении к присяге президента и для принятия решения об объявлении войны. Оно может также объявить референдум с целью отставки президента. Законодательные функции выполняет НС (совместно с Бундесратом), избираемый на 4 года на всеобщих прямых выборах путём тайного голосования. Руководство НС осуществляют три президента НС. Они образуют коллегию и исполняют обязанности федерального президента, когда тот не в состоянии это делать. Члены Бундесрата избираются и делегируются ландтагами земель на 4 или 6 лет. Бундесрат может опротестовать закон, и тогда Национальный совет голосует повторно при большем кворуме. Президент Бундесрата избирается поочередно в алфавитном порядке от каждой земли сроком на полгода. Законопроекты, которые в основном разрабатывает правительство, обсуждаются и принимаются НС большинством голосов при кворуме 1/3 депутатов (конституционные законы и положения, а также школьные законы 2/3 голосов). В отношении законодательного процесса и управления осуществляют многосторонний контроль: политический оппозиция, правовой Конституционная судебная палата, экономический Счётная палата, за нарушениями прокуратура. Высший орган исполнительной власти федеральное правительство (раздел 3). Правительство возглавляет федеральный канцлер. Он формирует кабинет и координирует его работу. При принятии решений действует принцип единогласия. Канцлер должен учитывать мнение вице-канцлера, роль которого в австрийском коалиционном правительстве велика. Выборы во все органы народного представительства являются всеобщими, прямыми, свободными и равными при тайном голосовании. Избирательное право предоставляется всем гражданам, достигшим 18 лет. Участие в выборах президента обязательно. Выборы в НС проводятся по пропорциональной системе. Проходят партии, завоевавшие региональный мандат или получившие 4% голосов по всей Австрии В выборах в органы местного самоуправления могут участвовать также проживающие в Австрии граждане других стран ЕС.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.