Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемФёдор Исайкин
1 Презентация По предмету: Конфликтология На тему: Предмет, объект, задачи конфликтологии. 1 Факультет: Управления Кафедра: Менеджмент организации Автор работы: Магистрант: Исайкина Татьяна Викторовна Группа М.М Руководитель работы: Поддубный Сергей Евтихиевич
2 Актуальность, цель и задачи исследования Актуальность исследования. Появившись с первыми человеческими сообществами, конфликты представляли собой повседневные явления и длительное время не были объектом научного исследования, хотя отдельные гениальные мысли о них имеются в самых древних источниках, дошедших до нас. Со временем менялись условия жизни, видоизменялись и конфликты. Не оставалось неизменным и отношение к ним общественной мысли. Античная эпоха оставила нам детальное описание войн и первые оценки конфликтов подобного рода. В Средние века и в Новое время были предприняты попытки осмыслить сущность этого явления. Целая плеяда мыслителей-гуманистов высказывала свои представления о конфликтах, пагубности их роли в развитии человечества, об устранении войны из жизни общества и установлении вечного мира. Именно по этой причине, изучение конфликтологии, ее предмета и задач является актуальной целью. Для достижения указанной цели, необходимо найти ряд промежуточных задач исследования: - рассмотреть понятие конфликтологии, ее предмет и задачи; - охарактеризовать некоторые фрагменты истории развития конфликтологии; - охарактеризовать особенности становления конфликтологии как науки; - рассмотреть особенности развития конфликтологии в современный период. 2
3 Понятие конфликтологии, ее объект 3 Конфликтология – отрасль социальной психологии; область научного знания о природе, причинах, видах и динамики конфликтов, методах их предупреждения и способах разрешения. Конфликтология представляет собой отдельную область научного знания. У нее свой предмет изучения – социальная природа, причины, типы и динамика конфликтов, пути, методы, средства их предупреждения и регулирования. Конфликтология учит умению распознавать объективную и субъективную природу конфликтов, их непосредственные причины и мотивы, ориентации в том, в каких формах протекают конфликты и какими путями они разрешаются, овладению искусством управления ими. Конфликтология реально помогает распознавать конфликты, принимать надлежащие меры для их профилактики и разрешения. Она дает возможность лучше ориентироваться в сложностях социальной жизни, искать оптимальные решения в конфликтных ситуациях, находить наиболее эффективные способы воздействия на поведение людей, так или иначе вовлеченных в конфликтное противоборство.
4 Задачи конфликтологии 4 Во-первых, конфликтология раскрывает основные пути познания сущности конфликтных ситуаций, их условия и факторы. Будучи теоретическим обобщением действительности, конфликтология влияет на характер и практическую деятельность политических и других организаций, служит средством решения важнейших проблем личной и общественной жизни человека, политических, правовых и других вопросов общества. Во- вторых, конфликтология является важным средством воспитания человека, формирования его способностей, прав, свобод и потребностей в условиях правового государства. Но эту роль конфликтология может выполнять в том случае, если она сможет диалектически воспроизводить картину всей действительности, ее прошлое, настоящее и будущее, если она станет, наряду с философией, методологией научных исследований и художественно-эстетического освоения мира, если она сможет вооружить личность пониманием смысла нравственного идеала, правовыми нормами и принципами, регулирующими поведение личности и народных масс в обществе. Для нашей страны наступила новая эпоха - эпоха перехода от тоталитарной системы к правовому государству и рыночным отношениям. Эта эпоха сопровождается небывалым ростом конфликтов во всех областях жизни страны; начиная с семейно-бытовых сфер до самых тонких областей духовной жизни человека. Это обстоятельство и обусловливает задачи конфликтологии в современных условиях. Во-первых, задача состоит в научном познании объективной истины, действительной сущности перехода от одного уровня общественной жизни к другому. Во-вторых, для этого перехода характерными являются появления многочисленных конфликтов во всех областях общества. Задача состоит в том, чтобы выявить необходимые пути более или менее безболезненного решения социальных конфликтов, В-третьих, социальные конфликты разрешаются при наличии зрелого субъективного фактора, воспитание которого чрезвычайно усложнилось в период перехода от однопартийной системы к многопартийной с различными идеологическими концепциями, И тем не менее без зрелого, в достаточной мере ответственного, способного субъективного фактора т.е. без желания человеческих общностей, коллективов, народных масс в целом невозможно решение конфликта. При решении социальных конфликтов человек должен действовать со знанием дела, опираться на объективные законы развития конфликтов.
5 Некоторые фрагменты истории развития конфликтологии Конфликтам уделяли внимание и такие выдающиеся умы античности, как Платон и Аристотель (V – I V вв. до н. э.). Они полагали: человек по природе своей существо общественное; отдельный человек представляет собой лишь часть более широкого целого – общества; заложенное в человеке начало придает ему способность к взаимопониманию и сотрудничеству с другими людьми. Не исключалась при этом и склонность к вражде, ненависти и насилию. По мнению Аристотеля, источники распрей состоят в неравенстве людей по обладанию имуществом и получению почестей, а так же в наглости, страхе, пренебрежении, происках, несходстве характеров, чрезмерном возвышении одних и унижении других. В условиях средневековья коллективизм означал подчинение человека феодальному государству, поглощение личности крестьянской общиной, ремесленным цехом, купеческой корпорацией, рыцарским или монашеским орденом. Только на излете средних веков сформировался в мощную силу индивидуализм. Это нашло свое выражение в западноевропейском гуманизме. Томас Мор, Эразм Роттердамский, Френсис Бэкон и другие гуманисты выступали с резким осуждением средневековой смуты, социальных беспорядков и кровопролитных междоусобиц. Они ратовали за мир и доброе согласие между людьми, признавая их решающим фактором развития общества. Зайцев А.К. Социальный конфликт на предприятии. Калуга: Истра С
6 Становление конфликтологии как науки По-настоящему научный подход к восприятию конфликтов проявился только со второй четверти XIX в. Именно с этого времени конфликты выдвинулись в ряд предметов для специального изучения. Формирование конфликтологии как особой области изучения происходило вместе с развитием истории, социологии, права, этики, психологии и других социальных наук. Фундамент конфликтологии закладывался при участии основателей социологии таких, как Огюст Конт, Герберт Спенсер. Идеи классиков, заложивших основы конфликтологии, были восприняты и развиты следующими поколениями представителей наук об обществе. Например, Эмиль Дюркгейм – один из основоположников французской социологической школы – ставил знак равенства между общественным состоянием и социальной солидарностью. Он считал, что люди объединяются в общества не ради индивидуальной и групповой вражды, а вследствие взаимной потребности друг в друге. 6
7 Современное понимание конфликта в конфликтологии В отличие от социологов психологи, объясняя природу конфликтного поведения, ставили его в зависимость от психологических факторов. Например, хорошо известно, что это послужило Зигмунду Фрейду основанием для того, чтобы предложить идею разделения личности на три инстанции, т. е. ступени, звенья – «Оно», «Я» и «Сверх-Я». К началу XX в. интерес ученых, прежде всего социологов и психологов, к исследованию конфликтов определился со всей отчетливостью. Конфликт признавался социальным явлением. Указывалось на ряд биологических, психологических, социальных и других факторов, которые с неизбежностью порождают конфликты. 7
8 Компромисс как метод регулирования конфликта Говоря о компромиссе, стоит отметить, что в узком смысле компромисс можно рассматривать как средство достижения собственных целей, в этом качестве он означает стремление субъекта настаивать на соблюдении своих интересов насколько это возможно и идти на уступки в том случае, если эта возможность иссякает. В рамках такого подхода можно выделить: - компромисс как «спасательный плот», когда заключение компромиссного соглашения означает решающий прорыв в урегулировании острых противоречий, которые в ином случае могли бы разрешиться крайне неблагоприятно; - компромисс как «шаг доброй воли», когда ситуация еще не доведена до критической, и компромисс является одной из альтернатив; - компромисс как «уход от реальности», когда стороны пытаются заключить компромиссное решение там, где для него нет условий и реальной заинтересованности. Деструктивность таких компромиссов заключается в том, что они, как правило, оказываются непрочными, а это может подтолкнуть конфликт к новому обострению; - компромисс как «тактическая уловка», когда компромисс используется одной из сторон для извлечения односторонней выгоды. 8
9 Формирование отечественной школы конфликтологии Отечественные мыслители, испытывая влияние зарубежных течений, вместе с тем отразили своеобразие российского общества во второй половине XIX и начале XX вв. Иван Александрович Ильин, обобщая свои наблюдения, писал: «Каждый народ по- своему вступает в брак, рождает, болеет и умирает; по-своему лечится, трудится, хозяйствует и отдыхает; по-своему горюет, плачет, сердится и отчаивается; по- своему улыбается, шутит, смеется и радуется; по-своему ходит и пляшет; по-своему поет и творит музыку; по-своему говорит, декламирует, острит и ораторствует; по- своему наблюдает, созерцает и творит живопись; по-своему исследует, познает, рассуждает и доказывает; по-своему нищенствует, благотворит и гостеприимствует; по-своему строит дома и храмы; по-своему молится и геройствует...; по-своему возносится духом и кается; по-своему организуется. У каждого народа свое особое чувство права и справедливости, иной характер, иная дисциплина, иное представление о нравственном идеале, иной семейный уклад, иная церковность, иная политическая мечта, иной государственный инстинкт. Словом: «У каждого народа иной, особый душевный уклад и духовно-творческий склад»… 9
10 Выводы Конфликтология необходима для всех видов управленческой деятельности. Применительно к менеджменту ее основное предназначение заключается в том, чтобы побудить руководителя смотреть на конфликтные ситуации, что называется, открытыми глазами, не довольствоваться интуицией и здравым смыслом, а следовать в работе с людьми определенным, наукой установленным правилам и приемам управления конфликтами. Научный подход предполагает системно организованные, принципиально структурированные, методологически точные знания о предмете (в данном случае о конфликтах), ориентацию на познание закономерностей реального мира и постижение объективной истины. Любая наука, включая конфликтологию, конструктивна, рассчитана на возможность практического применения полученных знаний, на выработку и внедрение новых проектов. Научное управление социальными процессами, в том числе и регулирование конфликтов, осуществляется, как правило, на основе аналитического расчета, планомерного и многостороннего влияния на участников социальных связей и взаимодействия, практического применения выверенных наукой рекомендаций. 10
11 Доклад закончен, благодарю за внимание. 11
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.