Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемЕвгений Нордстрем
1 Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена Штаб гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Методическая разработка для проведения занятия по программе подготовки сотрудников университета в области безопасности жизнедеятельности «Действия работников организации в условиях негативных и опасных факторов бытового характера».
2 Учебная цель: закрепить знания слушателей по действиям в условиях негативных и опасных факторов бытового характера. Учебные вопросы: 1. Транспортные аварии и действия при: а) аварии на автомобильном транспорте; б) аварии на общественном транспорте; в) аварии в метрополитене; г) аварии на железнодорожном транспорте; д) аварии на воздушном транспорте; е) аварии на водном транспорте. 2. Действия при пожарах, взрывах. 3. Способы предотвращения и преодоления паники и панических настроений.
3 Вопрос 1. Транспортные аварии и действия при аварии на авто- мобильном транспорте. Особенность автомобильных аварий состоит в том, что 80 % раненых погибает в первые 3 часа из-за обильных кровопотерь. По статистике дорожные происшествия чаще всего происходят в час пик, в дни праздников, в первые и последние дни отпусков. Особенно опасна дорога зимой. На зимние месяцы приходится 60 % происшествий всего года. Дождь и ту- ман также осложняют дорожную обстановку и часто становятся при чиной возникновения дорожно- транспортного происшествия (ДТП).
4 Действия при аварии на автомобильном транспорте. При аварии. Определиться в каком месте автомобиля и в каком положении вы находитесь, не горит ли автомобиль и не подтекает ли бен- зин. Если двери заклинены, покинуть автомобиль через окна, открыв их или разбив тяжелым подручным предметом. Выбравшись из авто- мобиля, отойти от него как можно дальше – возможен взрыв. При падении в воду автомобиль может некоторое время держаться на плаву. Выбраться через открытое окно, т.к. при открытии двери ма- шина резко начнет тонуть. При погружении на дно с закрытыми окна- ми и дверьми воздух в салоне автомобиля держится несколько минут. Включить фары, активно провентилировать легкие, избавиться от лишней одежды. Выбираться из автомобиля при заполнении его водой на- половину, иначе будет мешать поток воды, идущей в салон. При необходимости разбить лобовое стекло подручным предметом. Протис- гнуться наружу, взявшись руками за крышу автомобиля, затем резко плыть вверх.
5 Действия при аварии на автомобильном транспорте.
6 Действия при аварии на общественном транспорте. Основные правила безопасности при проезде на общественном транспорте: не прислоняться к дверям; не высовывать голову и руки в окна; внутри транспорта держаться за поручни на случай экстренного торможения (самая надежная точка опоры – поручень над головой); стоять лицом в сторону движения для контроля окружаю- щей обстановки (в этом случае при торможении или столкновении падение будет лицом вперед, что безопаснее падения на спину).
7 Действия при аварии в метрополитене. Аварийные и опасные ситуации на станциях, в тоннелях, вагонах метрополитена возникают в результате столкновения и схода с рельсов поездов, по- жаров и взрывов, разрушения несущих конструкций эскалаторов, обнаружения в вагонах и на станциях посторонних предметов, которые могут быть отнесены к категории взрывоопасных, самовозгорающихся и токсичных, а также падения пассажиров и их вещей на станционные пути.
8 Из правил пользования метрополитеном: При падении людей и предметов на пути метрополитена, задымлении, возгорании и возникновении других опасных ситуаций связаться с дежурным по станции или машинистом поезда по системе «пассажир-машинист». При обнаружении в метрополитене или вагоне поезда забытых, бесхозных или подозрительных вещей и предметов немедленно сообщить об этом сотрудникам полиции, работни- кам метрополитена или машинисту поезда.
9 Из правил пользования метрополитеном: В целях безопасности запрещается провозить легковоспламеняющиеся, отравляющие, ядовитые, зловонные вещества; огнестрельное оружие; колющие и легко бьющиеся предметы и вещи без футляров и надлежащей упаковки; животных и птиц без клеток и сумок; длинномерный и громоздкий багаж.
10 Действия при аварии на железнодорожном транспорте. Всем, кто отправляется в поездку на ж.д. транспорте, нужно знать, что самые безопасные места в вагоне – это полки ку- пе, расположенные в сторону движения. Наибольшую угрозу для пассажи- ров представляют первый и последний вагоны поезда. Пер- вый сминается и сбрасывает- ся с пути при столкновении в лоб. При столкновении сзади с последним вагоном последствия более катастрофические, т.к. его не буферят локомотив и багажный вагон.
11 Действия при аварии на железнодорожном транспорте. При крушении или экстренном торможении закрепиться, чтобы не упасть. Для этого нужно схватиться за поручни и упереться в стену или сиденье ногами. Безо паснее всего опуститься на пол вагона. При серьезном крушении надо не- медленно выбраться из вагона (только, выпрыгивая, не попасть под встречный поезд) и оказать помощь пострадавшим пасса- жирам. Внимательно осмотреть ся, нет ли поблизости упавших токонесущих проводов: они мо- гут представлять смертельную опасность.
12 Действия при пожаре на железнодорожном транспорте. Пожар в поезде страшен не пламенем, а, в первую очередь, ядовитыми продуктами горения синтетических отделочных материалов. Отравление происходит в считанные минуты, а при интенсивном сгорании – секунды. Во избежание этого необходимо перейти в соседний вагон, желательно в сторону движения, в остановившемся – на улицу, по возможности со стороны, где нет ж.д. путей. Не разбредайтесь во все стороны, так как прибывшие спасатели будут искать вас возле полотна. При сильном задымлении вагона закройте нос и рот смоченной водой полотенцем и т.п. В полу- пустых вагонах можно передвигаться на коленях, так как внизу (у пола) дыма меньше.
13 Действия при аварии на воздушном транспорте. Аварии при взлете и посадке относятся к таким, где есть надежда на спасение, так как они обычно происходят, когда самолет еще на земле или невысоко над ней, а его скорость относительно небольшая. Более того, они, как правило, случаются в районе аэропорта, где имеются спасательные команды и необходимое оборудование. В отличие от автомобиля самолет, налетая на стационарное сооружение или какое-либо транспортное средство, обычно не останавливается, а несется дальше. Поэтому пассажиры не подвергаются резким ударным воздействиям.
14 Действия при вынужденной посадке. В других случаях при возникновении аварийной ситуации в полете экипаж может принять решение на вынужденную посадку. При ее подготовке нужно не- медленно освободить проходы и занять места в своих креслах, спинки которых следует привести в вертикаль- ное положение. Кроме того, необходимо снять очки, зубные протезы, вынуть из внутренних карманов острые пред- меты (авторучки, ножи, зажигалки), снять обувь на высоких каблуках, ослабить галстук и расстегнуть ворот- ник. После этого положить на колени мягкие вещи для защиты головы и туловища, застегнуть и туго затянуть привязные ремни. По команде борт- проводника «Внимание посадка!» следует наклониться вперед, голову закрыть мягкими вещами и положить ее на руки, которыми обхватить коле- ни. Оставаться в такой позе нужно до полной остановки самолета.
15 Действия при эвакуации из самолета. После остановки самолета расстегните ремни и подготовьтесь к эвакуации. Для экстренного покидания самолета пассажирами и экипажем используют- ся все основные и запасные двери, а также аварийные выходы, расположенные, как правило, с левой и правой сторон фюзеляжа. Устройство аварийных люков и их замков с рукоятками сделано простым, заметным и не требующим больших усилий для вскрытия. Инструкция по их открыванию нанесена на дверях (люках). В местах расположения аварийных выходов на крыло проходы между креслами шире, чем везде, и не мешают открытию люков и выходу пассажиров. При покидании своего кресла не берите с собой багаж, взятый на борт в качестве ручной клади. Это диктуется мерами безопасности, так как в пол невероятно, что некоторые предметы в вашей сумке имеют острые углы и края. Это может явиться причиной повреждения и сдувания надувного спасательного трапа, что приведет, в свою очередь, к травмам, а возможно и к гибели пассажиров, ожидающих своей очереди на эвакуацию.
16 Действия при аварии на водном транспорте. На крупных морских и речных судах все действия, связанные с само- спасением, сводятся к возможно более быстрому выходу на шлю- полную палубу и четкому исполнению команд экипажа, организую- чего спасательные работы. При объявлении шлюпочной тревоги все коллективные средства спасения приводятся в рабочее положение, а экипаж готовится к оставлению судна.
17 Действия при подготовке к эвакуации с судна. Всем участникам плавания необходимо надеть имеющуюся в их распоряжении запасную одежду – хлопчатобумажное и шерстяное белье, свитера, малопромокаемую, лучше водонепроницаемую верхнюю одежду, при наличии гидрокостюм и, конечно, спасательный жилет. Одежду лучше надевать многослойную. Два тонких свитера пред- почтительней одного. Шею желательно обмотать шарфом, в край- нем случае, полотенцем или рукавом разорванного свитера, оторванной штаниной, так как она сильнее остальных частей тела подвержена переохлаждению в воде. На голову следует надеть одну или две облегающие шерстяные шапочки, накинуть и затянуть капюшон, на руки - варежки или перчатки. Следует стремиться защитить места, особо подверженные теплопотерям, – грудь ниже под- мышечных впадин, область паха, шею, голову. Обувь лучше надеть просторную, на два-три шерстяных носка, но так, чтобы при этом не стеснять движения пальцев ног. Каждый участник плавания должен уметь обращаться с индивидуальным средством спасения. Лучше всего научиться этому заранее. Надо помнить, что неправильно надетый спасательный жилет может не только не помочь, но даже ускорить гибель человека на во- де.
18 Особенности оставления судна прыжком в воду. Для прыжка в воду выбираются такие места, чтобы быть отнесенным от судна течением. Если есть возможность, то лучше спускаться к воде по трапу. Спасательный жилет необходимо оберегать от повреждений. При прыжке в воду подбородок поджать к груди, но голову сильно вперед не наклонять, чтобы не удариться о воду лицом, затылок напрячь. Одной рукой прижать одежду, другой – закрыть ноздри и рот. Прыгать ногами вниз, ступни при- жать друг к другу, ноги слегка согнуть и напрячь. Перед прыжком сделать глубокий вдох. Оказавшись в воде, выныривать с открытыми глазами, из- бегая попасть под судно, шлюпку или плот. Восстановив дыхание, повер- гнуться лицом к надвигающейся волне, затем осмотреться, не угрожает ли вам опасность со стороны находящихся рядом судов.
19 Вопрос 2. Действия при пожарах и взрывах. Основные поражающие факторы пожаров Непосредствен- ное воздейст- вие пламени на гор. предметы Высокая темпе- ратура воздуха и задымлен- ность Опасная концен- трация угарного газа и продуктов горения Обрушение конструкций зданий Вторичные последствия пожаров Взрывы Утечка ядовитых или загрязненных веществ в окружающую среду
20 Основные поражающие факторы взрывов Ударная волна Осколочные поля, создаваемые летящими обломками разрушаемых конструкций Вторичные последствия – поражение людей обломками обрушенных конструкций зданий
24 Вопрос 3. Способы предотвращения и преодоления паники и панических настроений. Способы предотвращения паники и панических настроений. Доведение достоверной, убедительной и достаточно полной информации о случившемся. Напоминание о правилах поведения и действиях в сложившейся ситуации. Периодическое информирование: - о предпринимаемых мерах; - о ходе выполняемых работ; - о проделанных работах.
25 Панику следует немедленно, решительно пресечь и желательно как можно раньше, когда она носит поверхностный, неустойчивый харак- тер, не охватила большие массы людей. Способы преодоления паники и панических настроений. Отвлечь, хотя бы на непродолжительное время, внимание людей от источника страха или возбудителя паники. Переключить внимание с паникеров на человека, трезво мыслячего, обладаючего хладнокровием. Команды и распоряжения в таких случаях отдавать громким, власт- ным голосом. Паникеров, кричащих и распространителей слухов изолировать от ос- новной массы людей. Незамедлительно надо всех вовлечь в борьбу с опасностью. Каждому поручить конкретный участок работы. Если паника все же охватила значительное количество людей, их не- обходимо разделить на более мелкие группы, с каждой из которых справиться будет значительно легче.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.