Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 7 лет назад пользователеммария ильенко
1 История преподавания психологии в средней школе Подготовила студентка 5 курса вечернего отделения факультета КП и СР Ильенко М.М.
2 Преподавание психологии в XIX веке С некоторыми перерывами психология преподается в средних учебных заведениях европейских стран с 1811 г Психология как область знаний изучалась в рамках философии, как философская пропедевтика в тесной связи с логикой.
3 Психология была частью учебных планов в некоторых школах США начиная с 1830-х гг. Еще до появления экспериментальной психологии существовала американская психология, которая преподавалась под названием ментальная философия. Этот курс часто сменялся курсом моральной философии, в которой основной акцент делался на этике, моральном развитии и религии. Еще до появления экспериментальной психологии существовала американская психология, которая преподавалась под названием ментальная философия. Этот курс часто сменялся курсом моральной философии, в которой основной акцент делался на этике, моральном развитии и религии. Когда стала нарождаться экспериментальная психология, некоторые из авторов переработали свои учебники, включив в них «новую психологию».
4 Психология как предмет появилась в учебных планах российских гимназий впервые в начале XIX в. Устав 1804 г. стал значительным событием в жизни гимназий, поскольку с этого момента они стали самостоятельными средними учебными заведениями. Цель: подготовить к обучению в университете и дать законченное образование тем, кто не имел намерения продолжать его в вузе.
5 Министерство образования заказало специальный учебник, который был издан в 1812 году, руководства для гимназий. «Психология для гимназии» начиналась с введения, которое содержало следующие разделы: I «Понятие о психологии»; I «Порядок, источники и польза опытной психологии»; III «Литература»; IV «План сей учебной книги». Помимо введения в книге было три главы: I «О естестве человека вообще»; II «Рассмотрение сил душевных»; III «О разных состояниях у различных людей» В 1819 г. Главное правление училищ выпустило допол нительные правила, согласно которым психология, так же как эстетика и этика, исключалась из учебного плана. В учебном плане гимназий из всех предметов философской пропедевтики осталась только логика. В 1828 г. из учебного плана гимназий были исключены все философские предметы первая попытка введения психологии как учебного предмета в курс средней школы оказалась неудачной.
6 В начале XX в. интерес к психологии как науке возрос как в общественной жизни, так и в сфере образования. В начале XX в. выдающийся философ Джон Дьюи, предлагая реформу американской образовательной системы, считал психологию необходимым учебным предметом в школе. Гезел, бывший в 1938 г. директором старшей школы в Мичигане, писал, что старшие школы имели 3 функции: 1)передавать знания; 2) учить умениям; 3) помогать приспособлению к жизни.
7 В России после длительного (столетнего) перерыва курс философии и психологии был вновь введен в российских гимназиях в 1905 г. Г. И. Челпанов проявил особенно большую энергию, отстаивая введение психологии в курс средней школы. «Если мы считаем необходимым, чтобы молодые люди знали природу растений, камней, то отчего же в такой же мере не необходимо для них знание внутреннего мира? Отчего научное знание того, что такое память, внимание, воображение, аффекты, не столько же ценно, сколько является ценным знание внешних явлений? Психология нужна всем: психология есть предмет общеоб разовательный. Психология нужна и юристам, и медикам, и естественникам»
8 незначительное количество учебных часов (70); отсутствие согласования с другими предметами, в частности, с физикой, некоторые разделы которой (оптика, акустика) изучались позже, чем соответствующие темы в курсе психологии; слабая подготовка к пониманию психологии в курсах физиологии и анатомии; кроме того, для правильной постановки преподавания психологии необходима была строго определенная программа. Препятствием к правильной постановке преподавания психологии являлось:
9 Цели преподавания психологии, которые обосновывались в министерской объяснительной записке к программе. Целью преподавания психологии, говорится в объяснительной записке, должно быть достижение ясного понимания учениками своеобразного характера душевных явлений, их связи с душевной жизнью в целом, а также понимание особенностей в ознакомлении с фактами душевной жизни.
10 В начале XX в. появляются работы, в которых рассматриваются уже теоретические аспекты методики преподавания психологии. В частности, выходит книга Нечаева «Как преподавать психологию? Методические указания для учителей средних учебных заведений» Нечаев ставит перед учителем психологии три задачи : 1)помочь учащимся осознать поведение людей; 2)связать курс психологии со знаниями учащихся по другим предметам, показать единство этих знаний; 3)насытить научным содержанием часто встречающиеся в обыденной речи термины, иначе говоря, уточнить и расширить понятия учащихся. Нечаев рассматривал психологию в трех аспектах: 1)как самостоятельный учебный предмет, 2) как часть философской пропедевтики; 3)как введение в педагогику.
11 С методической точки зрения интересен и ряд положений, высказанных в статье Ф. Ф. Ольденбурга «Мысли о постановке преподавания психологии в средней школе». Ольденбург считал, что «программа курса психологии должна быть поставле на так, чтобы удовлетворить: 1)запросам жизни, к которой готовится воспитанник; 2)запросам его возраста и развития; 3)запросам школы, вытекающим из всей совокупности ее задач»
12 В 1910 г. в журнале «Вопросы философии и психологии» П. П. Блонский опубликовал статью: «Результаты анкеты по вопросу о постановке преподавания психологии в средней школе». Подводя итоги преподавания психологии за 4-летний период, он писал: «Психология в среднюю школу, если можно так выразиться, только допущена, в ней она только терпится. Подготовленных учителей-специа листов мало, отведенного на прохождение курса времени мало, средств на приобретение пособий нет» После Октябрьской революции 1917 г. в связи с реорганизацией средней школы, упразднением гимназий и созданием единой политехнической школы психология совсем исчезла из школьных программ.
13 В 1958 г. Верховный Совет СССР издает закон о развитии образования. Период обязательного образования был расширен с 7 до 8 лет. Еще один год обучения 9-й класс был добавлен к старшим классам. Начиная с 60-х гг. во многих странах появляются новые тенденции в преподавании психологии. Во-первых, появляются спецкурсы, которые чаще всего носят название «Социальные и личностные умения». Во-вторых, разрабатываются психологические развивающие программы, объединенные общей идеей личностного роста В России активное включение психологии как факультативного предмета в учебные планы школ вновь началось в конце 80-х гг. Связано это было прежде всего с тем, что школы получили большую свободу в определении перечня изучаемых предметов и имели возможность гибкого учебного планирования
14 Психология как учебный предмет в средних школах России была вновь введена в 1947 г. В 1949/50 учебном году преподавание психологии было введено во всех городских средних школах, а в 1950/51 учебном году и во всех сельских средних школах Новый предмет преподавался в течение 12 лет, с интересом воспринимался учащимися и оказывал положительное влияние на формирование личности школьников.
15 Таким образом, в истории преподавания психологии в средних учебных заведениях было несколько периодов, когда психология включалась в учебный план в качестве обязательного предмета. Дефицит соответствующего учебно-методического обеспечения и преподавательских кадров, а также и изменение целей среднего образования были причинами прекращения ее преподавания.
16 Список используемой литературы: 1) В. Н. Карандашев: «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ»
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.