Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемСтанислав Шевердяев
1 Политико-территориальное устройство РФ (часть 1: РФ) (с) Шевердяев С.Н., 2016 г.
2 Структура темы: 1. Развитие ПТУ Российского государства: основные вехи 2. Конституция РФ о фетеративном устройстве 3. Принципы фетерации в России 4. Изменение состава фетерации 5. КП-взаимоотношения РФ и СРФ - Основы - Оценка эффективности деятельности ОГВ СРФ - Меры КПО в отношении СРФ («фет. вмешательство»)
3 1. Развитие ПТУ Российского государства: основные вехи Территориальная экспансия РИ. Особенности ПТУ Создание новой территориальной основы государственности после ВОСР: - Декларация прав народов России - Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа - Независимость бывших территорий РИ - Территориальная основа в Конституции 1918 г. - Образование СССР
4 ПТ- развитие в советское время: конституционные идеи Конституция СССР 1924 г. А) «план автономизации» Сталина Б) идея «второго этажа» Ленина Конституция РСФСР 1918 г. А) «фетерация трудовых коммун» Рейснера Б) «фетерация по нац-терр.принцципу» Сталина Два направления ПТ- организации России 1) СССР 2) РСФСР
5 ПТ- развитие в советское время: территория государства СССР: объединение территорий в границах бывшей РИ (кроме Польши и Финляндии): + КСССР 1924 г. – 4 союзные республики + КСССР 1936 г. – 11 республик СССР (+ 3 закавк., + 5 Ср Аз.) + после ВОВ г.: + 3 прибалтийских + Молд.; КСССР 1977 г РСФСР: Плюс (по окончании ВОВ): + Тувинская АО (с 1961 г - АССР) + Петсамо (Печенга) + Калининградская область (Восточная Пруссия) + Южный Сахалин и Курильские о-ва (в т.ч. «южные курилы») Минус: Крымская область (1954 г.) Минус-плюс: из Карело-Финской ССР ((1940 – 1956 г., 12-я в составе СССР) в Карельскую АССР (в сост. РСФСР).
6 Рождение новых форм автономии: + п.п г. – авт.республики + со вт.п г. по 1923 г. – «трудовая коммуна» г. – авт.области г. – «национальные округа», позже - авт.округа Различия: АР - АОбл. – АОкр. Природа РСФСР как фетеративного государства (*) - в КРСФСР 1925 г. АР и АО упомянуты, но не перечислены Политика депортации народов КРСФСР 1937 г. (*)КРСФСР 1978 г.КРФ 1993 г. автономная республика автономная область --- край область --- автономная республика автономная область автономный округ край область город республиканского подчинения республика автономная область автономный округ край область город фетерального значения 17 АР и 6 АО16 АР, 5 АО, 10 АОкр.1993: 21 Р; 1 АО, 10АОкр. 2015: 22 Р; 1 АО, 4 АОкр.
7 Реформы гг.: г. Верховный Совет РСФСР как двухпалатный орган - Декларация «О гос. суверенитете РСФСР» 12 июня 1990 г. - «Парад суверенитетов»: от АР до союзных, от АО до АР. - Постановление Верховного Совета 12 декабря 1991 г. «О денонсации Договора об образовании СССР» - Новое наименование государства: «Российская Федерация Россия» (Закон от г. (в КРФ – г.) - Федеративный договор 31 марта 1992 г. (включен в КРФ 1978 г. в ред г.)
8 2. Конституция РФ о фетеративном устройстве 3 группы норм в КРФ: а) глава 1 ОКС, б) специальная глава 3 «Федеративное устройство», и в) остальные статьи. (А) ОКС 1) «Федеративность» - одна из важнейших характеристик РФ как государства (ч. 1 ст. 1) 2) Наименование «РФ – Россия равнозначны» (ч. 2 ст. 1) 3) Суверенитет и верховенство РФ: «Суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию». КРФ и ФЗ имеют верховенство (ст. 4) 4) Разнообразие типов и видов СРФ (ч. 1 ст. 5) 5) Ключевые принцципы фетерации: Федер. устр-во РФ основано на ее: а) государственной целостности, б) единстве системы государственной власти, в) разграничении предметов ведения и полномочий между ОГВ РФ и СРФ, г) равноправие и самоопределение народов в Российской Федерации (ч. 3 ст.5)
9 6) Симметричность или асимметричность фетерации (равенство статуса СРФ): - «Республика (государство) имеет свою конституцию и з-во. Край, … - устав и з-во» (ч. 2 ст. 5); - «Во взаимоотношениях с фетеральными органами государственной власти все субъекты РФ между собой равноправны» (ч. 4 ст.5) - ч. 1 ст. 5 – «равноправные субъекты РФ» 7) Разграничение гос.власти «по вертикали»: - ч. 2 ст. 11: «Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти». - ч. 3 ст. 11: «Разграничение предметов ведения и полномочий между ОГВ РФ и ОГВ СРФ осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий».
10 (Б) Глава 3 КРФ «Федеративное устройство» - нет отдельной главы о СРФ, но есть ФЗ 184 1) сгруппированный по видам перечень СРФ (ч. 1 ст. 65) 2) о ФКЗ о принцятии и образовании нового СРФ (ч. 2 ст. 65). 3) базовые НПА СРФ (ст. 66): респ и др.; ФЗ об АО; края и АО; изменение статуса СРФ по взаимному согласию в соотв с ФКЗ 4) состав территории, внутренние и внешние границы (ст. 67) 5) гос. язык РФ и «гос.языки» республик (ст. 68) 6) права малочисл.народов (ст. 69) 7) гос.символика и столица РФ (ст. 70) 8) модель разграничения полномочий в РФ: искл. РФ – совместная РФ и СРФ – остаточная (ст ), а также иерархия НПА РФ и СРФ по этим предметам (ст. 76, в т.ч. ч.6) 9) запрет на внутр экон.границы, рубль и эмиссия, налоги в ФЗ (как атрибут единства РФ) (ст ) 10) самость.система ОГВ СРФ и единство системы исполнительной власти в РФ по вед РФ и совм. вед. (ст ) 11) передача полномочий в межгос.объед. (ст. 79)
11 (В) другие нормы КРФ о фетеративных отношениях 1) Президент РФ: согласительные процедуры - ОГВ РФ и СРФ, а также приостановление актов ИОГВ СРФ (ст. 85); 2) верхняя палата российского парламента: «В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов гос.власти» (ст. 95). 3) право законодательной инициативы у ЗОГВ СРФ (ст. 104), инициативы внесения поправок и изменения КРФ (ст. 134), обращения в КС у ЗОГВ и ИОГВ (ст. 125); 4) назначение прокуроров СРФ (ст. 129) 5) одобрение изменений в главы 3-8 Конституции (ст. 136) 6) изменения в перечень СРФ в ст. 65 – на основе решений, принцятых в СРФ (две процедуры). 7) п. 1 р. 2 КРФ – о верховенстве КРФ по сравнению с Федеративным договором 1992 г.
12 3. Принципы фетерации в России (ст. 5 КРФ) 1) сочетание различных оснований формирования СРФ 2) государственная целостность РФ 3) единство системы государственной власти 4) разграничение «предметов ведения» 5) равноправие и самоопределение народов в РФ 6) равноправие субъектов РФ
13 4. Изменение состава РФ Теоретически возможные способы (бастр. фетерация): а) слияние двух и более субъектов; б) принцятие в состав фетерации нового субъекта как бывшего независ.гос-ва или части другого государства; в) изменение КП-статуса субъекта (которое изменит состав фетерации и потребует внесения измен в Конст) г) разъединение одного субъекта на два и более; д) выход субъекта из состава фетерации с перспективой стать независимым государством или частью другого государства; е) комбинирование нескольких вариантов в одной процедуре ж) отделение или «прирезка» части территории субъекта при изменении внутренних границ или внешних границ (если они влекут изменение наимен. субъектов и т.д.)
14 ФКЗ от 17 декабря 2001 г. 6-ФКЗ «О порядке принцятия в РФ и образовании в ее составе нового субъекта РФ» А) Принятие в РФ нового субъекта: - инициатива иностр гос-ва -предложение Президенту, консультации -МД и его проверка в КС -ФЗ о тариф. МД; ФКЗ о принц Б) Образ в составе РФ нового суб-та -инициатива СРФ - предложение Президенту, консультации -референдумы в СРФ -ФКЗ об образовании СРФ Практика «образования в составе нового СРФ» (объединения): 1. Пермский край = Пермская область + Коми-Пермятский АО (с ) 2. Красноярский край = Краснояр. край + Таймыр. АО + Эвенк.АО (с ) 3. Камчатский край = Камчатская область + Корякский АО (с ) 4. Иркутская область = Иркутская обл. + Усть-Ордын. Бурятский АО (с ) 5. Забайкальский край = Читинская обл. + Агинский Бурятский АО (с ) Практика «принцятия в состав»: 1. Республика Крым и ГФЗ Севастополь (с )
16 5. Взаимоотношения РФ и СРФ 5.1. Основы: А. Основные формы воздействия РФ на СРФ Б. Формы участия СРФ в решении общегос. вопросов
17 5.2. Оценка эффективности деятельности ОГВ СРФ - Институт введен статьей ФЗ 184 в 2006 г. - Указ Президента РФ от N 1199 «Об оценке эффективности деятельности ОИВ СРФ» - Только для ИОГВ СРФ - Доклад ВДЛ СРФ - Межбюджетные трансферты для СРФ в целях содействия
18 Перечень показателей: 1. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении. 2. Численность населения. 3. Объем инвестиций в основной капитал. 4. Оборот продукции малых предприятий и ИП. 5. Объем налоговых и неналоговых доходов бюджета СРФ. 6. Уровень безработицы в среднем за год. 7. Реальные денежные доходы населения. 8. Удельный вес введенной общей площади жилых домов. 9. (искл.) 9.1. Доля обучающихся в школах в одну смену, в общей численности обучающихся школах. 10. Смертность населения. 11. Оценка населением деятельности ОГВ СРФ. 12. Доля детей, оставшихся без попечения родителей.
19 5.3. Меры КП-ответственности ОГВ СРФ - «фетеральное вмешательство» («принцуждение», «интервенция») в теории КП - Федеральный закон от N 184-ФЗ "Об общих принцципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" - Типы процедур КПО в ФЗ 184: I. Досрочное прекращение полномочий ЗОГВ и ВДЛ СРФ II. Временное осуществление ФОИВ отд. полн. ОГВ СРФ III. Превентивные меры обеспечения соответствия НПА IV. Введение ч.п. на территории СРФ
20 I-а. Досрочное прекращение полномочий ЗОГВ СРФ А) по решению ВДЛ СРФ (т.е. не «фет.вмеш-во»): + (п. 2 ст. 9): ЗОГВ принцимает незак реш - судне у стран в теч 6 мес – реш. о прекр.полн. + (п. 2.1 ст. 9): избрание ЗОГВ и не проводил засед более 3 мес. – суд – реш. о прекр.полн. Б) по решению Президента РФ: + (п. 4 ст. 9): ЗОГВ принцимает незак реш – судне у стран в теч 6 мес – суд – внесение предупр.ПрезРФ – не у стран 3 мес – решение о роспуске (нет ГД в процедуре)
21 I-b. Досрочное прекращение полномочий ВДЛ СРФ А) недоверие от ЗОГВ + реш Президента (п.п. 2-7 ст.19) Нарушение – (суд – (не у странение)) - недоверие ЗОГВ (2/3 голосов по инициативе 1/3) – направляется Президенту – отрешение от должности Б) отзыв ВДЛ СРФ гражданами (п.п. 7.1 – 7.4 ст. 19): - обращение в суд СРФ об установлении факта нарушения: вправе ПП, ОО, группа не менее 100 граждан. - основания: установление судом факта наруш з-ва РФ, либо неоднокр неисполн своих обязанностей - инициатива по отзыву не ранее чем по истеч 1 года после вступления в должность ИОГВ - подписей в поддержку отзыва д/б не менее ¼ от зарег. - голосование по отзыву назначается ЗОГВ СРФ (в теч 60 дн.) - отзыв признается состоявшимся, если за него проголосовало более ½ от числа зарег. избирателей.
22 В) отрешение ВДЛ Президентом (пп. «г» п.1 ст. 19) + «в связи с утратой доверия Президента РФ», за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, а также в иных случаях, в т.ч. при выявлении «фактов коррупции или неурег. конфликта интересов как правонарушений» Г) отрешение Президентом ВДЛ при издании незак НПА (пп. «а» п. 2 и п. 3 ст. 29.1): + издание противор НПА – судне у стран в теч 2 мес – предупреждение През-та – 1 мес. – отрешение Д) отрешение Президентом ВДЛ при уклонении от исполнения Указа През о приостан действия НПА ИОГВ СРФ (пп. «б» п. 2 и п. 3 ст. 29.1): Издание Указа През о приостановлении незак НПА ИОГВ СРФ – уклонение в теч 2 мес - предупреждение Президента – 1 мес. – отрешение
23 Е) отрешение Президентом ВДЛ при неисполнение реш КС об отмене НПА ИОГВ (п ст. 29.1): Реш КС в отнош НПА ВДЛ - неисполн в теч 1 мес. – отреш. Ж) врем.отстранение Президентом при предъвлении обвинения в соверш преступления (п. 4 ст. 29.1): предъявл.обвин – представл.Генпрокурора – врем.отстран.
24 II. Временное осуществление ФОИВ отдельных полномочий ОГВ СРФ (ст. 26.9) 1) стих.бедствия и ОГВ СРФ по ликв. не сформир.: Указ През + согл СФ – спец.фетер.ОГВ 2) просроч.задолж. по исполн бюдж обязательств более 30% собственных доходов бюдж СРФ: ходатайство Прав РФ + решение ВС – вводится Врем.фин.администрация до 1 года 3) устан судом наруш. ИОГВ при осущ. полномочий, осущ-х за счет фетер. субвенций: решение Прав-ва – фет.ОГВ
25 III. Превентивные меры обеспечения соответствия НПА: 1) принцятие несоотв НПА ЗОГВ (п. 4 ст. 27): представл. ПрезРФ в ЗОГВ о приведении в соотв. - согласит.проц. – суд 2) принцятие противор НПА ИОГВ (ст. 29): приост. Президентом НПА до принцятия решения судом IV. Введение ч.п. на территории СРФ В соотв с ФКЗ о ч.п.: Указом През РФ с подтверждением СФ в теч 72 часов на срок до 60 дней.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.