Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемВладимир Неудахин
1 Урок МХК в 10 классе Выполнила Романова Раиса Михайловна – учитель истории МБОУ БСОШ 1
3 « Выше закона может быть только любовь. Выше права лишь милость. И выше справедливости лишь прощение » патриарх Московский и всея Руси Алексий II В основе нашей самобытной традиции лежит христианское понимание миропорядка, которое вольно или невольно выражали русские зодчие, писатели, живописцы, музыканты. Более тысячи лет наше искусство последовательно утверждало христианские представления о зле и грехе, покаянии и добре, справедливости и прощении. А сами деятели культуры испокон веков пытались приблизиться к идеалам православной святости, к истине, порой мучительно « раздваиваясь » в своем творчестве между порывом к познанию сокровенных божественных тайн мироздания и грузом общественных земных проблем.
4 С Крещения Руси в 988 г. ведётся отсчет нашей профессиональной художественной культуры, озаренной у самых истоков евангельскими заповедями любви и вобравшей в себя высокую духовность православия. Зодчество, словесность, музыка, живопись в течение длительного времени подчинялись нормам церковной службы, выработанным в соответствии с религиозными христианскими воззрениями
5 Отсутствие авторства, нередко анонимность ХУДОЖЕСТВЕНН ых произведений. Даже в тех случаях, когда мастер ставил свое имя в рукописи или на стене храма, он не стремился выражать собственное « я », подчиняя внутренние чувства и мысли общим установкам и нормам творчества по законам духовной красоты. Каноничность искусства выражалась в традиционно повторяемых сюжетах, образах, средствах художественного обобщения. В каждом из искусств был свой набор канонических правил. Например, в живописи существовали иконописные подлинники, которые служили образцом для подражания или прямого копирования сюжета и композиции. Освоение канона иконографии было основой профессионализма средневекового художника, а привычные повторяемые композиции делали древнерусскую живопись доступной и понятной верующим, нередко заменяя собой книги. Неслучайно древнерусскую икону называют энциклопедией для неграмотных
6 Символичность является, пожалуй, самой яркой чертой того особого художественного языка, которым говорило древнерусское искусство. С помощью символов мастера раскрывали образы небесной духовной действительности, что сокрыта от взора живущих на земле людей.« Символ есть связь между двумя мирами, знак иного мира в этом мире », писал великий русский философ XX в. Н. А. Бердяев. Мелодии, краски, образы, сливаясь в стройном ансамбле, звучат в православном храме, словно мощный, слаженный хор, рождая ощущение святости, пребывающей среди верующих.
7 Десятинная церковь – первый каменный храм
9 Мозаика Софийского собора Во внутренних покоях храма льется солнечный свет, озаряя центральную часть собора и освещая прекрасную монументальную живопись. Греческие мастера с помощью своих русских учеников разукрасили купол, подкупольное и алтарное пространство храма мерцающими мозаиками. В куполе помещено изображение Христа Вседержителя в окружении небесной стражи четырех крылатых архангелов.
10 Интерьер Софийского собора в Киеве В центре алтарной композиции Богоматерь Оранта на золотом фоне с поднятыми в молитве руками. Ее внушительный образ ( высота 4,45 м ) отличается богатством красок. Это изображение небесной заступницы получило в русском народе наименование « Нерушимая стена ». В нем - воплощение глубокой веры в силу молитвы Богородицы, в ее покровительство грешному роду людскому.
11 Фреска Софийского собора Гораздо теплее, человечнее и, пожалуй, наивнее выглядят фрески храма. В них можно угадать руку русских мастеров, еще не осознавших всю сложность высокой богословской мудрости. Так, явное стремление приблизиться к оригиналу сквозит в образах четырех юных девушек, дочерей Ярослава Мудрого, легкой походкой идущих на богомолье.
12 Константин и Елена. Фреска Софийского собора в Новгороде. Новгородское искусство с момента своего рождения гармонировало со строгим и торжественным обликом русского Севера и отличалось яркой самобытностью. Софийский собор, первый большой новгородский православный храм не копировал киевскую святыню. Его мощное пятиглавые « звучит » более по - русски, нежели столичная, построенная по византийскому образцу София.
14 Святые Борис и Глеб Древнерусская художественная культура выглядит монолитом, прочным фундаментом которому служит православная вера и вытекающие из неё представления о духовных началах вечной жизни
15 Иоанн Златоуст. Фрагмент мозаики. В каждом древе распятый господь, В каждом колосе тело Христово, И молитвы пречистое слово Исцеляет болящую плоть. А. Ахматова
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.