Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемCrespo Chissingui
1 Особенности семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ
2 Семья с ребенком с ОВЗ – это семья с особым статусом, особенности и проблемы которой определяются не только личностными особенностями всех ее членов и характером взаимоотношений между ними, но и занятостью решением проблем ребенка, закрытостью семьи от внешнего мира, дефицитом общения, частым отсутствием работы у матери, но главное – специфическим положением в семье ребенка - инвалида, которое обусловлено его болезнью.
3 Функции семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ 1. абилитационно - реабилитационная, сущность которой состоит в восстановлении психофизического и социального статуса нетипичного ребенка, включении его в социальную среду, в приобщении к нормальной жизни и труду в пределах его возможностей ; 2. корригирующая, которая направлена на исправление, ослабление или сглаживание недостатков психофизического развития детей с ограниченными возможностями ; 3. компенсирующая, направленную на замещение, перестройку нарушенных или не до сформированных функций организма, на его приспособление к негативным условиям жизнедеятельности и попытку заменить пораженные, вышедшие из строя или непродуктивно работающие структуры относительно сохранными, компенсаторными механизмами.
4 Фазы психологического состояния родителей в процессе становления их позиции к ребенку с ОВЗ Первая фаза – « шок », характеризуется состоянием растерянности, беспомощности, страха, возникновением чувства собственной неполноценности. Вторая фаза – « неадекватное отношение к дефекту », характеризующаяся негативизмом и отрицанием поставленного диагноза, что является своеобразной защитной реакцией.
5 Третья фаза – « частичное осознание дефекта ребенка », сопровождаемое чувством « хронической печали ». Четвёртая фаза - начало социально - психологической адаптации всех членов семьи, вызванной принятием дефекта, установлением адекватных отношений со специалистами и достаточно разумным следованием их рекомендациям.
6 Социально - педагогические проблемы семей Взаимоотношения в семье ( семья становится закрытой ). Воспитание и образование ( незнание как и чему учить ребенка ). Нехватка психолого - медико - педагогических знаний. Отношение к ребенку ( чувства вины, гнева, стыда, безысходности и жалости ). Отношение общества к ребенку с ОВЗ ( непонимание и пренебрежение окружающих ).
7 Отношение семьи к проблеме можно разделить на : Конструктивное отношение – это результат эмоциональной адаптации всех членов семьи : они принимают проблему. Критические моменты в таких семьях тоже случаются, тем не менее родители уже успели выбрать позитивные установки по отношению к себе, своему ребенку, что позволяет им формировать у него такие навыки, которые помогут адаптироваться и семье, и ребенку
8 Деструктивное отношение, которое может выражаться в форме игнорирования проблем (« Это не мои, а его проблемы – пусть выкарабкивается сам »); жесткого отношения и эмоционального отвержения ребенка. Деструктивное отношение к проблеме в сочетании с нарушениями детско - родительских коммуникаций препятствует процессу реабилитации ребенка и ведет к появлению у него поведенческих отклонений.
9 Качественные изменения в семье происходят на нескольких уровнях : Качественные изменения в семье происходят на нескольких уровнях : Психологический уровень ( сильный стресс, оказывающий деформирующее воздействие на психику родителей, невозможность обретения новых жизненных ценностей, психологические особенности личности самих родителей ( способность принять или не принять больного ребенка ). Социальный уровень ( семья ребенка с ОВЗ становится малообщительной, избирательной в контактах. Она сужает круг своих знакомых и ограничивает общение с родственниками в силу особенностей состояния ребенка с отклонением, а также из - за личностных установок самих родителей ).
10 Соматический уровень ( переживания, выпавшие на долю матери ребенка с отклонением в развитии, часто превышает уровень переносимых нагрузок, что проявляется в различных соматических заболеваниях, астенических и вегетативных расстройствах ).
11 Концепция « трех уровней вовлечения » по К. Теркельсен Первый, внутренний, слой – это обычно один человек, чаще всего мать – тот член семьи, который берет на себя роль главного опекуна и на которого приходится основная тяжесть повседневного ухода, надзора, обслуживания. Второй слой – это члены семьи ( чаще всего отец ), которые менее непосредственно участвуют в повседневной опеке, они не участвуют в его жизни все время, непрерывно ( как главный опекун ). Они продолжают работать или учиться. Покидая дом, они откладывают в сторону все, что относится к этому ребенку, их поглощают другие проблемы, поэтому этот слой заметно отличается от главного опекуна.
12 Третий слой – наружный. Его составляют близкие и дальние родственники, друзья, которые знают о проблемах, связанных с ребенком с нарушениями в развитии, интересуются ими, однако практически не имеют с ним повседневного контакта. Их мнения и поступки осложняют положение главного опекуна и других членов семьи, усиливают их чувство вины и беспомощности.
13 В. В. Ткачева выделила три типа реагирования родителей Первая группа родителей – психосоматичные. Для этих родителей характерно стремление « положить собственное здоровье на алтарь жизни своего ребенка ». Вторая группа родителей – невротичные. Этому типу родителей свойственна пассивная личностная позиция, которую можно сформулировать следующим образом : « Уж что есть, то и есть. Ничего не переделаешь. Каким ребенок родился, таким и будет !» Третья группа родителей – авторитарные
14 К родителям авторитарного можно отнести две категории. Первые, узнав о дефекте ребенка, могут от него отказаться, оставив в роддоме. Вторая категория, представленная преобладающей частью родителей, проявляет другую позицию – стойкое желание найти выход из создавшегося положения как для себя, так и для своего ребенка. « Пусть общество приспосабливается к нам и нашим детям, а не мы к ним » – это высказывание может оказаться девизом многих из таких родителей.
15 C специфические переживания родителей детей с различными нарушениями развития Умственно отсталые дети в бытовом сознании сами родители « больного » ребенка воспринимаются как больные либо люди с вредными привычками ; ребенок с НИ воспринимается социальными группами негативно ; несостоятельность детей с НИ заставляет матерей их опекать и контролировать ; у матерей умственно отсталых детей часто проявляется усталость, раздражение, желание наказать ребенка, игнорировать интересы ребенка в силу их примитивности.
16 Дети с детским церебральным параличом вызывают у родителей глубокие эмоциональные переживания, т. к. ДЦП сопровождается внешней уродливостью и возникает необходимость постоянной физической помощи. Преобладающим стилем воспитания в семьях является гиперопека. Однако имеет место и эмоциональное отвержение больного ребенка, проявляющееся в жестоком обращении.
17 Дети с недостатками речевого развития нарушение речи или ее полное отсутствие является предпосылкой к возникновению коммуникативного барьера, отчужденности и отгороженности в родительской - детских отношениях. снижается возможность социального общения ребенка.
18 Дети с сенсорными нарушениями У детей с НС могут быть родители с нормальным слухом и родители, также страдающие нарушением слуховой функции. Для родителей первой группы нарушение слуха у ребенка является фрустрирующим препятствием к установлению естественного социального контакта и межличностных связей.
19 Родителей детей с НЗ беспокоят трудности пространственной ориентировки. у детей с нарушениями зрения часто формируются инфантильные и эгоистические черты, личностная незрелость, проявляется « эмоциональная глухота » к потребностям близких.
20 Аутичные дети Травмирующим фактором, влияющим на эмоциональный статус родителей, безусловно, является нарушение способности ребенка к установлению адекватного контакта с окружающим социумом и с ними лично. Родители тяжело страдают из - за отсутствия потребности у ребенка к адекватному контакту ( прижаться, приласкаться к матери или отцу, посмотреть им в глаза, побеседовать ).
21 Предметом диагностики являются отношения между : матерью и ребенком с отклонениями в развитии ; отцом и ребенком с отклонениями в развитии ; матерью и отцом ребенка с отклонениями в развитии ; матерью и родственниками отца ребенка с отклонениями в развитии ; матерью ребенка с отклонениями в развитии и ее родственниками ; ребенком с отклонениями в развитии и его здоровыми братьями и сестрами.
22 Диагностика семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ, проводится по трем направлениям : 1. Изучение ребенка При проведении изучения ребенка необходимо обратить внимание на множество факторов, влияющих на развитие ребенка с психофизическими недостатками, и изучить : - Особенности личности различных категорий детей с отклонениями в развитии ; - Факторы, определяющие личностное развитие на разных возрастных этапах ; - Особенности взаимодействия со сверстниками, с друзьями, братьями, сестрами и их влияние на его развитие ; - Эмоционально - волевую сферу ; - Причины, препятствующие формированию адекватной самооценки ; - Особенности формирования « системы Я »; - Межличностные отношения в малых социальных группах, состоящих из лиц с отклонениями в развитии ; - Формирование мотивации к труду в условиях семьи ; - Формирование мотивации к профессиональной деятельности в трудовом коллективе.
23 2. Изучение родителей и членов семьи ребенка ; рекомендуется изучать : - личностные особенности ; - внутрисемейный климат и межличностные контакты в семье ; - факторы, влияющие на родительские позиции по отношению к ребенку ; - уровень воспитательской и родительскойй компетентности родителей ; - воспитательские качества и способности родителей ; - профессиональные умения родителей, выступающих в качестве педагогов для своих детей ; - социально - культурные условия жизни семьи на разных возрастных этапах развития ребенка ; - ценностные ориентации родителей различных социально - культурных групп в отношении ребенка ; - основные типы взаимодействия в семье с ребенком ; модели воспитания ; - формы родительскойго участия в формировании навыков социальной и трудовой адаптации ; - влияние родительскойй позиции на формирование личности ; - влияние « особого » ребенка на развитие и контакты его здоровых братьев и сестер ; - особенности отношений со здоровыми братьями и сестрами ; - родительские позиции отцов и матерей ; - родительскойе отношение к ребенку в зависимости от религиозных, культурных и национальных традиций семьи.
24 3. Изучение социального окружения семьи и факторов, влияющих на его социальную адаптацию Необходимо изучить : отношение различных социальных групп населения к детям, подросткам и взрослым с психофизическими нарушениями ; влияние здоровых сверстников на характер и динамику развития ребенка с психофизическими недостатками ; макросоциальные условия, определяющие развитие и социально - трудовую адаптацию ; макросоциальные условия, определяющие максимально возможную реабилитацию семей.
25 Методы комплексного обследования семьи, имеющей ребенка с ОВЗ Наблюдение Беседа Интервью Эксперимент Изучение продуктов деятельности Тестирование
26 Методики Для детей. Методика « Фильм - тест » ( Р. Жиль ) - исследование социальной приспособленности ребенка, особенности его межличностных отношений Методика « Два дома » - изучение особенностей общения ребенка с членами своей семьи Рисуночные тесты Методика « Лесенка для детей » ( В. В. Ткачева ) – изучение детской самооценки Для родителей. Анкета « Психологический тип родителя » Социограмма « Моя семья » Тест - опросник родительскойго отношения – изучение родительских позиций матери и отца Методика « История жизни с проблемным ребенком » - форма изложения проблем в письменном виде
27 спасибо за внимание
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.