Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
1 Романский стиль
2 Романский стиль – художественный стиль, господствовавший в Западной Европе ( а также затронувший некоторые страны Восточной Европы), один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства. Наиболее полно выразился в архитектуре. Главная роль в романском стиле отводилась суровой крепостной архитектуре: монастырским комплексам, церквям, замкам. Основными постройками в этот период становятся храм- крепость и замок-крепость, располагающиеся на возвышенных местах, господствующие над местностью.
3 В романский период каменные арки и своды получили столь широкое применение, что саму романскую культуру часто называют « Культурой полукруглой арки».
4 Основные элементы орнамента – геометрические мотивы, розетки, стилизованные цветы, фантастические растения, ленты, извилистые стебли с виноградными лозами, пальметки, птицы, животные. Большое место занимают образцы чудовищ, частично занесенные с Востока.
5 Храм Святой Софии в Константинополе
6 Также башни – донжоны, которые становятся в романском стиле одним из важнейших элементов архитектурных композиций. Замок Шенонсо, Франция
7 Нижний этаж донжона занимали кладовые, второй – жилье владельца, на третьем этаже находилось помещение для слуг и охраны, подземелье было занято тюрьмой, а крыша оставалась свободной для дозорных. Поскольку донжон часто был последним убежищем обитателей замка, то вход в него устраивали сразу на второй этаж ( до 15 метров от земли), куда вела легкая, поднимаемая при осаде, лестница.
8 Эпоха романского стиля явилась также периодом расцвета книжной миниатюры, в целом отличающейся крупными размерами и монументальностью композиций.
9 А также различных отраслей декоративно- прикладного искусства: литья, чеканки, резьбы по кости, эмальерного дела, художественного ткачества, ковроделия, ювелирного искусства.
10 В романскую эпоху сложились основные конструктивные особенности собора, доведенные в следующих веках до совершенства в готике. Основой храма служила форма римской базилики – царского служебного помещения, где в римское время хранились архивы и происходили судебные заседания. После признания христианства в качестве государственной религии Римской империи христианским общинам были отданы многие базилики для богослужения.
11 Длинные зальные помещения были разделены внутри колоннами на три продольных коридора. Позже их назовут «кораблями» или «нефами». В самом конце центрального коридора, где раньше хранились архивы, теперь утроили алтарь. А перед входом – небольшой дворик и фонтан для омовения перед молитвой. Своеобразно решалась проблема освещения базилики. Центральный коридор (неф) делали значительно выше и оконные проемы в нем устраивали над кровлей боковых коридоров.
12 Со временем, когда количество молящихся увеличилось, пришлось пристраивать поперечный коридор ( трансепт – «пересекающий»). Таким образом, в плане все здание получило форму католического четырехконечного креста.
13 В соответствии с идеологией христианства романский храм делился на 3 части: притвор ( в Западной Европе его называют «нартекс»); корабли и нефы; алтарь. При этом части символически уподоблялись человеческому, ангельскому и божественному мирам или телу, души и духу.
14 Крупным центром зодчества было Владимиро- Суздальское княжество. Здесь во второй половине XII столетия был построен ряд первоклассных сооружений, возведенных из высококачественного белого камня известняка. Владимир Мономах, став в 1093 г. правителем Ростово-Суздальских земель, в условиях княжеских междоусобиц и угрозы нападения волжских болгар и печенегов ведет большое оборонительное строительство. В 1108 г. он завершил сооружение нового княжеского города и дал ему свое имя Владимир. Расцвет зодчества во Владимире наблюдался при князьях Андрее Боголюбском, сыне Юрия Долгорукого ( ), и Всеволоде III ( ) - были построены храмы и дворец, которые должны были содействовать прославлению столицы княжества.
15 Самое крупное сооружение Владимира Успенский собор, превосходивший по высоте (32,3 м) Софию Киевскую, на постройку и украшение которого князь Андрей выделил десятую долю своих доходов. Строительство собора было начато в 1158 году, и затем, после пожара, он был перестроен. Первоначальное здание было построено как однокупольный трехнефный храм ( ), окруженный галереями, затем при князе Всеволоде его расширили по площади более чем в два раза - до пятинефного, пяти купольного ( ).
16 Другое ценнейшее произведение владимиро- суздальского зодчества Дмитриевский собор ( ), служивший придворные храмом. Он был построен при князе Всеволоде в то время, когда Суздальское княжество стало господствовать над остальной Русью, и собор должен был олицетворять и эту славу, и эту власть. Летописец с гордостью отмечает, что к этому времени для строительства уже не "искали мастеров от немец". Возведенный на краю клязьминских склонов в 200 м от Успенского собора, Димитриевский храм завершил композицию детинца, который в эти же годы был обнесен каменной стеной.
17 К этому же периоду относится возведение одного из древнейших загородных жилых комплексов - укрепленный дворец князя Андрея Боголюбского в Боголюбове, 10 км от Владимира, позволявший ему контролировать водный путь из Суздаля во Владимир. Расположенный на высоком берегу Клязьмы, окруженный валом с редкими для того времени каменными стенами и башнями, княжеский двор представлял собой очень сильную крепость. Он включал двухэтажный жилой дом (дворец), храм, каменные лестницы и переходы, соединявшие между собой отдельные здания.
18 Знамениты своим совершенством храм Покрова на Нерли (1165), сохранивший в основном свои первоначальные формы, и княжеский Георгиевский собор в Юрьеве-Польском ( ), возведенный сыном князя Всеволода Святославом Всеволодовичем, в котором декоративное начало начинает преобладать над структурным. Верх Георгиевского собора обрушился в XV в. Восстановленный в 1471 г. московскими мастерами, он утратил свои первоначальные формы.
19 Следующая стадия развития архитектуры Древней Руси связана с Великим Новгородом. Здесь, в середине XI века, был построен Софийский собор ( ), сменивший сгоревший старый деревянный храм, имевший тринадцать глав. Собор был заложен старшим сыном Ярослава Владимиром, новгородским князем. Освящение собора состоялось только в 1052 году, в котором князь Владимир умер и был погребен в основанном им храме.
20 Широко известна церковь Спаса-Нередицы близ Новгорода (конец XII в.), возведенная на средства Ярослава Владимировича, в которой определилась типичная для последующего развития русского зодчества форма необычайно простая, призматическая, близкая к кубу. Архитектурные формы храма с крупными членениями, лаконичным выразительным силуэтом как нельзя лучше отвечают суровости климата. Фактически она возникла из больших храмов, таких, как киевская и новгородская Софии, но там было пять внутренних нефов и пять куполов в основной чисти здания, здесь же эта система еще более упрощается, вводятся лишь три продольных нефа и только один купол.
21 О связях с иностранными городами древнего Новгорода напоминает и церковь Параскевы Пятницы, стоящая напротив Воротной башни на Ярославовом дворище. Ее поставили в 1207 году новгородские "заморские" купцы, торговавшие с Западной Европой. Возможно, для ее строительства привлекали смоленских зодчих. Посвященная покровительнице торговли, какой издавна считалась святая Параскева, церковь сильно пострадала от многочисленных пожаров и во время Второй мировой войны.
22 Самобытный памятник псковской архитектуры XII в. Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря высокий крестообразный в плане объем, увенчанный барабаном со шлемовидным куполом. Он расположен на берегу Великой у впадения в нее речки Мирожи. Собор был построен в конце тридцатых - начале сороковых годов XII века, предположительно, приглашенной новгородской средства новгородского архиепископа (владыки) грека Нифонта ( ) богатейшего землевладельца и видного политического деятеля.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.