Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемими ииьтиь
1 Система развивающего обучения Л. В. Занкова Кульба А.В, Некрута В.А, Шакалида К.В Малиновская А.В, Гринько В.А, Воронко А.И Один шаг в обучении может означать сто шагов в развитии Л.С. Выготский
2 Леонид Владимирович Занков (10 [23] апреля ноября 1977) советский психолог. Специалист в области дефектологии, памяти, запоминания, педагогической психологии. Ученик Л. С. Выготского. Проводил экспериментальные исследования развития детей, в которых выявлялись условия эффективного обучения. Рассматривал проблему факторов обучения и развития учащихся, в частности взаимодействия слова и наглядности в обучении. Автор оригинальной системы развивающего обучения (системы Л. В. Занкова).
3 3. Основные идеи системы развивающего обучения Л.В.Занкова Цель обучения – достижение оптимального общего развития каждого ребенка при сохранении его психического и физического здоровья Задача обучения – представить обучающимся целостную картину мира средствами науки, литературы, искусства и непосредственного познания Дидактические принципы: обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности; ведущая роль теоретических знаний; осознание процесса учения; быстрый темп прохождения учебного материала; целенаправленная и систематическая работа над общим развитием всех учащихся, в том числе и слабых Типические свойства, присущие всем учебным предметам: многогранность, процессуальность, коллизии, вариативность Формы организации обучения: экскурсии, работа в библиотеке, кружковая работа, проведение конкурсов, викторин, театрализация, живое общение, совместная деятельность в разновозрастных группах и др. Характер взаимоотношений между участниками педагогического процесса: особая доверительная атмосфера обучения Система изучения результативности обучения: главное – оценка индивидуальных достижений каждого школьника.
4 Цель обучения – общее развитие младшего школьника По Занкову Л.В.: Развитие – появление новообразований в психике ребенка, не заданных напрямую обучением, а возникших в результате внутренних, глубинных интеграционных процессов Общее развитие – становление базальных качеств личности (мышление, воля, эмоционально-чувственная сфера, нравственные представления), обеспечивающих успех человека в тех видах деятельности, которые предоставит ему жизнь «Заботу об оптимальном развитии всех школьников надо органически соединять с выявлением, взращиванием и надлежащим использованием индивидуальных склонностей и способностей» (Занков Л.В. О начальном обучении. С.105) Основная особенность системы – согласование ведущей роли обучения, а следовательно, и руководящей роли учителя с чрезвычайно бережным отношением к внутреннему миру ребенка, с предоставлением простора его индивидуальности
5 4. Особенности содержания и структурирования программ учебных курсов Задача системы – представить ребенку широкую целостную картину мира средствами науки, литературы, искусства и непосредственного познания. Дошкольное образование Начальное общее образование Основное общее образование Дать общее представление об окружающем мире при непосредственном ознакомлении с ним и на основе литературы и искусства Представление целостной картины мира на основе науки, литературы, искусства и непосредственного познания Представление целостной картины мира средствами науки, литературы, искусства на основе углубленной дифференциации познания Содержание обучения строится с учетом трех факторов: 1. Цель – оптимальное общее развитие каждого школьника 2. Возрастные и индивидуальные особенности обучаемых 3. Образовательный стандарт
6 1. Приоритет – теоретические знания с обязательным включением эмпирических знаний.(учебные курсы строятся на основе объективно существующих связей между теоретическими и практическими разделами и разными темами внутри каждого раздела) Например: формирование навыка переноса слов требует: Умения различать гласные/согласные звуки (фонетическое понятие)Умения различать гласные/согласные звуки (фонетическое понятие) Умения устанавливать границы слога (фонетическое понятие)Умения устанавливать границы слога (фонетическое понятие) Умения различать на слух позиции, когда пишутся Ъ и Ь, Й (фонетическое понятие)Умения различать на слух позиции, когда пишутся Ъ и Ь, Й (фонетическое понятие) Умения выделять приставку и корень (понятие морфемики)Умения выделять приставку и корень (понятие морфемики) Владение понятием «родственные слова» (понятие из области лексики Владение понятием «родственные слова» (понятие из области лексики) 2. Реализация закона системной дифференциации («расчленение целого на многообразные формы и ступени» (Л.В. Занков ), работа по разграничению в познании детей разных признаков изучаемых предметов и явлений, по четкому разграничению сходных явлений и объектов)
7 3. При отборе содержания учебников, при их написании авторы исходили из того, что импульсом к началу познания служит удивление. Приоритет в учебниках отдаётся эмоциональному фактору, который даёт толчок интеллектуальному, нравственному, творческому началу. 4. Учтена такая особенность младших школьников, как синкретизм (слитность) мышления. Для рассмотрения предлагаются не отдельные факты и явления, а их связи, которые образуют доступное ребенку целое. Например: учебник русского языка. 2 класс, программа Нечаевой Н.В. -Прочитай, вставляя подходящие по смыслу названия животных. Запиши предложение. ( К заданию дан рисунок с изображением лисы, бобра, волка, мышки, медведя, аиста и ласточки) В берлоге живёт _________, в гнезде __________, в гнёздышке ________, в норе _________, в норке __________, в хатке ___________, в логове ________. - Найди однокоренные слова, обозначь в них корень. Объясни разницу в значении этих слов. Сравни. Как в них звучат одинаковые буквы гласных в корне. - Найди однокоренные слова, обозначь в них корень. Объясни разницу в значении этих слов. Сравни. Как в них звучат одинаковые буквы гласных в корне.
8 5. В структуре содержания учебников отражаются следующие этапы организации учебного процесса: первый этап – система заданий поискового характера, ведущая к раскрытию определенной единицы усвоения – понятия, правила, действия (система заданий в зависимости от характера раскрываемых знаний может быть сориентирована как на индуктивный, так и дедуктивный путь познания); второй этап – сличение результатов самостоятельной работы с вводимыми в учебнике определениями, правилами, описаниями действий второй этап – сличение результатов самостоятельной работы с вводимыми в учебнике определениями, правилами, описаниями действий третий этап – применение усваиваемых знаний в разнообразных условиях их проявления и во взаимосвязи с ранее изученным. третий этап – применение усваиваемых знаний в разнообразных условиях их проявления и во взаимосвязи с ранее изученным. Методическая разработка каждого этапа модифицируется в соответствии с особенностями изучаемого материала, может меняться и их последовательность Методическая разработка каждого этапа модифицируется в соответствии с особенностями изучаемого материала, может меняться и их последовательность
9 2. Реализация закона системной дифференциации («расчленение целого на многообразные формы и ступени» (Л.В. Занков), работа по разграничению в познании детей разных признаков изучаемых предметов и явлений, по четкому разграничению сходных явлений и объектов)
10 5. Дидактические принципы системы развивающего обучения Л.В. Занкова 1. Обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности. Условия реализации: Организация коллективной учебной деятельности, которая ведет к решению той задачи, с которой ребенок не может справиться самостоятельно (высокий уровень трудности), но оказывается в состоянии решить в сотрудничестве с учителем и соучениками (соблюдение меры трудности).Организация коллективной учебной деятельности, которая ведет к решению той задачи, с которой ребенок не может справиться самостоятельно (высокий уровень трудности), но оказывается в состоянии решить в сотрудничестве с учителем и соучениками (соблюдение меры трудности). Точное определение уровня актуального развития каждого ученика, помогающее определить необходимость той или иной помощи ребенку. её меру.Точное определение уровня актуального развития каждого ученика, помогающее определить необходимость той или иной помощи ребенку. её меру. Индивидуальная дозированная помощь стимулирующая направляющая обучающая
11 Вид помощи Возможные формы и способы оказания Стимулирующая Ободрение. Дополнительное разъяснение задания. Общая помощь в организации деятельности. Указание на наличие ошибки и необходимости проверки выполненной работы. Направляющая Раскрывает общий путь выполнения работы или исправления допущенной ошибки. Обучающая Обсуждение последовательности всех необходимых для выполнения учебной задачи действий.(организуется только тогда, когда ребёнок отказывается от самостоятельных попыток двигаться дальше.
12 Познавательная деятельность строится не от простого к сложному, а от сложного к простому (от какой-то незнакомой ситуации через коллективный поиск к её разрешению) Достаточно высокий уровень сформированности самооценки младшего школьника (осознание меры трудности самим ребёнком). Достаточно высокий уровень сформированности самооценки младшего школьника (осознание меры трудности самим ребёнком).
13 2. Принцип ведущей роли теоретических знаний нацеливает не на простое заучивание формулировок, терминов, правил, а на осознание внутренних взаимосвязей между явлениями, фактами, между изучаемыми темами, ведущей роли теоретического знания по отношению к практическому. Условия реализации: выдвижение на первый план познавательной стороны обучения; устремленность на раскрытие внутренних взаимосвязей между явлениями, фактами, между изучаемыми темами; определение уровня теоретической готовности каждого ребёнка перед изучением нового материала
14 3. Принцип быстрого прохождения учебного материала «Торопиться надо не спеша» Л.В. Занков Условия реализации: постоянное движение вперед в освоении учебного материала; постоянное движение вперед в освоении учебного материала; непрерывное обогащение, обновление содержания умственной деятельности, что является также условием осмысления изучаемого материала, условием раскрытия разных сторон приобретаемых знаний; непрерывное обогащение, обновление содержания умственной деятельности, что является также условием осмысления изучаемого материала, условием раскрытия разных сторон приобретаемых знаний; многократное оперирование одним и тем же материалом в течение длительного времени, что обеспечивает его исследование в разнообразных связях и функциях и в результате приводит к прочности усвоения материала (реализация методического свойства процессуальности). многократное оперирование одним и тем же материалом в течение длительного времени, что обеспечивает его исследование в разнообразных связях и функциях и в результате приводит к прочности усвоения материала (реализация методического свойства процессуальности).
15 4. Принцип осознания процесса учения Условия реализации: обучение строится так, чтобы школьники осознали закономерность последовательности изучения материала и взаимосвязь изучаемых понятий, необходимость заучивания отдельных правил и источники ошибок при их использовании; обучение строится так, чтобы школьники осознали закономерность последовательности изучения материала и взаимосвязь изучаемых понятий, необходимость заучивания отдельных правил и источники ошибок при их использовании; объектом осознания должен стать процесс овладения знаниями, умениями и навыками; объектом осознания должен стать процесс овладения знаниями, умениями и навыками; обучение организуется таким образом, чтобы школьники осознавали ценность, значение знаний как с общечеловеческой, так и с личной, индивидуальной точки зрения обучение организуется таким образом, чтобы школьники осознавали ценность, значение знаний как с общечеловеческой, так и с личной, индивидуальной точки зрения формирование навыков самоконтроля и самооценки (самостоятельная выработка учениками критериев оценки выполненной работы; оценка ребенком уровня трудности заданий; анализ своего знания – незнания, умения – неумения, анализ путей достижения результата и т.д.) формирование навыков самоконтроля и самооценки (самостоятельная выработка учениками критериев оценки выполненной работы; оценка ребенком уровня трудности заданий; анализ своего знания – незнания, умения – неумения, анализ путей достижения результата и т.д.)
16 5. Принцип целенаправленной и систематической работы над общим развитием всех учащихся класса, включая и слабых ( с соблюдением требования постоянной заботы о психическом и физическом здоровье каждого ребенка) Условия реализации: выявление и учет индивидуальных различий между детьми; обеспечение каждому ребенку возможности продвигаться в развитии в соответствии со своими исходными данными, а не только подтягиваться до какого-то извне заданного уровня
17 6. Типические методические свойства системы Л.В.Занкова 1) Многогранность в содержании образования: учебный материал рассчитан не только на формирование программных знаний, умений и навыков, но и на общее психическое развитие школьников;в содержании образования: учебный материал рассчитан не только на формирование программных знаний, умений и навыков, но и на общее психическое развитие школьников; в методах и приемах обучения: разнородность функций – одни приемы служат способом организации усвоения знаний и навыков, другие – средством создания условий для развития школьников и вовлечения в сферу учения их разносторонней психической деятельности (эмоциональной, интеллектуальной, волевой, эстетической):в методах и приемах обучения: разнородность функций – одни приемы служат способом организации усвоения знаний и навыков, другие – средством создания условий для развития школьников и вовлечения в сферу учения их разносторонней психической деятельности (эмоциональной, интеллектуальной, волевой, эстетической): в жизни ребенка: организация совместной деятельности учителя, родителей, товарищей по классу, единство учебной и внеклассной работы.в жизни ребенка: организация совместной деятельности учителя, родителей, товарищей по классу, единство учебной и внеклассной работы. единство умственной деятельности и эмоциональной жизни ребенка.единство умственной деятельности и эмоциональной жизни ребенка. «Эмоции не просто придают ту или иную окраску умственной работе, но и обладают созидающей силой» «Эмоции не просто придают ту или иную окраску умственной работе, но и обладают созидающей силой» (Л.В. Занков)
18 2)Процессуальность: последовательная, из урока в урок, организация усвоения нового материала на основе включения его в систему прежде усвоенного (осознание отношений и зависимостей изучаемого и изученного); создание условий для осознания необходимости нового материала, изменяющего взгляд и отношение к тому или иному понятию, закону или закономерности;«Каждый отрезок учебного курса входит в качестве зависимого элемента в органическую связь с другими элементами» (Л.В.Занков) становления знаний.характер и последовательность нового материала, упражнений по его усвоению, диктуются необходимостью постоянного возврата к ранее пройденному с целью включения старого материала в новые связи и отношения. Постоянный возврат к ранее пройденному материалу, его органическая существенная связь с новым – главное условие становления знаний. «Строение процесса познания напоминает сетку. Здесь нет повторения в целях запоминания, а происходит все большее усложнение соотношений элементов, углубление познания» ( Занков Л.В. Некоторые вопросы теории учебника. С. 37)
19 3. Коллизии В учебном процессе необходимо использовать противоречия, возникающие при столкновении старого знания с новым (нового способа действия с предшествующим). Условия возникновения коллизий: ребенок сталкивается с нехваткой (избытком) информации или способов деятельности для решения поставленной проблемы;ребенок сталкивается с нехваткой (избытком) информации или способов деятельности для решения поставленной проблемы; он оказывается в ситуации выбора мнения, подхода, варианта решения и т.п.;он оказывается в ситуации выбора мнения, подхода, варианта решения и т.п.; он сталкивается с новыми условиями использования уже имеющихся знаний.он сталкивается с новыми условиями использования уже имеющихся знаний. В таких ситуациях обучение идет не от простого к сложному, а, скорее, от сложного к простому: от какой-то незнакомой, неожиданной ситуации через коллективный поиск (под руководством учителя) к ее разрешению. В таких ситуациях обучение идет не от простого к сложному, а, скорее, от сложного к простому: от какой-то незнакомой, неожиданной ситуации через коллективный поиск (под руководством учителя) к ее разрешению. «Ошибка- находка для учителя» Л.В. Занков
20 Например: «Азбука», программа Нечаевой Н.В., Белорусец К.С голдомдивандорога? голыдомадиваныдорогиворота
21 4.Вариантность. Проявляется как по отношению к учителю, так и по отношению к ученикам и определяет возможность многообразия приемов работы учителя и действий учащихся в одни х и тех же условиях обучения. Учитель может: изменять поурочный планизменять поурочный план изменять способы работы; изменять способы работы; изменять последовательность заданий, их характер в зависимости от ситуации, сложившейся на уроке.изменять последовательность заданий, их характер в зависимости от ситуации, сложившейся на уроке. Ученики могут: Ученики могут: выбирать задания и способы решения учебной задачи. выбирать задания и способы решения учебной задачи. « При организации учебной деятельности надо бояться стереотипов… Мы держим детей в стереотипе, не даем возможности работать с вариантами…» Н.В. Нечаева
22 7. Формы организации обучения, направленного на общее развитие школьников « Нужно ли совершенствовать урок? Мы совершенствуем форму другой системы. А надо думать, как ее разрушать. Разрушая традиционный урок, мы должны выйти на индивидуальную самостоятельную работу каждого ученика…» Н.В. Нечаева Формы организации обучения в системе Л.В.Занкова отличаются гибкостью, динамичностью. В основе выбора форм организации обучения – формирование информационных умений школьников. Экскурсии, работа в библиотеке, кружковая работа, проведение конкурсов, викторин, театрализаций, живое общение: «ученик – одноклассники – учитель – родители и другие взрослые, совместная деятельность в разновозрастных группах, группах. Состоящих из учеников разных классов одной параллели и т.д.
23 8. Урок в системе Л.В. Занкова 1. Главное – «жизнь детей на уроке» (непосредственная связь с жизнью страны, мира, переживание, осмысление новых событий при их обсуждении с учителем, одноклассниками) (Л.В. Занков. Беседы с учителями. С.321) 2. Дидактический стержень урока – преобразующая деятельность учеников. Дети осуществляют умственную деятельность:наблюдение,сравнение,сопоставление, дифференцирование (расчленение) обобщение,группировку,умозаключениевыводы.
24 3. На уроке соблюдается принцип «идти от детей». На передний план по удельному весу выходят высказывания детей, учитель играет роль «режиссера» в организации их познавательной деятельности. 4. Структура урока гибкая и определяется внутренней логикой учебного материала и движением мысли детей в учебном сотрудничестве их между собой при направляющем участии и помощи педагога. 5. Работа над усвоением знаний должна сочетаться с работой над развитием, что определяется характером заданий: предъявляются задания только на воспроизведение или творческие. 6. Постановка и характер вопросов должны носить общий характер, т.к. только общие вопросы имеют развивающее значение. При этом нужно вести постоянную работу по формированию наблюдательности младших школьников. 7. Организация поисковой деятельности учеников. 8. Соединение познания с эмоциями: 9. Основные формы проведения урока: диалог, полилог. 10. Важнейшее средство обучения – учебник.
25 9. Особенности педагогического общения в системе развивающего обучения Особая, доверительная атмосфера обучения – условие реализации дидактических принципов и типических свойств системы Л.В.Занкова «Если школьник является для учителя только каким-то подобием сосуда, в который надо уложить определённые знания и навыки, это, конечно, не будет способствовать его любви к учащимся, а наоборот, заглушит и те ростки благородного чувства к детям, которые у него были до начала учительской деятельности. Когда каждый школьник понят учителем как человек, обладающий своими индивидуальными особенностями, стремлениями, своим складом ума и характера, такое понимание поможет полюбить детей, уважать их» (Занков Л.В. Беседы с учителем ) Основная форма добывания знания, решения проблемы – дискуссия.
26 «Ребенок не должен панически бояться ошибиться. Невозможно научиться чему-то, не ошибаясь. Старайтесь не выработать у ребенка страха перед ошибкой. Чувство страха – плохой советчик. Оно подавляет инициативу, желание учиться, да и просто радость жизни, радость познания… НЕ обольщайтесь – вы не идеал, а значит, не образец для подражания во всём и всегда. Поэтому не заставляйте ребенка быть похожи на вас» Еремеева В.Д. Мальчики и девочки. Учить по-разному, любить по-разному. Самара: Учебная литература, 2005 г. С.156 Характер общения в учебном процессе во многом определяет формирование мотивов познания, а затем и потребности в познании «Дружеские отношения между учителем и учениками, создание внутреннего побуждения к учению, вся атмосфера живого познания действуют как необходимые компоненты целостной системы» Занков Занков Л.В.
27 Общение «учитель – ученик» Учитель испытывает интерес к детям, их мыслям, чувствам, создает у каждого ученика чувство, что его понимают и принимают. Учитель испытывает интерес к детям, их мыслям, чувствам, создает у каждого ученика чувство, что его понимают и принимают. Учитель владеет умением «подать себя»Учитель владеет умением «подать себя» Дети испытывают интерес, уважение к учителю.Дети испытывают интерес, уважение к учителю. Учитель внимателен ко всем детям, это дает возможность высказаться каждому ребенку; умеет организовать меру помощи, чтобы каждый испытал успех деятельности.Учитель внимателен ко всем детям, это дает возможность высказаться каждому ребенку; умеет организовать меру помощи, чтобы каждый испытал успех деятельности. Учитель умеет во время диалога на уроке отдавать инициативу детям (ориентация на методическое соавторство)Учитель умеет во время диалога на уроке отдавать инициативу детям (ориентация на методическое соавторство) Учитель содействует спокойному, естественному поведению детей на уроке Учитель содействует спокойному, естественному поведению детей на уроке
28 Общение учащихся друг с другом Дети умеют общаться без постоянного вмешательства взрослых, испытывают интерес к групповой и парной формам работы, в заданиях на коллективное творчество умеют распределять роли, добиваться слаженности и взаимопонимания. Дети испытывают интерес к мыслям, суждениям, знаниям одноклассников. Ученики владеют диалогической формой общения. Умеют слушать друг друга, поддерживать чужие идеи, развивать их. Коллектив класса мобилизует познавательную деятельность ученика. Дети владеют мимикой, могут открыто передавать свои чувства, умеют устанавливать зрительный и вербальный контакт (Фокеева С.Н. Грани общения// Практика образования С.5)
29 10. Изучение результативности обучения в системе Л.В. Занкова Главное - оценка индивидуальных достижений каждого школьника по показателям развития и качеству знаний. Безотметочное обучение – обязательное условие развивающего обучения Показатели эффективности системы обучения: 1. Состояние физического и психического здоровья детей, их благополучие в процессе обучения, психически комфортное каждодневное состояние (личностная ориентированность системы обучения, её гуманность) 2. Уровень общего развития учащихся, уровень владения знаниями. Умениями, навыками, нравственная воспитанность, необходимая для успешной адаптации в культурной социальной среде. 3. Удовлетворенность всех участников образовательного процесса
30 Изучение результативности в системе Л.В. Занкова Наблюдение Изучение результативности с применением специальных методик, приёмов. заданий Общее представление о поведении, самочувствии детей, характере взаимоотношений в классе и т.д. Изучаются: наблюдательность, мышление, практические действия, ЗУНы
31 Показатели развития наблюдательности Умение подчинить своё восприятие поставленной задаче, умение сосредоточиться, строго следовать инструкции Умение подчинить своё восприятие поставленной задаче, умение сосредоточиться, строго следовать инструкции Полнота наблюдения – исчерпывающее выделение частей, разносторонность рассмотрения свойств, действий и состояний объекта в соответствии с поставленной целью Полнота наблюдения – исчерпывающее выделение частей, разносторонность рассмотрения свойств, действий и состояний объекта в соответствии с поставленной целью Тонкость наблюдения, умение подмечать малозаметные компоненты Тонкость наблюдения, умение подмечать малозаметные компоненты Планомерность, определённая последовательность рассмотрения объектов Планомерность, определённая последовательность рассмотрения объектов Осмысление, интерпретация воспринятого в свете прежнего опыта, имеющихся знаний, способность к обобщенной характеристике воспринятого Осмысление, интерпретация воспринятого в свете прежнего опыта, имеющихся знаний, способность к обобщенной характеристике воспринятого Способность к длительному внутреннему побуждению к осуществлению наблюдения, не безразличное, а эмоционально окрашенное отношение человека к деятельности Способность к длительному внутреннему побуждению к осуществлению наблюдения, не безразличное, а эмоционально окрашенное отношение человека к деятельности Осознание черт наблюдательного человека, способность контролировать и развивать в себе соответствующие черты.Осознание черт наблюдательного человека, способность контролировать и развивать в себе соответствующие черты.
32 Изучение развития мыслительной деятельности Уровни мышления: наглядно-действенный, наглядно- образный, словесно-образный, словесно-логический. Мыслительные операции: планирование, сравнение, классификация, подведение конкретного под общее, установление причинно-следственных связей и др. Изучаются в системе Л.В. Занкова: сравнение (по различным признакам); переключение с одного аспекта рассмотрения на другой, если того требует задача; совмещение аспектов рассмотрения, т.е. одновременное видение, осмысление объектов с различных точек зрения Пример задания. Назначение задания: выявление способности к одноаспектному рассмотрению объектов, переключению с одного аспекта рассмотрения на другой и совмещению двух аспектов рассмотрения (математика, 3 класс, задание разработано И.И. Аргинской)
33 Задание А) Найдите значения выражений: Б) Разделите получающиеся равенства на две группы так, чтобы равенства каждой группы были похожи друг на друга. Каждую группу запишите в столбик, под столбиком напишите, чем похожи равенства. Найдите несколько способов деления равенств на группы. В) Разделите те же равенства на четыре группы так, чтобы равенства каждой группы были похожи друг на друга. Каждую группу запишите в столбик и напишите, чем похожи равенства каждой группы –
34 Изучение развития практических действий Показатели успешности практической деятельности: Уровень развития наблюдательности, мышления, эмоционально-волевых сторон психики Уровень развития наблюдательности, мышления, эмоционально-волевых сторон психики Уровень развития самоконтроля – способности соотносить последовательные шаги своей деятельности с ранее намеченными операциями и окончательный результат с запланированным образцом Уровень развития самоконтроля – способности соотносить последовательные шаги своей деятельности с ранее намеченными операциями и окончательный результат с запланированным образцом Умение ученика по окончании работы рассказать о проделанных операциях и надлежащей последовательности Умение ученика по окончании работы рассказать о проделанных операциях и надлежащей последовательности
35 Изучение уровня знаний, умений, навыков и развития школьников в ходе усвоения учебных предметов Успешность обучения (по Л.С. Выготскому) Абсолютная успешность (соответствие достижений учащегося программным требованиям) Относительная успешность (соотносимость с собственными предыдущими достижениями ученика) Знакомься, школа, - твой ученик: Изучение стартового уровня первоклассников// Практика образования С.35
36 Абсолютная успешность Четыре уровня оценки Способы установления уровней: 1.Подсчёт количественных показателей (например, снижение или увеличение количества ошибок в диктанте и т.д.) 2. Описание качественных показателей – критериев оценки, которые раскрывают структуру деятельности, её содержание 3. Описание использованной ребёнком помощи со стороны учителя или класса (уровень самостоятельности): от стимулирующей и направляющей до конкретной, прямой
37 Общеучебные умения и навыки как объекты оценивания 1.Информационно- ориентировочные умения (умения наблюдения, слушания, чтения) 2.Операционально-исполнительские умения (умения классификации и обобщения) 3.Контрольно-коррекционные умения ( умения самопроверки и самоконтроля)
38 Типы заданий, способствующих развитию общеучебных умений 1. Наблюдение - классификация – самоконтроль Учебная задача: классификация (группировка) наглядного материала (по заданному или самостоятельно найденному основанию), самоконтроль 2. Слушание – классификация – самоконтроль Учебная задача: слушание и классификация словесного материала (по заданному или самостоятельно найденному основанию), самоконтроль 3. Чтение – классификация – самоконтроль Учебная задача: чтение и классификация словесного материала (по заданному или самостоятельно найденному основанию),, самоконтроль 4. Наблюдение – обобщение – самоконтроль Учебная задача: обобщённое отражение содержания иллюстраций к учебному материалу, самоконтроль 5. Слушание – обобщение – самоконтроль Учебная задача: обобщение сведений, представленных в устной форме, самоконтроль 6. Чтение – обобщение – самоконтроль Учебная задача: чтение и обобщение словесного материала, самоконтроль
39 Достоинства развивающего обучения: построение процесса обучения на основе самостоятельного поиска новых знаний на основе наблюдений, сравнений, классификаций, обобщений; активность учащихся: на уроках ребята не боятся, что ответ будет неправильным, принимается и обсуждается любой ответ, который может перейти в спор, помогающим дойти до истины; предметы литературного чтения, информатики, окружающего мира обогащают кругозор, развивают наблюдательность, мышление, дают общее представление общей целостной научной истины мира; преемственность начального и среднего звена (создание гуманитарных классов);
40 Педагогическая система РО Л.В. Занкова дает учащимся: развитие ума, воли, чувств, нравственных представлений, формирование потребности учиться; радость от свободного умственного труда, творчества и общения; самостоятельность, уверенность, ответственность; стремление к сотрудничеству. Учителю: изменение взгляда на образование и ученика; технологию развития личности учащегося, его познавательных и созидательных способностей; расширение возможностей для творчества.
41 Проблемы развивающего обучения: несвоевременное обеспечение учебно-методическими пособиями (в связи с отдаленностью региона от центра и отсутствием финансирования); многие учителя берут для реализации на практике только части системы, нарушая при этом целый процесс, направленный на общее развитие учащихся, где каждый предмет выполняет свою роль и взаимосвязан с другим происходит односторонняя ориентация на теоретическое мышление; недоступный стиль подачи текстов и заданий по предмету окружающий мир; идет уменьшение количества часов по чтению и математике;
42 дети должны быть физически подготовлены т.к каждый урок несет какое - то открытие; отсутствие методических указаний к учебникам; отсутствие сотрудничества с другими школами, научными центрами, а так же отсутствие системы научно-методической консультации. Несмотря на существующие проблемы развивающего обучения, эта система интересна учителю, ученикам, родителям. Однако работать по ней учителю надо начинать лишь после основательного ее изучения, когда ему становятся видны все ее преимущества. Затем необходимо поставить цель: обучая, не навреди. И это главное.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.